Античная душа

     В последнем столетии перед Рождеством Христовым земная поверхность, по мнению передовых умов, состояла из трех частей света – Азии, Европы и Африки. Впрочем, иные относили Северную Африку к Европе. И тайны бытия еще не были до конца разгаданы, как и сейчас.

     Не понятно, например, было, как это так властвовавшие над тысячами людей Помпей, Красс и Цицерон в одночасье лишились своих великих умов? Каждому из них при разных обстоятельствах отрубили голову. Души их искали славы, которая ценилась тогда выше всех благ. И стоила непомерно дорого. Даже невольники стремились к ней, соревнуясь на гладиаторской арене – порой не до крови, а до смертельного исхода...

     Вообще-то о душе говорили уже много веков. Она в те времена находилась в центре картины мироздания и была подобно колеснице, запряженной двумя крылатыми конями. И небесная сфера уже была, и там уже обитали боги, праздные и довольные. Вот откуда мечта – быть как боги. Небесной колесницей управлял возничий-разум. Он носился над землей по кругу и стремился заглянуть в область, предположительно находившуюся за небесами. Но бешеные кони не давали сделать этого. Они неслись изо всех сил. И души были одурманены тем же стремлением – увидеть неведомое. Их кони были торопливы и непослушны. И некогда началась невероятная свалка. Крылатые скакуны и души с помощью колесниц отпихивали друг друга в попытке опередить.

     В этой сутолоке возница терял управление, кони ломали крылья, душа не успевала взглянуть на те края, что располагались за пределами небес. Она начинала тяжелеть и устремлялась вниз и, повстречав на пути пустые тела, вселялась в одно из них. Души давали жизнь телам, а взамен тела получали смерть.

     По представлениям древних, душа обрекается на земное существование сроком примерно в десять тысяч лет. Ибо в более короткий промежуток она не способна была просветлеть и очиститься от тяжести зла. Зло – тяжелая штука, а добро – ничего не весит. Парадоксально и удивительно. Иногда, правда, душе бывало достаточно и трех тысяч лет, если она за это время трижды избирала образ жизни мудреца…

     Что ни говори, но падение душ на землю – грехопадение, а рождение человека – торжество зла. Однако, опираясь на силу разума, душа еще может вернуться на небо и даже обрести знания и деятельный покой за его пределами. Что же, подождем…

     С вхождением в тело, учили древние, борьба разума с вожделением почти всегда приносила победу последнему. Души вселялись в тела разных людей. Везло только тем, кто находил себе обитель в поклонниках философии, муз или чистой любви. Беда случалась с теми, кто получал тело тирана, богача или куртизанки…

     По завершении жизни в первом воплощении души подвергались суду. Одни – отправлялись в подземные темницы, иные – поднимались в область неба, где слушали музыку, изучали высшую математику и отдыхали. Через тысячу лет и те, и другие возвращались на землю, чтобы выбрать себе новый удел. Кто в прежнем воплощении предавался чревоугодию, пьянству и беспутству, обычно вселялся в ослов и свиней. А тот, кто преуспел в гражданской добродетели, рассудительности и справедливости, как ни странно, оказывался среди пчел и муравьев. Так уверяет Платон…

     В Риме на Капитолийском холме среди госучреждений находилась специальная Башня времени. Там, ни на минуту не смыкая глаз, дежурили жрецы. И вот когда на востоке поднималось созвездие Льва, похожее на трапецию, а за ним выплывали Дева и Весы, наступал срок. И один из жрецов докладывал начальству в лице верховного понтифика, что назначенный час пробил. И тот провозглашал начало нового года. Все знали и так, что новый год наступил, но только после официального объявления, которое вывешивалось на Форуме, данное обстоятельство становилось законным…

     В доме роженицы, по обычаю, развязывались узлы, распускались волосы и двери распахивались настежь. Снимались золотые кольца с рук, оковы выбрасывались во двор. Человек должен был появиться на свет свободным…

     Иисус Христос, который поставил границу между эрами, сказал, что слава есть мерзость в глазах Бога и что первые станут последними. Но по-прежнему античная душа нас не желает покинуть, по-прежнему нам нравится быть язычниками…

     Есть, правда, другие (утешительные) слова Спасителя в рассказанной Им притче о винограднике. Работавшие в нем с утра и до вечера, работавшие полдня и меньше, работавшие только один час перед закатом – все получили вознаграждение. Однако самое поразительное, что плата была одинаковой. Никто не обделен надеждой…


Рецензии