Дмитрий Гнатюк, рыцарь оперной сцены СССР

Расстроил меня сегодня один идиот-шовинист, оччччень крупный идиот. Да так, что я возгордился за свою Родину, Советскую Украину. Было в той стране, чем гордиться. И, надеюсь, еще будет. Главное, чтобы таких идиотов, как мой, побыстрее раскусили, и вымели с..ной метлой куда подальше. И из Ацапии, и из Охландии.
        Виктор НОВИЦКИЙ 2,    24 января 2016 г.


         Дмитрий Гнатюк: рыцарь искусства и человек.

28 марта у Народного артиста СССР, Героя Социалистического Труда, кавалера Орденов Ленина и Октябрьской революции, легенды советской оперной сцены Дмитрия Михайловича Гнатюка - день рождения:91 год

    Не знаю, есть ли такой человек, что в Украине, что в России, который хоть раз в жизни не слышал бы пение Дмитрия Гнатюка. Я не музыковед, я не могу, да и не хочу  в деталях разбираться во всех тонкостях его мастерства, о котором и без меня написано много. Но лет сорок мы живём недалеко друг от друга, мне приходилось встречаться с мэтром в самой неожиданной обстановке, и наши встречи позволяют мне иметь собственное мнение о великом певце как о личности.
    Кажется, в 1968 году слушал я в Национальной опере «Аиду». Дмитрий Михайлович пел партию Амонасро, отца главного героя - Радамеса, возлюбленного Аиды. И сама постановка, и Радамес, и Аида были великолепны. Но вот на сцене, кажется, в тёмно – красной тунике, появился Амонасро. Зал словно застыл. И вдруг, хотя певец ещё не начал петь, в нарушение всех канонов, раздался шквал аплодисментов. Аплодировали  певцу рыцарской стати, высокому широкогрудому красавцу, излучавшему силу и энергию. А уж что делалось после его партии, после спектакля…
    Через несколько дней я встретил Дмитрия Михайловича возле его гаража. Никто меня ему не представлял, я сам выразил своё восхищение Гнатюком – Амонасро. «Вам понравилось?» - улыбнулся своей чарующей, полной какой-то особенной доброты улыбкой, оторвавшись от перебираемого мотора «Волги», народный артист СССР. – «Большое спасибо!».
     Другой бы, даже не народный артист, с первым встречным и разговаривать бы не стал. Да и не такие ценители оперы, как я, ему «спасибо» говорили! Но Гнатюк  – человек на редкость добрый и общительный. Ещё не было случая, чтобы он не ответил на приветствие. Даже незнакомого человека…
   Лет через двадцать, на площади перед театром им. И.Франко вижу картину: стоит мэтр перед своей «Волгой», думу думает. «Что, Дмитрий Михайлович, проблемы?». «Ой, не iде моя телiга. Аккумулятор сiв. А менi ж на гастролi сьогоднi! Як же ж до гаражу доплестися...».
    «Джентльмены», - обратился я к прохожим, - «Кто поможет Дмитрию Гнатюку?». Народу моментально набралось достаточно, чтобы вручную прокатить «Волгу», вместе с сидящим за рулём Гнатюком, почти с полкилометра до гаража…
    Когда Александр Мороз в парламенте рассказал о записях майора Мельниченко, я захотел передать ему своё письменное мнение о его поступке. На Липках был большой шум, милиция как–то особенно внимательно приглядывалась к прохожим. Бегаю вокруг парламента, ищу подходящую оказию. Знакомые депутаты от коммунистов передать отказались, от социалистов не попадались. И вдруг натыкаюсь на Гнатюка, бывшего тогда депутатом. «Передайте, пожалуйста…». Он мог вообще пройти мимо, сказав, что меня не знает: ведь мы  не представлены друг другу. Мэтр же, взяв меня за локоть, стал …умолять: «Я вас прошу, не ставьте меня в неловкое положение. Вчера вот так же попросили передать пакет, и я передал. А там была кляуза на одного депутата. И тот депутат обвинил меня в пособничестве кляузнику. Я не знаю, что вы хотите передать Морозу, но не хочу я быть замешанным в склоках. Извините, но передать ваше письмо не могу…». От его искренности мне стало неловко. За себя…
   Совсем недавно еду я автобусом №62. Возле меня освободилось место. Остановка. И надо же! В автобус заходит, и на это место садится народный артист СССР, любимец советского народа  Дмитрий Михайлович Гнатюк! Годы берут своё, но – всё та же удивительная улыбка, улыбка хорошего человека, моментально располагающего к себе, человека, не умеющего лукавить. «Что это вы, Дмитрий Михайлович, в автобусе ездите?». Про «Волгу» я не спросил, чтобы не сыпать Гнатюку соль на раны: после недавнего начала строительства напротив его гаража высотки и заехать в гараж, и выехать из него, даже для такой знаменитости, как он – проблема. «Да, знаете, ехать не долго, не хотел такси брать». «А какими судьбами здесь оказались?» «Да в поликлинику к дантисту ездил…»
    Дальше мэтр рассказал интереснейшую историю, как в 1962 году, на гастролях в Канаде, встретил земляка, из того же села, в котором родился Дмитрий Михайлович. Земляк, ставший к тому времени известным дантистом, предложил бесплатно (при реальной цене тысяч 10—15 долларов!) полечить зубы. Но для этого нужно было задержаться в Канаде на пару недель. «Не мог я отказывать земляку, но как взялись за меня ребята из КГБ! Так и не отпустили! Да ещё депешу написали, что вроде бы Дмитро Гнатюк  хотел остаться. Думал, конец карьере. Но  Хрущёв заступился. Он очень любил песню «Рушничок»… «Дмитрий Михайлович! У Вас скоро большой юбилей. А я слышал недавно, пели вы песню, в которой слова вот эти «…в синю даль, в синю даль, а серце плакать не хоче, кинь печаль, кинь печаль, кинь печаль…» Я очень рад, что ваш голос не стареет…». Знаменитый Певец от моей похвалы… застеснялся!
    Но тут автобус подошёл к остановке «Кабмин». Гнатюку надо выходить. От души желаю мэтру всего хорошего, чего только можно пожелать Хорошему Человеку. Он крепко жмёт руку мне, человеку практически незнакомому…
   Вот такой он, Дмитрий Михайлович Гнатюк. Человек, глядя на которого веришь: «значить, в світі не згасла, значить, в світі не згасла, значить, в світі не згасла любов». И к человеку, и к жизни…
                26 февраля 2005 года)
В этом году Дмитрию Михайловичу Гнатюку будет 91 год. Не знаю, как в этом году, но в 2015-м никто его не поздравлял....


Рецензии