Как я себе службу выбрал

    Надо сказать, трагического в повестке прибыть в военкомат, для меня была только дата 22 июня. За долго до этого момента, я уже примерялся к военной службе, в качестве кадрового офицера. В Советском Союзе с профориентацией было гораздо проще. Проще для родителей, моим родителям не пришлось услышать от меня вопроса куда идти, куда поступать. Начиная с 9-го класса, а класс наш был ещё той сборной солянкой, для тех, кто решил не расставаться со школой после 8-го класса, я не только принял для себя решение поступать в Военное училище штурманов, но и увлёк этой идеей большинство ребят класса.
    Первое знакомство с Армией, не считая детства в военном гарнизоне Воздвиженка на Дальнем Востоке, у меня произошло когда мы с дедом Кумратовым Зайтоном Хасановичем поехали на присягу к моему старшему брату Игорю. Разница в возрасте у нас 1,5 года и мои впечатления от ЧВАКУШ только усилили моё стремление стать военным. Второй раз на Южный Урал я приехал под Новый 1986 год.  Командование училища устроило марш бросок для курсантов на лыжах, и те кто по состоянию здоровья не могли его совершить, автоматически по логики отцов командиров не могли по состоянию того же здоровья пойти в увольнение в Челябинск в Новогоднюю ночь. Помню, договорились мы с братом о встречи на площади у гостиницы "Южный Урал". Брат говорит, точно не знаю, но давай в 12-00. Если не приду в 13-00. Кто-то из курсантов пошутил, ну и так далее в 14, 15. Какое счастье, что работали магазины. Гостиница "Южный Урал", не была моим пристанищем, брат рассудил, что потратить  деньги можно более умело, и пообещал поселить меня в женском общежитии Челябинского педагогического института. А я, как и предсказал Зёма - сослуживец брата, в перерывах между караулом у памятника на площади согревался в магазинах, и только лишь в 20-00 мой караул закончился, ибо брат с сотоварищами, смогли вырваться в увольнение. Тогда я понял, что Ария и личное время понятие не совместимое. Точнее сказать строго отведённое личное время на усмотрение командира.
   Как выяснилось, марш бросок спутал планы не только курсантам, но и заставил поволноваться отцов командиров. Не подготовленные курсанты начали сходить с лыжни в сильный мороз, усилившейся к вечеру до -25С, Человек в лесу просто присев отдохнуть  засыпал от холода. Многие были спасены специально поисковыми группами, отличился и мой брат. Не смотря на то, что снег на Северном Кавказе только на отметках выше 1500 метров лежит более или менее долго, брат не только прошёл на лыжах дистанцию, но и заметив ответвление лыжни, последовал по ней и на дистанции нашёл курсанта, который уже примостился на пенёк и начал засыпать от холода. За проявленное мужество, Игорь получил дополнительный день к отпуску.
   До Нового года оставались считанные часы. Команда бравых курсантов. будущих штурманов ВВС, без ошибочно выбрала курс на женское общежитие. Тогда я первый раз увидел, преимущество военной формы в глазах слабой половины человечества. В связи с непредвиденной задержкой, не только я не дождался бравых курсантов, а свято место пустым не бывает, да и кому охота Новый Год в одиночестве встречать. Когда мы вошли в заветную (для меня заветную, так как я так намёрзся в ожидании Игоря) комнату общежития, перед нами предстала картина, а мы уже вас не ждали. И вот, триумф военной формы, не  задавая лишних вопросов, студенты позарившиеся на свободные от курсантов места за праздничным столом, без единого звука встали и удалились. Для меня такое поведение, было необъяснимо. Ну а девчата, ну а что девчата - Новый Год.
   Дальше Армия от меня начала потихоньку отворачиваться. К концу 10-го класса я прошёл все комиссии и ожидал дальнейших указаний от Военкома. Выбор профессии, уже дополнился знаниями брата, и я решил стать не штурманом ФБА, а штурманом транспортной авиации. Училище находилось, на территории УССР, в городе Ворошиловоград. И вот долгожданная повестка: "Вам следует явиться для получения проездных документов в Военное училище". Помню, что не было эйфории, всё шло, так как должно, и вот я в Военкомате города Ессентуки, а мне вместо проездных документов возвращают личное дело. На мои призывы, что это ошибка, что я должен... сухой ответ, пока Вы шли за документами, ваше личное дело вернулось, в связи с избыточным весом. Конечно, это была отговорка, и придя домой я перечитывая личное дело увидел, что мою национальность "поляк" подчёркивали, а в одном месте вообще забыли стереть карандаш. Это был первый шлепок от братских народов, за не титульную национальность. Впрочем не всегда это работало против меня в Армии.
  Но это сейчас, я осмыслив, и прожив разные моменты в жизни, сказал бы стоп. Но тогда я купив за собственные деньги билет, поехал опять на Южный Урал, где вдалеке от бдительных украинских особистов, уже осваивал ремесло штурмана один поляк. Помню при отсутствии сотовой связи, я приехал в ЧВАКУШ и вошёл в гарнизон через КПП. Проходя мимо пожилой дамы, честно говоря отталкивающей внешности, я вдруг услышал: "Стой, ты Комоцкий"? Как выяснилось, эта женщина вдова погибшего пилота давно уже стала оберегом для курсантов, вот и в это раз Игорь, не имея возможности встретить, попросил её о помощи. Регистрация, зачисление в абитуриенты, и первый этап как оказалось на вылет ВЛК. И опять по не объяснимым причинам, при наличии у половины курсантов той или иной степени плоскостопия, я это испытание не прошёл. В том, что это лотерея говорит анекдот моего детства: Проходит ЛС ВЛЭК. С присущим волнением спрашивают у выходящих, ну как?, строго?. И тут бывалый старлей на выходе из ВЛЭК, говорит летёхам: "Спорим на коньяк, что я свой правый глаз укушу", те в недоумении, что это возможно, соглашаются. Старлей достаёт свой правый глаз-протез и надкусывает. Те в недоумении, но спор есть спор. Проходит время, И теперь бывалые старлеи, по своему стебутся над новыми летёхами. Выходит после ВЛЭК наш капитан и ставит старлеев на место вопросом: "А спорим на коньяк, я свой левый глаз укушу", ну тут  реванш, подумали старлеи, разбивая рукопожатие. Последнее, что сказал Капитан старлеем: "Бегом за коньякам", перед тем как вытащить челюсть.
   В то время, как дежурный офицер генштаба ВВС, не без участия друга семьи и командира экипажа моего отца лётчика-снайпера Анатолия Ковалёва, разыскивал абитуриента Комоцкого, видимо для продвижения по службе, последний уже вылетел, не поставив родителей в известность, в сторону Новочеркасского политехнического института, в коем не смотря на наличие военной кафедры, по окончанию первого курса он и получил главную повестку своей жизни с запоминающейся датой 22 июня.
   Настал день призыва, честно говоря принятых в народе проводов не было. Приехали  с Кавминвод родители и с дальними родственниками Абовами они меня проводили к месту сбора стадион Магнит в Новочеркасске. Здесь мы столкнулись, с армейским маразмом впервые. Нас не просто обыскали и забрали всё чем можно себе навредить, но ещё дважды по дороге в Батайск завозили в лесополосу и устраивали обыски. Почему вы скажете маразм, да по тому, что как только мы пересекли КПП, в магазинах Военторга у нас появилась возможность купить всё что у нас изъяли. Почему маразм, спросите, не знаю. может по тому, что военкомат усердно выполнял инструкцию по предупреждению членовредительства, то ли по тому что нужна была выручка Военторгу. Но скорее всего и то и то правда, а по тому маразм.
   Разместили нас на нарах, без пастельного белья, но с матрасами и подушками, и в среднем пребывание растягивалось на 2-3 дня, но не со мной. Чем дольше мы находились в столь плачевных условиях, тем сильнее падал наш боевой дух. Помню как я желая подбодрить своих сотоварищей студентов призывников, предсказал им наше будущее. Представляете, говорю я им, мы дембеля. В тех группах, в которые мы вернёмся возмужалые, кроме нас никого, только вчерашние первокурсницы. А главное, наше с ними знакомство произойдёт в горах Северного Кавказа, где должна будет пройти геодезическая практика в лагере НПИ выше аула Хасаут Греческий. Ради этого стоит не расслабляться, а вынести все лишения и тягости военной службы. Я оказался продвидцем ровно две недели нашей практики в Кешкете. Первый съезд народных депутатов России, принял решение не призывать студентов в армию, и демобилизовать тех, кто прослужил один год. Но тогда на нарах нарисованная мной перспектива многих воодушевила.
   Как разбирают призывников "Покупатели", многие слышали, но не в моём случае. Мои документы трижды возвращали, так как я при собеседовании чётко давал понять, что для меня армия это продолжение моего профессионального образования. Я тогда понятия не имел, чем занимаются Инженерные войска, но Сержант из В/Ч 73420 водолаз по профессии, сказал, что с его казармой есть рота полевого водоснабжения, и я вместе с Андреем Толстиком с СФ-ПГС, и ещё в команде 100 человек отправился в город Волжский, остров Зелёный. Но это отдельная история.


Рецензии