Гастарбайтер в собственной стране

В марте 2011 года под псевдонимом Карма Дордже я опубликовал в газете «Вести трудовой миграции», №3(27)  коротенький рассказ-миниатюру  с выше приведенным названием.  Этот материал пошел под рубрикой «Внутренняя миграция».
Сегодня на дворе январь 2016 года. Я пересмотрел публикацию и подумал: «А ведь этот материал и сегодня актуален». И решил разместить его на своей странице в ПРОЗА.РУ.

ххх

Такое название я дал моему короткому рассказу о женщине-продавце, работающей в одном из стеклянных павильончиков недалеко от метро «Динамо», где торгуют тортами, пирожными и разными кондитерскими изделиями. Здесь же на месте, стоя за отдельной стойкой, можно выпить чашку чая или кофе с какой-нибудь булочкой или пирожком.
Использовал я слово «гастарбайтер», потому что думал, что эта, сравнительно молодая женщина лет 35, выходец из какой-нибудь бывшей советской республики, скорей всего, судя по ее внешности, из Украины или Молдавии. Ведь именно к приезжим из ближнего зарубежья мы и применяем это слово. Да и продавцами в  такого рода торговых точках, как правило, работают гастарбайтеры, а если выражаться более корректно – трудовые мигранты.

Люди заходили в павильоны, что-то покупали, брали с собой, уходили. Кто-то приходил с детьми, которые иногда начинали выпрашивать у своих мам пирожные, всякие там «ежики», круасаны и т.п. Мамаши неохотно откликались на их капризы.

Зашел то ли художник, то ли фотограф. Показывал продавцу  альбом с фотографиями. Просто ей показывал, как приятелю. Он не пытался ей что-то продать, он ей рассказывал о том, как у него идут дела. В чем-то они были коллеги, оба продавали свой труд и в этом была общность их судеб. Так и хочется сказать: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Хотя сегодня это звучит несколько архаично и похоже на эпатаж.

Мужчина ушел. В павильончике остались я и продавщица. Меня всегда интересовало, откуда тот или иной человек, из каких краев. Я и спросил женщину об этом: «Откуда Вы, наверное, с Украины?».
- «Что Вы, что Вы!» -  ответила она.
- «Я россиянка, из Волгодонска»
- «А что так? Ведь здесь в Москве вам, наверное, не просто. И жилье, и другие проблемы. Россияне ведь не очень охотно едут куда-то на заработки. В основном едут на заработки к нам из близлежащих стран. Я думал, Вы с Украины».
- «Не от хорошей жизни приехала в Москву, зарплата продавца в Волгодонске – 3.000 рублей. Оставила дочку с одной из бабушек. Учится в музыкальной школе, а за нее нужно платить. Дочь любит музыку, охотно занимается, не хочется лишать ее радости».

Здесь, в этот момент я подумал: «Да, велика сила привычки. К хорошему легко привыкать и тяжело с ним расставаться… В советское время учеба в музыкальных школах и других школах искусств было бесплатной, либо носила символический характер. Большое количество кружков, секций было в обычных школах. И тоже бесплатно. Эти стандарты и стереотипы так и остались в умах людей до сегодняшнего дня. Многие родители по-прежнему стремятся дать детям образование, тянутся к высокому, возвышенному. 

- «Мать моя уже 8 лет работает домработницей в Испании, в Барселоне. Работает в семье, где пятеро детей, а всего их 9 человек. Работать тяжело, но люди хорошие, к матери относятся хорошо. Когда на лето уезжают куда-нибудь месяца на три, ей все равно платят и в это время она может еще где-нибудь подрабатывать. Они ее так полюбили, что сделали ей гражданство. Мать хочет выйти вскоре на пенсию, наверное, приедет в Россию,  чтобы ее оформить».
Думается, она, мать, ошибается, если у нее испанское гражданство, то двойное гражданство вряд ли возможно. А может  у нее не гражданство, а вид на жительство. Вот тогда другое дело…
- «А меня она зовет к себе, в Испанию», - продолжает моя собеседница. Хочет выйти на пенсию и жить отдельно от этой семьи, все-таки с такой «многочисленной армадой» очень трудно жить стареющему человеку. А вот меня она хочет предложить этим милым людям вместо себя…Наверное, я уеду туда».

- «Хорошую жизнь» мы себе создали, русские, украинцы, таджики, разбежавшись в разные стороны …» - сказал я.
Она не ответила мне, но чувствовалось, что у нее не  было возражений. Просто на эту наболевшую тему уже не всегда хочется говорить. Да и с моей стороны это была лишь краткая реплика, не требующая ответа.  Простым, честным людям итак все  понятно. Я почтительно попрощался с этой достойной уважения женщиной и пожелал ей счастья и удачи.
В душе у меня осталось чувство горечи за моих соотечественников, вынужденных переносить такие тяготы в своем отечестве, где они мало чем отличаются от бедных и бесправных гастарбайтеров.


Рецензии
Александр! Добрый вечер! Горькая правда жизни. Очень понравилось! Многим, очень многим нашим соотечественникам приходится выживать. А время идет, живем в надежде на лучшее, а лучшее так и не наступает.
С душевным теплом, Светлана

Светлана Ланор Глухова   09.01.2017 20:53     Заявить о нарушении
Светлана, спасибо за отзыв, за ваши мысли. К сожалению в те годы я встречался с многими людьми, которых надували, "кидали" наши строительные фирмы. Особенно запомнился мне один чуваш, которого строительная фирма "кинула" в Москве и он вынужден был пешком, а иногда и на перекладных добираться домой, к себе в Чебоксары. Ужас! Мне кажется, и сейчас такие случаи могут быть.
С наилучшими пожеланиями вам
Александр

Александр Попов 8   17.01.2017 16:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.