Известное известно немногим. Эллора - Аджанта
Отель "Rama International" высотное модерновое здание со всеми удобствами, включая бассейн на седьмом этаже (most unusual!). Много иностранных групп. Единственное неудобство, гостиница расположена за пределами города, который мы практически не увидим (экскурсии по городу, как таковой, не было). Осталось ощущение активного неприятия - настоящий мусульманский заштатный городок - грязный, мужской, smelly & noisy. Особенно действуют на психику бесконечно повторяющиеся призывы муэтзинов к службе - невыносимо громкие (используют громкоговорители), навязчивые, нескончаемые, настойчивые, тягучие, мучительные.
К счастью, уже во второй половине дня состоялась поездка в ELLORA CAVES. Это музей под открытым небом, расположенный в 30 км от Аурангабада, deep inland; уникальное сочетание пещерных храмов. Их 39: индуистского, джайнистского, буддистского происхождения - трех основных религий Индии. Комплекс как бы объединяет множество разных миров в единое целое.
Интенсивные раскопки давно проводятся на огромном плато скальных пород, открывая миру пещерные храмы со скульптурными композициями.Обнаруженные храмы представляют иллюстрации к литературным памятникам "Махабхарат" и других, со скульптурными героями удивительной пластики и совершенства! Им более двух тысяч лет.И они так же широко известны, как греческая архаика.
В отель возвращаемся к позднему ужину. На следующее утро очень рано отправляемся в AJANTA CAVES (на этот раз полнодневный маршрут) АДЖАНТА тоже представляет комплекс пещер, расположенных в 100 км к юго-востоку от Аурангабада в глубине континента. Хорошо, что выехали рано (днем жара выше 40С).
Поразительный пейзаж: холмистая местность скрывает нечто загадочное, неспокойное, энигматичное,touch of mistery about it.Первая остановка - прекрасный rocky TEMPLE OF KAILASH,часть огромного комплекса АДЖАНТА,включает 24 монастыря, пять храмов - (некоторые датируются 700г.до н.э., им почти три тысячи лет). Эти скальные храмы поразительная иллюстрация в цвете к литературному памятнику "Махабхарат”. Все поверхности - стены, колонны, плафоны - расписаны полихромными фресками.
Комплексы Эллоры-Аджанты называют "Азиатские Помпеи". Лучше не скажешь! Фрески впечатляют качеством минеральных красок: свежесть, нетронутость временем, чистота Мы восхищаемся фреской Fra Angelico da Fiezole в Эрмитаже, её колористической чистотой. Но ей всего 600 лет, просто baby на фоне фресок Аджанты. Следует добавить невыразимую пластику индуистской живописи: фигуры в движении, общении, танце… необыкновенно грациозны!
В памяти, как параллель, возникают христианские храмы Кападоккии в Турции. В иконной живописи движение отсутствует как таковое; фигуры всегда статичны,как бы "висят" в воздухе и пространстве; плоская фронтальная позиция, отсутствие плоти.. Лишь огромные глаза заглядывают в душу. Истинно христианское искусство моложе на две тысячи лет и сохраняет своё уникальное качество до сего дня. Какие разные способы общения с Богом!
Пыталась найти книгу по Эллора-Аджанта, но индийская фотография еще в худшем состоянии, чем наша российская (до недавнего времени). В Индии таковой не нашла. Приобрела недавно в Питере. Драматическая деталь в том, что в Индии практически нет школы реставрации из-за отсутствия государственной финансовой поддержки. Сегодня и Россия пришла к тому же и по той же причине. Особенно в провинции, где вопросы сохранения наследия прошлого сталкиваются с коммерческими интересами. Понятно, что одерживает верх.
Возвращение в АУРАНГАБАД затрудняет невыносимая жара (автобусный вентилятор просто гоняет горячий воздух). Но память сохранила гористый ландшафт,интригующий пейзаж, в котором отсутствует чувство реальности no sense of reality, линия горизонта словно нарисована или типа коллажа нанесена на плоскость, just a bright straight line, motionless. To see once is better, than all the reading I've done. Полное погружение в мистику миража, архитектура как коллаж.
Возвращение в БОМБЕЙ, как возвращение в реальность."La Trattoria",странный гибрид итальянской кухни, английского интерьера с клетчатыми скатертями, свечами, в сопровождении шума-гвалта обычной забегаловки, типа "Мас Доналдс", действует отрезвляюще. Народу неприлично много. Оказывается, гостиница сдает холлы под свадьбы, дискотеки, фестивали, показы фильмов, иногда и то и другое одновременно. Не удивительно! Бомбей крупнейший центр по производству фильмов, конкурирует с Голливудом. Для гостиницы рекламная деятельность составляет достойную часть бюджетных поступлений. В SU в восьмидесятые сама идея получать комиссию за посредничество или сдавать в аренду казалась неприемлемой.В Индии это узаконенная форма существования во всех сферах и на всех уровнях социальной лестницы.
БОМБЕЙ город своеобразный. Он импонирует европейцу своим европейским качеством (кстати, побратим Петербурга, и возраст почти совпадает). Взгляд выхватывает знакомую рекламу Аэрофлота, магазин "советской книги". Бомбей космополитичен и полон контрастов. Совмещение несовместимостей! Потрясения последних двадцати лет в России сделали нас ещё более похожими. Поражает шум и многолюдье. Тогда это воспринималось как аномальность. Казалось, привыкнуть невозможно. Преследуют рыбные запахи, как только покидаешь кондиционированные интерьеры гостиницы. Требуется адаптация.
В памяти первый день после возвращения из Аурангабада,ощущение огромности города. Программа перенасыщена.Гидесса красивая индуска в сари, экспансивная, говорливая, явно с опытом общения с русскими группами, много информации. Одна проблема - автобус без микрофона! Отсутствие микрофона в местных условиях настоящая катастрофа, если принять во внимание интенсивность трафика, жару и влажность портового города. В Бомбее транспорт без кондиционеров и как бы запараллелен, движется плечом к плечу, как в строю. Можно пожать руку знакомому, висячему на подножке рядом медленно-ползущего авто. Весь транспорт движется с открытыми дверьми,чтобы люди не задохнулись в замкнутом пространстве, и увешан людьми как гроздьями. Зрелище не для слабонервных!
При этом все, что движется и не движется давит на клаксоны (гудки НЕ запрещены). Не только общественный транспорт, но частные машины, такси, даже рикши. В вертикальном положении стараюсь перекричать этот пандемониум. Хуже другое:моя больная хотя кризис миновал, требует внимания,звонков,общения с консульством и фирмой.
Неожиданно выпадают полтора безпрограммных дня до вылета домой. Thanks God! Будь гостиница в центре, все было бы отлично, можно жить на своём режиме. Но реальность такова, что группа отрезана от всех туристических радостей. Гостиница далеко за городом - ни магазинов, ни лавок, ни рынка (при нерастраченной валюте). Использовать общественный транспорт для группы более тридцати человек, при том как он функционирует, is a shere nonsense!
Моя интеллигентная группа очень трогательная - готовы отказаться от ланча в оплату автобуса. Убеждаю фирму предоставить группе транспорт, как единственный способ избежать жалоб за всякие недоделки, включая отсутствие микрофона. Так с помощью малых интриг и шантажа, плюс потерянный час на телефоне удаётся получить у фирмы автобус на поездку в город. This was a perfect tailpiece to our stay in India (хотя малые опасения что "Trade Wings" представит счет Интуристу имелись). Yet it was worth it! Удовольствие от счастливых лиц и состоявшихся амбиций отличная компенсация.
Ученые мужи вошли в роль и продолжали ликбез, особенно фанатик-востоковед из АН. Его познания столь же впечатляющие, как и полное отсутствие манер. Со своим увесистым профессиональным оборудованием для фотографирования (таскает повсюду) он представляет странное зрелище, учитывая его далеко не богатырскую конституцию. Чудо выносливости! Даже пообещал пригласить на лекции в Дом Ученых.
Разочарование наступило в последнее утро: не работал бассейн!(именно в это утро бассейн мыли-чистили-меняли воду)Пришлось отправить туристов в соседнюю гостиницу за 5 рупий, другие пошли плавать в Аравийское море, dirty & smelly, not civilised at all.
Самая развлекательная часть наших путешествий началась на отлёте домой. Вначале задержали рейс на Дели. При этом пассажиров продержали в аэробусе более 2 часов. (температура в самолете достигла 40С). Сколько ни скандалила, всё впустую. Наконец-то выпустили, сообщив: "рейс задерживается на час".В здании аэропорта встретила Надежду Павлову,с группой она летела в обратном направлении в Мадрас, тур "на отдых". I was so lowdown & depressed, that when we kissed good-bye I said "You may be the last to see me" & handed her my home phone-number, just in case. Мне собственная шутка не понравилась. Трудно поверить, но нас погрузили на тот же лайнер. Туристы выглядели устало и напугано. Сама атмосфера предвещала недоброе. Предупреждение "застегнуть ремни" не снимали. Перевод не требовался, нас сильно трясло и бросало весь рейс.Когда, наконец, приземлились в Дели, с трехчасовым опозданием, группа не расходилась, никто не пошёл в номера. Back to life is a great thing! В памяти остался полуночный ужин в пустом ресторане гостиницы "Империал". Метрдотель с несколькими официантами получали особое удовольствие, наблюдая как русские празднуют своё спасение богатыми возлияниями (no wonder, they had more drinks, than my party).Russians pay with vodka, as always. On my program it says: "worst day of my life". Вообще-то могло быть хуже. На этом история не закончилась. Утром в аэропорту узнаю, что свой рейс на Москву мы пропустили; из Дели домой летим с посадкой в Ташкенте, что значит, группа не успевает на ночной поезд в Питер (к счастью, в последнюю минуту всё сработает). Однако мои личные приключения только начались. Интурист не зарезервировал мне гостиницу в Москве. Про меня забыли, была мысль. "Метрополь" пустил на ночь в комнату консьержки, не выгонять же переводчика с иностранными паспортами всей группы на улицу ночью.
Всё оказалось ещё интересней, чем тогда подумалось.Утром в референтуре удивились моему появлению. Не ждали. Оказалось, из-за трех-часового опоздания в Дели, мне не смогли передать документы на новую группу для сопровождения по Индии на второй срок (группа осталась без гида). Странно, вместо чувства потери и сожаления, испытала радость, что всё сложилось так, а не иначе. Как сказал Мандельштам, "и всё твоё от неизбежности". Летела домой с ощущением "всё к лучшему". I felt very fortunate.I was at the end of the rope,worried & anxious to get home to my kids! Enough is enough! В моей работе никогда не знаешь случится ли вернуться в страну.Но поездка в Индию повторится в 1982 на два срока,на этот раз без потрясений и с новыми маршрутами.
Свидетельство о публикации №216012301566