Справедливости ради

 Ещё раз о поэме несколько строк.
Мне довелось прочитать  "Гаврилиаду". На первый взгляд в  поэме нет ничего предосудительного. Пушкин на любые темы мог писать талантливо, не переходя границ дозволенного. А.С. Пушкин-это ведь не Барков. Да и тот, в своих "эротических"
произведениях не опускался до откровенного мата, что позволяют себе современные,
так сказать, "поэты".
Да и  Баркова  никто с полицией не разыскивал, чтобы спросить, зачем он это написал.  В поэме только последняя фраза придаёт   антирелигиозный  смысл, раз речь в ней идёт о Пресвятой Деве.  За этот неприличный намёк и  осудили Поэта,  за то,что в юнце играла его мужская плоть.
Но сама поэма написана превосходным  стилем.  Благородность  стиля Поэта нельзя не узнать, о чём бы он ни писал: на самые, казалось бы, запретные темы.
В истории поэмы,   есть ещё и нечто другое. Личная несовместимость характеров.
Лицеистам было дозволено жить чуть ли не во дворце. Вот он и попал под горячую
руку, кому-то из царской семьи. Чуть ли не самому императору. Не смог сразу стать "во фрунт". Вот и началась "потеха" на целое царское правление.
В том, кто поэму написал, не было вопроса. Пушкинский лёгкий стиль невозможно не узнать. Тем более, что поэты старой гвардии так и не могли бы написать. Вопрос стоял о воспитании молодого человека. Пушкин был верующим человеком: он знал, что Бога нельзя поминать "всуе", в стихах. Он написал стихотворение тайно и надеялся, что об этом никто не узнает, что друзья не выдадут, не подведут...
 А оказалось не так...
Речь шла, собственно, о нравственном воспитании лицеистов.  О возмездии, о наказании за проступок. Если знал, что это неприлично делать, скрывал,так имей мужество признаться и понести наказание.
 Ясно, что друзья сыграли неблаговидную роль в этой истории: подтолкнули к написанию крамольной, богохульной вещи, а потом -все кто куда разбежались.
Поэты,- так уж принято,- несут ответ за те грехи, которых не совершали. "Жертвенные  тельцы"   вызывают   огонь  на  себя.
 "Какая б ни была вина, ужасно было наказание". Четыре года ссылки: два года на юге, особенно оторванным чувствовал себя от нормальной деятельности в Кишинёве,  и ,как ни странно,  чуть ли не ещё хуже, в Одессе.
 А потом ещё долгих два года в Михайловском. И недалеко от Петербурга, да не доедешь.

 А душу-то, тем более, русскую душу, где взять, если на таинственном генетическом уровне не заложено.
Так что графу о национальности рано отменять в паспорте, как и графу о вероисповедании.
  А Пушкин-он русский. Нет в нём в крови примесей, потому и имеет кристально-
светлую, истинно русскую душу.
 Впрочем,какой бы национальности бы ни был Пушкин, он бы приобрёл бы
русскую душу одному Богу известным путём. Многое зависит от воспитания, от той же Веры.
После первой неудачной поэмы Пушкин имел беседу с Митрополитом. Тот простил ему грех молодости, вольные стишки, написанные по наущению "дружков"-декабристов, которые на него всю вину и свалили, и он принял на себя,-не стал отпираться,- и
Митрополит благословил поэзию Поэта. Всё, что было написано  п о т о м,  было написано, воистину, от Бога. Пушкин не забыл урок, данный ему в начале пути, мудрым наставником.
 


Рецензии