КАИР
Первый раз в жизни я увидел блокпост. Это своеобразное сооружение из бетонных блоков и мешков с песком, и сразу не разглядишь, где и сколько установлено пулемётов, сколько там солдат и держат ли они на прицеле подъезжающие наши автобусы.
Джип с вооружёнными людьми, ехавший впереди колонны, останавливается у освещённого невысокого строения, а из автобусов в темноту высыпают все, кому очень-очень или про запас надо освободиться от выпитого и съеденного накануне. И чёрнота пустыни принимает всех, не разделяя ни по какому признаку.
Уже начинает светать, пустынный пейзаж равнины сменяется горным, и всё равно никакой растительности. Голые камни! Но вот дорога вырывается из серо-коричневых объятий и справа в трёх десятках шагов водная поверхность. Это не само Красное море, а его залив, в северной части которого прорыт до Средиземного моря – Суэцкий канал. Далеко от берега различаются огромные морские корабли. Одни медленно плывут на юг, чтобы миновать Баб-эль-Мандебский пролив и выйти к персидским берегам, богатым нефтью или ещё куда, где их с нетерпением ждут. Другие суда неподвижны, они стоят в очереди, чтобы проскочить через канал и направиться к берегам уже европейским.
Облегчил жизнь мореплавателям этот канал, и стали европейцы забывать длинный и трудный путь к Индии вокруг Африки. Даже Джузеппе Верди, вдохновдённый строительством канала подписал контракт и, забросив на время свои фермерско-огородные дела, приступил к написанию оперы «Аида», которая до сих пор является украшением репертуара любого оперного театра. Но закончил он своё произведение, когда первые корабли уже плыли в обоих направлениях.
Дорога поворачивает влево, снова пустыня, какие-то редкие кустики и верблюд, которому наплевать и на дорогу, и на автобусы, и, пожалуй, на всё на свете. А за ним, в полукилометре от нашей колонны, уткнувшись пушкой в землю - сгоревший танк. Учебным или испытательным полигоном здесь не пахнет. Не след ли это последней войны с Израилем?
Стали появляться строения, а пейзаж начал приобретать зелёные тона. И вот уже пальмы, густая растительность вдоль каналов, прямоугольники полей и другие признаки того, что мы приближаемся к египетской столице.
Спросите меня, что запомнилось о египетской столице? Не раздумывая скажу – столпотворение! Народу кругом по нашим провинциальным понятиям видимо-невидимо! И даже с селёдкой в бочке сравнивать бесполезно. Когда-то в детстве я услыхал фразу об огромных скоплениях народа – «из пушки не прошибёшь!»
Ну, представьте себе город с пятнадцатью миллионами человек! На центральных улицах движение машин то ли по пять, то ли по шесть рядов в одну сторону. И люди спокойно переходят через этот поток предусмотрительно подняв руку вверх. Светофоры? Может быть где-то и есть. Аварии, наезды на пешеходов? Не заметили. Правда, на обратном пути мы встречали вдоль дорог мастерские, где чинили битые и даже хорошо разбитые легковушки европейского происхождения.
–Ну, а ещё-то что?
–Ой, там столько всего, что, ей-богу, не знаю с чего и начать. Сначала какой-то древний водопровод, потом город мёртвых, это большой массив склепов с плоскими крышами, а наш гид просит посмотреть то туда, то сюда… Привезли нас к самой главной мусульманской мечети, обувь при входе полагается снимать, мы подчиняемся и попадаем внутрь. Великолепие!.. На полу ковры красного цвета, обрамлённые широким восточным орнаментом с преобладанием золотистого цвета. На потолках и стенах – доминирует зелёный цвет и, конечно же, великолепная отделка золотом. Много золота!
Уставшие разглядывать и слушать туристы садятся отдохнуть прямо на ковровое покрытие, поджав под себя на восточный манер ноги. Другие же выстраиваются в очередь, чтобы сфотографироваться на четырёх ступеньках, обшитых плотной красной тканью чем-то знаменитого и великолепно исполненного трона.
–А потом?
–Потом нас повезли в Египетский музей. Ой! У меня сил не хватит, чтобы подробно о нём рассказывать, хочешь, я скажу, где взять брошюрку, в ней есть всё и очень подробно. А в музее, если придётся побывать, тебе обязательно расскажут про сто десять килограммов массивного золота, из которого сделан гроб Тутанхамона и про другие сокровища его могилы. Там есть и копия статуэтки Нефертити, оригинал которой находится в Берлине. Там сто пятьдесят тысяч экспонатов! Представляешь? Музей просто «трещит по швам». Говорили, что где-то около пирамид, в Гизе строят новый современный музей.
Я был удивлён и обрадован, когда увидел в музее людей в инвалидных колясках. Сами они передвигаться не могли, у каждого был сопровождающий.
–Почему удивлён?
–Да потому, что их было не один-два, на которых у нас смотрят с жалостью, переходящей в прискорбие, а много, и на лицах этих людей в колясках было выражение спокойного жизнеутверждения. Это были люди самых разных возрастов и не только с белой кожей. И я был рад, что наши туристы запомнят это не фальшиво-газетное сострадание, а истинно человеческое отношение к людям, лишённым подвижности. Европейцы!..
–Пирамиды?
–Да, незабываемое впечатление. Но лезть по огромным блокам вверх или спускаться по узким и кривым туннелям внутрь, чтобы увидеть неизвестно что, не было ни малейшего желания. Руками главную пирамиду потрогал, даже погладил ладошкой и похлопал дружески по одному из самых нижних блоков: «Хорошая работа! Труда-то сколько! И зачем?» А дальше - к сфинксу с разбитым носом, который охраняет покой фараонов. Кто разбил нос сфинксу? Один экскурсовод говорит, что это дело рук мамлюкских воинов, которым семьсот лет назад не понравился взгляд этого самого сфинкса, а другой обвиняет в вандализме пьяных солдат наполеоновской армии. Наполеон, как и Македонский, тоже был в Египте. Тоже хотел много. Кто ещё в недавней истории пытался завоевать если не весь мир, то хотя бы половину? Да, да, - Гитлер. И что из этого вышло?
Знаешь, за полгода до олимпиады 80, я был в Киеве и несколько раз ходил к Бабьему яру, где расстреляны больше ста тысяч евреев. И не только евреев. Все гиды говорили о чудовищных злодеяниях фашистов одинаково, но в конце их рассказа всегда задавался один и тот же вопрос: «А где сейчас писатель Кузнецов?» И вот тут начинали озвучиваться самые разные версии, причём каждая преподносилась как абсолютная истина: «Жил в Лондоне, выпал из окна отеля. Жил в Лондоне, был сбит автомобилем. Жил в Лондоне, спился и умер». Нет человека, который сбежал за границу. Не-ту! Не существует! Нет и повести «Бабий яр», напечатанной в «Юности» и страницы которой вырезали из библиотечных номеров. Велено было…
А ты про нос сфинкса. Да какая нам разница, кто его отстукал? Стоит без носа и стоит, а интерес к себе не теряет. Народищу!.. Со всего мира прут.
Свидетельство о публикации №216012301743
Многие забываются.
Но.
Я помню Ваши скитания по Польше.
Меня порадовали итоги Вашего путешествия в Каир. Прекрасная возможность побывать там, где не был. Оценить. ...И не выходить из дома, от тёплой печки с горячим чаем этой осенью! :)
Хороший из Вас получается гид:)
Спасибо за поддержку. С искренним уважением,
Из Лучина 25.11.2018 16:01 Заявить о нарушении
Если о путешествиях, то "Каир" - скороспелый рассказ. Но есть ещё "Шри-Ланка" и "Мальдивы". К ним отношение более серьёзное.
Спасибо большое, что не забываете!
Владимир Пеганов 18.11.2018 17:39 Заявить о нарушении
Блуждать по "объёмным" творениям - большой труд. "Вижу" много неплохих Авторов, которые для "галочки" отмечают роман или повесть. Хм, обижает. ...Для "галочки".
Хоть мне весьма неловко от того, когда серьёзный Автор, знающий и понимающий жизнь, уделяет много времени женским рассуждениям. Проклятые стереотипы.
С другой стороны, ни одно своё произведение каким-то "женским" назвать совершенно не могу. И категорически не хочу. Разве женщины так пишут?
Но, верно, отметил один из авторов на "прозе, что время тяжеловесных, объёмных произведений - прошло.
Спасибо Вам за Ваш труд. И не расстраивайтесь, если вдруг не захочется "идти" по "Следу..." дальше. Жизнь только одна и, верно, не стоит что-то делать "для галочки".
С искренним уважением,
Из Лучина 25.11.2018 18:08 Заявить о нарушении