Автограф от Кшиштофа Занусси
«После победы, как и после
поражения, наступает полное
опустошение».
А. Емельяненко – чемпион
мира по боевому самбо.
1.
Когда я поделилась со своей знакомой, что хочу взять автограф у известного польского режиссёра К. Занусси, когда он приедет к нам на кинофестиваль, то услышала в ответ:
- Ну, мать, ты размечталась: кто он, а кто ты. Его секьюрити тебя на пушечный выстрел не подпустят. Это не реально!
И вот наступил этот день. День, как день. Суббота. Муж целый день лежит на диване, тупо уставившись в телевизор. Периодически он засыпает, и тогда на всю квартиру разносился храп. Иногда он поднимается и идёт на кухню что-нибудь покушать.
Я находилась в другой комнате и тоже тупо смотрела в телевизор, пытаясь проанализировать, как для меня пройдёт сегодняшний вечер. Удивительно, но в мозгах – пустота. Кажется, и в душе тоже пустота. Почему? Потому что в течение полугода я подсознательно готовилась к этой встрече. Периодически сама себя накручивала: «может, не стоит? Но потом решительно: «Нет, я всё-таки сделаю это!»
Сейчас, когда я вплотную подошла к этому событию, перестала понимать, зачем мне это нужно. Я начала желать, чтобы режиссёр вообще не приехал и тогда всё само собой бы разрешилось: «Ну, вот! Я честно сделала всё, что задумала, и билет с большим трудом достала на кинофестиваль. Не в моих силах изменить ситуацию, чтобы он приехал».
В пять вечера по ТВ в новостях передали, что во Дворце Республики через час состоится открытие кинофестиваля. Перечислили фамилии известных актёров и режиссёров. Про Кшиштофа Занусси передали, что он пока не приехал. Я обрадовалась, может и вовсе не приедет.
Стрелки часов приближались к семи часам вечера. Я приняла горячую ванну, после которой почувствовала лёгкость во всём теле. Уложила волосы и навела тщательный макияж, но не броский. Продумала, во что оденусь. Положила в сумочку книгу режиссёра «Пора умирать» и сложенные вчетверо десять листов печатного текста своего последнего рассказа «Письма без адреса», в котором я анализировала прочитанную книгу автора «Пора умирать», и ручку.
Критическим взглядом осмотрела себя в зеркало с ног до головы: «вроде бы, не плохо», и вышла в кромешную ноябрьскую ночь, чтобы ехать в кинотеатр «Москва», куда должен приехать Кшиштоф Занусси после открытия фестиваля, чтобы презентовать свой фильм «Чёрное солнце».
2.
В девять вечера я уже стояла в холле кинотеатра на первом этаже. Через пять минут подъехала подруга, которую я пригласила в качестве «группы поддержки», и мы медленно стали подниматься по широкой лестнице на второй этаж.
И, о чудо! Прямо перед нами стоит Кшиштоф Занусси, а перед ним полукругом стоит толпа журналистов и репортёров, беспардонно тыкая микрофоны прямо в лицо режиссёру, и задают тупые вопросы. Сердце бешено забилось, ноги стали ватными.
Холл был тускло, или вернее приглушённо освещён. Папарацци держали над головой неимоверно яркие большие лампы на гибких шнурах и светили в лицо режиссёру. Он вежливо и с достоинством отвечал на вопросы.
Я судорожно всунула подруге перчатки и шляпу, расстегнула пальто, дрожащими руками достала из сумочки книгу и ручку и пристроилась сбоку от журналистов. Я уже не вникала ни в вопросы, ни в ответы. Я боялась пропустить момент, когда всё закончится.
И наконец, этот момент наступил. Журналисты потушили лампы и стали расходиться. Я шагнула навстречу режиссёру, держа перед собой книгу так, чтобы он заметил, что это его книга.
- Пан Кшиштоф, извините! Можно у вас взять автограф.
Он заметил книгу со своим портретом на обложке и удивился:
- О! Откуда у вас это?
- Купила в магазине.
Было видно, что ему приятно, что его читают. Он раскрыл книгу, взял у меня ручку и прежде, чем написать, спросил тихим голосом:
- Как вас зовут?
- Светлана.
- Хотя вы русская, не против, если напишу «пани Светлана».
- Конечно, нет.
Пока он писал крупным размашистым почерком, я приступила к главной задумке этого вечера:
- Я написала вам письмо. Но оно виде литературного рассказа.
- Пани – литератор?
- Нет. Я – проектировщик. Но вот почему-то начала писать.
После этой фразы в глазах режиссёра потух огонёк заинтересованности ко мне. Почему? С сомнением спросила:
- Пан Кшиштоф, вы возьмёте письмо?
- Конечно.
Я протянула ему свои десять листов, сложенных вчетверо. Режиссёр взял письмо и положил их во внутренний карман пиджака и собрался уходить. Я не унималась и, глядя ему в глаза, спросила:
- Вы, правда, прочтёте письмо?
- Конечно. Завтра, когда буду лететь в самолёте, обязательно прочту, - убедительно сказал пан Кшиштоф, что я ему поверила.
Он в окружении сопровождающих стал спускаться вниз по широкой лестнице, по которой буквально полчаса назад мы с подругой поднялись.
3.
Вот и всё. Я почему-то почувствовала в душе полное опустошение.
У меня вдруг сильно разболелась голова и начало трясти мелкой дрожью. Мы с подругой отошли в дальний угол холла. Я сняла пальто и в изнеможении села в кресло. Подруга, видя моё состояние, стала махать программкой возле моего лица, очевидно думая, что создаёт эффект вентилятора. Сама подруга от сентиментальности и от всего происходящего тихо плакала.
- Почему ты плачешь?
- Я рада за тебя. Тебе удалось сделать, что задумала. Ты – сильная женщина.
Вот и всё…
4.
Наконец, всех пригласили в кинозал. Зал был заполнен полностью.
На сцену вышла молодая женщина, за ней – Кшиштоф Занусси. Хорошо поставленным голосом женщина объявила:
- Творческий вечер известного польского режиссёра открыт! Уважаемые зрители и поклонники творчества режиссёра могут задавать ему вопросы.
Пока пан Кшиштоф говорил вступительную речь о своём творчестве, в том числе о презентуемом фильме «Чёрное солнце», зрители передавали на сцену записочки с вопросами.
Я слушала режиссёра и постепенно начала в нём разочаровываться. То есть, я создала некий идеал. На протяжении многих лет я смотрела его фильмы, которые глубоко проходили в мою душу, заставляли думать и полностью соответствовали моему философскому взгляду на жизнь. Я смотрела почти все интервью с ним, и он мне импонировал, как мужчина: тихий голос, интеллигентность, польский шарм, всегда с добродушной улыбкой, а главное умные и тактичные ответы на не совсем деликатные вопросы журналистов. Я трижды перечитала его книгу «Пора умирать», где он подводил итог к своему 60-летию.
Как говорится «не сотвори кумира». Сегодня в его голосе появилась Лёгкая жёсткость. Во время общения с залом, режиссёр несколько раз голосом подчеркнул, что приближается к 70-летнемую рубежу. Зачем? Подчеркнуть, что хорошо выглядит в этом возрасте? Да, он действительно выглядит моложаво, строен и подтянут, с лёгкой походкой. Наверное, я придираюсь к нему, потому что он начал меня разочаровывать?
Я слушала вопросы и вникала в ответы своего кумира. Незаметно для себя начала анализировать ответы и внутренне не соглашаться с ним. Приведу три его ответа, которые особенно резанули мне слух.
- Все почему-то считают, что у меня славянские корни. Я никакого отношения к славянам не имею. Я – итальянец, - с некоторым вызовом сказал мастер в зал.
Получается, что он открещивается от своей матери-польки. В своей автобиографической книге «Пора умирать» он писал: «Моя мать, в противоположность отцу, была всегда на стороне единственного сына и стала в известном смысле прототипом множества матерей в моих фильмах… Я никогда не смогу описать всё, чем обязан своей матери…» Отцу-итальянцу Кшиштоф всю жизнь доказывал, что выбранная им профессия «режиссёр» имеет место быть. Особой любви между отцом и сыном не было. Смею предположить, в связи с разводом матери и отца.
- Я поставил в Голливуде только один фильм и понял, что не смогу там работать. Американцы не понимают моих фильмов, а я американцев. Я не люблю их кока-колу и гамбургеры.
Ну, не приняли американцы творчество Занусси, но это не значит, что там всё плохо и что они все огульно «тупые», как по Задорнову.
- Я хочу как можно больше успеть сделать в этой жизни. Я не понимаю замедленную восточную философию. Это не для меня.
Мысленно я стала возражать пану Кшиштофу: «А для чего вы так торопитесь много сделать? Зачем? Кому это надо? Вам лично или всему человечеству?» Что-то в этом вопросе моё мнение сильно расходится с мнением польского режиссёра. Мне, по прошествии прожитых лет, ближе восточная философия. Японцы делят жизнь на три этапа: первый – ты учишься, второй – передаёшь свои знания другим, третий – в полном одиночестве готовишь свою душу к переходу в мир иной.
Итак, начался фильм. Очень тревожная музыка, под которую захотелось плакать. Но есть слёзы радости, слёзы, как проявление бурных чувств, а эта музыка вызывала слёзы глубокой печали и безысходности.
Когда фильм закончился, у меня было состояние опустошённости. Мне не хотелось думать о фильме, то есть фильм оказал на меня сильное влияние виде опустошённости души и бесконечной безысходности.
Домой приехала в час ночи. Долго не могла заснуть. Бешено колотилось сердце, как будто кто-то со стороны, без моего на то разрешения, влез в мою душу и всё оттуда вынул.
Кумиры стареют вместе с нами. С годами начинаем предъявлять им претензии, но не себе. В последние годы стала за собой наблюдать, что стала более жёсткая, приписывая это к издержкам профессии. А может, всё-таки сама жизнь накладывает на нас новые краски не только на волосы и тело, но и на душу.
Свидетельство о публикации №216012301747
Наталья Худякова 12.02.2016 21:48 Заявить о нарушении
у Вас дар описать так, что и чувства свои показать, и сделать "картинку" , т е атмосферу происходящего.
Нина Тур 27.03.2017 17:05 Заявить о нарушении