Необычный экзамен. Вариант

   Зимняя сессия на четвёртом курсе. Последний экзамен, совсем не сложный. На вечер у меня куплен билет на поезд, незадолго до нового года я вышла замуж и уехала к мужу в другой город. 
   Я рассчитывала, как обычно, зайти на экзамен с первой партией студентов. Случилось непредвиденное. Взяв билет со стола, я сверкнула своим новеньким обручальным кольцом, последовала реплика преподавателя: "Вы будете сдавать экзамен последней". Я ему про поезд, про то, что меня ждёт муж, от которого я уехала на сессию через несколько дней после свадьбы. Он непреклонен. Достаю из сумочки билет на поезд, показываю. "У вас я буду принимать экзамен в последнюю очередь".
   Сижу в коридоре, посматриваю на часы. Подруги сочувствуют мне, но ничем помочь не могут. Вхожу с последней "тройкой" на экзамен, снова беру билет, через несколько минут говорю, что готова отвечать. На все вопросы ответила правильно, и что я слышу? "Я не могу принять у вас сегодня экзамен, вы не готовы. Придётся вам задержаться, и придти ещё раз". Смотрю на часы. "Я буду сдавать экзамен, когда приеду в следующий раз". В ответ: "Не сдав этот экзамен, вы не будете допущены к следующему семестру."
   А я собираюсь балансировать на вечернем отделении до конца пятого курса, живя в другом городе. Там нет факультета, на котором я учусь, перейдя на заочное отделение в своём институте, потеряю год.
   Встаю и выхожу из аудитории, злая до чёртиков, бегу по лестнице вниз, догоняют девчонки, которые сдавали экзамен вместе со мной: "Ты что, с ума сошла? Вернись, и проси его, чтобы принял экзамен сегодня. Уедешь завтра." Вечернее отделение, экзамен начался в 7 вечера, уже 10. Ещё успеваю на свой поезд, но впритык. Девчонки почти насильно затащили меня обратно в аудиторию. Тяну руку за билетом, но преподаватель останавливает меня: "Будете отвечать без билета".
   Преподаватель молодой, не на много старше нас, худенький, бледный, невесёлый. Когда он пришёл на занятие впервые, мне почему-то представилось, что он рос в детдоме, круглый сирота, поэтому  у него такой недокормленный вид. Своими соображениями я поделилась шёпотом с подругой, сидящей рядом со мной. Наверное, я смотрела на него внимательнее, чем остальные. И он стал во время лекций посматривать в мою сторону, чем дальше, тем больше. Девчонки посмеивались, что молодой преподаватель влюбился в меня, а я уже готовилась к свадьбе.
   Разговор с преподавателем пошёл в таком русле: "Я не знал, что вы вышли замуж. Когда?". "Недавно". Он подробно расспросил меня, когда и как я познакомилась со своим мужем, как хорошо мы были знакомы до свадьбы, какой он. Сначала неохотно, потом уже по-простому рассказала всё, как есть. Познакомились в мае, потом переписывались, потом он несколько раз приезжал ко мне, а я к нему. Будущему мужу было 23 года, мне - 21, во вторую нашу встречу после двух месяцев переписки он уговорил меня подать заявление в ЗАГС. Уговаривал три дня, когда я приехала снова в его город. Трижды покупала билет домой, у поезда он меня удерживал и руками и словами. Я говорила, что мы ещё не готовы к свадьбе, что можно подать заявления в ЗАГс позже. Он твердил, что так любит, что не может ждать, что будет больше трёх месяцев после подачи заявления на то, чтобы отказаться от свадьбы, в результате я опоздала на работу, и были неприятности. А через неделю после этого мой жених приехал к нам со своей мамой, и начались приготовления к свадьбе. И последнее тоже сказала на том необычном экзамене: "Во время наших встреч, в гостях у его и моих родных, он  отказывался пить даже лёгкое вино, говорил, что совсем не употребляет спиртное. За неделю до свадьбы, когда я была у него, у меня из сумочки пропали деньги, и он напился так, что я не смогла разбудить его, чтобы он проводил меня на поезд. Потом он объяснил мне, что в тот день у него на работе была авария, и он надышался ядовитыми газами, потому и уснул".
   "Вам не надо ехать к мужу, - мягко сказал мой молодой преподаватель. - По всей видимости, вам достался в мужья алкоголик и вор. Чем скорее вы разведётесь с ним, тем будет лучше для вас. Подумайте о своём будущем очень серьёзно."
   Я всё-таки уехала той ночью к мужу на другом поезде. Он действительно оказался потомственным запойным алкоголиком. Два года я ходила с ним к наркологам, пыталась вытащить его из этой беды, всё было напрасно. Возвращалась домой на поезде в летнем платье, кофточке и босоножках, все остальные вещи, что я привезла с собой, были пропиты. На вокзале меня встречали родители с мамиными пальто, шапкой и сапогами. Это был конец октября.
   Я защитила диплом в своём институте. Работала и отдавала деньги, которые успел занять мой муж у всей моей многочисленной в то время родни. Развод с ним оформила, когда встретила своего будущего второго мужа, и мы с ним решили пожениться.
   Что было дальше с преподавателем, который задержал меня на экзамене? Он уволился из института. У меня был с ним ещё один разговор. Я спросила, как он смог догадаться или почувствовать, что моё замужество будет неудачным. Он ответил: "У вас всегда было такое нежное и одновременно доверчивое выражение лица, что я не сомневался, что первый же встреченный вами негодяй захочет жениться на вас, и вы согласитесь. А потом будете стойко переносить все напасти, считая, что нельзя оставить человека в беде".
   Правоту этого человека доказала вся моя последующая жизнь. Получается, что я на лекциях смотрела с сочувствием на него, а он на меня.


Рецензии