Спасибо тебе, брат. История о чеченце

это письмо для Яшина http://www.aboutru.com/2016/01/23373/. Но я хочу рассказать свою историю о чеченце.

Как то в Щуке на режиссерском факультете пришлось буксовать. Задание было ключевым, профобразующим. Я не выходила на Арбат из здания факультета 40 дней и ночей. Перебрала кучу идей, выстроила даже колокольню! Пришлось просить благословение в Оптиной Пустыни, потому, что история была о новомучениках...
 Оставался последний проект и он был одобрен преподом: очень простенько, зато без выкрутасов и  понятно. Правда, слегка обременительно. Сердце не очень грело, к тому же надо было измудриться из чего - то как лягушке - квакушке к утру состряпать несколько бюрократических дверей. Построить коридор, на одной двери в центре оставить порожнее место, стул, инструменты, новенькую табличку с фамилией, и тут, рядом же в мусорке табличку бывшего насельника кабинета - в общем, упражнение для первого семестра "что случилось, что произошло".

Приближался экзамен, последний шанс показать упражнение. Отношения с Хейфицем не складывались, Пучков преследовал как маньяк и зажал так, что я встала в ступор, когда у занавеса оторвалась скрепка. Сокурсники, видя, что я попала в бездарные, не работали со мной. Причем, я могла выполнить упражнение более простое, в чем была уверена - но день за днем я грызла задание, которое  не удавалось, однако некому было помочь мне - каждый трясся за свою шкуру.

Чеченец появился поздно вечером. Он был из тех, кто окончил режиссуру раньше. Вошел в зал и увидел меня. Потом он сказал: "Хочешь делать двери - иди в плотники".

Спустя какое-то время после общения с ним мое упражнение выглядело совсем иначе. На сцене стояло три двери. Одна белая, почти французская, с букетом весенних цветов в дверной ручке. Вторая тоже, ничего, но что-то в ней явно выглядело не так, постарела дверка, ручка прибита наперекосяк. Третья была узкая, коричневая с дырой, откуда выпал горшок с углями.
 Инсталляция родилась из всякого подручного барахла.  К тому же он откуда-то ночью раздобыл краску, покрасил несколько обломков пенопласта синим и красным. От этого "угли" ожили, засветились на сцене, затлели как настоящие.

Наутро помощник мастера сказал, что это совсем не то! И божеству мое  творение он даже не покажет. Я могла считать себя отчисленной.
Как вдруг случилось невероятное. Мой чеченец все видел, сказал, что он про это думает, а еще пошел... и напился!!!

Потом мы долго ждали наших еврейских учителей. Очень долго. Они пришли с перекошенными лицами и смотрели на меня как на врага народа. Оказалось, чеченец пошел к ним во время перерыва и сказал, что Федорова = гений. Что именно такому мышлению и учили раньше мастера в Щуке. А этюд мой это метафора. Данте Алигьери, жизнь человека от рая до ада.

У меня не было возможности поблагодарить его за то, что он вступился за меня перед всеми. Но самое главное, что он сделал, проведя всю ночь в работе над моим заданием - он научил меня ВСЕЙ СУТИ ПРОФЕССИИ РЕЖИССЕРА. А Я ДАЖЕ НЕ ПОМНЮ ЕГО ИМЕНИ - но кто знает, мир тесен, вдруг он прочтет мои слова спустя десять лет. Спасибо тебе, брат.

Инсталляцию, я, конечно, освоила. Пришлось для этого много трудиться. Представь себе: над одним заданием и целых пять лет. Это упражнение было на смену парадигмы, из самых трудных, но теперь я могу выстроить декорацию хоть из воздуха - была бы заложена сценографическая мысль. Этому научил меня ты тогда ночью в зале Щуки.
Мужчина и женщина - между нами не было никакого похабства. Не было навязываний своих культур, мусульманства, платков, иначе зарэжу. Была передача знаний, труд высококультурного профессионала. Диалог художника с художником.
 И еще. Помня тебя, я теперь стараюсь помочь тому, кто делает первые шаги в профессии. Стараюсь помогать искренно, ведь это очень важно, чтобы его на сломали.


Рецензии