Старый дом

    
     Страница автора: http://www.proza.ru/avtor/gennadi45mail   
       
 
   В этих краях я не бывал много лет, хотя здесь прошло детство и юность. Все здесь наполнено моим прошлым, вызывая сладковато-щемящие воспоминания: и церковь, величаво уткнувшая в небо свои купола, и речка, где мы купались голые и корзинами ловили карасей, и старая деревня, в которой раньше жило так много людей. А вот и старый дом, где я жил и жило не одно поколение моих родственников.
   Дом был давно продан, но в нем так никто больше и не жил. Новые хозяева дома жили по соседству. Я сходил к ним и попросил ключи. Те удивились:
   — Зачем?
   — Мне хочется вернуться в детство, — ответил я.
   Они понимающе улыбнулись и отдали ключи.
   Я открыл дом, взошел на крыльцо, и сердце у меня забилось, как-будто пришел на свидание с любимой девушкой, тем более, все было тут, как и прежде, в годы моей юности. Обычно, когда я приезжал на каникулы, на этом крыльце меня встречала моя тетя, которую звали Маня. Хотя ей было уже много лет, все и взрослые и дети называли просто Маней. В округе ее все знали и любили, потому, что она всю свою жизнь проработала почтальоном. Ей нравилось приносить людям пенсию. В благодарность ей давали какие-нибудь подарки или деньги. Она имела добродушный, всегда приветливый характер. Я не помню, чтобы она когда-нибудь закричала. Только вот в детстве ей страшно не повезло. Она упала, кажется, с печки и повредила позвоночник. На спине ее образовался горб. Из-за этого у нее не было личной жизни, зато она любила нас, своих племянников. Помнится она с этого крыльца звала меня обедать, когда я заигравшись бегал вместе с ребятами по деревне.
  - Гено-о-о, Гена-а-а иди обедать!!!! – раздавался ее голос по всей округе.
 Но не встретила она меня в этот раз и не позвала обедать. Ее тело уже давно покоится на кладбище у нас в Ярославле в Чурилково. И за это я себя казню. Ведь она завещала похоронить ее здесь, на деревенском кладбище вместе с ее матерью, а я, подлец, не смог выполнить эту просьбу.
  Еще помню, на этом крыльце я скрывался от Налима. Налимом звали быка.   Когда я был маленьким, меня, почему-то невзлюбил колхозный бык Налим. Это было очень страшное животное, громадных размеров с кольцом в носу. Как нарочно, мать сшила мне тогда красные трусы. Этот бык пасса в деревенском стаде и почему-то всегда убегал. Для меня это был сплошной кошмар. Даже спустя много лет, вспоминая его, как он грозно, рыча себе под нос, двигался по дороге, мне становилось жутко. А бык, увидев меня в красных трусах, начинал злобно мычать и кидался  за мной. Я же, стараясь спрятать красные трусы, ладошками прикрывал их и в ужасе бежал домой. Разъяренный бык добегал до нашей калитки и рогами старался разворотить ограду. Однажды ему это удалось, он прорвался на заулок и, дико мыча, рогами начал разбирать крыльцо. Мы с Маней стояли тогда на крыльце и выли от страха. Крыльцо трещало под натиском рогов, готовое вот вот развалиться. Мы были абсолютно беспомощны.  Не знаю, чем бы это потом кончилось, если бы не подбежал пастух и кнутом не отогнал Налима. Я слышал, что однажды Налим в порыве ярости рогами проткнул пастуха. Пастух умер,  и тогда быка убили. Пацаны, более старшего возраста меня дразнили тогда:
   - Генка держись за ж-пу Налим бежит! Они имели в виду, чтобы руками я прятал свои красные трусы.
  Меня так и не покидало чувство, что сейчас вот здесь появится Маня, кинется мне на шею, и будет радостно обнимать.
   Я открываю дверь в сени. Сени - это не отапливаемая часть дома, или длинный коридор, в конце которого дверь, ведущая в кладовку. По левую сторону были две двери. Первая дверь вела в комнату, которую мы называли горницей, а вторая в основную часть дома. По правую сторону располагалась дверь, ведущая во двор. Сразу же при входе в сени у дверей справа стояла кровать. Помнится на ней-то я и спал. Было очень удобно здесь спать. Во-первых, я, поздно возвратившись с гулянки, не будил домашних, во-вторых, здесь было прохладно.
   Я вошел в горницу. Это была маленькая комната с одним окном. Сразу недалеко от двери располагалась кровать. Обычно на этой кровати спала Маня. Напротив кровати стоял большой сундук, в котором хранились самые заветные вещи. Там когда-то лежали старинные книги с металлическими застежками, бабушкино приданое, и семейный альбом со старинными фотографиями. А этот железный сундучок, стоящий под кроватью предназначался для куриных яиц.
  Затем я вошел в основную часть дома. Сразу же с левой стороны располагалась русская печь с приставленной к ней лестницей, по которой можно было взобраться на печь и лежать. А вот кольцо в потолке около печки, к нему привязывалась люлька с детьми. На печке домашние лежали в зимние холода, и она делилась своим теплом, излечивая многие болезни. Я обошел печь и оказался на кухне. С этой стороны печи висели кочерги и ухваты. А вот и зев печи, через который закладывались дрова и ставились ухватами чугунки с пищей и кринки с молоком. А раньше бабушка пекла в специальных формах хлеб. Приготовленная в печи еда была очень вкусной, такой пищи нет ни в одном ресторане мира. Что стоила только тушеная со свининой картошка, пальчики оближешь. Или щи из квашеной зеленой капусты, картофельница или топленое молоко с пенкой. Мы с сестрой даже дрались из-за этой пенки. Помнится, у нас был петух очень клевачий и постоянно дрался с соседними петухами. И вот бабушка попросила нас с сестрой поймать петуха. Ловить пришлось долго. Наконец сестра на бегу прыгнула на него и поймала. А бабушка взяла его за ноги и на пеньке отрубила ему голову. Зрелище было жуткое, когда петух вырвался, захлопал крыльями и полетел без головы. За то какой вкусный, сваренный в печке из него суп получился. Я тогда даже добавки попросил. Еще в печке мылись. Помнится, как меня маленького первый раз засунули в эту печь, и я истошно орал от жары и страха. Мне казалось тогда, что я очутился у Бабы Яги, и она меня сейчас будет жарить.
   А вот стол, сделанный грубо из досок, и рядом широкая скамья. Здесь собиралось все семейство и принимало пищу. Я сел на скамью, и тут мне показалось, что на столе запел самовар, а в руках у меня блюдечко с чаем и я дую на него, а вокруг и бабушка, и мать, и тетка, и брат с сестрой. Я встал, и видение рассеялось.
   Поднял глаза и увидел икону, висевшую в красном углу. Как-то я слушал лекцию, на которой лектор показывал красивейшие иконы, обрамленные золотом и поражающие резьбой по дереву, чеканкой, яркими красками, искусно выполненной живописью.
   — А вот это наша гордость, — сказал лектор и вытащил неказистую старую доску, на которой блеклыми красками была изображена дева Мария. Краски от времени во многих местах вытерлись и недостающие контуры едва угадывались.
   — Этой иконе более двухсот лет, ее написал иконописец… — и он назвал имя знаменитого художника. — Она ценна тем, что за эти двести с лишним лет люди толпами ходили к ней и молились. Одни что-то просили, другие благодарили, а третьи скорбили, и каждый из этих людей оставил на ней свой незримый отпечаток, частичку своей Души. Представьте, она впитала миллионы частичек Душ разных людей и их биоэнергетику. Поэтому икона обладает чудодейственной силой, и этой, накопившейся в ней энергетикой, она может лечить, успокаивать, мирить и направлять.
   Так же и эта, висевшая в красном углу икона, да и эти стены старого дома впитали в себя колоссальное количество энергетики моих родственников, большинства из которых давно нет в живых. Но дом все помнит и скорбит о них.
рассказали.
   Рассказали бы о моем прадеде, построившем этот дом под Мологой, затем о деде, которому пришлось разбирать его и перевозить на новое место из-за переселения связанного со строительством Рыбинского водохранилища. О колхозных собраниях, что здесь проходили. О моих дядях, которые, уходя на войну, в последний раз собрались за этим столом и не вернулись.
   А сколько здесь было веселья, когда справляли свадьбы и кричали «горько». И сколько же было горя, когда на этом же столе стоял гроб кого-либо из моей родни, а около иконы горела лампада.
   
Говорят, что во всяком доме живет домовой, охраняющий дом и живущий его горем и радостями. Как же ему сейчас одиноко и скучно без людей, не слыша ни смеха детей, ни ворчания стариков, ни возбужденных всхлипов влюбленных.
   Теперь сюда приходят совершенно чужие люди, которые и понятия не имеют обо всех таинствах окружающих вещей, а таинств этих много. Вот черточки, нацарапанные на облицовке двери – это моя мать измеряла мой рост с года до пятнадцати лет. Вот железный чайник и на нем выбоины – это мой брат им гвозди заколачивал. А вот в шкафу стоит любимая бабушкина прялка.

   Затем я отправился во двор. О Боже! Дверь проскрипела точно также как, в далеком детстве.
   Вон там, над хлевом, был сеновал. Днем в сене мы делали норы, представляя, что это подземные ходы, а ночью на сене спали всем семейством. Придешь, бывало, ночью с гулянки, темень во дворе, хоть глаз выколи. Заберешься на ощупь по лестнице и ляжешь. А запах сена убийственный. Внизу в хлеву ворочается корова, все таинственно и немного страшновато, да еще брат начнет рассказывать какую-нибудь страшную историю, например, «Вий» Гоголя. А ты представляешь, что где-то рядом летает гроб с ведьмой. Потом не замечаешь, как засыпаешь. А утром просыпаешься от лучика солнца, пробившегося, как прожектор, сквозь дырку драночной крыши. Вверху, в обвязке крыши, ласточки свили гнездо, в котором попискивали птенцы. Но вот прилетает их мама с вкусным червяком в клюве, и они начинают толкаться и громко пищать, требуя каждый, чтобы червяка дали именно ему.
Наконец, ласточка сует червяка одному из них в раскрытый клюв и улетает за новой добычей.
   Тут запел петух, хлопая крыльями, и ему на разные голоса начинают отвечать другие петухи. А вот заиграл рожок - это пастух в стадо зовет деревенских коров. А вот и бабушка, подоив, выгоняет из хлева нашу корову.
   — М-му, — произносит корова, а другие из стада ее зовут: — М-м-му.
   — Куд-куд-куд-кудах, — закричала курица, хвастаясь, что снесла яйцо.
    Так я обошел весь дом и, облазив его, запер и отдал ключи. Потом почему-то целую неделю, преследовала мысль, будто что-то потерял.

          Продолжение см.:  http://www.proza.ru/2016/02/16/731


Рецензии
Хороший трогательный рассказ, Браво! А посмотрите пожэ. мой на сходную тему
http://www.proza.ru/2012/06/27/1079 С уважением

Александр Багмет   18.11.2016 21:00     Заявить о нарушении
Спасибо за оценку.

Геннадий Маврин   18.11.2016 21:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 24 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.