Где была Куликовская битва?
Играли ли Вы когда-нибудь в «Царя Горы»? Ну, или слышали об этой игре? Если нет, то рассказываю ее суть. Дети лезут на вершину горы, все друг другу мешаются, тот, кто добирается первым, всех сталкивает вниз и пока он держится наверху – он «Царь Горы». Знакомая ситуация?
Все игры закладывают в детей определенные стереотипы поведения.
К чему я это веду, просто мне кажется, что без горы в такую игру играть невозможно.
Ну, а теперь о Боровском кургане и Куликовской битве.
Первоисточники
Рассуждения приводятся на основе двух канонических текстов, которые рассказывают о событиях, которые произошли 8 августа 1930 года. Всего их четыре, но вот эти два наиболее полные и главные.
Надо сказать, что первый текст, «Сказание о Мамаевом побоище», используется в переводе В.В.Колесова, был написан, как считает большинство историков, очевидцем событий, а второй текст «Задонщина», здесь перевод Л.А. Дмитриевой, гораздо позже, где-то в начало 15 века. Впервые он был опубликован в списке XVII века в 1852 году В. М. Ундольским. Многие историки считают «Задонщину» подделкой, как и «Слово о полку Игореве». Об этом ведутся споры, но мы в них не будет встревать, они в основном касаются лингвистических особенностей текстов. Впрочем, есть и обратные версии…
Скорость движения
К старинным текстам добавлю еще одно сообщение, которое датируется ноябрем 1941 года и описывает сражение за город Каширу. Воспоминания очевидца событий. Данный текст нужен, что понять то, как на самом деле двигаются конные войска.
«… Было около 15 часов дня, когда неподалеку от Ступина генерал Белов увидел первые эскадроны своего корпуса (в то время немцы уже были в Пятнице). Навстречу ему двигался один из лучших полков – 131-й Таманский полк, не раз отличавшийся в прежних боях. (командир подполковник В.Г.Синицкий). Бойцы проходили мимо командира с трудом передвигая натруженные ноги. За неполные двое суток они совершили марш-бросок более чем в сто километров, не останавливаясь на ночлег, делая лишь короткие привалы. И весь этот путь проделали пешком, ведя лошадей на поводу. Твердая земля наминала мягкую часть (подушки) неподкованных копыт. Лошади были измучены, шли медленнее людей…»
Замечу, что 131-й Таманский конный полк, был одним из лучших подразделений в Советской армии. При этом даже он, делая переход по 50 километров в сутки, пришел практически к полной боевого непригодности.
Отсюда можно сделать вывод, что скорость движения конного войска и пешего войска во времена Дмитрия Донского, да и вплоть до появления мотопехоты было приблизительно одинаковой. Она не превышала в среднем 20-25 километров за сутки, а рассказы о стремительных набегах диких татар – это все же литературные изыски и кинематографические приемы, чтобы нагнать жути на читателя и зрителя.
Рекогносцировка
Теперь попробуем провести рекогносцировку местности, по возможности учитывая реалии того времени, и с условием, что тексты, которые доносят до нас эхо тех событий, все же не являются священными и писали их люди, которые могли ошибаться, принимать что-то на веру, сознательно и не сознательно искажать информацию, а также решали какие-то свои иногда сиюминутные задачи.
Итак…
«…У Донa стоят тaтaры погaные, Мaмaй-цaрь у реки Мечи, между Чуровым и Михaйловым, хотят реку перейти и с жизнью своей рaсстaться нaм во слaву"… (Задонщина).
И уже из «Сказания о Мамаевом побоище» мы узнаем, что язык или допрошенный пленный рассказал следующее: "Уже царь Кузьмине гати стоит, но не спешит, поджидает Ольгерда Литовского да Олега Рязанского; руководствуясь сведениями, полученными от Олега, о твоих сборах царь не ведает и встречи тобою не ожидает; через три же дня должен быть на Дону…»
Казалось бы, все понятно. Берем карту, ищем реку Дон, ищем реку Мечу, ищем населенные пункты Чуров и Михайлов, ищем Кузьмину гать и находим место стоянки Мамая, о котором рассказывают источники. Но это на первый взгляд. Сколько уже диссертаций на этот счет написано? Сколько копий в научных спорах сломано?
Мало того, что в реальности все уже давно тысячу раз изменилось, нужно ведь еще и понять, о чем говорилось в летописи? Надо жить в то время и понимать то время. А это не легко. Но, попробуем. Внесем, так сказать, еще свои пять копеек в научные споры.
С чего начнем. Ну, допустим с ориентиров.
Путь Мамая
Один из главных ориентиров на местности - Кузьмина Гать? Где была такая? Альтернативные историки Носовский и Фоменко, к примеру, определяет это место как Кузьминки и Нагатино, в том смысле, что «на гати», за что предаются анафеме всеми правильными историками.
Однако, если учесть что, в 1941 году говорили, что «Гитлер стоит уже под Москвой», это означало, что его войска там находятся, а чисто физически он там ни разу не было, то можно предположить, что и в тексте «Сказания…» речь идет не о самом царе, а о его передовых отрядах, которые смогли подойти к Москве достаточно близко для разведки и контроля ситуации. Опять же от Кузьминок до истока Дона близ города Новомосковска Тульской области три дня пути. Вроде все совпадает. Одна беда, согласно «Задонщине» Мамай шел от Кузьминой Гати к Дону, а не наоборот.
Получается «гать» да не тать, хотя может и был какой Кузьма, который на профессиональной основе, как тот же бродник, ложил гати в труднопроходимых местах, чем и жил, чем и оставил о себе память в веках.
Но поищем другую Кузмину гать. Есть большое село Кузьмино-гать, аккурат перед Тамбовым. Само слово «Тамба» обозначает на тюрском языке основной столб шатра, вполне указывает на то, что в том месте была большая стоянка, и возможно ханская. Причем останавливался в этом месте хан не один и не два раза. В итоге место разрослось до города. В качестве понимания. От тамбовской Кузьминой Гати до Москвы 460 километров или в среднем 14 дней пути.
Есть село Кузьминское близ Белых столбов, Домодедово и… Татариново. До Москвы 80 километров или три дня пути. А в относительной близости есть населенные пункты с похожими названиями - Чуров (Чурилово) и Михайлово (Мисайлово).
Река Меча. Историки называют этот ориентир как река Красная Меча, приток Дона, но река Меча, она же (Моча) есть и у Подольска. Да, если уж совсем по-честному и Красных холм у Подольска тоже есть.
Вариантов много, и точного ответа дать практически невозможно, если не попытаться понять, куда же собственно шел Мамай, и зачем?
Но об этом чуть позже.
Путь Дмитрия Донского
Теперь давайте попробуем определить как, куда и зачем шел князь Дмитрий Иванович на встречу с Мамаем? Хотя, зачем, вроде бы понятно. Дань он платил не собирался…Значит, собирался убить Мамая, то есть царя, его царское происхождение ни один из текстов не оспаривает, или как минимум показать, кто в доме хозяин.
Напомним, что согласно «Задонщине» … «…к слaвному городу Москве съехaлись все князья русские…» а потом «…князья же белозерские отдельно со своим войском выехали; …. Князь же великий отпустил брата своего князя Владимира дорогою на Брашево, а белозерских князей - Болвановскою дорогою, а сам князь великий пошел на Котел дорогою…»
«… И двигался князь великий Дмитрий Иванович по большой широкой дороге, …» И уж совсем каноническое и родное. «… уже ведь, братья, стук стучит и гром гремит на ранней заре, князь Владимир Андреевич через Москву-реку переправляется на добром перевозе на Боровском...» Другой вариант перевода: "Уже, братья, стук стучит и гром гремит по ранней заре, князь Владимир Андреевич Москву-реку переходит на красном перевозе в Боровце".
Вот такой расклад. Из которого мы видим, что войска Дмитрия Донского вышли тремя колоннами из Москвы.
Не знаю, кому как, но давайте разберемся с дорогами. Вот есть «Рязанская дорога», она оканчивается в Рязани, Астраханский тракт – он заканчивается в Астрахани, «Минское шоссе» - оно заканчивается в Минске, а где в таком случае должны заканчиваться «Брашевская дорога» и «Болвановская дорога», или дорога «в Брашево» или «на Котлы»? Именно заканчивается, а не начинается. Это важно.
Ну, куда пришел сам князь вроде понятно. «На Котлы». Ныне, это село Котельники. И на том месте, где он стоял, основан Николо-Угрешский монастырь.
Где находится Брашево? Вообще-то распространенное название, но самое близкое и наиболее подходящее к нашему случаю – деревня Боршева близ города Бронниц, место, где было обнаружено Боршевское городище, небольшая деревянная крепость, где находится одна из переправ через Москва-реку, до которой можно дойти по левому северному берегу Москва-реки. Именно туда отправил князь Дмитрий Иванович своего брата князя Владимира. Зачем?
Рассмотрим теперь Болвановскую дорогу. Официальная версия, что так она названа по тому, что по ней приходили татарские баскаки, которые в знак своей власти держали в руках деревянных болванов-идолов, языческих богов. К сожалению, каких-то документальных подтверждений таким ритуалам обнаружить не удалось. Хотя есть свидетельство, что на вершине Боровского кургана находилось каменное изваяние бога, предположительно Перуна, которое в последний раз видел, и написал об этом в своем путевом дневнике академик Фальк, путешествуя из Москвы в Коломну.
Дословно он написал так: «У Боровского переезда на правом берегу реки на холме, вышиною в шесть сажен, стоит столп, грубо выработанный из песчаного камня. Близ оного видны следы рва и вала укрепленного места».
Вот вполне возможно, что к этому «Болвану-идолу» и вела та самая Болвановская дорога, и соответственно там и оканчивалась.
Для тех, кто не ориентируется на местности, поясню, что это место - тот самый Красный Перевоз у Боровца, где князь Владимир Храбрый, он же Серпуховской, он же Боровской, перешел Москва-реку, и упоминается в летописи второй раз. Почему? Может быть потому, что разведав дорогу до Боршева по северному берегу Москва-реки, он вернулся на соединение с Дмитрием Донским.
Соответственно, куда шел Мамай-царь, учитывая, что московский князь Дмитрий – его данник, хоть и не надежный. К главной святыне язычников – каменному Перуну или болвану, как его называли славяне. Ну, это как в Мекку ходят сегодня мусульмане к лунному камню. А где может стоять такой болван, если рядом Красный Перевоз? Вполне вероятно на Красном Холме?
Скорее всего, баскаки не входили в Москву, а вставали на холм и ожидали, пока данники к ним придут и принесут свои дары. Вообще странно предполагать, что баскаки, царские слуги, ждали бы прихода русских князей, царских данников, у ворот города, ожидая окажут им честь или головы снесут. Все как раз должно быть наоборот.
.
Теперь куда же прибыл Мамай?
Вот что пишет «Сказание о Мамаевом побоище» «…Безбожный царь Мамай, выехав на высокое место с тремя князьями, следит за людским кровопролитием…»
Но это только в этом переводе написано, что место просто «высокое». К примеру, на реставрируемом плане Куликовской битвы, от 19 января 1849 года это место называется «Красный холм». И что самое интересно, на плане место есть, а холма нет, а все потому что поле искали в Тульской области. Искали бы в Раменском районе, нашли бы и холм. Что интересно, все остальные планы 1849 года при наложение на местность близ Боровского кургана совпадают до деталей.
Таким образом, вот таким маршрутом: Томба (столб в шатре) – Белые Столбы (каменные изваяния) – Балван (тот же столб или идол) Мамай-царь прибыл на Красный холм, или Красную Горку встал там лагерем, как воплощение живого Перуна, а под горой стояли его знаменосцы-чолковцы. Долго стояли, и в итоге основали село Чолково, от слова «Чолк» или знамя, которое до наших дней дошло как Чулково. Остальные же подразделения встали станами: Становое, Константиново, Ратькино (ныне Редькино), естественно позаботились и о временных укреплениях плетенях и– китай-городе или гуляй-поле, (ныне села Плетениха и Титово (Китово).
Все ханы Монгольской (читай Великой) империи, вплоть до Гирея регулярно приходили сюда на богомолье, и все уже было регламентировано, кто куда встает и где живет, до того, как «московские принесут свои дары и подарки», прежде чем кочевники отправятся в обратный путь. Естественно не возбранялось и торговаться. У кочевников были кожаные изделия, лошади. Ценный товар. У местных – дары лесов, мед, пушнина. А еще предполагалось, что богатыри, чтобы не застояться могли меряться силами на кулачках.
Так близ кургана рядом с Чулково появилась деревня Кулаково, и вполне возможно, что битва была Кулаковская. Кулик – конечно птица важная, но кулак – все же более подходящее значение для определения места битвы и поле там есть подходящее, аккурат напротив деревни с характерным названием Колонец.
В общем, все должно было быть чинно и протокольно. Без эксцессов. Однако, в сентябре 1380 года московские князья и их подельники навалились на Мамая. Не все было, конечно, гладко, потом пришлось придумывать историю про то, как князь Дмитрий в одежду простого воина переоделся, и бился как простой воин, и еле жив остался, про поединок один на один Ослябя, Пересвета и Челубея, про засадный полк, который навалился в последний момент и перевесил чашу весов в пользу московских князей, и о том, как гнали «татар поганых» три дня и три ночи. Это все легенды, как на самом деле проходила битва можно поговорить позже. Но уже в рамках этой статьи видно, что три дня кого-то гнать просто невозможно.
В общем, победа осталась за московскими князьями и в честь нее на вершине кургана они устроили пир, память о котором осталась в названии озера – Пирово, расположенному неподалеку, а также деревни – Перово на окраине Москвы. Трупы сторонников Дмитрия вывезли и захоронили в Симоновом монастыре, а чтобы было за чей счет молитвы убиенным читать, всю землю поля битвы и деревеньки на ней стоящие, были отданы в управления этому самому монастырю.
Тела воинов мамаева войска были брошены на месте их смерти и позднее сердобольные люди насыпали над их телами горки или курганы, большинство из которых так и остались на карте в виде населенных пунктов с названием Горки, возле которых до сих пор находят кости людей. Домодедово (Горки Ленинские) и те же Белые столбы около 50 курганов, Октябрьский (Горки) 40 курганов, близ села Яганово (12 курганов). Хрипанское поле и река Хрипань остались как память о том, что в этом месте кого-то добивали до смертного хрипа. К сожалению, большинство этих горок было распахано в советское время без изучения, но вот одна такая горка осталась и она находится на вершине Боровского кургана, до сих пор в ней лежат кости убитых людей, во многих из них найдены наконечники от стрел арбалетов.
Немного о численности войска.
Конечно, сегодня адекватные истории смогли снизить число участников битвы с нереальных 800 тысяч с обеих сторон, до вполне нормальных – 6-10 тысяч.
Но даже не вступая в споры на эту тему, можно понять, что вряд ли рать с Мамаем была очень уж большая, хотя бы по той причине, что буквально через месяц после Мамаева побоища (именно так называлось это сражение долгое время и только Карамзин назвал его Куликовской битвой), Мамай собрал еще одно войско против Тохтамыша. Ну, люди же не роботы, их за пару месяцев не сварганишь. Откуда такие ресурсы? В общем, к Москве он шел с небольшим войском, потому что рассчитывал на поддержку князей Рязанских и Литовских, как в свое время его дед Чингиз хан рассчитывал на поддержку бродников, которыми командовал Пласкиня. И был это Пласкиня возможно из Раменского района из деревни Пласкинино. Пласкиня свой долг выполнил, а вот рязанские и литовские князья решили, что наступили другие времена и не прибыли к Мамаю с поклоном, ограничились письмами и заверениями в преданности, а некоторые так вообще на сторону Дмитрия перешли.
Теперь вот и дошли и до Коломны? Чисто теоретически, конечно, войска Дмитрия Донского могли собраться в Коломне, но только для того, чтобы сбежать, или ударить в тыл Мамаю, которые встал лагерем на Боровском кургане и ждал, когда по широкой дороге к нему притекут его данники и дары.
Хотя лично я считаю, что вообще история про Коломну это поздняя вставка автора, который пытался как-то объяснить поблагороднее маневры московского князя Дмитрия Ивановича. Дело в том, что конечно можно много говорить об этом прекрасном городе, но реально первые письменные упоминания о нем как о Коломне начинаются с 14 века, аккурат после Куликовской битвы. Тот же Фальк в своих записках пишет, что Коломна была построена в 1525 году Великим князем Василием Ивановичем. До этого там тоже жили люди, но место они свое называли Голутвин, от имени «голутвы» или «голяди», племени, которое там жило.
Что же касается названия Коломны, то оно не единично, это может быть и село Коломенское под Москвой и деревня Колонец близ того же Боровского кургана, в месте впадения реки Пехорка в Москва-реку, где есть поля для смотра войска любого размера. Ныне на этом месте стоит город Жуковский.
Конечно, если рассматривать Куликовскую битву как отдельное событие, то она представляет собой и загадку и широкое поле для интерпретации, но если окинуть историю нашей страны широким взглядом, то приходится признать, что все у нас в истории циклично и проходит по одним и тем же направлениям.
Вот, к примеру, на реке Калке прошло аж три битвы: Чингиз-хана и Рюриковичей, Мамая и Тохтамыша и Тохтамыша и Тамерлана. А почему? Да там самое узкое место между Волгой и Доном и кто контролирует это место, тот контролирует всю степь или Дикое поле.
Вот и река Москва была той естественной линией, до которой успевали доходить кочевые племена или орды до наступления холодов, а Боровской курган ключевой точкой, с которой можно было контролировать движение по этой реке. Поэтому пришли, постояли какое-то время, ровно столько, пока москвичи не почувствуют голод, дань взяли, поторговали и обратно в теплые края. Штурм города был нужен только для одной цели, в случае захвата в плен жителей, укрывшихся за стенами, с целью продажи их на невольнических рынках Средиземного моря.
Но в какой-то момент брать город татарам стало совершенно не нужно. Достаточно было перекрыть продуктовые артерии с юга, и Москва сама сдавалась. Вернее откупалась. В 1382 году Тохтамыш, а в 1408 Едигей так и поступили. Пришли с большей силой, постояли под Москвой, на том же кургане, получили деньги и ушли. Откупаться оказалось выгоднее. В 1480 году хан Ахмат подошел к реке с одной стороны, а Иван III к другой стороне, постояли друг против друга и разошлись. Не заплатили и от штурма отказались. И на этом как известно иго закончилось.
Стояние называется на реке Угре, хотя что-то мне подсказывает, что опять это была река Москва. Ну, совершенно, не было смысла, идти им на встречу. В любом другом месте войско могло обойти противника с лева или справа, не вступая с ним в сражение, а вот у Боровского кургана – такой возможности не было. Это крайняя точка маршрута.
Что интересно, если рассмотреть место, где находится Николо-Угрешский монастырь повнимательнее, то оказывается, что он тоже стоит на Москва-реке, что странно, в том плане, что стоит на Москва-реке, а называется Угрешский.
Но еще страннее, что ровно на другом берегу находится село Остров, где стоит знаменитая церковь с единственной в округе официальной сторожевой башней, с которой открывается вид на город Москву, а рядом город Видный и село Беседы. Считается, что ее поставил царь Алексей Михайлович, так как избирал это место летней резиденцией, и с башни мог наблюдать за столицей.
Однако исторические источники указывают, что вплоть до хана Гирея здесь была сторожевая ханская стоянка, с которой как раз и можно было видеть Москву, и возле которого и можно было вести переговоры или беседы. Что характерно дальше этого места на север татарские-ханские войска практически никогда не ходили, ну если только в виде коротких разведовательных походов, и для поддержки тверских князей по особой договоренности
Строительством крепостей после Мамаева Побоища в Коломне, Кашире и Серпухове, московские князья отодвинули эту точку. Ивану Грозному в 1572 году удалось одержать еще одну победу над крымскими татарами на реке Лопасне при Молоди, это как раз рядом с Белыми столбами, причем совместными усилиями опричного войска и земским войском во главе с Воротынским, которые использовали Гуляй-город и пушки, была подорвана сила крымских татар. Мужское население у татар было вырезано подчистую, еще и генуэзским наемникам досталось.
Потом появились кремли в Туле, Калуге, Рязане. На Куликовом поле под Тулой проходили пограничные стычки с крымскими татарами, летописи их зафиксировали в 1542, 1571, 1607 и 1659 годами, и туда же в 1852 году приписали само Мамаево побоище. Сделал это первый исследователь битвы обер-прокурора Священного Синода Нечаев.
Затем появились сторожевые города – Тамбов, Липецк, Пенза, Воронеж. Московское княжество стремительно стало сдвигать свои границы к югу, в итоге стало Российской империей.
Однако значение Боровского кургана как важного стратегического объекта от этого не упало. В 1812 году вокруг него развернулись очередные события, которые попали в историю как «Тарутинский маневр». В 1941 году – курган снова был обозначен на картах как «последняя точка линии обороны Москвы с востока», но фашистские войска остановили под Каширой, как сказал бы летопись «Гитлер стоял уже на реке Оке, но…» остановила «Гитлера» кавалеристская дивизия того самого генерал Белов, о котором я писал в начале этого рассказа. Как видите, история повторилась.
Эдуард Семенов
Использованы фото:
Из архивов Жуковского городского музея
Свидетельство о публикации №216012300684