Время смыслов. Глава 38

Предшествующая 37я глава получила теперь новое окончание в связи с тем,что мой план работы несколько изменился. Воспроизвожу ниже это новое окончание, поскольку именно оно и дает возможность перейти к содержанию 38 й главы.

8. Анализ культурной динамики 1930х годов и понимание значения того культурного и образовательного синтеза, который так или иначе был достигнут к концу этого десятилетия невозможны без понимания соотношения полярных парадигм социокультурной идентичности характерных для эпохи гражданской войны и двадцатых годов.  Эти альтернативные парадигмы культурной идентичности,  оформлявшие и закреплявшие политическое противостояние, обозначились еще до революции, в начале двадцатого века и с особой силой проявились в эпоху гражданской войны. В двадцатые годы их можно проследить в творчестве таких крупных культурных фигур этого времени, как Булгаков и Маяковский.

9.Особенностью тридцатых годов было то, что через посредство классической эстетики Пушкина (столетие со дня смерти Пушкина в 1937 г.по разному но одинаково торжественно отмечалось и в Советской России и в эмиграции)и Толстого к концу тридцатых годов удалось создать культурный и образовательный синтез, в известной мере интегрировавший многие черты обеих альтернативных парадигм. Значительную роль в этом процессе сыграло творчество Пастернака и культурная работа, проделанная в 1920е и 1930е годы по всей стране большой группой педагогов и ученых, многие из которых были так или иначе связаны с краеведческим движением,развернувшимся в двадцатые годы. Представление об этой работе и умонастроениях ее участников нам могут дать Воспоминания историка и краеведа Николая Павловича Анциферова. Как мы увидим, этономика играла центральную роль в этом новом культурном синтезе.

10. Разбор этого громадного исторического процесса даже в самых общих чертах займет много глав. Мы закончим его анализом роли этономики в эпоху ВОВ. Затем мы вернемся к Макиавелли и соотнесем результаты нашего анализа раннесоветского периода с некоторыми общими параметрами развития Европы в эпоху Нового Времени. Это позволит нам сформулировать (по моим оценкам примерно в 60й главе)несколько центральных вопросов, ответ на которые мы постараемся дать во второй половине этой книги.

Конец 37й главы.

Глава 38.

1. Итак,для понимания культурного синтеза 1930х годов нам нужно проанализировать два его ведущих компонента в контексте политически противопоставленных друг другу альтернативных парадигм социокультурной идентичности 1900х/1920х годов. Неформальное введение в динамику этих парадигм мы можем начать с сопоставления двух широко известных знаковых песен,важных для культурного самосознания, столкнувшихся между собой во время гражданской войны групп населения России. Эти песни любой из моих читателей легко может найти и прослушать на ЮТюбе.

2. Первой из этих песен был Интернационал,ставший гимном партии большевиков.В своих воспоминаниях известный русский писатель, а в прошлом участник первой мировой войны и белый офицер дроздовец Николай Алексеевич Раевский рассказывает о таком случае. Привожу этот рассказ по тексту статьи о Раевском Владимира Еременко в Литературной Газете, поскольку мне не удалось обнаружить этот отрывок в опубликованных в интернете произведениях Раевского.

Записал Раевский страшный по своей простоте рассказ сослуживца."Пленных взяли человек 70. Держались отлично. Когда я велел их расстрелять,один взял под козырек и сказал: Ваше превосходительство,разрешите нам перед смертью спеть Интернационал".Ну что же...я никогда сам раньше не слышал...интересно было. Позволил.Начали нестройно, а потом, знаете,с такой силой,что у меня мурашки по коже бегали. Кончили опять запели, но я остановил. Не хитрите, говорю-второй раз споете там."

И вот вывод,который делает подчиненный Раевского:

-Да,господин капитан,эти не то,что красноармейская шпана...Мы за Россию,они за Интернационал,но надо отдать должное...Молодцы ребята...Ничего не скажешь...Умирать умеют...Даже как то жалко их становится. Мы за идею и они за идею..." (Еременко 2011)

3.Важное значение таких концентрированных символов идентичности, как песни, в данном случае Интернационал, для развития идентичности и ее влияния на человеческое поведение, т. е. реальную динамику событий невозможно отрицать. Но что они могут рассказать нам о соответствующем типе идентичности? Попробуем промоделировать текст Интернационала, используя нашу матрицу идентичности. Мы будем конечно ориентироваться на русский перевод поскольку именно в этом виде текст был известен в России.

4. Уже первая строфа тематизирует все три контекстных поля характерных для экзономики: 1) Контекстное поле "мира" (D),т.е.захваченных и контролируемых властью F,природных и человеческих ресурсов;2)контекстное поле власти F которая распоряжается этими людьми и ресурсами (диспозитивная/распорядительная линия FD)и наконец 3)контекстное поле абстрактных принципов разума таких как справедливость А,это контекстное поле разума/принципов в данном случае противопоставляется несправедливой власти: "Вставай, проклятьем заклейменный,весь мир голодных и рабов, кипит наш разум возмущенный и в смертный бой идти готов." Иными словами речь идет о вертикальном, направленном вверх векторе движения от D к А,а затем о горизонтальном столкновении между А и F.

5. Во второй части первой строфы тематизируется диспозитивная/распорядительная линия  DF экзономного типа идентичности: в ходe борьбы между восставшим миром рабов и старой властью происходит преображение старого мира в новый путем сначала разрушения, а затем созидания. Одолев насилие старой власти, новый активизированный мир D сам поднимается по линии DF и занимает положение властного субъекта F."Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем, мы наш, мы новый мир построим, кто был ничем,тот станет всем".

6. Во второй строфе дается критика инструментального властного типа идентичности, т.е. эгономики CFD,о которой я писал в начале этой книги в связи с английским владычеством в Индии. Обьясняется, что порабощенным людям обьектам Н нечего ждать избавления от традиционных субъектов власти F,которые пользуются ими как орудиями для своих целей ( инструментальная линия FH). Из чужого орудия порабощенные обьекты должны превратиться в творцов, кузнецов собственного счастливого будущего, тем самым перевернув инструментальное отношение:"Никто не даст нам избавленья,ни Бог, ни царь и ни герой,добьемся мы освобожденья своею собственной рукой.Чтоб свергнуть гнет рукой умелой, отвоевать свое добро,Вздувайте горн и куйте смело, пока железо горячо".

7. Наконец в третьей строфе (последней строфе официальной советской версии этого гимна)тематизируется другой, неономный AGD тип революционной идентичности,с характерным для него противопоставлением "мы" G -"они" E по центральной горизонтальной коммуникативной линии GE. Отрицается право старых господ владеть землей/миром изза нетрудового характера их существования, с другой стороны утверждается право на такое владение трудового революционного "мы" . Таким образом тематизируется трансформативная линия GA, соединящая контекстное поле "мы" с абстрактным принципом справедливости А.Утверждается неизбежность конечной победы над старыми угнетателями, ее достижение сравнивается с таким природным явлением как восход солнца. Тем самым тематизируется нижняя перформативная/победительная GD линия неономики: "Лишь мы, работники всемирной,великой армии труда,владеть землей имеем право, но паразиты никогда. И если гром великий грянет,над сворой псов и палачей, для нас все также солнце станет сиять огнем своих лучей".

8. Таким образом контекстологический анализ Интернационала подтверждает наши прежние предположения относительно характерных для раннего периода большевистской революции типов идентичности. Ну а что можно сказать о белых? Какие типы идентичности лежали в основе сопротивления большевикам в эпоху гражданской войны?Ответ на этот вопрос потребует несколько глав, так как в стане противников большевиков не было единства. И всё же можно определить наиболее значимые из тех типов идентичности, которые использовались внутри белого движения. Мы займемся этим в следующей 39 главе.



Конец главы.

   





 


Рецензии