Космические хроники. 118

                История одного изобретения.               

    Девочка увидела мать, застывшую на стуле, услышала пикающий в опущенных руках телефон и поняла: что-то случилось.
   - Мама, кто звонил? – спросила дочь.
   Женщина не ответила.
   - Что сказали?
   - С отцом что-то произошло. Его начальник просил меня зайти.
   - Из-за этого встревожилась? Случись что, сам бы приехал.
   Довод показался разумным, и женщина ожила.
   - А ведь верно. На завтра назначил, а так бы сразу огорошил.

   Приглашённых набралось на целый конференц-зал, так как многие пришли с детьми. В воздухе витала напряжённость. Люди быстро сообразили, что являются родственниками одного единственного экипажа, и сразу притихли, когда на трибуну поднялся генерал. Старший офицер прокашлялся и в полной тишине начал говорить:
   - Вы правы в своих догадках: случилось непонятное. Рядовой полёт, простое задание, а связи с кораблём нет. Всякое бывает, и такое не редкость, но в данном случае контакт пропал во время сеанса. Сразу восстановить не получилось и в контрольное время связаться не удалось.
   Два корабля возвращались с задания, перенаправили их. Они прощупали район, где это произошло, как понимаете, с нулевым результатом. Их сменила эскадрилья, поиск продолжается. Вы обязаны это знать, ведь завтра корабль должен вернуться и не прилетит.
   
   Женщина ожидала худшее и в компании товарищей по несчастью почувствовала себя лучше. Кто-то сказал, что нужно обратиться к экстрасенсу, и эта мысль прочно засела в голове. На улице она предложила дочери:
   - Люди считают, что экстрасенс может больше знать. Сходим?
   Девочка достала планшет, набила запрос и объявила результат поиска:
   - Офис ближайшего находится в квартале отсюда.
   - Пошли, хуже не будет.
   - Они говорят только то, что клиенты хотят услышать, - пятнадцатилетняя дочь ответила, как многоопытный человек. – Плохой прогноз размазывают таким тонким слоем, что невольно оптимистом станешь.

   Подслеповатая старушка потребовала фотографию. Внешне она мало походила на знатока своего дела, но манера говорить и уверенность выдавали в ней профессионала.
   Женщина сняла с себя медальон, вынула сначала круглое фото дочери и затем портрет мужа.
   Хозяйка вгляделась в снимок, положила на стол и накрыла его ладонью. Закрыла глаза, сморщилась, зашептала что-то. Несколько раз повторила операцию и лишь потом недовольно сказала:
   - Ничего не понимаю. Не вижу его ни на земле, ни под землёй, а человек, судя по всему, жив.
   - Он может быть на другой планете?
   - По-другому не объяснить. Сожалею, но так далеко заглянуть мне не по силам.

   - Я верю ей, - сказала женщина уже на улице, - потому что не взяла деньги и расстроилась не меньше нашего.
   - Нужно обратиться к другому специалисту, только и всего! – предложила дочь.

   Старик-экстрасенс встретил гостей как старых знакомых, ничего не спрашивал, усадил и только тогда сказал по существу:
   - Фотографию отца и мужа принесли?
   Женщина передала круглый снимок. Мужчина приложил его к стеклянной пластинке, придвинул к лампе, стоящей на столе, и начал разглядывать почему-то с обратной стороны. Девочка подглядывала сбоку, и показалось вдруг, что еле просвечивающийся силуэт изображения что-то шепчет. Она отшатнулась и помотала головой, избавляясь от наваждения.
   - Ваш родственник жив, случилось что-то… - начал говорить экстрасенс.
   - И поэтому мы пришли сюда, - перебила девочка.
   -… случилось что-то с кораблём, - старик не обратил внимания на дерзкую клиентку. – Внутренний взрыв повредил его настолько, что понадобился ремонт в статичном состоянии. Повреждена радиоаппаратура. Летательный аппарат сел на ближайшей планете, и ремонт идёт полным ходом. Наружный проводят в скафандрах из-за неприемлемых условий, но более удачно, чем внутри. Шанс есть, вот только фантазии всё исправить у астронавтов не хватает, потому что нужных подручных средств нет.
   - У них получится?
   - Пятьдесят на пятьдесят. Необходим толчок, озарение, если хотите.
   - Спасение утопающих – их дело, - девочке не понравился экстрасенс. – Радиостанцию хоть починят?
   - Нет.

   От посещения старика у женщины остался неприятный осадок.
   - Мог обнадёжить за такие-то деньги!
   Дочь согласилась:
   - Мы не первые пришли. У тех бесплатно выудил информацию, а из следующих все соки выжмет, состояние сколотит. Что мы узнали? Фифти-фифти? Не факт, что вернутся? Приходите позже с пачкой денег! Там гонобобят что-то, может, ситуация прояснится к тому времени. Мам, хочешь помочь папе?
   - Ты сомневаешься?
   - Нужно посоветовать генералу собрать предсказателей в кучу, пусть смотрят в глаза друг друга и строят прогнозы! Почему – нет?
   - Не получится. Обстановка соответствующая должна быть, настрой. Такие вещи под дулом пистолета не делаются.
   - А жаль!
   Родственницы задумались. Летний день ласкал прохожих. Полуденное солнце беззлобно заглядывало в глаза. Воробьи радовались чему-то и играючи отыскивали корм. Все куда-то спешили и не видели, что природа чуть ли не просит не подгонять время, наслаждаться сегодняшним днём.
   Мать и дочь шли и думали о тех, кто по воле случая лишился возможности присутствовать на празднике жизни среди тепла, безоблачного неба и прочих земных радостей, которые почему-то вспоминаешь и ценишь лишь задним числом, попав в критическую ситуацию.
   - Мам, что теперь будет? – неожиданно спросила дочь.
   - Нам остаётся ждать и надеяться.

   Герметичность корабля сохранилась, и наружные дефекты удалось исправить относительно быстро. Внутри ремонт продвигался тяжело, так как пострадали все швартовочные двигатели и половина маршевых. С парой уцелевших получилось посадить корабль на ближайшую планету, но поднять с неё и доставить домой те уже не могли.
   Командир с инженером ежедневно ломали голову над заменой очередной детали. Восстановить решили более мощные двигатели - швартовочные, а все маршевые – даже целые – пустили на запчасти. Хватило на два - отремонтировали. При необходимости летательный аппарат уже мог взлететь, но скорости не хватало, чтобы преодолеть силу притяжения. Нужен был, как минимум, ещё один, но несколько деталей стали камнем преткновения.
   - До сих пор не могу понять, из-за чего произошёл взрыв, - признался инженер.
   - Причину пожара ищут, когда потушат. Дома разберёмся, - ответил капитан.
   - Проще новый двигатель изобрести, чем старый восстановить.
   Командир хмыкнул и вдруг согласился:
   - В этом что-то есть. В одном институте провели эксперимент. Отобрали десяток лучших студентов-выпускников и предложили им своеобразную дипломную работу. Как думаешь, какую? Не ломай голову – почти наш случай. Им выдали одинаковый набор хлама из которого предложили сделать робота.
   У кого-то не хватило фантазии, кто-то не уложился в срок, но двое справились с заданием. Их изделия мало походили на помощника человека: неказистые монстры передвигались хромая, вызывая то ли ужас, то ли жалость. Главное, они правильно реагировали на команды и с трудом выполняли их.
   Инженер скривился, но лицо скоро разгладилось – задумался. Командир подлил масла в огонь:
   - Временем ты не ограничен. Задействовать можешь всё, кроме пульта управления. Я соглашусь даже на использование целых двигателей, если убедишь в такой необходимости. Почему нет, если тяги их всё равно не хватает?
   Подчинённый не слышал начальника, уже решал поставленную задачу.
   Инженер подумал, что на корабле можно изготовить сверхпроводники, и с их помощью соорудить приспособление, способное усилить дееспособные двигатели.

   Начал изобретатель с того, что нашёл в центральном компьютере статьи, посвящённые сверхпроводимости. Он знал, а после узнали все, что у суперпроводников не получается сосуществовать с магнитным полем, ведут себя как кошка с собакой: кто-то обязан сбежать. И не факт, что это будет дерзкая до наглости кошка. Мало того, если находятся в комнате – замкнутом пространстве – один зверь побежит, а второй будет постоянно догонять. Ничто не связывает их кроме ненависти, и расстаться просто так не получится.
   - Таким образом, сверхпроводник и магнитное поле попадают в так называемый квантовый замок. Управляя одной компонентой, можно заставить другую двигаться в нужном направлении! Наши два двигателя повезут килограммовый магнит, а уже он за счёт замка потащит корабль. Понятно объяснил? – спросил инженер, закончив ознакомительную лекцию.
   - Я так понимаю, автомобиль застрял, два мужика пытаются вытолкнуть его из ямы, а он гудит – не получается. Спереди мяукнет кошка, собака рванётся за ней и врежется в машину. Это усилие окажется решающим?
   - Лучше не объяснить. Нам необходим небольшой толчок, чтобы выскочить из поля притяжения планеты, - согласился изобретатель. – Я нашёл металлы, из сплава которых отольём сверхпроводящие пластины. Ими обошьём одну из кают. Для улучшения качества понизим их температуру жидким кислородом или даже гелием. Магнит есть. Что ещё?
   - Почему не воспользоваться магнитным полем планеты?
   - Потому что корабль не исследовательский институт, а машина, застрявшая в канаве. Ещё вопросы есть?

   Инженер стал мало спать, потому что ночью определял, что будет делать утром.
   Через неделю командир попросил обозначить срок, хоть обещал не торопить. Изобретатель лишь хмыкнул, так как волновало другое: он до сих пор не сумел определить, какой силы получится толчок. Капитан успокоил: после недостаточного пинка корабль с горем пополам, но вернётся на место старта, а вылетев пробкой из бутылки, притормозит.
   Предусмотрели, казалось, всё. Автопилоту предстояло доставить экипаж не на саму Землю, а лишь на её орбиту из-за сомнений в благополучном приземлении. Торможение и посадка сложнее чем взлёт, даже в авиации такое считается аксиомой. Не хотелось рисковать, садиться не на всех маршевых двигателях. Связи нет, но дома разберутся, встретят на орбите.
   Взлетел корабль через два месяца.

   - Мам, тебя снова вызывают к генералу, - сказала девочка, отодвинув от себя трубку. – Похоже, новости есть.
   - Скажи, что будем, и уточни время.
   - Завтра во второй половине дня.
   Дочь положила телефон, но не успокоилась.
   - Мы можем перед этим зайти к экстрасенсам. Прикинь, все волнуются, а мы уже что-то знаем!
   - Я уже волнуюсь. Зайдём.

   Старик не удивился гостям, словно ждал. Лишь спросил:
   - На этот раз догадались взять фото крупнее?
   - Тогда импульсивно с дочкой зашли, а сейчас подготовились. А что, с большим лучше работать? – спросила женщина.
   - Это же очевидно. Что проще найти – иголку в стоге сена или хворостину?
   Разговор сам собой прекратился, так как экстрасенс замер, глядя на снимок. Через пять минут безмолвного разглядывания он отложил фото и сказал:
   - Корабль на орбите. В настоящий момент к нему летит челнок, чтобы снять экипаж.
   Экстрасенс замолчал. Дочь с матерью ожидали большего. Он понял.
   - Я не летал с ними, сказал, что сумел разглядеть.

   Старушка оказалась более многословной.
   - Ваш родственник инженер?! Он дорабатывал двигатель и сделал в результате принципиально новый. Прославит его какое-то блюдо.
   - Блюдо? – удивилась девочка и тут же предположила: - Он изобрёл двигатель как на тарелках? На каких инопланетяне летают?
   - Именно. Сделал полуфабрикат. В тех условиях и такой изготовить – уже достижение. Но принцип двигателестроения он определил верно. Через десять лет сегодняшние корабли только в музее можно будет увидеть.
   Хозяйка печально осмотрела гостей и сказала:
   - Это всё. Вас ждут. Рискуете опоздать.
   Старушка солгала, она знала много больше. Корабль пулей взлетел с негостеприимной планеты. Специальные комбинезоны не спасли от огромной перегрузки. Неимоверная тяжесть сдавила тела людей, дробя кости. Они не мучились – не успели понять, что происходит.
   Автопилот быстро и благополучно привёл корабль домой. Челнок вместо экипажа доставил на землю «груз 200».
   Старушка-экстрасенс знала, что хоронить команду будут в закрытых гробах, и никому из родственников уже не удастся увидеть родного человека.
   Мать с дочкой шли к выходу, а она плелась сзади. Вдруг остановилась и перекрестила впередиидущих. Губы зашептали:
   - Такое лучше услышать, когда рядом товарищи по несчастью: горе скопом легче переносить. Храни вас Господь!
   Бабка вздохнула, показалось, что полегчало. Подумалось: «Молодые гибнут, а старики коптят небо. Несправедливо!» Она шмыгнула носом и закрыла входную дверь.

                *****


Рецензии