Восточно-Прусская операция-1-8-5-7-2
В. Шпинев «Восточно-Прусская операция. Краткая хроника»–1-8-5-7-2.
Немецкие оборонительные сооружения в Германии, Польше и Восточной Пруссии (приграничные укрепления, укрепрайоны, бункеры, форты, полевые укрепления).
Городские ворота Кенигсберга. Продолжение.
«Железнодорожные». Середина ХIХ в. Автор неизвестен. Гвардейский пр. (119).
Железнодорожные ворота возведены в 1866-1869 гг. Через эти ворота проходила старая железная дорога, ведущая в Пиллау (Балтийск). После того, как оборонительные сооружения центра города были убраны, по бывшему валу была проложена улица Дойчорденринг (Гвардейский проспект) и ворота превратились в обычный дорожный мост. Это единственные сохранившиеся в городе железнодорожные ворота. Интересно, что на воротах висит табличка «Кирха XIX-XX вв.». Только я никак не могу понять, глядя на архитектуру ворот, как здесь могла находиться кирха…
(http://www.roadplanet.ru/home/reports/513/).
Железнодорожные ворота. Самые первые железнодорожные ворота возникли после 1853 года на путях Восточной железной дороги, когда в Кёнигсберге открылся железнодорожный вокзал. Они носили исключительно функциональный характер. До наших дней дошли только одни железнодорожные ворота, через которые проходила старая железная дорога на Пиллау. Это массивное здание с двумя проездами для железнодорожных путей и бочарным сводом после преобразования части укреплений в зеленый пояс стало просто дорожным мостом. Железнодорожное полотно, хоть и было перешито под советский стандарт, сейчас заброшено. (51).
Железнодорожные ворота старого Кенигсберга сравнительно неплохо сохранились до наших дней. Они незаметно вписываются в существующий ландшафт нынешнего парка Победы. И калининградцы привыкли к ним - закрытым и заброшенным военным бастионам... Железнодорожные ворота построили в 1866 г. Проектировал их в то время архитектор Людвиг фон Астер... Железнодорожные ворота имеют два огромных помещения по 160 кв. м. В них планируется открыть музейные экспозиции... Калининградский краеведческий музей, к которому сейчас относятся ворота, ...может подготовить экспозицию, посвященную и направленную на дело патриотического воспитания подрастающего поколения. Здесь может быть выставка оружия, предметов вооружения других музейных комплексов, посвященных штурму Кенигсберга. (7).
В перспективе Аусфальские и Железнодорожные ворота... должны быть объединены в единый исторический комплекс с парком Победы. (7). (И. Орехов "Ворота Кенигсберга возвели с благословения короля").
Королевские ворота (улица Фрунзе). Их торжественно заложили 30 августа 1843 г. в присутствии короля Фридриха Вильгельма IV. (7).
«Королевские ворота». 1843-50 г.г. Авторы: Эрнст Людвиг фон Астер, Август Штюлер, скульптор В. Штюрмер. Ул. Фрунзе, 112. (119).
Литовский вал, предохранявший Кенигсберг от набегов восточных соседей Пруссии, это внушительное фортификационное сооружение, подновлённое в середине XIX в. и достигающее высоты 4 м, находится к северу от Закхаймских ворот. Там же, в начале ул. Фрунзе (бывш. Konigstrasse) с 1852 г. стоят Королевские ворота. (41).
30 августа 1843 года в присутствии самого короля Фридриха Вильгельма IV произвели торжественную закладку Королевских ворот. Это событие стало стартом возведения остальных кёнигсбергских ворот и строительство продолжалось 5 лет.
При закладке первого камня присутствовал король Пруссии Фридрих Вильгельм IV. Именно благодаря ему все кёнигсбергские ворота, кроме своей практической функции, служат еще украшениям города - король был поклонником романтизма в архитектуре и не только. Архитектором был генерал Эрнст Людвиг фон Астер, руководивший всей перестройкой кёнигсбергских укреплений. По предположению Балдура Кёстера, проект фасада выполнил тайный верховный строительный советник Август Штюлер (документально подтверждено его авторство очень похожих по стилю Россгартенских ворот). (51).
Королевские ворота были заложены 30 августа 1843 года в присутствии короля Пруссии Фридриха Вильгельма IV. Благодаря ему все кёнигсбергские ворота стали украшением города. Архитектор и строитель ворот генерал Эрнст Людвиг фон Астер. На воротах три статуи (слева направо): чешский король Оттокар II Пржемысел, первый коронованный прусский король Фридрих I, реформатор Орденского государства в светское герцог Альбрехт. Статуи - творение скульптора Вильгельма Людвига Штюрмера. Восстановленные королевские ворота явились стартом в праздновании 750-летнего юбилея города. (www.konig750.narod.ru).
Королевские ворота (1848 год) (ныне - филиал Музея мирового океана). Ворота находятся на пересечении улиц Фрунзе (Kenigshtrasse), Литовский вал (Litauenvallshtrasse) и Гагарина (Kenigallee). В 1765 году на этом месте уже были построены Гумбинненские ворота, которые назывались так до 1811 года, пока не были основательно перестроены. Строительство Королевских ворот продолжалось 7 лет. Строились они из трижды обожженного кирпича, который обладал наивысшей прочностью. Первоначально ворота входили в состав оборонительного вала и к ним примыкали боевые казематы. Со стороны города казематы имели окна и двери, а с внешней стороны - амбразуры, которые выходили в небольшой дворик, называвшийся «кордегардия». Кордегардия имела собственные распашные ворота и тросолебёдочную систему для поднятия моста. Название «Королевские» эти ворота получили не случайно, этому способствовала историко-географическая причина. С 1798 года именно этой дорогой королевская чета регулярно совершала поездки из замка в местечко Девау (нынешний аэродром авиационного клуба), где на большом поле проходили парады и маневры войск Кёнигсбергского гарнизона. Это обстоятельство отразилось в исторических названиях улиц и ворот. В XX веке по обе стороны ворот были снесены земляные валы для проезда автомобилей.
Въездную башню ворот украсили статуи трех королей: богемского Оттокара II Пршемысла – основателя Кенигсберга, первого короля Пруссии Фридриха (в центре) и первого герцога Альбрехта (справа). Ниже скульптур расположены гербы государей, а выше – гербы прусских земель Самбии и Натангии. (7). (И. Орехов «Ворота Кенигсберга возвели с благословления короля»).
На центральной башне Королевских ворот, со стороны города, расположены статуи отцов-основателей Кёнигсберга: Оттокар II Пршемысл - богемский король (слева) - основателя Кёнигсберга (слева), Фридрих I - первый прусский короля (в центре) и Альбрехт - первый герцог Пруссии (справа). Ниже скульптур размещены гербы этих правителей, а выше расположены старинные гербы прусских земель: Самбии и Натангии.
На их западном фасаде расположены статуи известных, в истории Пруссии личностей. Северная скульптура изображает руководителя второго крестового похода на Самбию - чешского короля Оттокара II. Справа от него стоят ныне обезглавленные творения скульптора В.Л. Штюрмера - статуи герцога Альбрехта Великого и короля Фридриха I. Над ними виднеются фрески с изображениями гербов Богемии (Чехии) и Пруссии. (41).
Королевские ворота — поставлены в период 1843—1852 годы. Ворота названы в честь правителей, скульптурно изображенных на фасаде. Слева — чешский король Пржемысл II Отакар (1230—1278) — основатель Кёнигсберга. В центре — король в Пруссии Фридрих I (1657—1713). Справа — герцог Пруссии и последний гроссмейстер Тевтонского ордена Альбрехт Бранденбург-Ансбахский из династии Гогенцоллернов (1490—1568). Перестали использоваться как ворота в начале XX века. После падения Кенигсберга в апреле 1945 года скульптуры королей были расстреляны солдатами из автоматов и винтовок. Вот почему монархи оказались без голов, и в таком униженном состоянии пребывали… в нишах ворот, в начале улицы Гагарина, до реставрации. (http://www.klgd.ru/city/history/gubin/k31.php).
Королевские ворота были заложены 30 августа 1843 года первыми из всех ворот второго вального укрепления на месте старых, построенных в 1620-х годах при строительстве первого вального укрепления. (51).
Украшением ворот являются три статуи - иногда благодаря им Королевские ворота называют воротами Трех Королей. Слева направо эти статуи изображают следующих исторических личностей: чешского короля Оттокара II Пржемысла, которого принято считать основателем Кёнигсберга; Фридриха I, первого коронованного прусского короля; герцога Альбрехта, реформатора Орденского государства в светское. Эти статуи являются творением скульптора Вильгельма Людвига Штюрмера и выполнены из желтого песчаника. Они пережили войну с небольшими повреждениями, потому что были жестко связаны со стеной, а не просто установлены на консолях. Головы им были отбиты в послевоенное время. Под статуями в нишах видны гербы этих правителей.
Рассматривая виды ворот разных времен, можно заметить отличие их первоначального облика от существующего. Достаточно взглянуть хотя бы на угловые башенки - на изображениях XIX века они выполнены в виде небольших эркеров, а в на довоенных видах они копируют центральные башни с варницами. Эти изменения были сделаны при частичном сносе укреплений (в частности, срытии вала около ворот) в начале XX века. Ворота были повреждены войной, "обломаны" варницы на башнях и зубцы стен. После войны они не восстанавливались. Сейчас здание пустует. (51).
Королевские ворота. Построены рядом со старыми Гумбинненскими воротами. На воротах были укреплены фи¬гуры Королей Отакара II, Фридриха I и герцога Альбрех¬та… (120).
Королевские ворота получили свое название в 1811 году в честь торжественных королевских выездов через них на парадный плац Девау на войсковые учения и смотры. Вообще впервые ворота на этом месте появились в 1626 году и назывались они «Нойе Зорге» («Новая забота»). Затем их сменили Гумбинненские ворота, названные так по дороге, ведшей через них в Гумбиннен (ныне Гусев). Именно эти ворота и были переименованы в Королевские. В 1843 году начался этап модернизации этих ворот в связи со строительством второго оборонительного вального пояса под руководством архитектора, генерал-лейтенанта инженерных войск Эрнста Людвига фон Астера. 30 августа 1843 года состоялась закладка Королевских ворот, в которой участвовал сам король Фридрих Вильгельм IV. Городской фасад с 1852 года украшают статуи трех «отцов Кёнигсберга»: слева – король Оттокар II Богемский (которого принято считать основателем Кёнигсберга), в центре – король Фридрих I (первый коронованный прусский короля), справа – герцог Альбрехт (реформатор Орденского государства в светское). Ниже скульптур находятся гербы трех государей, а выше – гербы прусских земель Самбии и Натангии. (http://www.roadplanet.ru/home/reports/513/).
Королевские ворота. Историческую и культурную ценность Королевским воротам, которые единственные имели 3 арки, придали и три скульптуры, расположенные в нише под порталом со стороны города. Эти скульптуры изображают три исторические личности, судьбы которых тесно переплелись с судьбой Кенигсберга. Центральное место принадлежит первому прусскому королю - Фридриху I; справа от короля - герцог Альбрехт; слева - богемский король Оттокар II… Королевские ворота завершают улицу, именовавшуюся ранее Кёнигштрассе (нынешняя ул. Фрунзе). Кёнигштрассе была одной из самых известных, больших и людных улиц старого города, простиралась она от Росгартенского рынка до ворот на расстоянии одного километра…
К северо-востоку от Королевских ворот ведёт улица, которая была известна в истории Кенигсберга под несколькими именами - Кёнигсаллее (Королевская аллея), в нацистские времена - Германн Герингштрассе (сегодня - ул. Гагарина).
Ещё дальше на восток находилось поместье Девау, в районе которого в 1798 г. был оборудован большой учебный плац для войск Кёнигсбергского гарнизона. В 1808 г. на этом плацу принимал парад своих войск Наполеон. В 1919 г. в Девау возник первый гражданский аэродром Германии. В 1922 г. сюда совершил первый заграничный рейс Аэрофлот. Старый аэропорт Кенигсберга используется сегодня преимущественно спортсменами-парашютистами. (51).
Сооружение сильно пострадало во время штурма города в апреле 1945 г. и долго находилось без надлежащего присмотра. (7). (И. Орехов «Ворота Кенигсберга возвели с благословения короля»).
После Второй Мировой войны ворота уцелели, но были очень повреждены, а скульптуры королей обезглавлены.
Именно через Королевские ворота уводили из капитулировавшего Кенигсберга на восток колонны пленных немцев. (7). (И. Орехов «Ворота Кенигсберга возвели с благословения короля»).
На протяжении 60 лет ворота разрушались, кирпич осыпался. Часто ворота служили не по назначению: то там был склад, то магазин, то кафе. И наконец, перед юбилеем города, было решено провести реставрацию ворот, которые стали символом этого праздника. Реставраторы столкнулись с большими трудностями: отсутствие чётких фотографий ворот, затянувшейся зимой (реставрационные работы можно было проводить при температуре воздуха выше +5) и недостатком времени (на реставрацию таких объектов тратится не менее 4-5 лет, а здесь надо было всё сделать за 3 месяца).
Ситуация изменилась в преддверии 750-летия города, когда здесь ожидали множество высоких гостей. Исторический объект спешно передали в ведение Музея Мирового океана и отреставрировали. (7). (И. Орехов «Ворота Кенигсберга возвели с благословления короля»).
«Россгартенские ворота». 1852-55 г.г. Авторы: Август Штюлер, скульпор В. Штюрмер. Площадь Маршала Василевского, 1. (119).
Россгартенские ворота. Рядом с башней Дона, на площади Василевского, мы видим Россгартенские ворота. Они были построены в 1852-1855 годах. Архитекторы постройки: директор крепостного строительства инженер-капитан Ирфюгельбрехт и инженер-лейтенант фон Хайль. Проект фасада был спроектирован Августом Штюлером. Лично король Фридрих Вильгельм IV высказал предложение по готическому оформлению фасада ворот. Справа и слева над проёмом ворот на фасаде расположены портретные медальоны, выполненные Вильгельмом Людвигом Штюрмером, изображающие генералов времён наполеоновских войн Шарнхорста и Гнайзенау. Ворота сохранились в отличном состоянии. Сейчас в них располагается ресторан "Солнечный камень". (www.konig750.narod.ru).
Россгартенские ворота - около 1855-1860 г.г. (ныне ресторан "Солнечный камень"). Ворота находятся на пересечении улиц Литовский вал и Черняховского и вели они на Кранц (Зеленоградск) через конные луга, которые ещё называли Росгартен, то есть конные сады, отсюда и название ворот. Во время сооружения второго вального кольца вокруг Кёнигсберга, старые ворота были снесены и на их месте были выстроены новые. Эти ворота являлись частью оборонительной линии, хотя особой прочностью не отличались и военного значения не имели. Строились они с 1852 по1855 год по проекту Августа Штюлера. Ворота неоднократно перестраивались, дополнялись. Сначала они имели три проезда: широкий - для транспорта и два узких по бокам - для пешеходов. Август Штюлер расширил ворота до семи проездов, придав воротам более готический вид. Ширина центрального проезда стала 4 м, а другие проезды были переделаны в казематы для солдат охраны. Башня Дона вместе с Россгартенскими воротами составляет единое оборонительное укрепление.
Россгартенские ворота возведены на берегу озера Верхнего в бывшем районе Россгартен («Конский выпас») в 1852-1855 годах. Это единственные ворота, сохранившие все элементы комплекса: внутренний дворик, мост через крепостной ров, предмостные укрепления и каземат.
Архитекторами постройки были инженер-гауптманн и директор крепостного строительства Ирфюгельбрехт и инженер-лейтенант фон Хайль из Кёнигсберга. Проект фасада был выполнен тайным верховным строительным советником Августом Штюлером. Слева и справа над аркой расположены два портретных медальона, с изображениями знаменитых прусских генералов освободительной войны против Наполеона: Шарнхорста и Гнейзенау. (http://www.roadplanet.ru/home/reports/513/).
Россгартенские ворота — поставлены в середине XIX века. Название получили по въезду в район Росгартен, на старое конское пастбище. Ворота хотя и потеряли свое прежнее назначение, однако находятся в более выгодном положении, украшая площадь маршала Василевского. В них разместилось кафе, что и обеспечивает сохранность. Сверху на воротах сохранились горельефы. Слева — военный министр генерал Герхард Иоанн Давид фон Шарнхорст (1755—1813), умер от тяжелого ранения, полученного в бою 28 июня 1813 года. Справа — граф, генерал-фельдмаршал Август Вильгельм Антон фон Гнейзенау (1760—1831), отличившийся в битве под Ватерлоо. (http://www.klgd.ru/city/history/gubin/k31.php).
Россгартенские ворота были построены на месте одноименных ворот первого вального укрепления в промежуток между 1852-1855 годами. Архитекторами постройки были инженер-гауптманн (капитан) и директор крепостного строительства Ирфюгельбрехт и инженер-лейтенант фон Хайль из Кёнигсберга. Проект фасада был спроектирован Августом Штюлером, руководителем технической строительной депутации. Есть версия, что лично король Фридрих Вильгельм IV высказал свои пожелания на счет готического оформления фасада ворот… Именно эти ворота имеют наиболее яркий внешний вид и оригинальную архитектуру фасада. Перед массивным зданием Штюлер расположил вторую стену, которая создает впечатление легкости и раскованности.
Справа и слева над проемом ворот на фасаде расположены портретные медальоны, выполненные Вильгельмом Людвигом Штюрмером, изображающие генералов времен наполеоновских войн Шарнхорста и Гнайзенау.
Здание сохранилось в отличном состоянии. Сейчас в нем располагается ресторан "Солнечный камень" на площади маршала Василевского. (51).
Россгартенские ворота. К северу от Королевских ворот улица Литовский Вал ведёт к Росгартенским воротам Кенигсберга. На этом участке Литовского Вала хорошо видны старинные сооружения, относившиеся к единому оборонительному поясу старого города. Это вальное укрепление с бастионами и воротами возникло в период Шведской войны в 1626-1627 гг. по проекту профессора математики Кёнигсбергского университета Иоганна Штрауса. В 40-50-е годы XIX века оно было значительно модернизировано по инициативе короля Фридриха Вильгельма IV. В разработке нового проекта участвовали генералы Георг фон Грольман, фон Астер. (51).
Россгартенские ворота примечательны тем, что на них помещены горельефы генералов А.В. Гнейзенау(1760— 1831) и Г.И. Шарнхорста (1755—1813). Генерал Гнейзенау принимал участие в наполеоновских войнах, но особо отличился в битве при Ватерлоо в 1815 году. Там он осуществил удачный маневр союзнических армий, что предопределило разгром французов. Генерал Шарнхорст также принимал участие в наполеоновских войнах в районе Прейсиш-Эйлау и был смертельно ранен в бою под Лютценом. Оба эти генерала являлись активными участниками военных реформ в Пруссии… (120).
Литовский Вал ведёт к… Россгартенским воротам, на которых… находятся медальонные портреты, созданные В. Штюрмером, и изображающие генерал-фельдмаршала Нейдхардта фон Гнейзенау и генерала Герхарда фон Шарнхорста. Генералы участвовали в войнах против Наполеона и с 1808 г. работали в армейской реорганизационной комиссии. Генерал Шарнхорст - участник битвы при Прейсиш-Эйлау, умер после тяжёлого ранения в мае 1813 года. Генерал Гнейзенау - ближайший друг и сподвижник Шарнхорста, занял после его смерти должность начальника штаба Силезской армии. Под Ватерлоо лично захватил карету Наполеона, подаренную затем ему королём. Умер от холеры в Познани в 1831 г. (51).
Ворота отдали под стилизованное кафе «Солнечный камень». Это позволило сооружению сохраниться в относительной целости… Сейчас в воротах – рыбный ресторан. (7).
Продолжение: http://proza.ru/2016/01/30/2206.
Свидетельство о публикации №216012302228