Выход в сад дома скоропечатни

Никак не утихают разговоры и дискуссии по поводу личности Григория Распутина и  его связи с семьей Николая II. Причем в разговорах этих преобладают конспирологические версии о планировании и тесном участии в убийстве Распутина то английской, то французской разведки, то ещё каких-то сил, заинтересованных в осуществлении тех или иных политических целей в последние месяцы существования империи.
Совсем недавно были переизданы военные дневники великого князя Андрея Владимировича Романова (1879 - 1956). С его биографией с легкостью можно познакомиться в Вики. Достаточно сказать, что внук Александра II, уцелев в годы революции, прожил долгую и трудную жизнь в эмиграции, все тяготы которой вместе с ним разделила Матильда Кшесинская.
Я предлагаю только выдержки из его воспоминаний, относящиеся к моменту убийства старца Григория.
Итак: «Сегодня, в шестом часу утра, в одном из аристократических особняков центра столицы, после раута, внезапно окончил жизнь Григорий Распутин-Новых.»
В вечернем выпуске «Биржевых ведомостей» 17 декабря в субботу была помещена вот эта заметка. Слух быстро облетел город и принял форму настоящего заговора, обставленного таинственностью. Утверждали одно несомненно, что Гр. Распутин был завлечен в дом Юсуповых, где с ним покончили по жребию. Называют кроме Ф. Юсупова еще Дмитрия Павловича, Пуришкевича , Андрея и Федора Александровичей.
18 декабря днем Дмитрий Павлович телеграфировал нам, что он арестован. Генерал-адъютант Максимович ему передал приказ Аликс, хотя и сознавал, что не имел права без разрешения Государя это делать. Итак, Дмитрий сидит под домашним арестом.
Кроме этих слухов, мама доставили протокол полицейского дознания по этому делу со всеми подробностями. Трудно их перечесть, но дело в том, что Гр. Распутин ужинал у Ф.Юсупова, где ему учинили допрос, что он делал и об его отношениях к Аликс и Штюрмеру, после чего предложили выпить яд или застрелиться. Но яд он не выпил, а револьвер взял и выстрелил в Дмитрия, после чего с ним кончили и труп увезли неведомо куда. В 6 ч. утра полиция осмотрела квартиру Ф.Юсупова и нашли следы крови и пуль в потолке. Никаких данных уличающих кого бы то ни было не найдено».

Эта запись говорит о живом интересе «Владимировичей» к происшествию.
Почему так и в каких взаимоотношениях была семья великого князя Владимира Александровича с императором – тема для отдельного разговора. Отмечу лишь, что они были достаточно сложными и на это имелись свои резоны. 
Читаем дальше: «Искали тело убитого, о котором вчера было напечатано сообщение и часть одежды которого и следы крови были найдены на перилах и быке Петровского моста.
По данным, добытым на месте, труп был обнаружен при следующих обстоятельствах.
Один из старших городовых речной полиции, которому неоднократно приходилось на своей практике извлекать из воды утопленников, решил, что убитый далеко унесен течением быть не может. Обходя барки, стоявшие от моста в 30 саженях, он, пройдя затем к концу проруби, заметил, что под льдиной виднеется какая-то масса. Прорубив эту льдину городовой извлек труп, сильно обезображенный. На трупе имеются две раны, одна в груди, другая на голове.
Извлеченный труп был отнесен на берег. Труп был опознан. Присутствовавший тут же полицейский врач Петроградской части, осмотрев труп, обнаружил две огнестрельные раны. Лицо обезображено. Ноги крепко связаны веревкой. Задняя часть воротника шубы оторвана».
Есть достаточно выразительные фотографии извлеченного тела, которые я не привожу из чисто этических соображений. Не это важно. Мнение Андрея Владимировича в значительной степени отображает общий взгляд всех великих князей к произошедшему делу.
И здесь попросту необходимо представить еще двух персонажей из числа участников рокового для Распутина ужина в Юсуповском доме. Первый из них - великий князь Дмитрий Павлович Романов.
«19 декабря 1916 г. Кирилл, Гавриил и я, мы заехали к Дмитрию заявить ему, что, не вникая вовсе в вопрос, виновен ли он или нет в убийстве Распутина, мы все стоим за него, и он может вполне на нас рассчитывать. Что бы ни случилось - мы будем за него. Дмитрий был очень растроган и благодарил за моральную поддержку…»
Безусловно, к этому часу кто-то знал наверняка, а кто-то догадывался о роли Дмитрия в свершившемся убийстве. И, тем не менее – все стоим за него. Не только по чисто родственной привязанности.
Второй персонаж – Феликс Юсупов – также состоящий в тесном родстве с императорской фамилией, проясняет ситуацию более подробно: «Феликс Юсупов рассказал, про свое знакомство с Распутиным, которое носило характер интереса с точки зрения изучения его психологии, но после одной беседы, которая происходила недавно, он так непочтительно и грязно отозвался о Ники и Аликс, что он перестал у него бывать» (орфография дневниковых записей мной сохранена).

Дальше происходит следующее: самые авторитетные лица из великокняжеского актива собираются вечером у матери Андрея Владимировича – Марии Павловны – и решают обратиться к  Николаю с просьбой об освобождении Дмитрия. Не так интересны подробности, как мотивация: 
«Фактом ареста Дмитрия на всю Россию доказано соучастие Дмитрия в деле убийства Распутина. Т. к. убийство Распутина приветствуется всей Россией, и ликований было много вплоть до гимнов в театрах, целование на улицах и т.д., то естественно имя Феликса Юсупова и Дмитрия у всех на устах и они народные герои, освободившие Россию от кошмарной грязи. Чем больше будут преследовать Дмитрия, тем больше его будут возносить, а этим восстановят против Царского Села всю Россию и армию, которая станет за Дмитрия горою. Это нежелательно, и для прекращения всего дела, следует следствие прекратить, дело предать забвению и поставить крест на всем…. . Ежели эта точка зрения восторжествует, то можно ожидать суда над Дмитрием, а это значит бунт открытый. И подымать в такое время. Война, враг грозит, а мы такой бранью заняты. Как не стыдно было подымать шум из-за убийства такого грязного негодяя. Срам на всю Россию».
Вот такова точка зрения на убийство Распутина членов дома Романовых. И никакого существенного участия никто из иностранцев в этом деле не принимал – вопрос этот был чисто внутренний, если угодно- семейный. В смысле – вопрос сохранения чести и достоинства царствующего дома.
Была ли иная точка зрения? Да, разумеется:
«Сандро сообщил, что Григория Распутина отвезли в Царское Село. Черт знает что такое.
Сегодня в квартире г-жи Вырубовой была отслужена панихида по Григории Распутине. На панихиде присутствовали некоторые представители высшего петроградского общества, считающиеся поклонниками «старца».
Если верить воспоминаниям Мориса Палеолога, то на другой день царица в сопровождении Анны Вырубовой пришла помолиться над прахом их друга…
Мрачное это событие, согласно протокола полиции, произошло в саду прилегающего к Юсуповскому дворцу дома «скоропечатни».
Все материалы взяты из открытых источников.


Рецензии