Неисповедимы пути Господни. Armenian Home. Продолж

   Я сказала, что смогла, но было это нелегко. Тяжело было поднимать тяжелых бабуль, мыть их, менять памперсы. Даже кормить с ложечки было трудно. Я ухаживала за четырьмя бабулями, трех из которых надо было с ложки кормить, в солярии. Рассаживала я их вокруг стола и кормила, как детишек, ложечкой: дам одной, следом - другой. И еще надо было следить, чтобы они не нашкодили: не успеешь, могут йогурт вылить в суп, например.

   Расскажу немного о наших бабульках и дедульках. У каждого из них была своя жизнь, вполне благополучная и даже успешная. Затем многие стали жертвой резни 19015 года потеряли родных и близких, скитались по миру, пока не оказались в Америке. Сегодня они - отцы и матери обеспеченных детей, бабушки и дедушки взрослых внуков.

   Давайте познакомимся с некоторыми из жильцов Армянского Дома.
   Вирджиния - бывшая учительница - когда - то жила в Париже с мужем и двумя детьми. Сейчас она ничего не помнит, ходит весь день и что - то быстро - быстро говорит, жестикулируя руками. У нее мания надевать на себя  по 3 - 4 платья. Время года при этом не имеет значения: летом она может натянуть на себя шерстяное платье, сверху - сарафан и теплый жакет. Приходилось ее уговаривать, чтобы переодеть, т.к. она упорствовала:
 - Нет, нет, нет! Солнце падает на меня, платье просвечивает, видно мое тело. Стыдно, я не могу!
   Вирджиния  должна была ходить в памперсах, но - если не уследишь - она их срывала и мочилась на ходу. Ее надо было мыть чаще других, но как она этого не любила! А уговорить ее купаться это - что - то невероятное!
 - Нет, нет, я не имею привычки купаться, - говорила она, морщась.
 - Хорошо, давайте только зайдем в ванную, вы посмотрите, какой я вам шампунь купила, какой замечательный гель для тела. А еще лосьон, с запахом манго. Выкупаетесь, смажем тело. Вы будете чистенькая, свежая, - уговаривала я ее.

   С трудом уговаривала Вирджинию пройти в ванную, где ждала другая работница с маленьким ковшиком воды. Когда мы входили, Вирджиния говорила:
 - Уф. как жарко!
 - Хочешь, побрызгаю водой, станет прохладно?
 - Да, да, да.
   В следующее мгновенье женщина лила ей на платье немного воды, а я "возмущалась":
 - Ой, Вирджиния, платье совсем мокрое, давай его поменяем.
   Ей приходилось снять одежду, сесть на подставленный стул и с моей помощью выкупаться.
   
   Вирджиния ела в столовой. Однажды обед ей не понравился и, вернувшись из столовой, она с возмущением сказала:
 - Только тебе говорю, по секрету. Сегодня прием был очень плохо организован. Народу позвали много, а еды было мало. Я осталась голодная. Надо позвонить моему сыну, чтобы он что - нибудь принес.
   Кстати сын ее часто приходил и всегда приносил фрукты и сладости.

   Полной противоположностью Вирджинии была Алиса. Чистенькая, аккуратная, добрая, улыбчивая и очень послушная: время кушать - молча идет, надо купаться - тут же соглашается. К ней приходит сын с женой и ребенком. Как Алиса нежно гладит внука, обнимает невестку и сына! Алиса очень любит дорогие шоколадные конфеты в красочных коробках. Но сама она не ест, ей просто нравится, когда на ее столике лежат такие коробки. Обычно она меня просила:
 - Возьми, умоляю, возьми домой, чай попьешь.
   Конечно, никто из нас ничего не брал у старичков.

   Как - то Алиса, указывая на кровать рядом, сказала:
 - Ложись, отдохни, ты так много работаешь!
   Алиса - жертва геноцида 1915 года, и порой что - то из прошлого всплывает в ее больном воображении. Однажды вечером она шепотом обратилась ко мне:
 - Давай скорее уедем в Америку, я вещи уже собрала. У меня есть золото. Дом я продам, и мы вместе уедем. Надо торопиться, а то турки придут и всех зарежут.

   Другая Алиса весь день неподвижно сидит, сложив молитвенно руки, и плачет или смеется, причитая:
 - Мама, мама, дети, дети ... маленькие дети ...спасите ...помогите...

   Роз Сарьян - некрасивая, полностью потерявшая память женщина, но бесконечно добрая, с исключительным английским.  Она весь день говорит, говорит, потом прерывает себя:
 - Дай я тебя поцелую!
   Я любила общаться с Роз, совершенствовать свой английски.

   Одна из бабуль постоянно укачивала большую куклу и широкими шагами мерила коридор. Она меня очень ревновала ко всем: стоило ей увидеть меня разговаривающей с кем - нибудь, она подходила, хватала меня за руку и оттаскивала. Когда кто - то попытался ее остановить, она зло посмотрела, ничего не сказала, а мне сердито всучила куклу:
 - В конце концов, это мой ребенок или твой?! Не слышишь, ребенок плачет! Возьми, успокой!

   Живет в Армянском Доме мама известного дирижера Лориса Чкнаворяна. Она пожилая, но совершенно нормальная женщина, полностью себя обслуживает, ходит сама в магазин. Она пришла сюда добровольно, в знак протеста: одна из ее дочерей вышла замуж за американца, а не за армянина. И хотя эта дочь со своим американцем часто приходила навещать мать, зять называл ее мамой, приветливо улыбался,  сердитая теща на него даже не смотрела.
   Мне она подарила свою фотографию в молодости с теплой надписью: - "Моей очень любимой Магде."

    Апкар -  высокий, плотный мужчина, очень любящий бананы. Обычно, только сев за стол, он подает знаки - лицом и руками, - чтобы на выходе мы завернули ему бананы. Конечно же, он мог этого не делать, т.к. мы отлично это знали, как знали и то, что Апкар покажет пантомиму. Возмущали всех  дети Апкара: два его сына - военврач и известный архитектор - приходили к отцу часто, но всегда с пустыми руками. Ну, что им стоило принести отцу бананы! Копейки же стоят!

   Хосров - добрый, небольшого роста дедуля, очень плохо видел и узнавал нас по голосам. Помню, он однажды обратился ко мне:
 - Магда, извини меня, ты замужем?
 - Господин Хосров, конечно. У меня дети, внуки.
   Он стал смеяться, тряся головой:
 - А я думал, что тебе 18 лет. Ты так быстро ходишь, и голос у тебя молодой, звонкий... Я тебе по секрету скажу: когда я был молодой, у меня была любимая девушка по имени Магда... Очень красивое имя...

   Бланш - женщина строгая, требовательная, всегда чем - то недовольная - смотрела на окружающих несколько свысока. Однажды я обратилась к ней - "Мадам Бланш...", она, как известная "домомучительница", гордо изрекла: - "Между прочим, мадемуазель". Когда я на кухне сказала, что Бланш мадемуазель, одна из поварих усмехнулась: - "Она работала в Пентагоне среди военных! Кто позволил бы ей остаться "мадемуазель"?!"

   Была у нас мадам Фрексель, бывшая художница Голливуда. Она редко выходила из своей комнаты, обставленной мебелью, привезенной из ее дома. Но, когда выходила, это была светская дама - в широкополой шляпе, длинном вечернем платье с накидкой, в длинных перчатках, с веером в руке. У нее были красивые, пепельного цвета волосы и голубые глаза.

   Эта дама, бывало, не желала спускаться в столовую, и просила поднять еду в комнату. Конечно же, ее желание выполнялось. Но послать еду можно было не с каждым: женщина, прожив в Америке всю жизнь, ненавидела афроамериканцев. Мне рассказывали, что однажды ланч принесла ей черная нянечка. Что это было! Женщина дико кричала на все три этажа:
 - Убирайся! Убирайся из моей комнаты! Забери свою еду! Убирайся!

   В столовой она сидела за столом одна, не желая никого иметь рядом. Ко мне она благоволила: подарила свою фотографию и даже познакомила с сыном, импозантным блондином.

   Рассказать обо всех - бумаги не хватит.

   Вот здесь - среди русских и болгар, испанцев и американцев, евреев и колумбийцев, черных и белых - в доме, где говорили на восьми языках, - проработала я шесть лет.
   Уже работая в другом месте, я заходила в Армянский Дом проведать бывших коллег и, конечно же, - своих старичков.

   Рассказ о моих дальнейших "хождениях по мукам" впереди.

 P.S. На фото - именинницы.
 


   

   

   


Рецензии
Больно до слез. Сразу вспомнила маму, она жила со мной и мы отметили в 2018 ее столетие в Канаде, а она всю жизнь вспоминала родной Зангезур.

Сусанна Давидян   19.03.2021 21:43     Заявить о нарушении
Как это до боли знакомо! Моя старшая дочь с семьёй живёт в штатах. Попали они туда в тяжёлые 90-е, когда моего зятя - физика пригласили на работу. Говорить о том, как это было непросто, думаю, нет смысла. Но не могли мы отговаривать, т.к. семья из четырёх кандидатов наук не могла ни согреть, ни накормить нормально, ни вывезти летом на отдых одного ребёнка.
Сегодня у них есть всё:трое взрослых детей, дом с садом и бассейном, машины - у всех, работа(внук закончил университет и работает, две внучки - студентки).
Недуманно - негаданно и я, и родители зятя выиграли грин-карту, полетели к детям, учились и работали, сдали экзамен на гражданство, стали гражданами. Но мой муж ни за что не хотел там оставаться, и поэтому я живу на две страны. Каждый год летаю к детям. Только в прошлом не смогла, помешала пандемия.
Вы пишите о своей маме... Больно, конечно, очень... Три года назад, в течение двух месяцев, как гром средь ясного неба, ушли из жизни родители зятя и оба нашли последний приют в чужом краю, на чужой земле...
Всего Вам хорошего. Живите без потерь. Будет настроение, желание и время, заходите.
А в Канаде я была два года назад. Дочка повезла меня на Ниагару, где мы отметили мой юбилей. Как было всё красиво!

Магда Кешишева   20.03.2021 09:37   Заявить о нарушении
Обязательно зайду и все прочитаю. Приезжайте в Канаду. Я живу в Монреале. Всегда рада.

Сусанна Давидян   20.03.2021 18:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.