Интеркулер

Если бы я был менеджером турфирмы, то обязательно бы включил поездку в корейском городском автобусе в один из маршрутов ознакомления с этой многогранной страной.
Автобусов и автобусных маршрутов в Пусане огромное количество. Мне кажется, что на шесть миллионов жителей здесь приходится один миллион автобусов. Это городские корабли, а их водители – капитаны в белых перчатках с важными лицами, взгляд которых вселяет в тебя уверенность, что это - “The Best Driver”. Я бы всем водителям корейских автобусов присваивал бы звания и давал медали за службу.    
На корме каждого такого корабля латинскими буквами гордо написано загадочное слово - “INTERCOOLER”. Что это значит, - не знает никто. Может быть, внутри автобуса существует особая система охлаждения пассажиров, но мне кажется, всё-таки, что это означает, - «ВНУТРИ – ОЧЕНЬ КЛЁВО», или «КАЙФЕЦКИЙ КАЙФ».
Заходят пассажиры в переднюю дверь, а выходят - в среднюю. Возле водителя стоит касса, которая жадно разевает пасть и требует «Дай вонек!». Бест драйвер внимательно следит, чтобы не проскальзывали зайцы. 700 корейских воней за проезд, это примерно 65 американских центов. Если ты кидаешь бумажку в тысячу воней, то бест драйвер нажимает рычажок, и в нижней части кассы в лоток, находящийся на уровне колен, вываливается три монетки по сто воней каждая. Это сдача. Но нужно иметь хорошие навыки, чтобы суметь взять эту сдачу, - в этот момент автобус рвёт с места, и ты падаешь с корточек на четвереньки. Автобус не трогается с места, а именно «рвёт». Бест драйверы не умеют спокойно ездить. Они презирают тихую езду, они презирают всех водителей других машин и в упор их не замечают. Автобусы ездят по дорогам по диагоналям, останавливаются на ней в любых местах, умудряются развивать огромную скорость на коротком участке дороге, чтобы резко затормозить на светофоре. В Корее принято считать себя лучшим водителем, не уступать никому дорогу, «подрезать» и бибикать по каждому пустяку. Однажды я поставил на свою машину паровозную бибикалку, но через пару дней вынужден был её снять, потому что водители и пешеходы реагировали на неё неадекватно: машины шарахались во все стороны, а пешеходы начинали метаться по дороге, спасаясь от поезда. Корейцев сначала учат бибикать, а затем водить машину. Существует целый язык корейского бибиканья, от простого «би-би привет» до оскорбительного «би-би козёл». Это очень широкая гамма звуковых сигналов. Но это отдельная история, о которой я обязательно расскажу в другом рассказе.
Вдоль обоих бортов автобуса находятся одиночные сиденья для разных категорий граждан: для обычных пассажиров, лилипутов и экстремалов. Поручни корабля снабжены дополнительными гимнастическими кольцами, обтянутыми резиной, потому что они болтаются во время быстрой езды и могут легко повредить участок мозга, отвечающий за ориентацию в пространстве. А без такой ориентации в этом автобусе – верная смерть. На каждой конечной автобусной остановке бригада специально обученных людей, автобусных санитаров, выносит из корабля пассажиров, потерявших ориентацию, и складывает на каменные скамеечки. Каменные, - это чтобы быстрее прийти в себя.
Если ты не успел сесть на сиденье во время остановки автобуса, а ты никогда не успеешь это сделать, потому что бест драйвер следит за этим очень строго, - тебе придётся передвигаться по салону перебежками, перехватывая обеими руками гимнастические кольца. Горе тому пассажиру, который будет держаться одной рукой, - он непременно попадёт к санитарам. Если ты увидел свободное сиденье, то кидай на него сумку прямо от дверей. Интересная манера езды у всех корейских водителей автобусов, такси, - они при любой остановке машины переключаются на «парковку», а некоторые – дополнительно ещё и на ручник. Я думаю, что эти водители имели бы большой успех с игровыми автоматами «однорукий бандит». Трогаются и останавливаются они только рывками. С полным желудком, с непривычки, можно оконфузиться в таком транспорте. Рекомендую сначала потренироваться для точных бросков сумок на сиденье, потому что, если в автобусе ты не попадёшь в цель, то прощайся с сумкой, - её растопчут. Передвижению по салону интеркулера по гимнастическим кольцам могла бы позавидовать любая обезьяна. Это как подъём на борт судна по верёвочному шторм-трапу, не соблюдаешь правил передвижения, - и тебя закрутит вокруг оси. Ощущения, - как у Винни-Пуха, болтающегося на воздушном шарике, а вокруг - пчёлы. Левой рукой - за кольцо, упор на правую ногу, теперь - правой рукой за кольцо, и упор на левую ногу. Смотри, не перепутай.
Не бухайся с лёта на сиденье, – можешь поломать копчик о перильца. Необходимо тщательно прицелиться, раскачаться на поручнях, и подбросив ногой сумку, на счёт «три», плюхнуться в кресло. Обычное сиденье может быть снабжено перильцами, а может быть и нет. Если их нет, то не расслабляйся в кресле, потому что они имеют наклон 15 градусов в сторону салона, и ты просто сползёшь с кресла, а твоё место займут. Место для лилипутов представляет собой табуретку с расстоянием 20 сантиметоров от пола, и столько же - до переднего сиденья. Места для экстремалов бывают двух видов, - в районе колёс и в корме. Сиденье на колесе находится на одном уровне с полом. В этом есть своя прелесть. Я однажды сидел на таком сиденье, - абсолютно ничего и никого не слышишь, так как твои колени плотно закрывают уши. Но есть минус, - можно натереть уши до мозолей.
Длинное кормовое сиденье – очень опасное место. Обычно, там садятся молодые люди, имеющие навыки езды на роликах по стенам и лестницам. Перед этим диваном смерти, которое тоже находится на возвышении, с одного борта до другого, проложен поручень на уровне тазобедренных костей. Пассажиры-экстремалы, ныряющие под этот поручень, подобны котам, вылезающим из-под забора. Перед подходом к этому дивану необходимо надеть каску. Однажды я видел, как на конечной остановке санитары вытаскивали с помощью домкрата пассажира, которого разбил радикулит в момент такого нырка и застрявшего в положении буквы «Гы». Так он ехал десять остановок, - пассажиры привыкли к нему, ставили ему на спину сумки и угощали печеньем.
Во время езды на обыкновенном сиденье, необходимо упираться двумя ногами и держаться за что-нибудь хотя бы одной рукой. Но сиденье переднего кресла устроено так, что, если передний пассажир делает упор ногами, то задний пассажир уже не может держаться за его кресло, - давятся фаланги пальцев. Приходится держаться за стекло ладошкой, для чего руки необходимо держать сухими. Человек с потными ладошками рискует разбить нос о спину переднего пассажира. Возле каждого сиденья есть кнопочка, которую нужно давить, если ты хочешь выйти на остановке, потому что если там нет пассажиров, автобус промчится мимо. Частенько бест драйвер, запуская пассажиров через переднюю дверь, так увлекается контролем входящих, что забывает открыть среднюю дверь на выход. И тогда выходящий пассажир жалобно кричит «АдишИ!», что означает «Дяденька!» Кричать надо громко, но как можно жалостливее. Перед выходом нельзя расслабляться, потому что бест драйверы открывают дверь на полном ходу за 30 метров до остановки. Затем резко по тормозам, и ты рискуешь вывалиться на улицу. Выскакивать надо быстро, - бест драйвер даёт на это 3 секунды, как в компьютерной игре.
Корейские бабушки проявляют такие чудеса в этом экстремальном спорте, которым могли бы позавидовать игроки в американский футбол. Только эти игроки имеют снаряжение и доспехи, а корейские бабушки состязаются налегке. В автобусах принято не уступать место бабушкам, но попадаются наглые старушки, которые подзатыльником сгоняют молодёжь с кресел. Я видел старушек, скачущих по поручням с подносами на голове, на которых были кипящие чайники, накрытые газеткой. Я бы ставил таким бабушкам деревянные памятники в полный рост на каждой остановке.
В автобусе надо опасаться корейцев с зонтиками и сотовыми телефонами. Зонтик, сам по себе, опасное оружие, но в руках корейского пассажира, он превращается в грозное колющее холодное оружие. При правильном угле наклона на него можно нанизать полдесятка людей. Поэтому, как только автобус рвёт с места, пассажир обязан бросить зонтик под ноги, на пол. Это правило такое негласное. Кореец, говорящий по сотовому телефону в салоне, обычно отключается от этого мира, и легко может оказаться у тебя на коленях или ногой - в твоей сумке. 
Иногда в автобус заходят настоящие профессионалы этого спорта – комивояжёры с товарами. Обычно они предлагают какую-нибудь дрянь, но как они её предлагают! Передвигая ногой сумку, одной рукой они держатся за гимнастическое кольцо, а свободной рукой демонстрируют товар в действии. Например, одной рукой умудряются померить чепчик, высморкаться в салфетку, одеть носок, почистить зубы, причесаться и погладить брюки паровым утюгом.
Я уже приобрёл все навыки правильной езды, сдал норму “Будь Готов К Езде В Интеркулере!” и даже получил пластмассовый значок. Я перестал ездить на своей машине в рабочие дни, стараясь побольше провести времени в салоне интеркулера. Такая утренняя поездка – лучше любой гимнастики.
А вообще я думаю, что скоро любители экстремальных видов спорта будут толпами ездить в Корею, чтобы прокатиться в интеркулере.

Пусан, Южная Корея, 2004


Рецензии