Сказки Африки. Сказка о королевском шуте

                Перевод с английского Сергея Режского


             Давным-давно жил на свете один король. Сказители, поэты и музыканты приходили отовсюду, чтобы увидеть его. Король любил слушать их рассказы, стихи и музыку. Но был один человек, которого царь любил больше, чем других. Его имя было Мабул. Он знал много фокусов, пел веселые песни и хорошо танцевал. Он заставлял короля смяться, и люди прозвали Мабула королевским шутом.
             Но был одна особенность в шуте, которая не нравилась королю: он очень много ел. Этот маленький человек ел с утра до ночи.
             Король думал: "Мой бедный Мабул скоро умрет, если он ест так много".
             Созвал он всех своих министров и слуг и сказал:
             — Послушайте меня! Ежедневно вы не должны давать Мабулу есть. Ни вина, ни плодов, ни мяса. Не давать ему даже куска хлеба! Он не должен больше сидеть за моим столом. И целый день у него не должно быть никакой пищи.
             — О, да, мой король, это правильно. Он слишком толстый, — сказал один из министров.
             Так на следующий день для Мабула не нашлось места за царским столом. Он подошел к стене и встал там. Он подумал: "Что ж, подожду. Вскоре слуги принесут мне еду и питье".
             Но слуги не принесли ему ничего. Он не стал просить еды, потому что боялся короля.
             "Если я рассержу короля, я — покойник," — подумал он.
             Бедняга Мабул очень хотел есть. Тут один из слуг обронил кусочек хлеба. Мабул проворно схватил его. “Теперь у меня есть хоть какая-то еда, — подумал он. — Съем-ка я его, пока царь не видит".
             Когда обед закончился, поэты читали свои стихи, музыканты играли, а танцовщицы танцевали красивые танцы.
             "Сейчас, когда король смотрит на танцующих девушек, — думал Мабул, — я и съем мой кусочек хлеба".
             Но все это время король наблюдал за Мабулом. Он прервал музыкантов и попросил Мабула подойти к нему.
             — Я слышал, что у тебя есть осел. Где ты его взял?
             — Я купил его в Триполи, мой король! — ответил Мабул.
             — Понятно, — сказал король.
             И опять музыканты играли, а девушки танцевали. Только Мабул захотел съесть свой кусок хлеба, как король снова попросил его подойти ближе и сказал:
              — Сколько же ты заплатил за осла в Триполи?
              Мабул сунул хлеб в карман и быстро ответил:
              — Шестнадцать золотых монет, мой король.
              Король продолжал в том же духе и дальше.
              Только Мабул пытался съесть свой кусочек хлеба, король тут же задавал ему вопрос.
              Вечер подходил к концу. Мабул едва держался. Он был голодный и усталый. Как только праздник закончился, Мабул побежал на кухню, но кухня оказалась запертой, и всё, что осталось Мабулу — это его маленький кусочек хлеба. Он съел его и пошел в свою комнату. Но не мог заснуть. Он был очень голоден.
              Тогда он побежал к комнате короля и постучал в дверь.
               Король спросил сердито: — Кто стучится в мою дверь так поздно?
               — О, мой король, — сказал Мабул. — Я извиняюсь, но я должен сказать вам, что я купил моего осла не в Триполи, а в Бенгази.
              Король поблагодарил его и приказал уйти.
              Через несколько минут Мабул опять постучал в дверь.
              — О, мой король, я солгал вам сегодня вечером. Я не платил шестнадцать золотых монет за осла. Я заплатил за него двадцать золотых монет.
             — Ах ты, собака! — не на шутку рассердился король. — Я отрежу твою башку за твои глупые ослиные сказки и брошу твое тело шакалам!
             Мабул слушал короля и улыбался:
             — О, да, я знаю это. Но перед тем как умереть, могу я сказать мое последнее желание? Только одно желание!
             — О чем ты хочешь просить? — спросил король.
             — Я хочу, чтобы меня накормили хорошим ужином.
                Король понял все. Он засмеялся и приказал своим слугам принести к нему самую лучшую еду. Он сел за стол с Мабулом. Они ели и смеялись до самого рассвета.
              После этого Мабул никогда не оставался без пищи и всегда был счастлив.


Рецензии