Роли Никиты Михалкова

эссе




















           Начало его взрослой карьеры было ясным, теплым, понятным и человечным - как весеннее солнышко. Фильм «Я шагаю по Москве».  Друг главного героя. Лирико-комедийная роль в духе Меркуццио эпохи хрущевской оттепели. Фильм-настроение. Многим девушкам понравился писатель, приехавший из Сибири, - тогда были в моде серьезные упертые юноши с пристальным взглядом и угрюмым выражением лица. Но атмосферу создал именно его «не серьезный» друг, повеса и шалопай.  Именно он «согрел» фильм – своей жизнерадостностью, непринужденностью, юмором, легкостью и светлой грустью.  Актер исполнил песню – получилась спокойная отстраненная доверительная интонация, которую нельзя было не запомнить.

«Неоконченная пьеса для механического пианино». Врач. Герой второго плана – несчастный персонаж в чеховском духе, не любящий свою профессию, не знающий, в чем смысл жизни, ведомый, слабохарактерный интеллигент, меланхолик. Неуверенный взгляд, ощущение потерянности, неумение или нежелание отстоять свою позицию в спорах с главным героем, который обличает его равнодушие к профессии, леность, вялость. Обреченность, чеховская растерянность и тоска – безвольный персонаж создал идеальный фон для метаний главного героя, беспощадного к себе и другим.

«Вокзал для двоих». Спекулянт – персонаж, который должен внушать отвращение и в то же время смешить. Хитрый, изворотливый, прячущий жестокость под веселой маской, его нутро хама вылезает, когда он узнает об измене главной героини – о том, что она предпочла интеллигента-неудачника. В то же время очень артистичный – как все торговцы, которые должны зазывать покупателей и предлагать свой товар. Получилась блестящая сатира на такой тип людей. Во времена социализма это были отрицательные персонажи. Но уже тогда был кризис ценностей, и такие герои стали вытеснять нерешительных мямлей с принципами и излишней щепетильностью.

Мимика, жестикуляция и интонации на редкость выразительного голоса, богатого разнообразными оттенками, как бывает у аудиалов (людей со слуховым восприятием мира) – вот главные средства достижения цели. Изменчивость, мгновенные быстрые реакции на ту или иную ситуацию – это создает образ живой, насыщенный эмоциональными оттенками, сочный, яркий, броский, запоминающийся. После нежных переливов – мгновенная смена настроения: избиение пианиста как демонстрация грубой физической силы, желание растоптать соперника в том, в чем он его превосходит. Доказать женщине, что он сильнее, мужественнее, интереснее. Но она – из тех, кто любит из жалости. И не «западает» на крутизну.

«Жестокий романс». Сергей Сергеевич Паратов. Купец, который живет на показ, швыряется деньгами, очаровывает всех и каждого, обольщает главную героиню ради своего удовольствия, забывает о ней, когда разорился, ищет выгодную невесту, потом злится, что та решила изменить свою жизнь, – его самолюбие ловеласа задето, тогда он из мести и каприза спаивает ее жениха, соблазняет Ларису, и все заканчивается трагедией для всех абсолютно. Со временем такой персонаж под влиянием властолюбивой супруги может утратить вкус к жизни и превратиться в брюзгу и даже морализатора. Смесь обаяния и жесткости. Паратов умеет нравиться и умеет мстить, ненавидеть. Не лишен патриотизма, демократизма – но для него это одно из средств понравиться простолюдинам, достичь популярности, пустить пыль в глаза.

Сцены с купцами, цыганами, Харитой Игнатьевной, Робинзоном конфликт с Карандышевым и объяснения с Ларисой открывают разные грани этого персонажа.Хлебосольный, невероятно артистичный, улыбчивый, щедрый с простыми людьми. Циничный с представителями своего сословия и матерью Ларисы – у Паратова меняется взгляд, он становится жестким, оценивающим выгоды и преимущества от того или иного поступка, слова или жеста, которые могут изменить его судьбу. Ребячливый с искателем приключений и пьяницей Робинзоном. Нежный, вкрадчивый, сентиментальный отчасти искренне, отчасти из желания сыграть роль возлюбленного - в сценах с Ларисой. В финале Паратов становится самим собой – чувства девушки нужны были ему для одобрения публики и повышения самооценки,  спектакль ему приедается, и его взгляд тускнеет, можно предположить, что, оставшись с этой наивной обожательницей наедине, он к ней тут же бы охладел, потому что нет аплодисментов восторженной толпы.

«Утомленные солнцем». Комдив Котов. Герой, который вызывает отторжение у среды бывшей аристократии, лишившейся привилегий после революции. Они мечтают о том, чтобы главная героиня, Маруся, изменила мужу с бывшим женихом, Митей. Они меняются местами – теперь его жизнь может рухнуть, а карьера Мити пошла в гору, хотя это его не радует, он разрушенный человек. Комдив Котов в начале фильма кажется баловнем судьбы, который, тем не менее, всего достиг сам, и уверен в себе, потом наступает трагический перелом: он узнает об аресте и предполагаемом расстреле или безвременном заключении и должен изображать радушного хозяина дома, чтобы не вывести из равновесия любимую жену и маленькую дочь, Надю. Комдив Котов показан человеком более цельным, чем Митя, который из страха смерти предает свои убеждения. Но в будущем может разрушиться и он.

Военная выправка – осанка, быстрые точные движения сильного ловкого тела, уверенный победительный взгляд. Такой Котов в начале фильма. В интимной сцене с женой он сильный, нежный, при этом не перестающий говорить о работе, – не отделяя ее от жизни даже в такие минуты. Это не герой-любовник, а трудоголик, живущий ради идеи, мечты переустройства общества, служа родине так, как он это понимает.

Катастрофа, которую Котов осознает сразу, сыграна именно так, как мог бы ее пережить человек, привыкший воевать и всегда быть настороже. Бесстрастное поведение профессионального военного, умеющего смотреть жизни в лицо и принимать любой вызов, готового к любым жизненным перипетиям. Вместе с тем понимание, что это, возможно – конец с трудом налаженной жизни, и он наступил так внезапно, и удар ему нанесен исподтишка, что-то внутри него надламывает. Надо вести себя максимально естественно, чтобы не напугать домашних – и он принимает удар на себя, улыбается, изображает безмятежность и покой, будучи внутренне собранным и мобилизуясь для того, чтобы принять свою участь.

«Сибирский цирюльник». Государь император. Эпизодическая роль – представитель власти. Большая эволюция, если сравнить этот образ с ранними ролями, - это лицо властного, жесткого, цепкого человека с твердыми убеждениями и не легким характером.

Кто знает?.. Возможно, самые интересные роли этим актером еще не сыграны. И нас ожидают новые открытия впереди.


Рецензии
Очень понравилась статья. У тебя хорошо получилось подобрать слова для характеристики роли в "Я шагаю по Москве", хотя как раз ее-то описать трудно.

Галина Богословская   08.04.2016 11:44     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.