Сказки Венского леса III

Музей карикатуры

Музей карикатуры в небольшом австрийском городке Кремсе появился спонтанно, то есть почти, как сам смех, практически неожиданно. Посидели как-то два карикатуриста с одним из сильных мира сего, посмеялись. Один из них сделал эскиз, и вот, за двадцать лет после открытия, там отвели душу, то бишь нахохотались до слез, почти два миллиона охотников до шутки. На Востоке говорят, приезд паяца в город полезней каравана верблюдов с медикаментами. Если это так, то Музей карикатуры в Австрии заменяет работу по крайней мере целого министерства здравоохранения!

Дом смеха, вызывающий улыбку уже несколькими веселыми элементами своей архитектуры, находится недалеко от городского Дома искусств и, по иронии судьбы, как раз напротив известной всем в Австрии тюрьмы Штайн. Имеет белоснежные стены, снизу стекло, посередке над входом торчит красный кубик - нос клоуна; чуть выше «таращатся» два окна-глаза, а на крыше кривые щипцы нескольких фронтонов, как колпаки веселящихся паяцев. Перед музеем на двух мраморных колоннах сидят типичные австрийские Герр и Фрау, отлитые в бронзе. Такие, какими их увидел один из основателей музея - карикатурист Манфред Дайкс (Manfred Deix).

Для воплощения, и это уже не шутка, потребовался только один год с того самого памятного момента, когда губернатор Нижней Австрии увидел рисунок музея, сделанный вторым юмористом - Густавом Пайхлем (Gustav Peichl).

В здании очень много света, и это ощущение возникает уже в фойе. Все потому, что внутри непривычно мало перегородок и совсем отсутствуют двери. Пространство зонировано теми самыми «острыми углами», которые карикатуристы обходить не любят. Поэтому то юмор, разрушая иронией разделяющие стены, то есть предрассудки, и объединяет людей.

Справа от входа находится просторное крыло магазина. Помимо традиционных для таких мест сувениров, альбомов и книг по искусству, здесь посетителям предлагаются футболки, керамическая плитка и пиво от художника Дайкса, вино и набор письменных принадлежностей - от Пайхля. Слева от магазина находится зал с актуальной международной карикатурой. Отсюда в открытый проем виден «Иронимус-Кабинет». Там в лакированных черных рамах остроумно задокументировано австрийское время периода Второй Республики. Время это было примечательно для Австрии подписанием Государственного договора о нейтралитете и, конечно, официальным визитом нашего тогдашнего главы государства, Никиты Сергеевича Хрущева.

Для этой экспозиции были отобраны рисунки, сделанные Пайхлем для тогдашних ежедневных газет. Они выстроились в хронологический ряд и стали страницами истории всей страны. Я слышал, как рассматривая их, посетители удивлялись тому, как события, державшие всех в те дни в напряжении, были так быстро забыты.

Техника Пайхля чем-то напоминает рисунки русской безвременно ушедшей художницы Нади Рушевой. Только он счастливый человек, и это сразу бросается в глаза: в его работах много иронии и любви, и абсолютно нет поправок. Совершенно легко, пользуясь пером и тушью, одной тонкой линией он выражает свое отношение и к событиям, и к их участникам. Долгое время на Первом австрийском телеканале он на глазах у миллионов телезрителей рисовал предновогодними вечерами основные события уходящих лет.

Хрупкие, словно былинки, линии его рисунков чудесным образом удерживают в фокусе тучные фигуры политиков. Портреты их смешат, вызывают симпатию и помогают лучше разглядеть и понять тонкости политических баталий. Когда рассматриваешь эти рисунки с близкого расстояния, их непосредственность кажется детской. Немного же отстранившись, видишь изящество и интеллигентность работы зрелого мастера.

Напротив Иронимус-Кабинета, в помещении побольше устраиваются ретроспективные и персональные выставки художников-графиков и карикатуристов со всего мира. Несколько лет назад, например, здесь «гостили» наши Кукрыниксы, еще как то проходила выставка американца Роберта Крамба (Robert Krumb). Комика, именуемого королем андеграунда. Еще одна выставка была посвящена футболу. Тогда в Австрии как раз проводился чемпионат Европы, в котором принимала участие и сборная России. Называлась она «Рисуем футбол». На ней были представлены сто карикатур и комиксов сорока двух авторов. Я удивлялся, как только и откуда такие и в таком количестве приходят в голову художникам образы-идеи!

Интересно, что посередке музея, словно столб позвоночника, находится белокаменная винтовая лестница. Поднявшись по ней, гости попадают в другой мир, «Мир Манфреда Дайкса». Там на полотнах большого формата изображены австрийские толстобрюхие обыватели, высокопоставленные чиновники и католические еписковы. Художник, пользуясь широким набором средств (акварель, тушь, пастель), с наслаждением выписывает в жанровых сценах большие и маленькие пороки своих соотечественников. У его персонажей, их в Австрии называют «дайксфигурэн», словно у мутантов, появившихся в результате беспорядочных связей страдальцев с их истязающими демонами с картин Босха, отвратительные физиономии. Без сомнения, между ними и героями нидерландского живописца есть связь, и если сюжеты полотен Босха были вызваны на свет воспаленной фантазией страшащегося грядущего Страшного Суда и борющегося с пороками католика, то у Дайкса и его персонажей, взятых из жизни, нет ни страха, ни отчаяния. Босх видел Страшный Суд духовным зрением, как бы со стороны, а в поле зрения современного насмешника умещаются только деформированные фигуры. Если это знак, то ждать современному человечеству нечего. Поэтому выставке Дайкса по-моему больше подошло бы другое название, а именно – «Осужденные Дайкса».

Хотя мнения у австрийцев относительно Дайкса расходятся. Одни считают, что он переступает черту дозволенного, другие , что художник именно на этой грани дозволенное - недозволенное добивается откровения, и что границу эту определить невозможно. Однако все единодушны в том, что Дайкс виртуозный рисовальщик - физиономист, поймавший характер австрийского бюргера так точно, как никто другой до него. Его австриец смешон, доволен жизнью и добродушен, за что художнику в конце концов и прощаются все его преувеличения. Про себя и музей Дайкс говорит: «Я здесь как тяглая лошадка. Если успеха не будет и дом этот обанкротится, я окажусь в доме напротив».

Однако беспокоится он напрасно. Пока все идет отлично. В гостеприимных светлых помещениях с «несерьезным» содержанием проводятся литературные вечера, театральные представления, показы мод и новинок дизайна. Народу это определенно по душе. Там отлично уживаются психология и общественная жизнь, история и искусство, идеология и политика. Получается так, что Музей карикатуры в Кремсе с помощью юмора представляет австрийскую культуру шире, чем какой-либо другой музей страны. И даже с футболом он в свое время тоже опередил всех!

Что ж, в начале ХХ века австрийские живописцы, представители венского «модерна», объединившиеся в «Венский Сецессион», ставили перед собой цель - добиться международного признания, и добились его. В сегодняшней, в чем-то схожей ситуации австрийские художники, получив, как их предшественники сто лет назад, свой дом, смеются сообща так громко, что хохот их слышен далеко за границей. Смех их стал средством профилактики нравственности и здоровья общества. Так хотя уровень жизни в Австрии много выше американского, там нет такой преступности и такого огромного количества толстых людей, как за океаном.

Приходят люди на выставки, посмотрят, посмеются и забывают о «белых обезьянах»!

P.S. Справка:

Общая площадь музея 1400м2, выставочная – 550м2. Два уровня. Две постоянные экспозиции: «Мир Манфреда Дайкса» и «Иронимус-Кабинет» (выставка работ Густава Пайхля); еще один зал предназначен для сменяющихся выставок. Общая стоимость проекта - 2,91 млн. евро, в том числе: здание – 2,18 млн. евро, внутреннее оборудование и благоустройство территории перед зданием – 730 тыс. евро.

Манфред Дайкс родился в 1949 г., заявил о себе в ранние 70-е на страницах австрийских и немецких журналов: «Profil», «News», «Spiegel». Его дайксфигурэн стали крылатым выражением, понятным и известным на Западе всем. Он не только график, но и художник-живописец, театральный декоратор, музыкант, поэт и дизайнер одежды, мебели, домашней утвари, инструментов и канцелярских товаров.

Густав Пайхль родился в 1928 году, сделал международную карьеру архитектора. В качестве рисовальщика, карикатуриста и сатирика, под псевдонимом Иронимус, освещает политические события в Австрии уже в течение 60-ти лет. Принимал участие в бесчетном количестве выставок за рубежом. Получил множество международных наград (Большую австрийскую государственную премию; премию Mies von der Rohe-Preis и другие). Работает для старых авторитетных газет: «Die Presse» (в настоящее время отмечает свое 160-летие) и «Suddeutsche Zeitung ».


Рецензии