Абашевский оберег

               
               

 С ним я познакомился в мягком двухместном купе фирменного поезда «Океан». Я направлялся во Владивосток на «Дальзавод», а он возвращался из отпуска на пассажирский  лайнер «Мария Ульянова», где работал старпомом.

- Виктор, - коротко представился он, когда я вошел в купе.  Я назвал себя. Мы молча сидели и смотрели в окно на уплывающий перрон и провожающих людей. Когда проехали Красную Речку, пригород Хабаровска, он встал, открыл небольшой чемоданчик, достал бутылку «Бренди», два небольших стаканчика и лимон. Все это поставил на столик, а рядом замысловатую  игрушку из обожженной глины.

Игрушка выглядела забавной и ничего не напоминающей. Голова была лошадиная с широкими ноздрями, но на ней красовались два  рога, утолщенные внизу и витиевато завернутые на концах.
Длинное тело напоминало таксу, с короткими ножками и   широченными коровьими копытами. Тело заканчивалось волчьим хвостом. Само же тело было раскрашено  чередующими зелеными и красными полосками, как у зебры.   Голова и хвост  выкрашены в синий цвет, а рога и копыта были золотыми.
 
Виктор налил в стаканчики  по глотку «Бренди», нарезал ломтиками лимончик и пригласил меня присоединиться к нему.
- За знакомство!
Я согласился. Прежде чем выпить, он небольшими каплями окропил игрушку.
-  И тебе, дорогой Елизар!
Заинтересовавшись таким вниманием, я полюбопытствовал: отчего же это.
- Спаситель мой, - просто ответил он, - оберег мой.
 Этим он только еще больше разжег моё любопытство. Мы разговорились. Рассказали друг другу по паре анекдотов, про смешные истории. Короче, начались обычные дорожные разговоры. Когда беседа стала более доверительной, я не удержался и спросил, что это за оберег.

- Четыре года назад, - начал рассказывать Виктор, - я был в Пензе. У своего друга Степана. Мы с ним  служили в Уссурийске. После демобилизации разъехались по своим городам. Он давно меня звал к себе, но как-то было все недосуг: сначала учеба, потом я ушел в моря, потом дела житейские чередовались с морскими. Наконец  собрался к нему. Он и его жена Вера встретили меня хорошо.  Время проводили интересно. Через неделю Степан предложил мне съездить в село Абашево.  Я поинтересовался, что там такого замечательного.

«Там знаменитые игрушки делают», - ответил Степан.
На следующий день мы втроем  на первом автобусе отправились в Абашево.
На рейсовом автобусе добрались до Беднодемьяновска, а там, на такси до  Абашево. В пути таксист поинтересовался, не за игрушками ли едем. Мы ответили утвердительно. Он посоветовал посетить магазинчик  Светланы  Дабрихиной. Там  продаются работы мастеров Зоткиных и Еськиных.

 По пути он рассказал, что глину для игрушек копают на глубине два-три метра, потом ее не мене двух лет выдерживают  под открытым небом, а только после этого из нее делают игрушки. У каждого мастера свой почерк. Самые знаменитые игрушки Лариона Зоткина, но это сейчас редкость,  так как он возродил промысел в далеком 1920 году. С тех пор село Абашево  стало снова знаменитым.
 Расписывают игрушки, в основном, тремя цветами: зеленым, синим, красным. Зеленый варят из лопухов, синий – обыкновенная малярная синька аквамарин, красный из железной ржавчины. В последнее время, стали применять бронзовые и серебряные краски, а также луковый отвар, после которого фигурка становится золотисто- коричневой. Делают в основном свистульки.  Но также и игрушки, которые считаются оберегом, так как глина считается лечебной и снимает тревогу, стрессы, оберегает от всего  дурного, от темных сил.

 Пока он все это рассказывал, мы приехали в село.   Он подвез нас прямо к магазинчику.
 Магазин был небольшой, но игрушек стояло на витрине и полках много.  Разные причудливые животные, с длинными шеями, большими рогами, деревенские мадонны и их ухажеры с балалайками, в основном свистульки.   Отдельно  стояли другие  с надписью «Обереги». Мы стали их внимательно разглядывать.  Пока мы этим занимались,  в магазин зашла женщина с черным платком на голове. Она постояла, помолчала, потом вдруг подошла ко мне и, ткнув пальцем в одну из них, сказала:
«Бери вот эту, она тебя спасет, не далее чем сегодня».

 Сказав это, она  молча вышла из магазинчика.
 Я вопросительно посмотрел на продавщицу:
«Это Ирада, - сказала та, - загадочная женщина. Многие считают ее чудачкой, но если она что скажет, то это непременно сбывается. Так что можете не сомневаться и берите ее смело, не пожалеете».
 Хоть она и была дорогой, но я  купил. А заодно прикупил разных других свистулек. Степан с Верой тоже купили забавных животных.  К каждой свистульке прикладывался паспорт из глянцевого картона, на котором золотом было написано название игрушки, год изготовления и мастер.
Моя игрушка называлась «Златорог», которую изготовил Василий Зоткин.

 На обратном пути наш  автобус заехал на автобусную станцию городка Нижний Ломов, чтобы передохнуть и подкрепиться в местном кафе.  Стоянка была  тридцать минут, поэтому мы вышли поразмяться.  Степан с Верой остались  около автобуса,  а  я пошел к небольшому базарчику, чтобы посмотреть, чем торгуют в здешних местах.

 По пути я обратил внимание, что около стихийного базарчика монтируют железобетонную световую опору автокраном «Ивановец», и про себя отметил, что строповочный тросик, которым столб захватили на «удавку»,  был слишком тонким. Я подошел к торговке, но ничего интересного не увидел, и только  сделал шаг в сторону к другой, как сзади шумно что-то  плюхнулось.

 Я обернулся, и глаза мои расширились.  Это упал тот самый столб, который хотели поставить в яму. Трос оборвался и он упал как раз на то место, где я стоял секунду назад. Все закричали, повскакали со своих мест, засуетились. Подбежал старший выяснять, не пострадал ли кто. Но к счастью,  столб никого не ушиб.  И жертв тоже не было, а могли быть. И этой жертвой был бы я. 

В шоке,  я уже никого не слушал, а быстро пошел к автобусу. 
Когда  подошел к спутникам, Вера спросила: "Виктор, ты,  что такой бледный?"
Только сейчас до меня дошло, что случилось. Холодный пот покатился по  спине. Я начал отходить от шока и рассказал им, все, что сейчас  произошло. Вынув из заплечной сумки Златорога, я поцеловал его. Права была Ирада  -  он спас меня.   С тех пор  я стал его называть  Златорог Елизар, что обозначает  «бог помог»,  по - древнееврейски.   До самой Пензы мне было как-то не по себе от недопустимой бесшабашности монтажников и от собственной неосмотрительности.

 Виктор помолчал,  налил  себе полный стаканчик «Бренди»  и выпил залпом. Мы еще долго разговаривали и вспоминали всякие заметные истории из нашей жизни.

 
Расстались во Владивостоке добрыми друзьями. Я пожелал ему традиционных семь футов под килем и удачи.  Перед выходом из купе, он бережно уложил Елизара в специальный футлярчик, выложенный изнутри мягкой белой байкой.
- Я  сейчас с ним никогда не расстаюсь, - пояснил он.  И добавил: – Пойдем, Елизар, пора. Нас ждут моря.
   


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.