Борьба и силовые номера в цирке

 Прежде чем рассказать о начале своей работы профессиональным атлетом-борцом в цирке, мне хотелось приоткрыть дверь в мир волшебства циркового искусства того времени.

В тот период  активного интереса цирка к спорту значительное место на аренах начинает занимать борьба: сначала русская, так называемая поясная, а потом зрелищно более эффектная – классическая (французская, греко-римская).
Первые соревнования любителей борьбы и атлетики прошли в Париже в 1866 году на знаменитой арене Паца. Это было роскошное, громадное даже по нашим меркам, крытое сооружение с множеством спортивных снарядов. Спортивная арена выглядела миллионной затеей какого-нибудь принца крови XVII столетия. Хитрый Пац, открывая арену, хорошо знал свое дело и вкусы Парижа. Парад у него был колоссальный, бесконечной лентой в несколько рядов через арену проходили атлеты, и не какие-нибудь захудалые, что получали по 2 франка за вечер, а атлеты-борцы с превосходной мускулатурой, некоторым из которых «папа Пац» платил по 150 франков за выход.

Публики на представление набиралось до 3000 тыс. человек. Бывало, чуть не четверть часа идет парад борцов мимо всей публики, и зрители диву даются, почему на других аренах борцы выглядели точно трубочисты, а у Паца, как из белого мрамора высечены. Публика не знала, что «папа Пац» каждого борца посылал в душ, приказывая покрепче оттереть его дочиста губкой, а перед выходом вылить на него полфлакона духов. Жюри состояло из лучших спортсменов Парижа и знатных, богатых людей, покровительствующих спорту, и спорить с ними ни одному из борцов даже в голову не приходило. Поднял председатель жюри трехцветный флаг, что означало поражение, значит, долой с арены. Побежденный почешет себе затылок и уходит благородным манером, ни слова не пикнет.

А на других аренах не только ругались с жюри побежденные борцы, но порой дрались, да еще как! У Паца боролись все знаменитости, и каждый из борцов имел свое особое прозвище, часто такое звонкое, что можно было изумляться находчивости Россиньо ля Роллена, который первый ввел в моду борцовские прозвища. Вот некоторые герои арены Паца: Роллен – знаменитый «Лионский соловей», Ришу – «Молот Геркулеса», Беранже – «Статуя Апполона», Альфред – «Красота Парижа», Этьенн – «Божественный пастух», чернокожий борец Жаме –«Чудовище Сахары», Луи Виньерон –«Победитель пушек», Фауэт – «Лев из джунглей», Ривоар – «Опора Юга», Марсель старший ; «Лев из Лапалюда», Пюусол ; «Бешеный бык», Демек – «Единственный, непобедимый, несравненный», Лакэс – «Пещерный медведь», Арпэн – «Страшный Савояр» и т.п. Хотя к тому времени многие из борцов старшего поколения уже не оправдывали своих громких прозвищ. Например, Арпэн уже был далеко не тем прежним «Страшным Савояром» от слишком усердного поклонения дарам прекрасного Вакха, сила его значительно уменьшилась и дышал он, как паровоз товарного поезда. Но зато Марсель, несмотря на свои 50 лет, оставался еще сильным и гибким, как юноша, и был грозой молодежи.

Казалось, успеху представлений арены Паца не будет конца, но вдруг Пац прекратил свои представления. Как он объяснил, «…Моей задачей было создать рекламу для Арены как для школы физического развития, и теперь реклама создана…». Конечно, Пац был не только хорошим спортсменом, он был прекрасным предпринимателем, потому что хорошо знал дело и публику.

Особенно парижане сходили с ума по борьбе в 1867-1868 гг., когда борьба шла в «Казино» на улице Каде и на «Арене улицы Пелетье». Тут уже не было никакой дисциплины, как у Паца. Борцы чуть не дрались один с другим и с публикой. А происходило это потому, что дирекция каждой арены имела своих, так сказать, «придворных» борцов и за них ставила премию против любого желающего. Например, директор «Казино» предложил премию в 300 франков тому, кто победит его борцов, и это были Винцент - «Пушка», Марсель старший – «Лев из Лапалюда» и Ришу – «Молот Геркулеса». Про Марселя я уже упоминал, какого класса это был борец, но в 1867 году он лучше оборонялся, нежели бросал. Винцент поднимал на плечи тяжелую пушку, отчего и получил свое прозвище «Человек-пушка», но борец был средний из-за техники. Ришу был точно весь выкован из железа; до того были крепки его мышцы и неотразимы захваты. Когда-то до борьбы он занимался торговлей лесом, ни один воришка не украл у него ни бревнышка, даже самые отчаянные из бродяг трепетали при виде, как мерными медленными шагами прогуливается по набережной гигантская, сухощавая фигура Ришу. Неотразимый красавец с тонкими аристократичными чертами лица, Ришу сводил с ума весь Париж, и скандальная хроника «Figaro» то и дело пестрела сообщениями об увлечении «Молотом Геркулеса» дамами высшего света. Вот именно Ришу и обязано было «Казино» своим успехом, потому что он не только привлекал публику как кумир парижан, но отстаивал честь своей дирекции.

Однажды вечером в «Казино» явился Фауэт – «Зверь из джунглей» и потребовал, чтобы борцы «Казино» боролись с ним на заявленную премию в 300 франков: «…но только пусть дирекция выложит сейчас денежки, - кричал Фауэт, - иначе я сообщу во все газеты, что вы – мазурики… Денежки на бочку!» Против Фауэта выставили Винцента-пушку, но не прошло полминуты, как Винцент был смят натиском и «передним поясом». Борьба даже не успела перейти в «партер». На следующий день с Фауэтом боролся Марсель старший. Их схватка продолжалась более часа и закончилась вничью. По существующим правилам, при ничьей победа в зачете отдавалась претенденту. Оставалась одна надежда на Ришу, и «Молот Геркулеса» оправдал её! Когда Фауэт схватил его на «передний пояс», Ришу закружил его и так плотно припечатал на оба плеча, что Фауэт не смог подняться без посторонней помощи. Публика вынесла Ришу на руках, а директор «Казино» в благодарность за то, что он поддержал честь заведения, пообещал ему подарить медаль, которую, кстати, Ришу, так и никогда не увидел, потому что директор «Казино» держался принципа «лучше ласковый взгляд, нежели ценный подарок». Но Ришу не особенно нуждался в подарках, он, занимаясь борьбой, продолжал торговлю лесом, скопил себе капитал и со временем сделался мэром небольшого городка на юге Франции, откуда был родом.

В 90-х годах будучи вполне обеспеченным и респектабельным человеком его часто можно было видеть сидящим в первом ряду циркового партера с сигарой в зубах и аплодирующим молодым атлетам. В антракте за стаканом красного вина старый борец, смеясь, замечал, что мог бы выступить и сам, но только почти вся его прежняя публика на лоне библейских праотцев. «…Вчера видел на Елисейских полях маркизу Савери - дряхлая совсем… А когда-то!...». При этих словах Ришу начинал крутить свои иссиня черные усы, в которых пробивалась досадная седина.

К 70-м годам XIX века можно отнести и первое появление загадочной черной маски в мире борцов. Целый год шли чемпионаты по борьбе на «Арене улицы Петелье» и уже порядком поднадоели публике. Тогда директор арены придумал трюк. В один из вечеров к подъезду «Арены» подкатила щегольская карета с гербами, и из неё вышел высокого роста человек в черной шелковой маске, весь затянутый в шелковое черное трико, даже на руках у него были черные перчатки. С ним шел его слуга в аристократической ливрее. Незнакомец вышел на середину арены и предложил любому борцу схватку с ним. Среди общего смятения решился выступить Перье по прозвищу «Парижский угорь», но он был брошен на лопатки редким по силе «задним поясом» буквально за 10 секунд. Замаскированный незнакомец после победы, не говоря ни слова, вышел из зала, сел в карету и уехал.

На следующий день большинство парижских газет обсуждали победу «человека в маске», затмившую не только вялые политические события, но и великосветскую хронику. Кто это был? Через два дня незнакомец опять приехал на арену, опять бросил на ковер негра Поля, меньше чем за минуту, и опять скрылся. Вскоре разнесся слух, подхваченный газетами, что под маской выступает один из принцев крови, чуть ли не герцог Роган – большой поклонник спорта, в том числе борьбы. На афишных тумбах запестрели анонсы, вещавшие, что «…борцы предлагают гордому аристократу в маске схватку с любым из них на выбор, а если он откажется, то признает себя трусом, а они, в свою очередь, назовут его имя». Точно в отместку борцам в первый день появления афиш незнакомец легко бросил на лопатки одного из лучших парижских борцов-техников Дюмортье. Публика буквально заполонила «Арену улицы Петелье». Кассовый сбор представления, когда боролся незнакомец, был колоссальный. Назначались невиданные до этого времени вознаграждения. Дирекция арены почивала на лаврах. И кто же погубил столь успешное коммерческое дело?

Маленький мальчишка, этакий парижский Гаврош – Франсуа-Подкидыш. Гибкий, точно обезьяна, он прицепился к рессоре кареты таинственного незнакомца и таким образом проследил его путь до дома, узнал адрес и имя. Каково же было разочарование парижан, когда на следующий день в «Figaro» появилась заметка о преследовании мальчиком «человека в маске» и была жирным шрифтом напечатана фамилия незнакомца, увы это был не принц крови, а простой массажист, по фамилии Шарве, который изображал из себя замаскированного аристократа за 10 франков за вечер. Афера дирекции «Арены улицы Петелье» лопнула, как мыльный пузырь. Публика не простила такого надувательства, сборы арены упали до минимума. Пострадал имидж и самой борьбы. Заговорили о договорных схватках, о предрешенных заранее матчах и т.п. Плохо закончилось это и для борцов, участвовавших в поединках с таинственной маской. Неплохой борец Дюмортье так и не смог в дальнейшем заявить себя ни в одном из престижных чемпионатах.

Борьба в российском цирке также занимала особое место. В первом и втором  отделениях шло цирковое представление, в третьем – матчи борьбы. Борьба – это чисто спортивное зрелище, лишенное образной сущности, поэтому, естественно, борьба не может быть отнесена к цирковому искусству в полном смысле этого слова.
Здесь надо отметить, что профессиональная борьба в цирке сыграла положительную роль в деле развития русского атлетического спорта (борьба, бокс, тяжелая атлетика). Но, учитывая те негативные формы, которые борьба принимала иногда на арене цирка, также несомненно, что борьба, особенно если принять во внимание удельный вес, который она занимала в цирках в период 1906-1917 годов, уводила цирки от решения основных творческих задач ; создания злободневной клоунады, пантомимы, конных номеров, акробатики, жонглирования, то есть основных номеров цирка.

  Зрелищные, но очень опасные силовые номера по работе с тяжестями, например, переезд лежащего на арене атлета городским пожарным автомобилем со всей командой, в результате чего неподготовленные шоферы, наносили серьезные травмы спортсменам, или схватка профессиональных борцов с желающими любителями из публики померяться силами часто приводили к серьезным травмам последних.
Цирки издавна использовали в своих программах силачей. Народ в своем быту любил силачей и храбрецов. Выйти один на один с рогатиной на медведя, срубить и понести огромное дерево, перенести мельничный жернов или повалить, схватив за рога, свирепого быка – все это были подвиги, заслуживающие уважения и славы. Любил русский народ также борьбу и кулачные бои. И цирки, показывая силовые номера, первоначально стремились к тому, чтобы артисты-силачи создавали образ русского былинного богатыря. Однако в условиях отсутствия профессиональных режиссеров цирковых представлений, систематических репетиций, позволяющих шлифовать номер и наиболее красиво показать человеческие возможности, все это опошлялось до уровня балагана, где силачи превращались в монстров, демонстрирующих опыты на себе, а иногда и на зрителях.

Так, в цирках появлялись люди с «железными» челюстями, захватывавшие стулья зубами и перебрасывавшие их через себя, люди с «железными» черепами, у которых на головах разбивались кирпичи, женщины со «стальными» косами (они вплетали в волосы вместо лент проволоку, на которую подвешивали гири).

Сюда же можно отнести антиэстетические и требовавшие большой силы атлетические номера: разбивание камня на груди атлета, так называемая «Адская кузница», оркестр на груди атлета ; так называемая «Платформа дьявола» и другие. Профессиональные силачи, помимо работы с тяжестями, делали вызовы на борьбу и боролись со всеми желающими.

«Я, русский чемпион, атлет Сергей Иванович Дмитриев (Моро), – писалось в одном из таких вызовов, – предлагаю профессиональному первому всемирному атлету, непобедимому борцу Моору (Знаменскому) состязаться со мною в поднятии гирь и тяжестей на премию в пятьсот рублей, а также состязаться со мною в демонстрации французской борьбы. Место и время, а также, куда внести деньги – предлагаю выбрать г. Знаменскому» .

В провинции подобные вызовы делались обычно просто с арены во время выступления. Так как иногда трудно было найти любителей, согласившихся принять вызов борца-профессионала, а зрелище борьбы очень привлекало публику, цирковые директора заранее начали подготавливать силачей, принимавших вызовы, причем такие силачи всячески рекламировались в городе.

Успех борьбы цирковых атлетов с любителями был чрезвычайно велик. Так, в одной из одесских газет рецензент писал: «… опера и драма отодвинуты на задний план. Вся публика увлечена цирком, борьбой, происходящей в этом цирке. Всякий цирк, приезжающий в Одессу, обязательно имеет атлетов, причем против них одесситы выставляют своего силача – армянина Хоросанова. Хоросанову пятьдесят лет, но он всегда выходит победителем. В цирке Сулье он победил известного силача англичанина Бойля шесть раз подряд. Теперь против Хоросанова выставляют венгра Толда Яноса, наводящего ужас на противников» .

Характерен в этом смысле путь борца Прони. В Воронеже был известен своей необычной силой крестьянин Землянского уезда Проня. Когда в 1898 году в Воронеж прибыл цирк М. Труцци, дирекция разыскала Проню и организовала борьбу Прони с атлетом Знаменским. Первая схватка закончилась вничью, так как оторвались ручки на поясе Знаменского (боролись по-русски на поясах). На следующий день Проня положил Знаменского за восемь минут. Тогда Труцци выписал в Воронеж борца Сен Паппи, который закончил борьбу с Проней вничью. Также вничью закончился поединок между Проней и знаменитым в то время борцом Э. Фоссом.

Труцци выстроил цирк в Козлове, где у него снова начал выступать Знаменский (Моор), который сделал вызов любителям. Приехал Проня и положил его. Потом Проня стал борцом-профессионалом и уже сам делал вызовы любителям. В то время было модным брать иностранные фамилии, так как считалось, что это больше привлекает зрителей на состязания.

Любители принимали самое активное участие в профессиональных соревнованиях борцов. Так, в Петербурге был мясник Трусов. Днем он торговал на Лиговском рынке, а по вечерам боролся в цирке. Первое поколение русских борцов-профессионалов формировалось из числа таких любителей.

Отсутствие какой-либо спортивной школы и правильной тренировки у первых цирковых борцов и атлетов отчасти компенсировалось их огромной физической силой. Это были люди огромного роста с длинными руками, рельефной мускулатурой. Атлеты и борцы всячески стремились подчеркнуть свои внешние данные.
Из русских борцов первого поколения надо отметить бывшего волжского крючника И. Заикина, кстати, одного из первых авиаторов в России, Янковского (Папашу), Бороданова, Знаменского (Мора), С. Дмитриева (Морро), Ступина, Лукина, П. Крылова, Елисеева и И. Поддубного. Это были борцы-поясники, то есть борцы, боровшиеся по-русски на поясах и делавшие вызовы любителям.Если говорить об атлетических трюках первых цирковых силачей, то они часто требовали действительно незаурядных физических данных. Так, Знаменский носил на своих плечах живую лошадь.

Русские атлеты уже в это время не только соперничали с иностранцами, но и побеждали их. В 1898 году в Петербург  приехал американский атлет Симпсон. Реклама писала о нем, что он выступает не из-за денег, так как сам является миллионером и тренируется серебряными гирями. Симпсон был очень сильным человеком, он рвал цепи, ломал монеты и подковы. Начав выступать, Симпсон в саду «Олимпия» неосторожно объявил, что он заплатит десять тысяч рублей тому, кто повторит его номера. И каждый день на сцену стали выходить русские атлеты, которые не только повторяли его номера, но и показывали свои, которые Симпсон не смог выполнить. После нескольких выступлений Симпсон заявил, что повредил себе руку, и уехал из Петербурга.

Среди лучших борцов и гиревиков этого периода особое место занимал П.Ф. Крылов. Его путь характерен пути ярмарочного артиста, пришедшего к новым формам цирковой работы в рамках чемпионатов борьбы. Я с особой благодарностью вспоминаю Петра Федоровича Крылова (1871-1928 гг.) как одного из своих наставников, научившего меня сначала азам, а затем многим секретам профессионального мастерства. Наши биографии даже были в чем-то похожи.

Крылов родился в Москве в 1871 году. Учился сначала в гимназии до пятого класса, а потом в мореходной школе. Обладал от рождения  недюжинной силой. Ещё на гимназической скамье будущий чемпион почувствовал влечение к гирям и борьбе, и вместе с товарищами часто ходил к знакомым «лабазникам» побаловаться двойничками (двухпудовые гири). Затем он плавал в качестве штурмана на торговых судах почти три года и за это время посетил Японию, Индию и Китай. Как настоящий «морской волк» Крылов украсил себя в Японии замысловатой татуировкой, которую все заинтересованно рассматривали, когда встречались с ним первый раз.

Второе ценное качество, приобретенное Крыловым за время его морской карьеры, ; уменье хорошо плавать, что так редко встречается у борцов и гиревиков. В 1895 году балаганный предприниматель Лихачев предложил Крылову поработать у него в качестве атлета с силовыми номерами. С этого времени начинается атлетическая карьера Крылова. Как он мне рассказывал, ему тоже пришлось сделать непростой выбор, сменив карьеру офицера торгового флота на профессию циркового артиста.

Успех в балагане Лихачева помог Крылову получить контракт в цирке Камчатного в слободе Покровск (позже г. Энгельс). От антрепренера Камчатного он перешел в цирк Боровского. Такие переходы из одной труппы в другую в течение достаточно короткого времени были характерны для артистов того времени, потому что труппы быстро собирались и также быстро распадались. Все зависело от коммерческого успеха того или иного цирка. Тем более, что директор, как правило, не нес никаких финансовых обязательств перед артистами при распаде труппы. В основном состав таких групп артистов был случайный, как и подбор номеров.  Наряду с высококлассными артистами, имеющими постоянный и большой зрительский успех, присутствовали и откровенно слабые малопрофессиональные номера.

В цирке Камчатного Крылов выступал до двадцати раз в день, а в промежутках между представлениями не брезговал стоять на раусе  и зазывал публику. Крылов рвал цепи, ломал монеты и подковы, выжимал гири, носил по арене лошадь и, наконец, боролся с любым желающим. Поистине богатырской силой и выносливостью надо было обладать, чтобы в течение нескольких лет работать в таком режиме в качестве атлета.

Крылов ранее других понял значение развивающегося любительского и профессионального спорта, охотно учился у любителей, выступал вместе с ними в соревнованиях. Одним из таких любителей оказался и я. Во время гастролей он постоянно помогал начинающим борцам, делился с ними секретами профессионального атлета, вводил их в сложный и противоречивый мир цирка.
Лучшая гиревая форма Крылова относится к 1910 году, когда он поставил в Киевском атлетическом обществе несколько замечательных рекордов. Там он толкнул двумя руками 280 фунта, вырвал правой 165, а левой ; 104 фунта. За эти рекорды Крылову были вручены от имени председателя общества Е. Гарнич-Гарницкого Золотая медаль и диплом.

Карл Микуль (1886-1911 гг.), скоропостижно скончавшийся в 1911 году, был одним из лучших, если не самым лучшим гиревиком-любителем периода 1906-1910 гг. Латыш по национальности, маляр по профессии, Микуль впервые обратил на себя внимание знатоков атлетики на Всероссийском чемпионате по поднятию тяжестей в 1906 году. В то время ему было всего двадцать лет. Красивая, стройная и чрезвычайно пропорциональная фигура производила приятное впечатление на публику. Никто не хотел верить, что этот юноша с женственными чертами лица мог быть серьезным кандидатом на первый приз.

Каково же было всеобщее удивление зрителей и жюри, когда Микуль вырвал правой на прямую руку 182 фунтов, т.е. более собственного веса (167 фунта). Тем не менее, видя феноменальный результат молодого атлета, многие думали, что вырывание одной правой и есть конек Микула, а на других видах он «сядет». Мне самому невольно приходил на память Лассартес, рвавший правой 190 фунтов при собственном весе 174 фунта и не могший вытолкнуть двумя руками 245 фунтов на чемпионате в Париже. Но сравнение оказалось неверным. В следующие дни Микуль вырвал левой рукой 154 фунтов, толкнул правой 227, а левой ; 190 и в толчке двумя руками ; 280 фунтов.

Вскоре после Всероссийского чемпионата гиревиков, выдвинувшего его на первое место, Микуль перешел в ряды борцов-профессионалов и почти забросил гири. Как борец он равным образом быстро стал выдвигаться в ряды первоклассных, завоевывая симпатии не только публики,  но и товарищей своей технически интересной и чрезвычайно корректной борьбой, но, увы, безжалостная смерть оборвала карьеру будущего чемпиона. Маленькая неосторожность – простуда, и через несколько дней молодого 24-летнего атлета не стало.

Но если большинство атлетов стремились к спортивности и честности в цирковой борьбе и атлетике, то некоторые борцы и атлеты привносили в борьбу элементы паноптикума, превращаясь в монстров. Например, Эмиль Фосс (немец по национальности). Он приехал в Петербург в цирк Чинизелли в 1887 году. Это был высокий человек с красивой рельефной мускулатурой. Работал Фосс очень хорошо. «Двойники», то есть гири в два пуда весом, у него подлетали, чуть ли не под самый купол. Работал он также со штангами и носил на шее по нескольку человек. Боролся Фосс неважно и довольно часто терпел поражения от любителей, что, впрочем, не мешало его успеху. Но вскоре отказался от спортивного построения своих номеров. Широко используя рекламу, он начал демонстрировать не только силу, сколько отклонения от норм физиологии. «Выступления» Фосса начались ещё на вокзале. Он вламывался в ресторан, требовал себе десять обедов, отказывался за них платить, скандалил, распугивая пассажиров, потом выходил на вокзальную площадь, выбирал самый плохой извозчий экипаж (чтобы меньше платить), наваливался на него всей тяжестью своего тела и ломал его. Помимо зевак, в «представлении» всегда «участвовали» городовые, которые, в конце концов, препровождали зарвавшегося артиста в участок, где составлялся протокол на провинившегося. Затем уже без публики антрепренер приносил извинения и рассчитывался за убытки. Однако дело было сделано. Инцидент попадал в газеты, где в самых ярких красках расписывался «подвиг героя». Эпатируя таким образом публику, добивались главного ; привлечь интерес горожан к гастролирующей труппе и тем самым повысить сборы от выступлений. Все дальнейшее пребывание Фосса в городе состояло из таких же скандальных происшествий.

Перед началом борьбы Фоссу выносили на арену стол со стоявшим на нем целым поросенком и с четвертью водки. Все он это съедал и выпивал. Конечно, в такой трапезе была большая доля инсценировки. Сама борьба состояла из ряда грубых приемов, характеризовавших Фосса, как человека-зверя.

Цирк многих своих артистов вербовал из спортивных кружков, которые появились в России в 90-х годах XIX века и получили большое распространение. Первый кружок любителей атлетики был организован доктором Краевским в 1885 году. Группа молодых людей решила собираться в квартире у доктора, превращенной в небольшую спортивную арену, и тренироваться в борьбе и поднятии тяжестей. В 1892 году в Петербург приехал В. Пытлясинский, хорошо знакомый с техникой классической борьбы. Он стал техническим руководителем кружка Краевского.

Занимались первые любители тяжелой атлетики в очень трудных условиях: они были лишены спортивных снарядов, поднимали вместо штанги трубу с привязанными к её концам камнями. Позже у них появились чугунные штанги и штанги с полыми шарами, куда для веса насыпали песок или дробь. Тем не менее, вокруг кружка Краевского собралась довольно большая и сильная группа спортсменов.

В Москве первую атлетическую арену открыл М. Кистер, вскоре встретивший конкурентов в лице Наумова, Фридланда и Щедрина, также открывших арены. Из московских любителей в первую очередь надо отметить П. Крылова и С. Дмитриева .
Появились атлетические арены также в провинции. Всё это, естественно, увеличило интерес к профессиональной борьбе. В 1898 году состоялся Всероссийский чемпионат борцов-любителей, в нем также приняли участие борцы профессионалы Ф. Михайлов и Хомутов, а в 1904 году в цирке Чинизелли в Петербурге открылся первый чемпионат борцов-профессионалов. Фамилия Чинизелли была широко известна в цирковом мире.

Александр Чинизелли был двоюродным братом владельца Петербургского цирка Сципионе Чинизелли и арендатором Большого каменного цирка в Варшаве. Уезжая на гастроли в Петербург, он передал антрепризу цирковому буфетчику Мрачковскому.
Став директором цирка, Мрачковский пришел к выводу, что это выгоднее, чем торговать пивом и бутербродами. Когда Чинизелли приехал обратно в Варшаву, он отказался вернуть ему здание. Обращение Чинизелли в суд ни к чему не привело, здание осталось за бывшим буфетчиком, а Чинизелли начал разъезжать с передвижным цирком-шапито по провинции. В цирке Чинизелли главное внимание обращалось на конюшню. В программу обычно включалось пять;шесть номеров с лошадьми. В каждом отделении было минимум два;три конных номера.

Закулисная часть цирка строилась так, чтобы лошади оказались в самых благоприятных условиях. Да и называлась закулисная часть «конюшней». Слово укрепилось в цирке прочно. И если кто-нибудь показывал свой номер неудачно, публика кричала ему: «На конюшню!» Кстати, и нынешний артист зачастую употребляет слово «конюшня» вместо того, чтобы сказать «закулисная часть». Такова сила традиции.

Люди в цирке Чинизелли были поставлены в условия более тяжелые, чем лошади. Почти все артисты ; и мужчины, и женщины ; располагались в одной гардеробной тут же в конюшне, где не было пи столов, ни стульев. Одевались стоя и также стоя гримировались.

Странными кажутся теперь нравы старого цирка. Многие артисты были очень суеверны. Участники воздушных номеров, например, перед тем как выйти на манеж, целовались ; это они прощались на случай, если разобьются. Многие перед выходом крестились. Панически боялись в цирке цифры «13»; считалось, что она приносит несчастье. Обучение новичков нередко сопровождалось побоями. Чинизелли на конных репетициях разрешал себе замахиваться на взрослых и даже пожилых берейторов хлыстом. Грубо обращались также и с животными. Это нередко приводило к печальным результатам.

Вместе с Чинизелли руководство цирком осуществляли И. С. Радунский и М. А. Станевский (Бим-Бом) ; известные музыкальные клоуны. Чинизелли возглавлял художественную часть, Станевский взял на себя всю административную сторону, а Радунский; финансовую.

Программа в цирке была сильная. Отличную работу демонстрировали акробаты с подкидной доской ; «десять Кантоне». Чинизелли выводил на арену двадцать дрессированных лошадей и показывал высшую школу верховой езды. Талантливым, хотя и грубоватым клоуном, был Фрико Станевский, ставший впоследствии главным директором всех цирков в буржуазной Польше.

Чемпионат в цирке Чинизелли имел очень большой успех. Летом чемпионаты открывались в летних увеселительных садах: Измайловском, Екатерининском и в саду «Светлана» на Охте. Здесь стали выступать недавние петербургские любители: механик Косинский, булочник Матюшенко, Т. Липанин (позже он выступал под псевдонимом  Тимоша Медведев) и другие.

В том же году в «Семеновском саду» Егерева начал работать женский чемпионат, но особенного успеха он не имел, так как публика того времени была не готова принять образ женщины-атлета и особенно женщины-борца. Позже появились профессиональные женщины-атлеты, например, Марина Лоорс, показывавшая неплохие результаты в поднятии тяжестей, а затем, участвовавшая в женских борцовских чемпионатах. В 1914-1915 гг. она была признана лучшей женщиной-атлетом.
Летом 1905 года в саду «Фарс», принадлежащем известному петербургскому антрепренеру Тумпакову, открылся чемпионат, руководимый И. Лебедевым (дядей Ваней).

И.В. Лебедев (1873-1950 гг.) был студентом юридического факультета Петербургского университета, актером драматического театра и журналистом. Увлекшись борьбой и тяжелой атлетикой, он стал постоянным посетителем арены доктора Краевского. Страстно влюбленный в тяжелоатлетический спорт, Лебедев не был лишен и практической жилки. Он понял, что занятия атлетикой могут приносить заметный доход, и организовал чемпионат. Лебедев старался угодить различным слоям общества. При этом он учитывал интерес зрителей к происходящим событиям в России. Так, после окончания Русско-японской войны, когда интерес к Японии был очень велик, в чемпионате Лебедева начал выступать японский борец Саракики, демонстрировавший приемы джиу-джитсу (джиудо). Во время Балканской войны 1912 года в чемпионатах участвовал целый ряд борцов с Балкан и Южной Европы (болгарин Петров и чех Христофоров).

При построении чемпионатов, естественно, учитывались и спортивные качества борцов. Каждый чемпионат имел так называемых чемпионов. Обычно их бывало не более двух. Чемпионы – это особенно сильные борцы, претендующие на первые места. Далее шли так называемые гладиаторы – борцы сильные, хорошо знавшие технику борьбы; именно в борьбе с гладиаторами выявлялись чемпионы. Лучшим борцом-гладиатором того времени был Клеманс (Климентий Буль).

Борцы, обладавшие хорошим сложением, но имевшие среднюю борцовскую квалификацию, назывались «апостолами». И, наконец, старые или, наоборот, только начинающие борцы, которых все побеждали, назывались «яшками». Любой начинающий борец, выбравший себе дорогу профессионального атлета, должен был начать путь с «яшки», а дальше все зависело от мастерства, природных данных и удачи.
Что касается меня, то я прошел путь от «яшки» с 1906 года до категории чемпиона в 1911 году, где и выступал вплоть до ухода на фронт в 1915 году, постепенно двигаясь по иерархической лестнице борца-профессионала.

В крупных чемпионатах выступали атлеты, имевшие рост за 2 метра и весившие 10-12 пудов (Казбек-Гора, Святогор), толстяки Быков, Авдеев (дядя Пуд) и другие.
Наконец, почти каждый чемпионат имел в своем составе так называемую маску. Предполагалось, что под маской скрывается какой-нибудь «аристократ», который не может из-за социальных условностей выйти с открытым лицом. В редких случаях это действительно было так, чаще всего под маской выступали офицеры, которые не могли из-за своего статуса бороться под своей фамилией, но в подавляющем большинстве случаев это были обычные борцы, интриговавшие публику. Первым под маской выступил Мео, участник кружка доктора Краевского. Мелкий чиновник, он не мог, оставаясь на службе, выступать как цирковой борец. Другой маской был Карл, флотский офицер из остзейских баронов фон Метцендорфер.

Профессиональная борьба делилась на так называемую борьбу «бур» и борьбу «шике». «Бур» – это настоящая борьба, «шике» – только демонстрация приемов. Заранее договорившись, борцы не боятся делать эффектные, но рискованные приемы, заведомо зная, что за этими приемами не последует поражение. В «шике» можно сохранить видимость спортивной борьбы, но только в том случае, если борцы равны по силе и технике и их борьба является как бы эффектным изображением настоящей борьбы.

К сожалению, это бывало достаточно редко, так как чемпионаты были частными труппами и во главе их стояли предприниматели. Кроме того, победы и поражения вообще часто зависели от причин, далеких от подлинно спортивных. Если хозяином чемпионата бывал борец (часто сделавший состояние на удачных выступлениях или имевший состоятельного спонсора), то он никому не разрешал брать над собой верх. Стремясь, как можно дольше удержать внимание публики, борцы затягивали схватку и изобретали огромное количество способов не быть положенными на ковер. Притворные обмороки, нарочитые удары о барьер арены – все это очень широко практиковалось в чемпионатах.

Основные Правила профессиональной борьбы того времени были следующие:

1. Цель борьбы – опрокинуть противника спиною на землю, причем требуется в течение нескольких секунд удержать его в этом положении (перекат не считается). Опрокинутый таким образом противник считается (объявляется) побежденным, а другой – победителем. Победа одного из противников считается в том случае, если она происходит на ковре (падение за ковром не считается).

2. Борьба начинается по звонку (удару гонга), данному арбитром.

3. Во время схватки противники могут захватывать туловище до пояса и руки противника.

4. Во время схватки противники не имеют права разговаривать друг с другом, а также обращаться к публике. Со всеми замечаниями борцы должны обращаться к судьям, предварительно заявив о перерыве поднятием руки вверх.

5. В случае отказа одного из противников от продолжения схватки ему засчитывается поражение.

6. Конец схватки возвещается звонком одного из судей, после которого противники должны немедленно прекратить борьбу и сойти с арены.
         
7. Запрещается:
а) сгибать руки и пальцы в направлении, противоположном естественному сгибанию суставов, закладывать руки противника за его спину для образования ключа;
б) захватывать пальцами лицо или горло и удушать противника;
в) делать подножки, хватать ноги противника и обвивать его ноги своими;
г) становиться на ноги противника в партерной позиции;
д) смазывать перед борьбой тело жиром;
е) проводить приемы, мешающие свободе дыхания.

8. В случае неоднократного повторения запрещенных приемов борец может быть признан не только побежденным в данной схватке, но и быть дисквалифицированным в дальнейших состязаниях данного чемпионата.

9. Побежденный борец может вызвать победителя на реванш.

10. Продолжительность схваток: первой – 20 минут, последующих ; по 10 минут, между схватками – 1 минута перерыва.

11. Решение судей протесту не подлежит.

В годы расцвета борьбы боролись везде: в цирках, в театрах, даже в синематографе перед сеансами. Традиционные цирковые номера уступали место борьбе. Знаменитый борец того времени, пользующийся огромным уважением среди артистов цирка, И. Лебедев (дядя Ваня) писал: «Прежнего конного цирка нет. Кое-как держатся две-три старые дирекции с большими конюшнями, и то уже нет прежних жокеев  и наездниц. Прежние аттракционы уходят в вечность. На выручку под звуки марша идет чемпионат» .

Если говорить о спортивной стороне борьбы, то русские борцы занимали почетные места среди мировых атлетов из других стран. Первое место среди всех борцов занимал чемпион мира Иван Поддубный.

Иван Максимович Поддубный (1871-1948 гг.) родился  в казачьей семье. Его дед и отец отличались недюжинной силой, а младший брат Митрофан некоторое время выступал так же, как профессиональный борец.

В 1891 году, когда Поддубный работал в Феодосийском порту грузчиком, в город приехал цирк, где в качестве борца и атлета выступал Георг Лурих, обладающий высококлассной техникой борьбы.

Лурих по обычаю сделал вызов любителям. Поддубный вызов принял. Борьба закончилась победой профессионала. Более легкий, но великолепно владеющий приемами борьбы Лурих поймал Поддубного на «двойной нельсон» и  выиграл схватку. Опытный борец сразу понял возможности молодого человека и посоветовал ему серьезно заняться спортом. Поддубный стал выступать в маленьких провинциальных цирках, а потом поехал в Киев в спортивную школу доктора Е.Ф. Гарнич-Гарницкого. Эта школа была достаточно известна в России. Через неё прошли многие известные борцы того времени. Опытные тренеры давали молодым борцам основы техники борьбы на поясах. В школе проводились неофициальные чемпионаты молодых борцов, что позволяло не только осваивать приемы, но и закалять волю. Кроме того, много времени уделялось и силовой подготовке, работе с тяжестями, что позволяло в дальнейшем спортсменам выступать и с силовыми номерами.

Выступая в 1905 году в петербургском саду «Фарс» в чемпионате, организованным И. Лебедевым, Поддубный был уже известным профессиональным борцом. Исключительная сила и прекрасное знание техники позволили Поддубному занять место лучшего борца в мире. Он гастролировал по России и Европе с триумфальным успехом. Сильнейшие борцы мира – П. Понс, П. Петерсон, Рауль де Буше, Г. Лурих, Кох – потерпели поражение при встрече с Поддубным. Борьба Поддубного отличалась большой смелостью и инициативой. Он сразу распознавал все достоинства и недостатки своего противника и боролся, почти не допуская ошибок. В то же время Поддубный отлично использовал ошибки своих противников. Он был новатором, ввел во французскую борьбу ряд приемов русской и кавказской борьбы, а также разработал ряд толчков и подрывов. В 1925 году он выступал в соревнованиях в Соединенных Штатах Америки, где боролся не только во французской, но и в вольно-американской борьбе. Он выиграл все схватки в обоих видах борьбы против сильнейших американских борцов и проиграл лишь одну схватку против чемпиона Америки по вольной борьбе с Джо Стекером и то благодаря тому, что Поддубный плохо знал технику вольной борьбы, которая в России в то время была не распространена.

В 1907 году я занимался несколько месяцев в киевской школе Гарнич-Гарницкого, где многое почерпнул в технике борьбы. Занимаясь в школе, у молодых борцов была возможность подрабатывать во время чемпионатов, которые проводились в Киеве достаточно часто, а, следовательно, встречаться на арене и с более опытными атлетами-чемпионами.

  Я боролся с Поддубным три раза: в Москве в 1908 году, в Петербурге в 1910 году и в Варшаве в 1912 году. Первые две схватки я ему проиграл, причем первую проиграл чисто было «туше», а вторую ; по очкам. По своему опыту могу сказать, что это действительно был очень сильный человек. В силовой борьбе его невозможно было оторвать от ковра и провести прием с броском. Как человек, имеющий большой вес (около 12 пудов), он достаточно быстро уставал, поэтому тактика схватки была следующая. Выстоять против его натиска первые 5; 8 минут, что было достаточно трудно, так как в эти минуты он был очень напорист и агрессивен, а затем, пользуясь его накапливающейся усталостью, провести прием, «поднырнув» под его сильные «руки-рычаги». Если первые две схватки я проиграл из-за недостатка опыта и техники, то в Варшаве мне удалось провести прием с броском через себя и перевести борьбу в партер. «Внизу» преимущество Поддубного было не так явно выражено, поэтому имелись неплохие шансы выиграть, но не хватило времени, в результате чего была зафиксирована ничья. Для меня это была лучшая по силе и технике схватка, длившаяся 78 минут.

Поддубный держался принципа «homo homini Iupus est», потому пускал в ход голову, кулаки и даже удары коленом, но то, что хорошо для спортивного клуба, нельзя применять на цирковой арене, где создают себе имя. Кроме того, среди борцов было хорошо известно, что Поддубный не отличался мягкостью в борьбе. Осторожно и незаметно для публики он становился коленом на щиколотку ноги противника или давал толчки через ногу.

Самолюбие Поддубного не знало границ. Каждую ничью он воспринимал как поражение, а после состязаний мог долго не общаться с «обидчиком». Обида на меня проявлялась у него даже через много лет, когда в Туле открывался цирк в 1930 году, и я будучи его директором одним из номеров утвердил матч французской борьбы с участием советских и иностранных борцов. Почетным председателем спортивного жюри был приглашен И. Поддубный, который вначале согласился на это предложение, но когда узнал, что директором Тульского цирка являюсь я, в последний момент отказался. Пришлось срочно искать замену. Конечно, это была мелочь, но она как раз и характеризует своеобразный характер знаменитого борца-чемпиона. Уже в советское время Поддубный был награжден орденом Трудового Красного Знамени и удостоен звания заслуженного артиста РСФСР и заслуженного мастера спорта СССР.

Вне чемпионатов большинство борцов между собой поддерживали хорошие, дружеские отношения. Часто вместе проводили свободное время, посещали театры, ходили друг к другу в гости, многие приятельствовали между собой. Некоторые постарше и имевшие семьи часто брали жен и детей на гастроли. Это позволяло чувствовать себя более комфортно во время чемпионатов, быстрее восстанавливаться в домашней атмосфере после огромных физических нагрузок. В течение каждого чемпионата борец проводил 20-30 схваток, т.е. по 2-3 каждый день. Это большая и физическая, и психологическая нагрузка на спортсмена. Кроме того, между чемпионатами большинство борцов работали с силовыми номерами на арене цирка, что приносило дополнительный доход, а это было немаловажно, особенно для семейных пар.

Нелегка и непроста жизнь профессионального атлета. Чемпионаты выматывали борцов, вечно странствующих по городам России и многим странам мира. Часто соревнования длились по два-три месяца, в течение года приходилось участвовать в нескольких чемпионатах. Бороться надо было с полной отдачей сил, красиво, чтобы заинтересовать зрителей. Сложной и долгой была система выявления победителей: борцы встречались друг с другом несколько раз. Первая встреча ограничивалась сроком 20 минут, вторая ; 40 минут, потом ; 1 час, а затем шли встречи решительные и бессрочные, то есть до победы. Это требовало огромной выносливости.

Как-то, будучи на соревнованиях в Париже осенью 1911 года, мы с моим хорошим товарищем Иваном Заикиным прогуливались по каштановым аллеям на Елисейских полях и обсуждали состав участников чемпионата участвовали. Заикин и я впервые приехали в Париж, поэтому с интересом рассматривали городские достопримечательности, парижан, как и большинство людей, попавших в знаменитый город.

Чемпионат проходил после многолетнего перерыва на «Арене улицы Пелетье». В числе участников было несколько борцов из России, в том числе тогдашний чемпион мира по французской борьбе И. Спуль, И. Шемякин, поляк
 С. Збышко-Циганевич, И. Заикин, французские борцы Лемарен, Виньерон, Ришу и ряд других. Также участвовали турецкие атлеты, несколько немцев, бельгийцев.

Состав участников подобрался достаточно сильный. Мне эти соревнования запомнились тем, что проходили они на «Арене улицы Пелетье», где несколько лет назад произошел трагический случай. Во время схватки погиб один из спортсменов. Случилось это после того, как один из борцов задушил противника, поймав его на удушающий прием «collier de force». Конечно, вина в первую очередь за эту трагедию лежала на судейском жюри, так как вовремя не остановили схватку. Но самое удивительное, что после этого инцидента среди рева толпы, приветствовали победителя. Этот случай получил широкую огласку и осуждение общественности, после чего полиция закрыла этот известный спортивный клуб и несколько лет там не проводились никакие соревнования, а работала только знаменитая спортивная атлетическая школа. Кстати, после этой трагедии «Арена улицы Пелетье» Растеряла большую часть своей публики. Чемпионат, в котором мы участвовали, был одной из попыток вернуть былую популярность данному спортивному клубу.

Обсуждая ход чемпионата с Заикиным, мы зашли в одно из многочисленных кафешантанов. Там продолжили беседу, в том числе и о других видах спорта, где часто происходили несчастные случаи. Иван Заикин, очень честный человек, прекрасный спортсмен и отважный авиатор, признался, что он перепробовал различные виды спорта вплоть до бокса, но искусство бокса не смог одолеть. «Первые три минуты ты дерешься со злобой… Минута отдыха… Вторая схватка… Это уже нелепая драка, которая ничем не отличается от драки, которую часто можно видеть в России… А затем чувствуешь себя, как в обмороке… Боли совсем не чувствуешь; остается лишь инстинктивное желание – упавши на пол, встать раньше истечения одиннадцати секунд. Ты сам знаешь, друг мой, что я средней руки велосипедист, мотоциклист, говорят, неплохой борец. Я недурно гребу, плаваю и владею парусом. Я летаю на воздушных шарах и аэропланах. Но представь себе, этого спорта я никогда не смогу одолеть».

Оценивая себя достаточно скромно, Иван Михайлович Заикин (1880 ; 1948 гг.), бывший волжский грузчик, обладая огромной силой, был в то же время очень артистичен, на манеже он был эффектен, ловок, пластичен. В 1904 году был признан чемпионом мира по тяжелой атлетике.

Русский писатель А.Куприн, друживший с Иваном Михайловичем, писал в журнале «Геркулес»: «Всякий вид спорта должен заключать в себе хотя бы оттенок риска, пренебрежения к боли и презрение к смерти». Всего этого хватало в судьбе Ивана Заикина.

Интересна история встреч Заикина с Поддубным. Многие сильные борцы, встретившись с «чемпионом-чемпионов», потом избегали этого «удовольствия». Борец Заикин встречался с Иваном Максимовичем на ковре 15 раз, начиная с Воронежа в 1904 году до Тифлиса в 1916 году. Поддубный, как известно, учил простому методу: «За одного битого двух небитых дают». Схватки у них проходили по-разному. В Орле 7 февраля 1905 года ее описывали так: «…Боролись Поддубный с Заикиным «на поясах». Поддубный поднял Заикина, взял «на мельницу» и бросил на лопатки». Это была у них первая схватка. На Первенстве мира 1908 года в Париже Заикин и Поддубный, победно справившись со своими соперниками, отодвинув их на второй план, встречались в финальной схватке. Продолжалась она 66 минут. После такого изнурительного поединка вперед вышел Поддубный. Упорно проходил между ними поединок в марте 1909 года в Санкт-Петербурге. Вот как его видели и оценили спортивные комментаторы того времени и оставили на память новому поколению борцов: «Нападение ведут поочередно оба противника.

На 12-й минуте Поддубный переводит Заикина в партер. Идет напряженная борьба. Приемы почти исключительно силовые. На 47-й минуте Заикин с изумительной силой выходит из партера и стремительно атакует своего могучего противника. Положение на ковре то и дело меняется. Оба борца проявляют большую силу и прекрасную школу.

Финал борьбы отличается исключительной красотой. На 56-й минуте Поддубный вновь переводит Заикина в партер, берет его на задний пояс и бросает. Заикин уходит пируэтом, хватает Поддубного задним поясом и, сделав мельницу, бросает его в партер с целью положить на лопатки. Поддубный через мост уходит с партера и моментально ловит соперника на «бра-бруле»  и укладывает его на лопатки».
Из 15 схваток Заикин 10 проигрывает, а пять сводит в ничью. Популярность борца Заикина была огромной. Вспоминает его ученик, цирковой атлет В.Херц: «Огромная, из ряда вон выходящая сила Заикина, его высочайшее мастерство, артистичность и неотразимый шарм неизменно обеспечивали ему громкий успех». Когда дело шло о принципиальных схватках, Заикин не шел ни на какие компромиссы.

В 1909 году в цирке Чинизелли боровшийся там знаменитый чемпион Станислав Збышко–Цыганевич сделал вызов всем борцам: «Кто устоит против меня полчаса, тому плачу 500 рублей». Заикин принял вызов. Станислав, как не пытался, ничего не мог сделать с Заикиным. Только раз ему удалось взять Ивана на передний пояс, но тот силой спины моментально разорвал захват своего могучего соперника. Схватка закончилась вничью, и Заикин выиграл 500 рублей.

Из сильнейших противников Заикина надо назвать Ивана Романова. Родился в Риге, там же окончил городское училище. Еще во время учебы стал заниматься тяжелой атлетикой. С 1902 года стал выступать как профессиональный борец. Участвовал в ряже чемпионатов борцов-профессионалов в Москве, Петербурге, Варшаве и ряде других городов. Становился победителем, призером этих состязаний.

Следует отметить атлетов-любителей из русского студенчества, которое время от времени выдвигало из своей среды чемпионов, выдающихся своей колоссальной силой и редкой могучей фигурой. Довольно вспомнить харьковчан Соловьева и Лукина, Полубенина, Геппенера, киевлян Шварцера и Давыдова, инженеров Голубева, Лебедева, художника Мясоедова и ряда других. Всё это были атлеты, рекордами не только не уступавшие лучшим профессионалам, но часто и выигравшие у них. Одним из таких любителей являлся студент Петербургского университета Павел Корниенко, уроженец Могилева. По фигуре он напоминал знаменитого шведа А. Андерсона почти такого же роста – 180 см, широкий, но с «полусырой» мускулатурой. Рекорды у Корниенко впечатляющие – толкал двумя руками 343 фунта, приседал со штангой 317 раз, брал с «моста» 254 фунта. Однако недостаточность в системе тренировок не позволила Корниенко добиться лучших результатов. Его борцовские успехи были более скромные. Это победы в любительских чемпионатах Петербурга, Одессы, Кишинева, Тифлиса.

Не могу не вспомнить замечательного борца-профессионала из Германии Карла Карницкого. Боролся он со мной впервые в 1908 году в Екатеринбурге «на первенство Урала».  Тогда это был молодой много обещающий борец с оригинальной манерой – все время кружил вокруг противника, точно вальсируя. Но в схватках ему не везло, и он проиграл несколько поединков. Однако через полгода мы вновь встретились  в Варшаве с Корницким, который взял псевдоним (Мортон). Сразу обнаружился колоссальный прогресс в его силе и технике, весь сбитый из мышц (правда, не рельефных), он работал, как машина, не давая противнику ни минуты покоя.

Затем Корницкий попал в чемпионат Коха, с которым тот разъезжал по Германии и Бельгии почти 2 года. За это время он стал феноменальным борцом по силе. Вновь я увидел его в Москве в 1911 году, где он выступал под черной маской. Когда я его увидел, то прямо ахнул – передо мной стоял прежний мой знакомый Карл, раздавшийся чуть ли не вдвое. С первых же схваток обнаружилось, что он действительно сделался чем-то особенным.  По уверению всех борцов, которым приходилось выступать с ним, от медвежьих лап Корницкого «трещали кости».
Странный он был человек – исключительный по скромности и по …жадности. Как-то в Одессе цирк, в котором он выступал несколько сезонов подряд, не собрал запланированных сборов и нечем было выплачивать жалованье артистам, а Карл получал в день 25 рублей за выход.

В результате он устроил грандиозный скандал перед публикой. Это после того, как ему было выплачено жалованье за два года 10000 рублей, т.е. 750-900 рублей в месяц. Жил он в России достаточно скромно на 40-50 рублей в месяц, откладывая деньги на свой пивной заводик, который он купил в Эльберфельде (Германия). Эта болезненная страсть к деньгам оказалась роковой для его карьеры и всей жизни. Во время чемпионата в Гамбурге Корнацкий сильно простудился, и будучи от природы очень мнительным человеком начал тревожиться о том, что болезнь лишит его возможности бороться и зарабатывать деньги. В результате переживаний он заболел психически и был помещен в сумасшедший дом. В лице Карницкого чемпионаты потеряли одного из сильнейших борцов, который, наверное, через 2-3 года стал бы первым в мире.

Особое место среди борцов занимал И. Буль. Он родился в Омске, там же после окончания школы поступил на железную дорогу. Однажды увидел в цирке атлета Елисеева. Буль решил добиться таких результатов и усиленно занимался тренировками. Успехи Буля позволили ему сначала попасть в чемпионат Крылова, гастролировавший по югу России, а потом в 1910 году в чемпионат Лебедева в Петербурге. Буль по праву считался выдающимся техником борьбы. Самые сложные приемы, требовавшие значительной ловкости, гибкости и быстроты, исполнялись им безукоризненно.

Из выдающихся техников борьбы надо отметить еще Георга Луриха, впервые выступившего в цирке города Ревеля. Впоследствии он неоднократно становился чемпионом в различных состязаниях по французской борьбе как в России, так и в европейских странах.

Конечно, в борцовской среде встречались малоприятные, завистливые люди, которые использовали различные ухищрения, чтобы добиться победы любой ценой, но таких, к счастью, было немного. В основном это были борцы среднего уровня, имевшие достаточный опыт для работаты запрещенными приемами так, чтобы это не было видно не только публике, но и судьям. Особенно этим грешили иностранцы, не добившиеся успеха у себя на родине, они приезжали в Россию, чтобы заработать и многие директора цирков для увеличения сборов брали их в труппу из-за иностранных имен. Эти атлеты присваивали себе несусветные титулы: чемпион Южной и Северной Америки, неоднократный чемпион мира и т.п. Чаще всего это были никому не известные «яшки» или в лучшем случае «гладиаторы». Среди русских борцов таких было очень мало, но все же  встречались.

Анекдотический случай произошел на открытом чемпионате любителей и профессионалов Петрограда в 1915 году по французской борьбе. В одной из схваток встретились два хороших техника Пупин (спортивное общество «Санитас») и Анкудинов (спортивное общество «Атлет»). Ввиду того, что Пупин, боясь атак Анкудинова, все время уходил с ковра, ему было объявлено предупреждение и заявлено, что если и за ковром он будет положен на лопатки, все равно зачтется поражение. На 17-й минуте борьбы Пупин по собственной неосторожности прозевал прием и лег на лопатки за пределами ковра. Арбитр Ланге дал свисток и объявил поражение Пупина. Последний этим решением возмутился, и вопреки правилам пустился в спор с судьями и наговорил им малоприятных слов, за что и был исключен из соревнований.

  Присутствовавший на состязаниях председатель «Санитаса» Евстеев заявил, что после такого пристрастного решения судей общество «Санитас» отказывается от состязаний. Судьи приняли это заявление молча, так как из опыта прежних скандальных выступлений членов общества «Санитас» всегда ожидали чего-нибудь подобного. Вообще в спортивных выступлениях членов этого общества много было театрального, они воображали себя скорее артистами на сцене, чем спортсменами. Не хватало только грима и наклеенных носов. Для серьезных спортивных состязаний такое поведение считалось недостойным. Может быть, во время циркового представления в номере клоунады это было бы допустимо, но во время спортивного матча нет.

Кстати, во время гастролей с цирком известные чемпионы-атлеты проигрывали своим менее известным коллегам, когда во время представления чемпион-борец предлагал каждому желающему из публики побороться с ним. Иногда из такого вроде бы простого номера получалось захватывающее зрелище – схватка между известными борцами. Во время проведения спортивных чемпионатов, один знаменитый борец проигрывал другому не менее известному. Матч-реванш, как это принято сейчас в профессиональном единоборстве, тогда не проводился, а поддержать утраченное реноме надо было любым способом. И вот проигравший внимательно следит за гастролями победителя с ангажировавшим его цирком, выбирает крупный город, где обязательно есть корреспонденты столичных газет, и на вызов во время представления победителя первым выскакивает на манеж, изъявляя готовность тут же начать схватку.

Ошарашенный от внезапности недавний победитель всеми правдами и неправдами старается уйти от единоборства тут же немедленно, потому что не готов к серьезной борьбе, да к тому же перед этим он уже провел две–три схватки пусть даже и в неполную силу со своими товарищами по труппе. Конечно, серьезный борец, дороживший своим именем, никогда не согласится вот так сразу вести борьбу, но и отказываться совсем нельзя, так как на следующий день газеты и публика будут судачить, что он испугался или что до этого все его победы фиктивны. Да и дирекция цирка настаивает, чтобы он принял вызов, правда, не в этот день, когда билеты уже проданы, а через два-три дня, чтобы сделать аншлаг. Ему сулят баснословные гонорары независимо от исхода поединка. Все эти переговоры происходят в присутствии публики, которая живо комментирует происходящее на арене.

В конце концов, обе стороны договариваются  о решающей схватке через день-два. И как показывает практика, все бывают довольны независимо от исхода борьбы. О финансовой стороне такого мероприятия  и говорить не приходится, полный аншлаг, максимальные сборы, увеличенные гонорары, колоссальные пари. А вот сама схватка может происходить очень серьезно  и на высоком уровне. И претендент, и чемпион за небольшое время до встречи успевают провести значительную работу, поэтому поединок может длиться час–полтора, а то и закончиться вничью. Тогда все может повториться в другом городе, пока кто-нибудь не одержит победу.

По этому поводу мне вспоминается рассказ Ивана Яго, в 1909 году ставшего чемпионом мира. Мы отдыхали в Ялте после труднейшего чемпионата, проходившего в Петербурге, где Яго занял почетное второе место, проиграв в решающей схватке Ивану Спулю, кстати, лучшему ученику петербургской школы борьбы И. Лебедева. Мне на этих соревнованиях повезло гораздо меньше, во время борьбы с сильным борцом А. Матюшенко я подвернул ногу и поэтому в дальнейшем участвовать в соревнованиях не мог. После недолгого лечения врачи мне посоветовали провести несколько недель на море, принимать грязевые и морские ванны. Сезон выдался достаточно тяжелый, я много работал в цирке, участвовал в спортивных состязаниях, поэтому с радостью поехал в Ялту на знаменитые грязи Мацесты. Там мы и встретились с Иваном Яго.

Отдыхая на даче у знакомых, на берегу моря мы обсуждали новости, которые «привез» Яго.  В том числе и о схватке, прошедшей в Англии между великолепными борцами Г. Геккеншмидтом и Ф. Готчем. Первый ; русский борец (между нами его называли Гакк), прозвище «Русский лев», пик его славы пришелся на 1906-1907 гг. Второй – американец, имеющий титул чемпиона Америки по вольной борьбе, приехавший в Европу с единственной целью – стать чемпионом Старого Света.

Предыстория их знаменитой встречи в Англии была такова. В 1906 году Гаккеншмидт, ставший кумиром Европы, захотел позолотить свою славу и в Новом Свете. Он отправился в Америку, имея хороший ангажемент, и между прочими городами выступал в Буффало. Выступления его в этом городе проходили с постоянным успехом, тем более, что наш чемпион, шутя, бросал всех сильнейших борцов Америки в первые 2 – 3 минуты.

Готч в это время был малоизвестным борцом и только ещё начинал пробивать себе дорогу, выступая за небольшую плату на маленьких аренах. Сознавая свои силы с одной стороны, завидуя успеху Гака ; с другой  и желая заставить заговорить о себе, энергичный американец придумал следующий трюк.

В один из вечеров, когда Гаккеншмидт под бешеные аплодисменты экспансивных янки живо раскладывал своих противников, Готч, находившийся среди публики, выпрыгнул на арену и бросил вызов Гаккеншмидту, требуя  немедленной борьбы. Последний за кулисами борьбы уже много слышал про выдающиеся способности молодого американца и наотрез отказался бороться с ним в этот же вечер, прекрасно понимая свою неподготовленность к серьезной схватке и не желая рисковать своим именем. Однако этот отказ ему обошелся дороже, чем он предполагал. Готч с арены обратился к публике и заявил, что все предыдущие схватки Гаккеншмидта фиктивны, что он, Готч, предлагает европейскому чемпиону выступить в серьезном матче с ним и этим доказать свой класс, но Гаккеншмидт отказывается бороться, чем ясно обнаруживает свою боязнь Готча. После такого заявления, вызвавшего бурный восторг публики, Готч обратился к Гаккеншмидту и громко заявил «…Ты трус и боишься меня».

Несмотря на это, Гаккеншмидт бороться не стал и, потеряв сразу почти все свои контракты, уехал в Англию, а Готч сразу сделался любимцем публики и после этого скандала быстро пошел к славе.

Следует заметить, что опасения Гаккеншмидта были связаны не только с его неподготовленностью к серьезной борьбе, но и с тем, что в Америке применялись правила вольной борьбы, когда в приемах и захватах можно было использовать ноги (бросок через бедро, подножка и др.). В Европе была распространена французская борьба, где ноги использовать было нельзя, а захват и бросок осуществлялись только за счет силы рук. Европейские борцы очень неохотно принимали эти правила и только во время турне по Америке, да и то старались оговорить заранее более привычные для себя условия.

Через год Америка снова волновалась – предстояла сенсационная встреча Гаккеншмидт – Готч. К этому времени Гаккеншмидт отдохнул в Англии, потренировался, в том числе и с американскими борцами;вольниками, провел несколько успешных турниров в Европе и решил отплатить Готчу за тот скандальный вечер. Последовал вызов теперь уже со стороны Гаккеншмидта, и встреча была назначена. Победитель получал пять тысяч рублей, побежденный – три. Местом встречи Гаккеншмидт предложил Россию, но Готч сначала ответил, что будет бороться только в Америке. После долгих переговоров была выбрана Англия, где Готч надеялся на поддержку англоязычной публики.

Несмотря на то, что Готч был в прекрасной форме и имел уже титул чемпиона Америки по вольной борьбе, в Европе он должен был бороться по правилам французской борьбы, где не мог использовать свою сильную сторону – ноги. В силу этого он пытался войти с Гаккеншмидтом в сделку и просил, чтобы тот не бросал его в течение первых 40 минут. Американец рассчитывал, по-видимому, на свою выносливость, как более молодой. К тому же он прекрасно знал взрывной характер русского борца. Однако Гаккеншмидт отказался от такого предложения, и борьба оказалась серьезной.

Колоссальный сбор, огромное число публики, многочисленные поклонники борьбы специально приехали из России и Америки, говорили о том, какое внимание оказывалось этому поединку. Заключались огромные пари за и против того и другого чемпиона.

Сама борьба была поистине титанической. Все полтора часа противники провели в стойке, что почти невероятно для борцов такого класса. Гаккеншмидт, по-видимому, хотел как следует измотать противника и нападал сначала не особенно энергично, что и привело его к поражению. Готч, продержавшись полчаса, начал чувствовать себя лучше, и когда Гаккеншмидт хотел было повести дело к финалу, показал ему такой отпор, что тот растерялся. Чем дальше шла борьба, тем яснее становились шансы противников. Сила Гаккеншмидта явно стала уступать феноменальной выдержке американца. Если до начала схватки один себя переоценивал, а другой недооценивал или, вернее, был крайне осторожен, то теперь в исходе встречи уже нельзя было сомневаться. Гаккеншмидт через полтора часа совершенно выдохся и только защищался, оставаясь в стойке с невероятным трудом. Наконец, Готчу удалось загнать его в угол ковра, там он схватил Гаккеншмидта за «задний пояс» и со страшной силой бросил его боком на пол. Гаккеншмидт напряг последние силы, вывернулся и встал в партер, но Готч захватил руку соперника на излом, послышался треск в суставах, и наш борец вынужден был ударить рукой о ковер – знак поражения.

В моей спортивной карьере были десятки чемпионатов по борьбе, гиревому спорту как в России, так и во многих странах Европы. Я прекрасно знал, что, имея даже очень хорошую спортивную форму, можно было проиграть чемпионат и не добиться успеха, потому что тактика распределения сил между схватками была выбрана неправильно. Даже такие чемпионы, как Поддубный, Заикин, Яго, Шемякин, обладая колоссальной силой от природы и блестяще владея техникой борьбы, тем не менее, могли уступить одну - две схватки, чтобы добиться стратегической цели – стать чемпионом.

Чемпионат – это чисто спортивное состязание и не важно, где он проходит ; в цирке, в зале спортивного общества или на сцене театра. Участвуя в таких соревнованиях, набираешься опыта, шлифуешь технику, постепенно поднимаясь по ступенькам спортивной карьеры к вершине, к чемпионству. Наконец, ты чемпион. Твое имя пестрит в газетах, о тебе говорит публика, ты пользуешься благосклонностью прекрасных дам, но больших денег здесь не заработаешь.
Другое дело цирк. Цирк прежде всего – это театрализованное представление, где всё подчинено интересам публики, в том числе и борьба, силовые атлетические номера и многое другое. Каждый цирк стремился заключить контракт с атлетом, чье имя не сходит с полос газет, кто привлечет публику на представление. В большинстве случаев цирк заключал договора с несколькими борцами, которые и устраивали между собой состязание, часто называемое  также чемпионатом, причем это повторялось каждый раз, когда цирк приезжал на новое место в другой город. В таких случаях атлеты получали хорошие ангажементы, и это являлось их основным источником дохода. Также во время таких состязаний в цирке заключались пари между зрителями, а букмекерами часто выступали директора цирков. Понятно, что при такой постановке дела ни о какой спортивной состязательности не могло быть и речи.

Нередко сами борцы делали ставки либо сами на себя, что ещё позволительно, либо на своего противника, тогда исход схватки был предрешен. Но самое удивительное, что публика, искавшая острых ощущений, знала обо всех этих нюансах «спортивной» борьбы и, тем не менее, суммы ставок и пари исчислялись тысячами рублей. Конечно, значительная часть этих сумм оседала в кармане дирекции, но борцы-артисты тоже зарабатывали во время гастролей солидные деньги, чтобы позволить себе жить безбедно, участвовать за свой счет в спортивных чемпионатах, а некоторые атлеты содержали массажиста, тренера, повара, приезжая со своей обслугой в любой город Европы.

Сила была и остается в почете у народов многих стран. Этим удивительным качеством люди наделяли своих героев, слагая о них легенды, сказания, былины. На Руси силу развивали с помощью различных (порой весьма оригинальных и самобытных) упражнений: переноски бревен, камней, жерновов, поднимания мешков с зерном, наковален, весовых гирь и т. д. Много увлекательных турниров и состязаний проводилось в дни народных праздников и гуляний. Кулачные бои, борьба, поднимание тяжестей были любимыми развлечениями простых людей.
Некоторые народные забавы силового характера впоследствии перекочевали в разъезжающие по стране цирки шапито. На арену выходили атлеты, поражавшие людей своей необыкновенной силой. В программу их выступлений входили сложные силовые упражнения, жонглирование гирями и ядрами. Нередко проводились турниры по борьбе с участием «загадочных» чемпионов. Как правило, эти турниры сенсационными названиями привлекали большое количество зрителей. Шапито сыграл большую роль в популяризации многих силовых упражнений, в том числе и упражнений с гирями.

Гиревой спорт как разновидность тяжелой атлетики появился в России в конце прошлого столетия. В августе 1885 года было принято решение создать в Петербурге первый кружок любителей борьбы и силовых упражнений. Инициатором его создания стал известный петербургский врач В. Ф. Краевский. Совершая поездки по странам Европы, он изучил методику тренировки известных атлетов, познакомился с техническим оснащением атлетических залов и при участии представителей передовой интеллигенции образовал этот кружок.

Накопленные знания и опыт В. Ф. Краевский щедро передавал своим ученикам. Любителям тяжелой атлетики хорошо известно имя Ивана (Дяди Вани) Лебедева, активного пропагандиста силовых упражнений, последователя начинаний В. Ф. Краевского. Вскоре подобные кружки были организованы в Киеве, Уфе, Воронеже, Тифлисе и других городах России.

С 1897 года начали регулярно проводиться всероссийские чемпионаты по поднятию тяжестей. Атлеты состязались в поднятии разборной штанги, а также в борьбе, боксе, фехтовании. В программе чемпионатов отсутствовали упражнения с гирями ; они перешли в ранг вспомогательных упражнений для развития силы и выносливости. Однако они продолжали пользоваться большой популярностью в небольших поселках и городах, где еще не были организованы кружки тяжелой атлетики.

В почете был этот снаряд у ведущих атлетов того времени. Уникальные упражнения с гирями выполнял С. Елисеев. «Королем гирь» называли подмосковного силача П. Крылова (1871-1933 гг.), моего большого друга. Большая физическая сила и необыкновенная выносливость позволяли ему выжимать двухпудовую гирю 86 раз левой рукой, жонглировать сразу тремя «двойниками».

Родился Крылов в Москве в семье служащего. Отец его был большим поклонником спорта. В детской висели кольца, на которых Федот Крылов выполнял довольно сложные упражнения. Маленький Петр старался во всем подражать отцу, а тот всячески поощрял увлечение сына спортом. Как и все его сверстники, Петр любил играть в подвижные игры, лазал по деревьям, запускал змея, боролся, с упоением читал Купера, Майн Рида, Жюль Верна. Мечтал стать путешественником. Учась в гимназии, все вечера проводил в цирке, где с восторгом следил за выступлением силачей и борцов.

Его кумиром был атлет Эмиль Фосс, манеру работы которого он перенял впоследствии. Эмиль Фосс выходил на арену в шелковом трико и леопардовой шкуре. Начинал выступления с поднятия гирь на бицепсы, затем переходил к жонглированию двух-и трехпудовыми гирями.

Вскоре имя Крылова становится известным, и его начинают приглашать многие владельцы балаганов. Два года проработал в балаганах Петр Крылов. За это время он освоил много трюков, которые пользовались большой популярностью у зрителей: рвал цепи, из полосового железа завязывал галстуки и браслеты, поднимал лошадь с всадником, стоявших на платформе, выжимал штангу, в полых шарах которой помещалось по человеку, ломал подковы, гнул монеты, делал растяжку с четырьмя лошадьми.

Особенно хорошо Крылов управлялся с гирями, ни один атлет того времени не мог сравниться с ним в демонстрации трюков с этим классическим спортивным инвентарем русских силачей. Потом начал выступать в цирке Камчатского, а затем в цирке Боровского, с которым в течение трех лет объездил всю Сибирь.

Он установил несколько мировых рекордов по тяжелой атлетике. Личные рекорды Петра Крылова: жим левой рукой – 114,6 кг, жим левой рукой двухпудовой гири в солдатской стойке – 86 раз, стоя на борцовском мосту, выжимал двумя руками восьмипудовую штангу, разводил прямые руки в стороны, держа в каждой гирю весом в 41 кг. Последние его выступления были в возрасте 60 лет.

Не могу не рассказать еще об одном замечательном атлете Георге Лурихе, с которым меня связывала длительная дружба. Родился Лурих в 1876 году в Эстляндской губернии. Природа не наделила Юри (так его звали земляки) богатырским телосложением, но сила воли у юноши была исключительная. Стать сильным он решил, учась в реальном училище. Упорно занимается с гирями и добивается хороших результатов. По окончании реального училища Лурих выбирает профессию атлета и борца, для того времени это не было чем–то особенным.
С этой мыслью он едет к В. Краевскому в Петербург, у которого занимались выдающиеся атлеты того времени: Г. Гаккеншмидт, А. Аберг, В. Пытлясинский и многие другие. Лурих в течение года добивается превосходных результатов. Некоторые достижения Луриха в тяжелоатлетических упражнениях превышали мировые рекорды. Вскоре он становится профессиональным атлетом и борцом. Выигрывает звание чемпиона по французской борьбе, устанавливает несколько мировых рекордов по поднятию тяжестей. 1896 – 1897 гг. принесли ему сначала звание «Первый борец России», «Атлет – чемпион России», затем и «Чемпион мира по поднятию тяжестей одной рукой». Рост его за 10 лет увеличился со 150 см до 177 см, вес – с 50  до 90 килограммов.

В 1910 году у Луриха было 20 рекордов. Наиболее любопытен рекорд в «доношении», когда Лурих поднимал правой рукой штангу весом 105 кг и, удерживая ее вверху, брал с пола гирю в 34 кг и тоже поднимал вверх. Из цирковых трюков наиболее известны растяжка с двумя верблюдами и удерживание на поднятой вверх руке пяти человек. Во многих странах демонстрировал свое мастерство Георг Лурих и везде пользовался огромной популярностью. В некоторых городах Европы были основаны атлетические клубы имени Луриха.

Лурих – один из сильнейших в мире борцов и атлетов подтверждал важность гармонической подготовки своим примером. Он в те времена был классным гимнастом, катался на коньках, любил плавать, занимался бегом, уделял много внимания акробатике, ездил на велосипеде. В своих статьях и лекциях Лурих предстает перед нами не только как великий спортсмен и пропагандист спорта, но и как большой патриот, вдумчивый мыслитель. Он пишет:  «Атлетом способен сделаться любой – еще тогда, когда человек лежит в колыбели, природа вручает ему удостоверение в том, что он может стать таким же сильным, как например я».
Сколько замечательных людей встретил я в то время на своем пути профессионального атлета и циркового артиста. Это были энтузиасты своего дела ; атлетизма и мастера цирковой арены.

В зарождении современной тяжелой атлетики и спортивной борьбы немалая заслуга принадлежит им, профессиональным силачам, которые в первой половине прошлого века выступали на цирковых и балаганных подмостках. Гастролируя, они пробуждали живой интерес публики к спорту.

К сожалению, период наибольшего расцвета многих русских борцов совпал с годами Первой мировой войны, когда прекратилось проведение парижских и других международных чемпионатов.

В 1914 году многие из борцов были призваны в армию, где с честью сложили свои головы на фронте, защищая независимость русской земли. Кто-то, попав в плен, так и не смог вернуться в Россию, оставшись на чужбине. После установления Советской власти в России цирки были национализированы, хозяевами чемпионатов стали сами борцы.

Дальнейшее развитие физической культуры получило уже после гражданской войны в годы Советской власти, когда стали образовываться добровольные спортивные общества, где культивировались различные виды спорта, но борьба продолжала оставаться в цирке.

В середине и к концу двадцатых годов многие из атлетов возвратились на ковер. Продолжился круговорот многочисленных гастролей и поединков на борцовском ковре. Конечно, десять лет перерыва не могли не сказаться на их профессиональном уровне, но большинство, такие, как К. Буль, И. Поддубный и многие другие, выступали блестяще и еще многие годы радовали своих поклонников спортивными успехами.

Более чем за три десятилетия борцовской карьеры Клеменс Иосифович Буль выступил в десятках чемпионатов во всех крупных городах страны, провел множество поединков. Он очень высоко котировался как борец, однако никогда не боялся за свой престиж, не уклонялся от встречи с сильнейшими. «Старая слава новую любит», ; говаривал богатырь. Он был у всех на виду. Нелегко испытание громкой славой, однако он с честью выдержал его: не зазнался, не расслабился.
В 1939 году Всесоюзный комитет физкультуры пригласил Клеменса Иосифовича Буля в Москву и назначил его старшим тренером по борьбе в общество «Динамо». Клеменс Иосифович горячо взялся за дело. Щедро делился он с молодежью своим богатым опытом, был для нее непререкаемым авторитетом. Многие из тех, кто впоследствии стали чемпионами СССР, Европы, мира и Олимпийских игр, тренировались или консультировались у прославленного богатыря.

Многие известные борцы хорошо знали квартиру семьи Буль в Москве на Садово-Сухаревской улице, куда они приходили к своему старшему другу за добрым советом. Вот что написал о Буле в своих воспоминаниях один из них; многократный чемпион Советского Союза, серебряный призер XV Олимпийских игр, заслуженный мастер спорта СССР Шалва Чихладзе: «Считаю, что Клеменс Иосифович Буль ; самое значительное явление в классической борьбе. Он мой кумир и идеал как спортсмен и человек».
Среди тех, кто закладывал основы грядущих международных побед советских борцов, были и мы, профессиональные атлеты, артисты цирка.

  (ФОТО)
Берлин. Открытый чемпионат Германии. 1910 год
(Вальтер М. шестой слева во втором ряду)



 (ФОТО)
  Кружок атлетизма Краевского (1904 год)

  (ФОТО)
Чемпион мира по борьбе 1909 года Г. Гаккеншмидт («Русский лев»)
Русский атлет и авиатор И. Заикин со  своими друзьями
 А. Куприным и В. Будищевым

 (ФОТО)
Борец и популяризатор
 атлетического спорта в России ;
Иван Лебедев (дядя Ваня)

 (ФОТО)
Профессиональный борец
 С. Збышко–Цыганевич

 (ФОТО)
Профессиональный борец
 К. Корницкий («Мортон»)
Чемпион мира по французской
 борьбе 1912 года И. Шемякин


 (ФОТО)
Чемпион мира Г. Лурих

(ФОТО)
Русский силач П. Крылов
 
 (ФОТО)
Русский атлет И. Засс
(«Железный Самсон»)

 (ФОТО)
Чемпион мира по французской
(классической) борьбе 1911 года Н.А. Вахтуров

 (ФОТО)
Чемпион М.А. Вальтер 1913 год.
Борцовский «яшка» М. Вальтер. 1906 год.


Рецензии
Читал с большим интересом про русских атлетов. Спасибо огромное за текст.

Щукин Андрей   06.07.2018 19:12     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.