Лабиринты Кенигсберга. Глава 6-2-2
В. Шпинев "Лабиринты Кенигсберга". Глава 6-2-2. Вилла «Эдит». Продолжение.
Вилла «Эдит». Продолжение.
Документы найти не удалось? …Не удалось. Я работал в Калининграде с 1946 года по пятидесятый. Прощупал всю «Виллу Эдит» и могу сказать точно: там ничего спрятано не было. Больше того, я обследовал все окрестности в радиусе трехсот метров… Мы имеем данные, что, кроме чертежей и схем подземелий города, Вольф хранил списки тайной агентуры. В подземельях старого Кенигсберга было захоронено огромное количество ценностей. После войны мы пытались разобраться в этих подземных лабиринтах, но без карт и схем сделать это нелегко… (М. Баринов «Вилла Эдит». http://likebook.ru/books/view/171663/ ?page=1).
Незнакомцы тихо переговаривались, а минуту спустя один из них поднялся на брусья колодца и вдруг исчез в нем. Туда же последовал и второй… Колодец… наполнен испорченной водой…Неслышно подойдя к колодцу, Асанов и Леонтьев остановились. Ни единого звука не доносилось снизу. Нащупав тонкую веревку, уходящую вниз, Владимир осторожно потянул ее. Веревка свободно подалась… Друзья сели возле колодца, чутко прислушиваясь. По-прежнему ни звука не доносилось из железобетонной трубы. Минут через десять они поднялись… Это не просто колодец! Ясно, что это вход в подземелье…
Может быть, из него есть другой выход? …Саша перекинул ноги через край колодца. Стены его были липкими и холодными. Ноги Асанова коснулись чего-то упругого, похожего на железную сетку. Взглянув вверх, он увидел кружок темно-синего неба. Колодец оказался очень глубоким — не меньше тридцати метров. Воздух был затхлый, от него першило в горле и слезились глаза. Два луча фонариков вспыхнули почти одновременно. Друзья осмотрелись. Они стояли в центре круга не менее двух метров в диаметре. Под ногами у них была редкая железная сетка, покрытая илом. Ясно были видны следы тех, двух. — Смотри, — прошептал Леонтьев, показывая на отверстие в цементной стене колодца. Оба нагнулись. Пролезть через отверстие было невозможно: толстые железные прутья крест-накрест загораживали и без того узкий проход. — Это водосток, — сказал Владимир. — Они каким-то образом открыли его, и вода ушла из колодца. Саша пристально всматривался в следы на иле. Возле водостока виднелись отпечатки, не похожие на следы ног. Казалось, кто-то стоял на коленях перед отверстием. Асанов встал на колени и просунул руку в отверстие… Как только Асанов нажал рычаг, откуда-то сверху упали куски слизи. Кусок стены бесшумно выдвинулся наружу, и мрак колодца прорезал электрический свет. Асанов на руках подтянулся к образовавшемуся входу. Длинный с овальным сводом туннель открылся перед ним. Покрытые слоем пыли, тусклым светом горели на потолке плафоны, убегая бесконечной лентой вдаль…
Саша пролез через дверцу и очутился в туннеле. Владимир последовал за ним. Положив в карманы ставшие ненужными фонарики, друзья безмолвно смотрели на пустое, мрачное подземелье.
— Откуда же свет? — проговорил, наконец, Асанов.
— Потайная проводка от главного кабеля. Как видишь, она сохранилась после войны.
— И все эти годы здесь горел свет? — Нет, конечно. Это они включили его. Значит, они вполне уверены в своей безопасности…
Туннель шел неровной линией. Он представлял собой овальную железобетонную трубу около двух метров высотой. Какой-то странный желобообразный рельс шел по потолку, убегая вперед блестящей полосой. Стены были абсолютно гладкими. Саша и Леонтьев быстро шли вперед, держа оружие наготове, ожидая в любую минуту встречи с врагом. Однако, впереди никого не было. Временами они останавливались, чутко прислушивались… Пыльные светляки плафонов по-прежнему убегали вперед. Ни ответвлений, ни подъемов, ни спусков. Можно подумать, что туннель прорыт сквозь землю. Леонтьев, шедший впереди, вдруг остановился и поднял руку — Дверь! Рядом в бетоне чернела железная дверца. Низкая, заржавевшая так, что еле угадывались петли и замки, она, очевидно, давно не отпиралась. — Куда же она ведет? — Саша нагнулся и потрогал железную ручку.
— Они не прошли через эту дверь? Леонтьев тоже нагнулся и внимательно обследовал дверцу.
— Нет, ею не пользовались много лет.
Метров через сто линия плафонов оборвалась. Впереди была пустота. — Сколько же мы прошли?
— Не меньше трех километров. — Леонтьев снова вынул фонарь.
Луч света нащупал на стене пыльный выключатель. Владимир подошел к нему, раздался щелчок, но свет не загорелся.
— Здесь, видимо, обрыв проводки. Туннель кончился. Бетонная стена с отверстием посередине, в которое с трудом мог пролезть человек, возникла под лучом фонарика. Осветив проход, Леонтьев вполз в него и скрылся в глубине. Асанов последовал за другом. Ползти пришлось недолго. Проход раздался вширь и ввысь, и скоро уже можно было встать во весь рост. Здесь все было иначе, чем в туннеле. Лучи выхватывали из темноты циклопическую кладку средневекового подземного хода. Направо был виден черный провал, налево — круто вверх уходили узкие ступени винтовой лестницы. Прямо впереди — глухая стена. Владимир вынул записную книжку, вырвал двойной лист, поджег его и бросил в видневшийся справа провал. Бумажка падала, освещая влажные стены. Листок погас, не долетев до дна, осветив при последней вспышке блеск воды.
— Спуститься они не могли. — Асанов и Леонтьев начали подниматься по лестнице. С каждым метром она становилась все уже. Вскоре гладкие каменные плиты сменились темной кирпичной кладкой. Казалось, давно пора бы быть на поверхности, но лестница вилась все выше и выше… Но вот в лицо дохнуло свежим ветром. Неожиданно показались звезды. Значит, конец подземелью! Асанова охватило беспокойство: враги могут уйти, унося с собой документы. Друзья остановились. В наступившей тишине наверху послышались неясные звуки. Теперь можно было различить два мужских голоса. Асанов и Леонтьев поднялись на узкую неровную площадку. Они были высоко над землей. В стороне, на расстоянии полукилометра, рисовались контуры какого-то огромного здания. Александр узнал развалины Королевского замка. Теперь он понял, куда они попали, — это был Кафедральный собор, вернее, его развалины… С величайшей осторожностью шпионы полезли по крутому откосу, образованному проломом. На большой высоте, ночью, при сильном ветре это было рискованно. Асанов и Владимир осторожно вышли из засады и очутились на площадке, только что покинутой шпионами. Подойдя к краю стены, они начали напряженно всматриваться. Тем временем Вольф и Брандт поднялись довольно высоко… Вдруг все стихло. Фигуры наверху исчезли. Как ни всматривались друзья, они ничего не могли увидеть… В этом месте из-за обвала стены нарушен ход. Они искали продолжение его и нашли… Не глядя в пропасть под ногами, куда каждую минуту грозил сбросить их порыв ветра, Асанов и Леонтьев принялись карабкаться вверх, цепляясь за кирпичи, прижимаясь к стене. Метрах в десяти выше площадки, там, где кончалась лестница, показалось черное отверстие — продолжение потайного хода. Они не стали включать фонари и на ощупь протиснулись на лестницу. Теперь она вела вниз. Впереди послышались голоса. Уверенные в полной безопасности, Вольф и Брандт не боялись громко разговаривать. Лестница все глубже уходила под землю, кирпич сменился гладким камнем. Друзья шли в полной темноте, не зажигая из предосторожности фонарей, ориентируясь по звукам, раздававшимся впереди. За поворотом мелькнул желтоватый свет. Низкое железобетонное помещение было освещено несколькими плафонами. В середине его и около стен стояли серые от плесени столы, диваны и кресла, заржавевшие сейфы… — Есть ли выход отсюда, кроме того пути, которым мы прошли?
— Был, он взорван нами в апреле сорок пятого. Колокольню мы использовали в качестве наблюдательного пункта…
Вольф медленно подошел к стене, достал из кармана монету и в одном месте провел ею по невидимой полоске. Открылся потайной сейф, о существовании которого до этого было бы невозможно догадаться. Через секунду в руках Вольфа появился зеленый кожаный портфель… Брандт ловко укрепил на столе миниатюрную магниевую лампу и только тогда осторожно перочинным ножом взрезал зеленую кожу портфеля. Так же осторожно он вынул из него пачку тонких папок, большой, сложенный вчетверо лист плотной бумаги и несколько писем… Брандт вынул из папок и разложил на столе листы бумаги, развернул карту и сделал несколько снимков микрофотоаппаратом, вмонтированным в портсигар… — Если милиционер… арестует нас, — проговорил Брандт, поджигая листки и карту, — он не получит ничего: я брошу портсигар на землю, и все сгорит в нем…
- Послушайте, Вольф, а где же план захоронения сокровищ?
- …Я не скажу вам сейчас, где сокровища… Вы доставите меня домой…, я отмечу на схеме, которую вы сфотографировали, интересующие вас места. После этого вы вернетесь сюда и будете делать все, что вам угодно… (М. Баринов «Вилла Эдит». http://likebook.ru/books/view/171663/ ?page=1).
Брандт по одному возгласу узнал Асанова. В натренированном мозгу разведчика молнией сверкнула мысль: если тут Асанов, значит, русские знают о нем все. Еще миг — и микропленка со снимками плана кенигсбергских подземелий окажется в их руках… Быстрым ударом он выбил портсигар из рук шпиона и подхватил его на лету. Пальцы Брандта застыли в воздухе… Брандт медленно поднял руки, фигура его сразу обмякла, лицо побледнело… Брандт шел впереди. Когда вошли в туннель, он, видя, что ему не грозит непосредственная опасность, снова заговорил: «Должен вам сказать, господа, никогда и никто еще за всю мою жизнь не смог сделать того, что сделали вы. Десять лет я охотился за этими документами, и вот теперь присутствую при развязке затянувшейся истории. И притом вы должны быть мне благодарны: я разделался с этим негодяем Вольфом… Шпион понял, что ускользает последняя надежда. И он решился: резко обернувшись, молниеносным движением нанес Владимиру страшный удар ногой в пах. Это произошло как раз у самого перехода из одной части туннеля в другую. Асанов бросился вперед, намереваясь оглушить шпиона ударом пистолета, но Брандт рванулся и нырнул в трубу туннеля. Прогремел запоздалый выстрел, и пуля, беспомощно взвизгнув, рикошетом отскочила от стены. Бетонную трубу Асанов проскочил, не чувствуя, как обожгла локти и колени ее неровная поверхность. Уже перед самым выходом из отверстия, включив фонарь, он увидел Брандта: тот споткнулся, но тут же вскочил и, не оглядываясь, побежал по туннелю. Туннелю, казалось, не было конца. Уже давно позади осталась неосвещенная его часть, вот вновь бесконечной лентой вытянулись плафоны, лившие таинственный свет на стены мрачного подземелья. Вспоминая позднее об этих минутах, Саша не мог сказать, слышал ли он топот ног убегающего Брандта. Не слышал он и того, как, преодолевая боль, бежал в каких-нибудь трехстах метрах от него Леонтьев. А Брандт был занят одной-единственной мыслью: к колодцу, к колодцу! Там веревка и, может быть, спасение! Асанов спрыгнул в колодец всего несколькими секундами позже Брандта. Едва переводя дыхание, он поднял голову к светлеющему кружку вверху и увидел беглеца, с ловкостью обезьяны карабкавшегося по веревке. Александр выстрелил, стараясь не попасть в Брандта.
— Что случилось, товарищ полковник? — послышался голос наверху. Этот искаженный трубой голос подействовал на Брандта подобно удару. Асанов заметил, как движения рук его, перехватывающих веревку на узлах, замедлились, потом он как бы замер в нерешительности, а в следующую секунду тело его оторвалось от стены и полетело вниз. В двери колодца показался Леонтьев… (М. Баринов «Вилла Эдит». http://likebook.ru/books/view/171663/ ?page=1).
В качестве автора повести был указан Марк Михайлович Баринов. Однако в Калининграде никто его не знал. Журналистам, опрашивавшим впоследствии калининградских писателей, не удалось ничего узнать об этом человеке. Не был знаком с автором и художник, оформлявший книгу. Позднее выяснилось, что автором книги был литератор-любитель, профессиональный морской офицер. Имя автора было подлинным (ранее имелись предположения о том, что Марк Михайлович Баринов — псевдоним). Марк Михайлович Баринов родился 6 января 1925 года. Родители назвали его Евгением, но ему это имя не нравилось (оно казалось ему слишком женским), и впоследствии он сменил имя на Марка. Отец Марка Баринова, Михаил Васильевич Баринов, бывший начальником Главного управления нефтяной промышленности СССР, был расстрелян в 1937 году, как враг народа. Во время Великой Отечественной войны Марк Баринов командовал пулемётным отделением, потом служил на Северном флоте, а в пятидесятых годах был переведён на Балтийский флот. Во время службы в Балтийске он и написал «Виллу Эдит». В 1956 году Марк Баринов уехал из Калининградской области, впоследствии он учился в Литературном институте имени Горького и занимался педагогической деятельностью. Умер 13 декабря 1984 года. (http://ru.wikipedia.org/wiki).
Немудрено, что с годами автора забыли. И в своё время – в полном соответствии с жанром книги – мне пришлось провести целое расследование, чтобы выяснить, кто же её написал. А был это Марк Михайлович Баринов. Родился он 6 января 1925 года, причём назвали его Евгением. Но мальчику не нравилось «девчоночье» имя Женя. И перед школой он заявил: отныне прошу звать меня Марком. Его отец – один из тех, кто создавал отечественную нефтяную промышленность. В 1933-м стал начальником Главного управления нефтяной промышленности СССР. В 1937-м был расстрелян. Марка укрыли в посёлке Голицыно под Москвой сёстры его матери (саму её отправили в карагандинские лагеря). В 1941-м не отрёкшийся от родителей их сын окончил девятый класс. А уже через несколько месяцев командовал пулемётным отделением. Затем попал на Северный флот. В 50-х его перевели в Балтийск. Был уже майором, служил начальником продовольственной службы дивизии торпедных катеров, жил в Камстигалле (посёлок Севастопольский). Много читал, интересовался самыми разными вещами. Как-то он специально взял отпуск, чтобы принять участие в очередных раскопках Королевского замка… В Балтийске Баринов начал заниматься парусным спортом. Купил яхту, ещё немецкую, их хватало в бывшем Пиллау. Когда уезжал в столицу, забрал яхту с собой: нанял платформу, погрузил на неё своё судёнышко и увёз по железной дороге. Уехать же, наконец, в родной город удалось после того, как в 1956-м (в котором и увидел свет первый, газетный вариант «Виллы») вернулась из ссылки его мать. Отца реабилитировали посмертно… В 1960-м он поступил в Литературный институт имени Горького. А ещё у него открылся дар педагога. Устраивал с подростками походы на шлюпках по рекам и озёрам. Руководил клубом «Встреча с будущим» при Центральном доме работников искусств, проводил с ребятами необычные каникулы в родовом имении Пушкиных селе Михайловском (Государственный музей-заповедник А.С. Пушкина). Например, однажды они сами повесили новые колокола (взамен увезенных гитлеровцами) на звонницу Успенского собора в Святогорском монастыре. (В. Ржевский «Вилле «Эдит» ремонт не повредит».
А кто же автор этой легенды? Знакомьтесь: Марк Михайлович Баринов. Родился 6 января 1925 года, был назван Евгением. Но мальчику не нравилось девчоночье имя, и перед школой он настоял на его замене. Его отец был одним из тех, кто создавал в стране нефтяную промышленность. В 1933-м стал начальником Главного управления нефтяной промышленности СССР, а в 1937 м его расстреляли. Марка укрыли в поселке Голицыно под Москвой сестры его матери (саму ее отправили в карагандинские лагеря). В 1941-м не отрекшийся от родителей сын окончил девятый класс, а уже через несколько месяцев командовал пулеметным отделением. Затем попал на Северный флот. В 1950-х его перевели в Балтийск. Был он тогда уже майором, служил начальником продовольственной службы дивизии торпедных катеров. Много читал, интересовался историей. Как-то специально взял отпуск, чтобы участвовать в раскопках в руинах Королевского замка в экс-Кенигсберге. Вот как о Баринове вспоминал флотский поэт Марк Кабаков: «Он разительно отличался от своих собратьев интеллигентностью и даже аристократизмом. Прибавьте к этому внешность артиста Самойлова, и нетрудно будет понять, почему женская половина Главной базы тайно вздыхала, провожая глазами статного майора»… В Балтийске Баринов начал заниматься парусным спортом. Купил немецкую яхту – их тогда в избытке оставалось в бывшем Пиллау. Когда уезжал в столицу, забрал яхту с собой: нанял платформу, погрузил на нее свое суденышко и увез по железной дороге. Уехать же в родной город удалось после того, как вернулась, наконец, из ссылки его мать. Отца реабилитировали посмертно… По иронии судьбы в дивизии торпедных катеров тогда был еще один Баринов, только Николай Иванович. Разумеется, сослуживцы резвились на тему «кто же из вас автор повести». – Так уж вышло, что мы с Марком Михайловичем особо не общались, – рассказывал мне тот самый второй Баринов. – Однако помню его хорошо. Видный был мужчина. И ничуть после «Виллы» не загордился, хотя мог бы, ведь такой шум вокруг его книги стоял! Сам Баринов считал свою первую повесть пробой пера. В 1960-м он поступил в Литературный институт имени Горького. А еще у него осталась тяга к парусу, которую он делил с мальчишками из кружка юных моряков. Устраивал походы на шлюпках по рекам и озерам. Руководил клубом при Центральном доме работников искусств, проводил с ребятами каникулы в родовом имении Пушкиных селе Михайловском. Однажды они сами повесили новые колокола, взамен увезенных гитлеровцами, на звонницу Успенского собора в Святогорском монастыре. И писал, хотя такой славы, как случилась у него в Калининграде, уже не познал. (http://www.trud.ru/article/16-08-2013/1298488_tajna_villy_ edit.html).
На протяжении 8 лет, с 1976 года в Михайловском заповеднике активно работал отряд доброхотов из Москвы. Возглавлял этот отряд Марк Михайлович Баринов. Деяния его и ребят, приезжавших в заповедник, разнообразны и значительны, а сам Марк Михайлович личность неординарная. Морской офицер, яхтсмен, журналист, путешественник, «капитан доброхотов», а в последние годы жизни — директор Государственного музея А.С. Пушкина в Москве. Имя его занимает почетное место в истории доброхотства. (http://pushkin.ellink.ru/dobrohot/dobr5.asp).
Марк Михайлович Баринов родился 6 января 1925 года, в городе Баку, в семье Михаила Васельевича Баринова - видного инженера-нефтяника. Его мать, Зинаида Феофановна Баринова, урожденная Лехницкая, оперная певица. Отца Марка Михайловича перевели по службе в Москву, на руководящую работу, а с ним переехала и семья. 1937 год стал трагическим для семьи Бариновых, в период массовых репрессий родители Марка Баринова были арестованы, отец расстрелян, мать заключена в лагерь. Марку Михайловичу тогда было 12 лет. Будучи подростком Марк Баринов посещал театральную студию Валерии Нольде, которой фактически руководил писатель — пушкинист Викентий Викентьевич Вересаев, чьи беседы о жизни и творчестве А.С. Пушкина занимали большое место в студийных занятиях. Марк Михайлович участник Великой Отечественной войны. Со школьной скамьи он ушел добровольцем на фронт. Был тяжело контужен под Москвой. После лечения и учебы в военно-морском училище служил на Северном флоте, военно-морскую службу продолжил после войны. Вышел в отставку капитаном третьего ранга. Дальнейшую жизнь посвятил литературной работе (драматургия, журналистика) и педагогике. С начала 70-х годов Марк Баринов стал руководителем морского кружка «Голубой патруль» в 19-ом интернате Черемушкинского района Москвы. Одновременно работает руководителем клуба старшеклассников «Встреча с будущим» при Центральном доме работников искусств (ЦДРИ) - будущим отрядом доброхотов в Михайловском. Как журналист, осенью 1974 года от редакции журнала «Огонёк» Марк Баринов командирован в Михайловское. Результатом командировки стали: большой очерк о Заповеднике, о Михайловском, о Семёне Степановиче Гейченко, тогда впервые в печати названным «Домовым» Михайловского. Завязалась на долгие годы, до конца жизни, дружба с заповедником, с С.С. Гейченко. Спустя два года, в 1976 году Марк Михайлович впервые привозит в Михайловское свой отряд доброхотов из ЦДРИ. Приезд этот явился продолжением его работы в клубе с целью воспитания нравственных, этических, эстетических, физических и других личностных качеств членов клуба. Результаты превзошли все ожидания (у ребят, конечно) и поездки стали регулярными. После смерти Марка Михайловича некоторые его воспитанники из ЦДРИ многие годы самостоятельно приезжали в Михайловское и работали там, где это было необходимо. Наиболее значимые дела «бариновцев»: поднятие четырнадцати колоколов в Святогорском монастыре (в том числе - большого двухтонного колокола) в 1978 г.; помощь при постройке Михайловской часовни в начале еловой аллеи в 1979 г.; возведение грота в парке Михайловского в 1980 г. Кроме этих дел — патрулирование в праздничные майские и июньские дни, чистка территорий заповедника от валежника и бурелома. Всю свою жизнь Марк Михайлович сознательно работал над собой как личностью. Рос как воспитатель, как Учитель. Плоды его интеллектуальной педагогической деятельности актуальны и сегодня, а в те времена были просто передовыми. Главная задача в воспитании детей, считал Марк Михайлович, формирование понятия «стратегическое мышление», развитие человека не только как гражданина, но и как личности. Для достижения этого им выработаны тезисы для воспитателей:
1) Не допускать у детей потребительского отношения к жизни.
2) Развивать в человеке творческое отношение к жизни.
3) В беседах с детьми добиваться равного диалога, искреннего, без позиции старшинства и силы.
4) Нет бездарных учеников, есть бездарные учителя.
5) Учиться любить всех детей, как своих собственных.
6) Первостепенное обучение детей искусству владеть собой (сила воли) и искусству общения с людьми.
7) Ранняя профессиональная ориентация. (http://pushkin.ellink.ru/dobrohot/dobr5.asp).
Кроме паломничества в Михайловское, Марк Михайлович со своими воспитанниками совершал многодневные походы: из Москвы в Горький, из Москвы в Новгород. В конце 1960-х годов организовал комплексную научную экспедицию на озеро Светлояр. В 1970-е годы проводил экспедиции на озеро Ильмень — изучал суда и водные пути древних новгородцев. В 1980-х годах организовал экспедицию «Высокая вода». Цель — поиск следов древнего водного пути из Пскова в Новгород. (http://pushkin.ellink.ru/dobrohot/dobr5.asp).
Скончался Марк Михайлович в Москве 13 декабря 1984 года. Похоронен М.М. Баринов в Пушкинских Горах на кладбище у Казанской церкви на Тимофеевой горке. (http://pushkin.ellink.ru/dobrohot/dobr5.asp).
Умер Марк Михайлович рано, не дожив до шестидесяти. Внешне крепкий человек, он всю жизнь мучился астмой. Его не стало 13 декабря 1984 года. Похоронен в Пушкинских Горах. На могиле написано: «Большому другу Заповедника Баринову Марку Михайловичу». (В. Ржевский «Вилле «Эдит» ремонт не повредит».
Умер Марк Михайлович рано, не дожив до шестидесяти. Крепкий человек, он всю жизнь мучился астмой. Его не стало 13 декабря 1984 года. Похоронен в Пушкинских Горах. На могиле написано: «Большому другу Заповедника Баринову Марку Михайловичу». (http://www.trud.ru/article/16-08-2013/1298488_tajna_villy_ edit.html).
Предисловие к последней, уже посмертной книге Баринова написал академик Дмитрий Лихачев. (http://www.trud.ru/article/16-08-2013/1298488_tajna_villy_ edit.html).
Баринов никогда… не скрывал: всё в своей повести, от первой до последней строчки, он выдумал, вдохновившись одним-единственным фактом - существованием в нашем городе, у железнодорожного переезда на шоссе Калининград-Балтийск, особняка с полустёртой надписью «Вилла «Эдит»… «Кёнигсбергские подземелья» - это миф, с которым калининградцы ещё не готовы расстаться… (Д. Якшина «Вилла «Эдит» в Кенигсберге. Как страна узнала о подземельях и сокровищах поверженного города», 26.02.2009 «НК» №128. http://www.rudnikov.com/article.php?ELEMENT_ID=16834).
Оформил нашумевшую книгу Ю. Синчилин, много лет проработавший художником в «Калининградской правде». Его иллюстрации добавляют реализма этой фантастической истории. Например, нарисованный им сквер перед театром – словно фотография. Но вот изображение виллы что-то не очень похоже на 180-й дом.
– Кажется, эта книга была первой, которую я оформлял, – говорит Юрий Михайлович. – И спустя столько лет уже не вспомню, с натуры я тогда рисовал виллу или же сам придумал некий художественный образ… Ладно, раз проверить нельзя, будем, как и большинство, считать, что особняк – тот самый… Может, и доска памятная появится: «Здесь родилась одна из самых ярких легенд о подземном Кёнигсберге-Калининграде»… (В. Ржевский «Вилле «Эдит» ремонт не повредит». http://www.kaliningradka.ru/site_pc/cherez/index.php? ELEMENT_ID=10726).
Оформлял нашумевшую повесть Юрий Синчилин, ныне один из старейших калининградских художников. Его иллюстрации в книге – словно фотографии тогдашнего Калининграда, они добавляют реализма этой фантастической истории. Но вот изображение виллы как раз не очень-то похоже на дом №180. – Та книга была первой, которую я оформлял, – вспоминает Юрий Михайлович. – Саму виллу я рисовал с натуры, но все же это некий художественный образ, так что по рисунку трудно установить исторический облик. (http://www.trud.ru/article/16-08-2013/1298488_tajna_villy_ edit.html).
После опубликования повести М. Баринова куча народу устремилась в «кладоискатели». Туннели и потайные ходы, с зарытой в укромном месте Янтарной комнатой, мерещились каждому второму подростку (а каждый первый - рыл). (Д. Якшина «Вилла «Эдит» в Кенигсберге. Как страна узнала о подземельях и сокровищах поверженного города», 26.02.2009 «НК» №128. http://www.rudnikov.com/article.php?ELEMENT_ID=16834).
Сколько тут самодеятельных поисковиков перебывало… Вокруг всё было перекопано в поисках колодца, через который книжные персонажи попадали в подземный ход. Тогда же рождались «страшилки», связанные с виллой. Например, такая. Двое парней открыли нужный люк, первый полез вниз – и пропал. Вызвали милицию. Двое стражей порядка спустились – и тоже пропали. После этого люк замуровали, а всех очевидцев выселили в другие города, да ещё взяв с каждого подписку о неразглашении… (В. Ржевский «Вилле «Эдит» ремонт не повредит».
Сколько тут самодеятельных поисковиков перебывало! И юных романтиков, и опытных кладоискателей. Вокруг все перекопано в поисках колодца, через который герои повести попадали в подземные лабиринты. Тогда же бродили в народе жутковатые истории. Например, такая: двое парней нашли старый люк, первый полез вниз – и пропал. Вызвали милицию. Двое стражей порядка спустились – и тоже пропали. После этого люк замуровали, а всех очевидцев выселили в другие города, да еще взяли с каждого подписку о неразглашении… (http://www.trud.ru/article/16-08-2013/1298488_tajna_villy_ edit.html).
Очень известна была в свое время история виллы Эдит, про которую была написана книга, а потом и пьеса, с успехом шедшая на сцене местного театра, начиная с 1957 года чуть ли не десять сезонов. В пересказе одноклассников в вилле жил немецкий генерал, у него служила горничная, наша разведчица, естественно. Горничная прятала рацию в колодце, в тайнике. А потом, когда ее разоблачили, украла секретные документы и скрылась через ход в колодце. Вилла эта находится неподалеку от моего дома. Когда я мальчишкой предложил одноклассникам «разведать тот самый подземный ход от виллы Эдит», о котором столько было толков, меня отговорили одним аргументом. У одного из одноклассников как раз в этой вилле жила тетка, и она рассказывала, что вот так же двое местных парней решили найти вход в тоннель, чтобы его исследовать. Снарядились в болотные сапоги, взяли веревки, фонарики, и начали исследование с большого подвального колодца неизвестного назначения. Колодец был глубиной метра три, но какой-то слишком подозрительный. Как только они откинули крышку и один из них забрался внутрь, пол под тяжестью просел. Над головой задвинулась металлическая плита, отрезав путь назад, а в колодец стала неизвестно откуда поступать вода. Оставшийся снаружи парень сколько ни старался, не смог сдвинуть плиту обратно, а через десять минут она сама вернулась на место, причем колодец был совершенно пуст… После такого рассказа мой пыл к изысканиям почему-то совершенно испарился. (А. Попадин «Город нашего детства. Саги послевоенных времен». 24.10.2001 г. http://www.koenig.ru/time/2/).
И до сей поры горожане ведут споры о деталях. Так, старожилы уверяют: дом №180 на проспекте Победы – не «Эдит». Раньше у переезда был еще один особняк, при строительстве эстакады его снесли. Он, мол, и был той самой виллой. (http://www.trud.ru/article/16-08-2013/1298488_tajna_villy_ edit.html).
Некоторые старожилы уверяют: дом № 180 на проспекте Победы – не вилла «Эдит». Дескать, раньше у переезда был ещё один особняк. Во время строительства здешней эстакады его снесли. Он, мол, и был той самой виллой. (В. Ржевский «Вилле «Эдит» ремонт не повредит». http://www.kaliningradka.ru/site_ pc/cherez/index.php?ELEMENT_ID=10726).
Сокровищ и лаза в огромное подземелье не нашли. (http://www.trud.ru/article/16-08-2013/1298488_tajna_villy_ edit.html).
А что же с подземельями? – Они существуют, – подтвердил главный эксперт областного научно-производственного центра по охране памятников Авенир Овсянов. – Однако реальные подземелья гораздо скромнее тех, что описаны в книге. Построить целый подземный город в здешних местах сложно: слишком рыхлые грунты. (http://www.trud.ru/article/16-08-2013/1298488_tajna_villy_ edit.html).
Кстати, а что с подземельями? «Они существуют, – подтвердил главный эксперт областного научно-производственного центра по охране памятников Авенир Овсянов. – Однако реальные подземелья гораздо скромнее, чем те, что описаны в книге о вилле «Эдит». В жизни подземные сооружения локальны и на небольшой глубине. Что-то более солидное строить было нельзя. Слишком рыхлые у нас грунты». (В. Ржевский «Вилле «Эдит» ремонт не повредит».
А как поживает сама вилла «Эдит»? Теперь тут, на излёте проспекта Победы, эстакадный мост. И машины беспрепятственно мчатся по нему в обе стороны, свысока поглядывая на проходящие внизу поезда. За мостом сворачиваем на дорогу, на которой и застрял писатель, нервно оглядываясь по сторонам. Вот и особняк. Дом № 180, последний перед переездом. Старое здание теряется в густой листве, одуряет липовый запах. В общем, всё как тогда, когда бывший разведчик вновь появился здесь. Подойдя ближе, за тонкой металлической оградой-сеткой герой книги увидел фасад, а на нём – поблёкшую от времени надпись: «Вилла «Эдит». Сегодня вместо кёнигсбергской ограды – современный бетонный заборчик. Из надписей – разве что табличка с адресом. Фасад облезлый, вблизи зелень уже не в состоянии замаскировать изъяны обветшавшего здания… (В. Ржевский «Вилле «Эдит» ремонт не повредит».
А как поживает сама вилла «Эдит»? Мы на месте. Как и тогда, по железной дороге идет состав. Но автомобильных хвостов на старом переезде не бывает – теперь тут, на излете проспекта Победы, эстакадный мост. Сворачиваем на дорогу, на которой застрял герой повести. Вот и особняк, дом №180, последний перед переездом. Старое здание теряется в густой листве. (http://www.trud.ru/article/16-08-2013/1298488_tajna_villy_ edit.html).
За тонкой оградой-сеткой герой книги увидел фасад, а на нем – поблекшую от времени надпись «Вилла «Эдит». Сегодня вместо фирменной кенигсбергской ограды – бетонный заборчик. Надписи нет. Фасад облезлый, даже зелень не в состоянии замаскировать проплешины на обветшавшем здании… (http://www.trud.ru/article/16-08-2013/1298488_tajna_villy_ edit.html).
Знаменитая в Калининграде вилла "Эдит" исключена из программы капремонта. (www.regnum.ru/news/1156354.html).
Из целевой программы Калининградской области "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов на 2008-2011 годы" исключена знаменитая немецкая вилла "Эдит", ставшая прообразом одноименного приключенческого романа о поисках Янтарной комнаты. Еще в декабре 2008 года старинный особняк, расположенный по проспекту Победы, 180, был включен в перечень многоквартирных домов, подлежащих капремонту… (постановление правительства Калининградской области № 819 от 9 декабря 2008 года). Однако в апрельском распоряжение главы Калининграда… о распределении средств финансовой поддержки на капремонт общего имущества многоквартирных домов, вилла "Эдит" отсутствует. Целевая программа предполагала ремонт дома на сумму 1,8 млн. рублей. Планировался ремонт крыши, внутридомовых инженерных систем, подвальных помещений, а также утепление и ремонт фасада. (www.regnum.ru/news/1156354.html).
Шпионский детектив о поиске сокровищ в бывшем Кёнигсберге занимает важное место в летописи Янтарного края. А сама история оторвалась от первоисточника, ушла в народ. (В. Ржевский «Вилле «Эдит» ремонт не повредит». http://www.kaliningradka.ru/site_ pc/cherez/index.php?ELEMENT_ID=10726).
Однако теперь это уже не только захватывающий шпионский детектив о поиске сокровищ в бывшем Кёнигсберге. Старая книга хранит дух нашего города, каким он был когда-то.
Продолжение: http://proza.ru/2016/01/30/900.
Свидетельство о публикации №216012300727