Экзамен сына

 
  Первый в жизни экзамен моего отпрыска был в шестом классе по английскому языку. Он заметно волновался. Предмет знал хорошо, но преподавательница по нему, она же и классная, была и забавной (для нас, взрослых), и страшной своей непредсказуемостью для ребят. Незадолго до экзамена она вызвала меня с работы из кабинета завуча: "У нас в классе ЧП. Ваш сын украл в столовой сосиску". Сын успел крикнуть в телефонную трубку: "А чего СофА возникает?" На него зашикали. СофОй они называли свою классную руководительницу Софью... отчество не помню и я.
   Каждый день слушала дома возмущенные рассказы сына и его друзей о СофЕ. Печенье, яблоки, виноград, что давали в столовой ребятам к каше на завтрак, СофА забирала себе, ела всё это прямо на уроке... и пукала. Вокруг дочки высокопоставленного человека она бегала, чуть не облизывая её: "Машенька, Машулечка". И на каждом уроке ставила ей жирные пятёрки в дневник. Другой ученик мог получить кол в журнал за то, что посмотрел в окно. Отметки она ставила не за знания, а в зависимости от своего настроения и отношения к ученику.
   Прихожу в школу. С одной стороны разгневанные завуч и классная, с другой -  родная мордашка. Сын и в раннем детстве не плакал, а тут вижу, что у него дрожат губы. А на свитере - следы борща, который он ел на обед. Последнее обстоятельство тронуло материнское сердце сильнее остальных.
   Уверенно объясняю, что мой сын не мог этого сделать. Невозможно представить, чтобы он взял чужое, тем более, украсть сосиску с тарелки своего товарища по классу.
   "Все дети - воры, и ваш сын не исключение," - заявляет СофА. Дальше о том, какой у неё нелёгкий труд, что на таких учителях, как она, держится всё в мире...
   Вот после этого случая, когда я ушла из школы при своём мнении, что мой сын не вор, а СофА пообещала мне, что он скоро вылетит из школы, и надо было сдавать ей экзамен.
   Накануне экзамена сын повторял темы по английскому. Пришла соседка с верхнего этажа, Катька, которая на несколько лет старше сына, весьма необычная особа, которую я знаю с её рождения: "Я помогу ему готовиться к экзамену!" Ну, думаю, для разрядки обстановки даже неплохо её присутствие. Слышу с кухни: "Я все английские темы помню наизусть. Повторяй за мной: "Май нэйм из Катя Фёдорова..." Слышу, что сын смеётся.
   Переместились готовиться к экзамену из комнаты сына в гостиную, потому, что Катька нашла у сына детские роликовые коньки (а у неё лапа мужского 42-го размера). Катя начинает тему про почту, привязывая коньки к тапкам верёвками, говорит первую фразу на английском, одновременно скользя на коньке: "Аааа!" Бум. Упала во весь рост, а он у неё немалый. И так дальше, несколько слов по-английски, крик, стук. Через некоторое время выпроводила Катьку, сын уже хохотал от этих её "Аа!" Бум. Разрядка получилась хорошая.
   Уговариваю сына лечь спать. Знаю, что к экзамену он готов, да и английский язык он начал изучать с четырёх лет. "Я буду учить всю ночь!"
   Из своей спальни слышу часов до двух ночи, как мой мальчик вслух читает английские темы. Утром обнаруживаю, что он уснул, сидя в кровати, над тетрадкой.
   Завтракаем на кухне. Мимо окон идут на экзамен его одноклассники с огромными букетами для СофЫ, чтобы задобрить её. Мы купить букет для экзамена не догадались, и уже поздно бежать за ним.
   "Что же делать?" - спрашивает сын.
   Не долго думая, говорю: "С букетами придут все. А вот скажи, зачем человеку столько букетов? Тем более, человеку, который любит вкусненькое. Букет ведь не съешь?"
   Даю сыну немного денег, чтобы по дороге в школу купил для своей преподавательницы две пачки импортного печенья, обязательно с разной начинкой - шоколадной и земляничной. По нашим временам такое печенье - пустяк, а в то время это была заграничная новинка. Уверяю его, что всё будет хорошо.
   Потом он рассказывал мне, как всё было: "Вхожу в класс, за столом две учительницы английского, наша, и ещё одна. СофА вся в цветах, цветы дарили только ей. Я отдал ей печенье".
   "И что было потом?" - интересуюсь я.
   Как я и рассчитывала, увидев печенье, СофА схватила обе пачки и убежала пить чай, не дожидаясь начала экзамена. Пока она лакомилась, ребята сдавали экзамен другой учительнице. Мой сын получил пятёрку. Второй педагог по английскому была адекватным человеком, и учила ребят строго, но справедливо. Потом я перевела сына в ту половину класса, которая училась у неё. Имя этой учительницы я помню и сейчас: Валерия Павловна.
   
   


Рецензии