Де Филиппо, Одноактная пьеса Черные очки Аннотация

                ЭДУАРДО ДЕ ФИЛИППО.
                ОДНОАКТНАЯ ПЬЕСА «ЧЁРНЫЕ ОЧКИ»
                А   Н   Н   О   Т   А   Ц   И   Я
            

Эдуардо де Филиппо, ценивший больше всего на свете жизнь, не мог оставить без внима-ни и не отразить в своём творчестве тему прошедшей войны, которая бесповоротно нару-шила привычное,  нормальное течение жизни огромного количества людей  и разрушила все их планы и мечты на светлое будущее.
Уже в 1945 году он создаёт поистине высокогуманное и незабываемое произведение,  ко-торое никого не оставит равнодушным, драму «Чёрные очки», являющуюся драмой ни од-ного человека, а всего человечества.
Да, хотя война  и закончилась для всех, но она никогда не закончится для тех, кто вернул-ся с неё слепым. Трагедия войны для них продолжается и во вновь открывшейся жизни.
Они никак не могут привыкнуть и смириться с мыслью, что они навсегда лишены массы обычных человеческих чувств и эмоций. Они не хотят привыкнуть к такому состоянию души, когда вместе с ними мучаются и их самые близкие люди, матеря и сёстры. Но, осо-бенно, они переживают за своих невест и возлюбленных, которым приходится идти на те жертвы,  которые не надо делать их подругам  в  их отношениях со своими нормальными женихами. Но тут возникает вопрос: А готовы ли принять эти жертвы несчастные женихи, понимающие всю трагичность этой ситуации?!
Этот вопрос не имеет однозначного ответа. Но Эдуардо в своей пьесе всё же находит нуж-ные слова и художественные средства, чтобы мы ощутили и поняли весь ужас такой ситу-ации, в которой все нормальные люди лишены возможности полноценно наслаждаться ок-ружающей жизнью, (хотя и она тоже зачастую - не подарок!),   но  готовы  пожертвовать своим личным счастьем  во имя счастья своего ближнего.
Но счастье тоже имеет свои пределы.  Человек не может быть счастливым, если чувствует, что близкий ему человек делает это больше из жалости к нему, и, не отдаёт себе отчёта в том, что он сам, при этом, не может жить полноценной жизнью, идя на подобные жертвы. Это тот момент, который лучше понимает слепой, чем близкий ему человек, который дей-ствует в этой ситуации совершено бессознательно. Только слепой  может  по-настоящему понять и разобраться в том, что же, в действительности, происходит вокруг него и спосо-бен  позаботиться о том, чтобы свою личную трагедию не превратить в трагедию всех тех, что его окружает.
Чувство долга и ответственности особенно развито у молодых неаполитанцев, воспитан-ных в своих домах в лучших неаполитанских традициях, хотя они этим никогда и не афи-шируют.  Они готовы пойти на любые жертвы, чтобы оставаться в мире и покое со своей совестью. Молодые неаполитанцы всегда готовы на благородный поступок и готовы ради своей возлюбленной пожертвовать своим личным счастьем, сделать то, на что не каждый способен пойти в своей жизни.
Мы можем любить Венеру Милосскую,  Джоконду,  но эта не та любовь, которой мы лю-бим своих возлюбленных, так как только они достойны самой настоящей большой любви, и, которым мы можем простить любые их прегрешения и самые необъяснимые поступки.
Отношения несчастного слепого, героя драмы  «Чёрные очки», к своей невесте могут быть поняты лишь только в том случае,  если мы признаем неоспоримый факт, что слепые всег-да способны пойти на несравненно большие жертвы, чем мы – простые смертные, то есть зрячие.
В центре пьесы Эдуардо как раз и находится такой молодой человек, Марио, вернувшийся живым с войны, но слепым.  Он  не может  обрести себе покоя  в  своём  любимом  городе


                2.-


Неаполе и живёт уже продолжительное время в семейном пригородном доме, находящим-
ся у моря, возле Сорренто, хорошо знакомым ему с самого детства.
У него имеется горячо любящая его сестра Мария,  опекающая его и помогающая ему пе-режить случившуюся с ним трагедию. За ним также постоянно присматривает его невеста, Ассунта, с которой он обручился перед самой войной, и, которая всё это время достойным образом  ждала его возвращения с войны.
Как и все неаполитанцы, эта семья надеется на чудо,  на то,  что Марио, благодаря продол-жительному лечению и вниманию со стороны опытного врача, обретёт вновь зрение. Ему уже больше года приходится перемещаться, кроме знакомого ему дома,  также и по хоро-шо знакомой с детства,  прилегающей к дому территории с садом,  и совершать прогулки у моря в компании со своей невестой Марией, которая заботится о нём и не оставляет его одного ни на минуту без  внимания.
Но вот настаёт день, когда лечащий врач, после продолжительного лечения решает снять с Марио повязку с глаз. К удовольствию всех присутствующих Марио сообщает, что он ви-дит! Но врач приписывает Марио носить все равно чёрные очки ещё в течение года, так как ему вредны сильные потоки света, особенно солнечного. И, хотя Марио сообщил всем, что он теперь видит, только он один знает, что это не так. Что он, как был слепым, так слепым и остался! Он решил обрадовать присутствующих своим заявлением, лишь только для, чтобы снять с них сильнейшее волнение и озабоченность его судьбой.  Все рады счастливому исходу, но мозг Марио не прекращает свою работу, ни на минуту...
Кульминационным моментом пьесы является именно тот момент, когда Марио, после того, как ему врач приписал носить чёрные очки, принимает твёрдое решение не жениться на своей невесте. Зачем он это делает? Он это делает не потому, что он перестал любить свою девушку, а потому что понимает, на какие пожизненные жертвы он обрекает свою любимую. Жизнь слепого и зрячего это две большие разницы. Зрячий всё видит, но понимает не всё. А слепой ничего не видит, но понимает всё. Он понимает, что в принципе он никому не нужен, кроме своих самых дорогих близких. У него нет матери, но у него есть горячо любящая его сестра, всегда готовая присмотреть за ним и прийти ему на помощь. Его решение может показаться абсурдным, тем более, что его девушка любит его, и не бросает его в эти первые, самые жуткие дни, после его возвращения с проклятой войны, которая не только уносит из жизни стольких людей, но и делает многих из них калеками. Ему еще повезло, что у него есть, кому за ним присмотреть. А ведь столько людей остаются брошенными и никому ненужными. Он, пройдя войну, насмотрелся на войне всего и отлично понимает больше чем кто-либо, что такое жизнь и смерть. Но даже на войне он не стал черствым и безразличным к человеческим страданиям и не привык к холодным, безапелляционным командам своего начальства, обязательным для исполнения. На войне он прошел тяжелую школу жизни и научился при всех обстоятельствах оставаться человеком. Война закончилась для тех, кто вернулся с войны живым и невредимым, но не таких как он, ослепших и никому не нужных. Мозг человека, как и надежда у человека умирает последними. Но он и в своей искалеченной жизни, будучи слепым, спешит совершить небольшой подвиг достойный человека – пожертвовать своим счастьем ради горячо любимого им человека. Его невеста, как и все окружающие, еще не понимают, зачем он это сделал и отверг свою невесту в ситуации, чего бы в нормальной жизни он никогда бы не совершил. Обычные люди живут сегодняшним днем, а слепые будущим, и тонко чувствуют грань, проходящую между зрячими и такими беспомощными, как они. И хотя его родным и близким не пришла похоронка, он сам решил похоронить себя, отказавшись от тех прелестей жизни, которые испытывают нормальные люди. Он понимает, что своим решением отказаться от брака, он не только смертельно обижает свою любимую, но даже, в какой-то мере плюет в ее душу. Но он понимает, что это плевок, от которого можно отмыться. Невеста должна забыть его и так будет лучше всем, ему, ей и окружающим. Она еще не понимает, что он, является для нее  в каком-то роде спасителем, дарующим ей вторую жизнь, воскресение и пробуждение от тяжелого сна. Все это наступит в жизни Марии само собой, так как она, таким образом, обретёт с этого момента настоящую свободу и ей не придется больше быть поводырем у слепого, хотя и вполне здравомыслящего существа, и она сможет организовать свою жизнь, как и все её подруги,  нормальную, без жертв и потрясений.
Наш герой не хочет при этом казаться каким-то героем, совершающим геройский поступок. Он поступает как кошка, отпускающая своих котят в мир, как те только вырастут и научатся быть самостоятельными, обретя достаточную для выживания самостоятельность.
Обычно на жертвы способны только зрячие, но в данном случае Автор показал, что и слепые способны на жертвы, демонстрируя при этом ещё большее, чем у зрячих, благородство и честь.
Пьеса у великого драматурга Э. де Филиппо, получилась остросюжетной,
высоконравственной и высокодуховной. И она служит напоминанием всем нам, насколько войны являются не только тяжелым испытанием для всего человечества, но и губительными для человеческого счастья.
Интрига, разворачивающаяся в пьесе, не завершается с опусканием занавеса, она ещё, по сути, только начинается.
По всем вопросам возможной постановки пьесы Эдуардо де Филиппо «Черные очки», просьба обращаться к Автору перевода, Валерию Попову, по электронной почте: mariapop@mail.ru

Валерий Попов

25 января 2016.



 Э Д У А Р Д О    Д Е    Ф И Л И П П О

                Ч   Ё   Р   Н   Ы   Е       О   Ч   К   И
               
                ( О д н о а к т н а я     п ь е с а,  1 9 4 5 )


                Действующие лица:

- Марио Спельта, молодой человек, ослепший на войне, из обеспеченной семьи.
- Мария, его сестра.
- Ассунта, невеста Марио.
- Доктор.
- Ассистент доктора.
- Синьора Ковелли, подруга семьи Спельта.
- Рафеле, работник по дому.
- Сальваторе, голос (за пределами помещения).
- Мальчишка, (голос за пределами помещения).


Рецензии