Трагедия ШуркО

    В нашем селе был молодой парень по имени или кличке: ШуркО. Всем сельчанам он был известен под этим именем. А почему оно было таким странным никто из жителей не знал. Не Шурка, а именно – ШуркО. Был он худощавым, симпатичным, даже красивым, когда я его увидел недавно пришедшим из армии. До призыва в армию я его не знал, по причине того, что наша семья поселилась в селе Усманка недавно. Но при разговорах между людьми я постоянно слышал его имя – Шурко. Особенно от девушек, потому что он им нравился. До призыва в армию он женился на Тосе Ремизихе. У них родился ребёнок. Потом, пока её муж Шурко служил честно три года в далёком далеке, не приезжал ни разу в отпуск, и ни при каких обстоятельствах не мог приехать домой самовольно, его Тося родила второго ребёнка от колхозного завхоза. Шурко осерчал за это на свою Тосю и её бросил. Стал холостым. Но самый гуманный в мире советский суд присудил платить алименты за двоих детей. Так ему не повезло первый раз.

    Мой отец работал пилорамщиком в МТСе (Машинно-тракторная станция). У пилорамщика бывает два помощника, чтобы нагружать брёвна на подающую тележку. А с другой стороны пилорамы относить готовые доски и складывать их неподалёку в штабель и выгребать опилки из ямы под пилорамой. Этот Шурко был помощником пилорамщика, т.е. моего отца. Вторым помощнико кто был, не знаю, я тогда не интересовался.
    Работники все были хорошие, дело шло нормально, спорилось, как говорится. Пилорама была установлена на открытом месте, без всяких навесов. Работала она в то время от комбайновского мотора «Сталинец». На время обеда мотор всегда заглушали. Массивный маховик продолжал крутиться по инерции, постепенно снижая скорость вращения. От мотора до маховика пилорамы тянулся длинный плоский шкив-ремень, который тоже находился в движении и постепенно его замедлял, как и маховик.

   Однажды, при очередном обеде и выключении мотора, молодому и сильному Шурко взбрело в голову остановить чуть движущийся ремень. Ему показалось, что инерция уже на исходе и он в состоянии остановить движение окончательно. Может быть, хотел показать свою силу окружающим, но просчитался. Когда он быстро и крепко ухватился за ремень, тот его сразу утянул к маховику, рука Шурко попала между ремнём и маховиком. Её всю измяпо, исковеркало. Произошла неожиданная трагедия по глупости. Как иронически говорится: «Сила есть, ума не надо».
   Отвезли пострадавшего в свою сельскую больницу для оказания первой помощи. Потом в районную, в село Борское. Там ему успешно удалили покалеченную руку по самое плечо. С той поры Шурко стал одноруким.
   Я в то время был подростком, как тогда говорили, почти парнем. Мы каждое лето на каникулах работали-вкалывали, кто в колхозе, кто в МТСе.
   В сельском бревенчатом клубе у нас бывали танцы, иногда после сеанса кино, а в обычные дни, кода кино не показывали, то танцы устраивались пораньше. Их было шесть: вальс, танго, фокстрот, краковяк, полька, подэспанец. Не то, что сейчас, всё под одну марку. Ухватились партнёры друга за друга и топчутся, передвигаются, да ещё в потёмках.
   Это я к тому, что начинал похаживать в клуб, там сидел, играл в шахматы, смотрел с завистью на танцующих парней с девушками. Шурко после неудачной женитьбы был холостым, как я уже упоминал. Поэтому ходил на танцы, он лихо танцевал с девушками, держа партнёршу одной рукой за талию. В танцах ведь в основном ноги играют главную роль, а они у него работали прекрасно. Я ему даже завидовал, что он хоть и безрукий, а танцует, а я рукастый, сижу на лавке.
   Потом Шурко окончил курсы бухгалтеров, женился. Имел легковую машину «Запорожец». Однажды напился пьяным, в машине кемарил-дремал, за рулём сидела его новая жена. Она не справилась с управлением и врезалась в столб. Как раз по центру переда. Мотор у Запорожца сзади. Так что столб оказался между супругами. Но они остались живы. Вскоре уехали из села. Шурко был с чёрным протезом руки. Больше о нём я ничего не знаю.
- - - - -
25.1.2016


Рецензии