Прекрасной прозе К. Паустовского. Сухум!

11 февраля 1922 года.
   На следующее утро я проснулся от ослепительного Cолнца.
Мы подходили к Сухуму. Я вышел на палубу и у меня закружилась голова —
такой красоты я ещё не видел!
Не могла б поведать об этакой красоте никакая молва.
    Было жаркое утро, синь, блеск Солнца в волнах, как от снежинок у нас на морозе,
маленький город весь тонул в цветущей громадными гроздьями жёлтой мимозе,
в громадных пальмах и эвкалиптах, а за городом — горы в сосновых лесах и над ними сразу –
ослепительная снеговая цепь Кавказа...
   Я сошёл на берег.  Одурманивающе пахнет мимозой и чайными деревьями
(здесь уже цветут азалии, розы, цикламены, фиалки – большими цветами)
и из десятков духанов и лавчонок — фруктами и вином, и виноград висит гроздьями.
Здесь такие яблоки(!), масса орехов, гранат, лимонов, апельсинов – прямо просятся в рот сами.
   А гора Чернявского! Что такое гора Чернявского, можно понять, только увидев её не из долины.
В саду, на горе Чернявского, растут громадные кактусы, бананы и мандарины,
Внизу — море (здесь необычайные закаты)
и синие громады гор необыкновенной красоты.
   Здесь только тишина.
Море густое, душистое, плещет волна,
всюду веет какой-то древностью, которую Сухум сберёг,
по вечерам виден анатолийский берег. Вот и вечер на Сухум лёг...

  19 февраля 1922 года.
... Уже несколько дней идут тяжелые тропические дожди и всё затянуто сыростью. А где же красота?
Первое впечатление было, конечно, обманчиво. Таковы здешние места.
Я перечислю тебе плюсы и минусы Сухума, всё то, что открылось теперь...
   Плюсы: красота (тропическая зелень, горы), тепло,
пока довольно сытно и от всего непознанного – весело...
Минусы: красота чужая, её хорошо посмотреть. Да!
Но пожить здесь месяц-два, зная, что уедешь (наверное) отсюда.
   Вместе с тем я всё думаю о том, как ты устала от моих дум,
Думаю, что может быть, единственное спасение – Сухум!

21 февраля 1922 года.
   Сухум сразу поразил меня красотой и обилием пищи, как во сне.
Но прожил я здесь неделю, и всё поблекло среди моря цветов, как голос в хоре.
Здесь – как на тропическом Сахалине.
Абхазия отрезана от всего мира горами, единственная связь — это море...
Временами хочется бежать из этих влажных гор,
от льющих в последние дни дождей, что шумят до сих пор...

__________________________________
К. Паустовский. ТРИ ПИСЬМА ИЗ СУХУМА В ОДЕССУ (отрывок)
11 февраля 1922 года

   На следующее утро я проснулся от ослепительного Cолнца. Мы подходили к Сухуму. Я вышел на палубу и у меня закружилась голова — такой красоты я еще не видел. Было жаркое утро, синь, блеск, и маленький город весь тонул в цветущей громадными гроздьями жёлтой мимозе, в громадных пальмах и эвкалиптах. А за городом — горы в сосновых лесах и ослепительная снеговая цепь Кавказа...
   Я сошёл на берег.  Одурманивающе пахнет мимозой и чайными деревьями (здесь уже цветут азалии, розы, цикламены, фиалки) и из десятков духанов и лавчонок — фруктами и вином.
Здесь такие яблоки! Масса апельсинов, орехов, гранат, лимонов.
   А гора Чернявского! Что такое гора Чернявского, можно понять, только увидев её.
В саду, на горе Чернявского, растут громадные кактусы, бананы и мандарины. За окнами — море (здесь необычайные закаты) и синие громады гор.
Поют арбы и по улицам ходят страшные, но безобидные, как дети, абхазцы в бурках, с головами, повязанными черными башлыками.
   Здесь только тишина. Море густое, душистое, всюду веет какой-то древностью, по вечерам виден анатолийский берег...

  19 февраля 1922 года.
... Уже несколько дней идут тяжелые тропические дожди и всё затянуто сыростью...
Первое впечатление было, конечно, обманчиво. Таковы здешние места.
Я перечислю тебе плюсы и минусы Сухума, всё то, что открылось теперь...
   Плюсы: красота (тропическая зелень, горы), тепло, пока довольно сытно... Минусы: красота чужая, её хорошо посмотреть, пожить здесь месяц-два, зная, что уедешь (наверное) отсюда.
...вместе с тем я все думаю о том, как ты устала, думаю, что может быть, единственное спасение — Сухум...

21 февраля 1922 года
...Сухум сразу поразил меня красотой и обилием пищи. Но прожил я здесь неделю, и всё поблекло.
 Здесь как на тропическом Сахалине.
Абхазия отрезана от всего мира горами, единственная связь — это море...
...временами хочется бежать из этих влажных гор, от льющих в последние дни дождей и грязи...

(фото - вид Сухуми с горы Чернявского)


Рецензии