И завтра будет день

                «И завтра будет день»

                ©  Айсулу Кадырова

    Луна медленно проплывала по небу и боязливо , только краешком своим , заглянула  в раскрытое настежь окно и тут же исчезла за тучами , видимо не  желая обнажить в комнате  неприкрытое ничем бесстыдство женщины , распластавшейся на полу . Лариса , хозяйка дома  вторую неделю пребывающая в своём очередном запое , с вечера влив в себя немерянное количество водки , теперь  безмятежно спала , забыв обо всём на свете .

Проснулась она поздно , часов в одиннадцать утра  и  как всегда заглянула в первую очередь в дверь детской . Детей там не было . Очень скоро поняв , что дети , наверное , ещё с вечера  ушли к  бабушке  на соседнюю улицу , она недовольно хмыкнула . В следующую минуту , набросив  на  себя халатик , поплелась к матери . Вид у неё был ужасный .

- Опять в загул ушла . Ну , девка , если не прекратишь свои попойки , останешься без работы . Бросай пить , а то ведь  и мать замучила совсем . Посмотри , она на глазах сохнет . Ох , Лариска , так ведь и до беды недалеко , - услышала  Лариса голос соседки тёти Тони. Она молча стояла перед ней и тупо смотрела на соседку. Потом , словно очнувшись от временного пребывания  в небытии, пошатываясь и едва перебирая заплетающимися ногами , побрела по улице .

Редкие прохожие , повстречавшись с ней , бросали осуждающие взгляды и молча проходили мимо. Лариса уже привыкла к такому отношению , но ей ровным счётом  было наплевать , что  думают о ней соседи . Осуждающие взгляды , время от времени бросаемые в её сторону встречными прохожими , она старалась не замечать. Такое «пофигистское» отношение молодой женщины ко всему происходящему вокруг  в первую очередь было обусловлено  прежде всего тем состоянием , в котором она теперь пребывала .

По «трезвянке» такое состояние она называла не расхожим понятием «запой» , а  философским понятием «уйти в себя» . Вот это самое состояние уходов в себя повторялось с постоянной регулярностью два раза в год . В такие дни Лариса становилась неуправляемой : она полностью теряла над собой контроль . Её оптимизм и доброжелательность , присущие ей в обычные дни , сменялись  глухой ненавистью и ничем неоправданной агрессией по отношению ко всем , кто её окружал  и прежде всего к матери .

Лариса знала , что мать и дети не прощали ей этих беспорядочных загулов и остро чувствовала , с каким презрением они к ней относятся . И только директор  фирмы , в которой работала молодая женщина , прощал ей регулярные загулы по той простой причине , что ценил её способности бухгалтера и каждый раз молил  Бога , чтобы это не произошло в момент сдачи налоговой отчётности .

Свои обязанности бухгалтера она выполняла с присущей ей аккуратностью  и директор фирмы ценил её именно за это. Ещё ни разу не было  такого случая , чтобы бухгалтер подвела своё начальство . Отсюда и достойная зарплата , и премии , которые Лариса получала  ежеквартально и потом все деньги тратила на детей . Но обязательным  пунктом в статье расходов значилось : отложить  денег на эти ненавистные «уходы в себя». Отложенных денег всегда хватало на то , чтобы вдоволь залить водкой полыхающий внутри неё огонь.

В дни после загулов Лариса остро чувствовала своё одиночество. Дети Иринка и Витька  всё дальше  отдалялись от неё , много времени  проводя в  доме бабушки  , чувствуя себя там намного спокойнее , нежели в доме матери . Муж Ларисы  ,  не выдержав её запоев , развёлся с ней и жил теперь отдельно . У него была новая семья и после развода супруги виделись редко , не испытывая  необходимости друг в друге . Юрий считал , что в развале семьи  виновата Лариса , она в свою очередь была обижена на бывшего мужа за то , что оставил семью , женившись на другой женщине.

Во время таких  загулов , просыпаясь наутро с раскалывающейся головой  от выпитой накануне водки , она со страхом и надеждой прислушивалась к себе  и ждала , ждала того самого момента , когда её ненасытная утроба наконец перестанет  терроризировать  уставший организм. Она ждала , что наступит тот день , когда она с радостью ощутит , что огонь , полыхавший внутри  неё несколько недель , такой всепожирающий , испепеляющий всю её до дна , наконец угаснет  и  Лариса  перестанет чувствовать  эту зависимость , ощутив себя вновь нормальным человеком .

Этот очередной загул продолжался уже вторую неделю  и по утрам , когда она  была ещё трезвой , Лариса чувствовала  угрызения  совести  и мучилась оттого , что  каждый прожитый день  был потерян , но сделать  с собой ничего не могла . Даже матери  она никогда не рассказывала о том , как гнетёт её  это состояние «уходов в себя» и всегда знала , что мучает  других , но не меньше  мучений испытывала сама . Осознание того , что она приносит своей семье невыразимые страдания , ещё больше заставляло её  испытывать страшные муки совести.

Она давно догадалась , что больна  тем самым недугом , который называется женским алкоголизмом . Лариса  знала , что эта болезнь практически неизлечима и может быть поэтому всякий раз  отгоняла от себя мысли о лечении . Она хотела сама , без посторонней помощи победить  болезнь , но это ей плохо удавалось . За несколько дней до этого загула , чувствуя , что неумолимо приближается  момент , когда  будет невозможным удержать себя , Лариса ушла с головой в работу , стараясь хоть как-то отвлечься  от желания напиться .

Сколько не стремилась она противостоять этому низменному желанию , но  и в этот раз , как и раньше , оно оказалось сильнее её  и Лариса сорвалась. Теперь необходимо было время , чтобы она пришла в себя .
- Ну чего ты притащилась сюда , убирайся к себе , только детей пугаешь  своим видом . Скотина ты , Лариска  и сволочь , замучила ты нас совсем. Что же ты делаешь –то с нами , мерзавка ! Как же это всё надоело , нет моих сил  больше это терпеть . Да хоть бы ты сдохла  что ли , избавилась бы я от тебя , - плача кричала мать , увидев пьяную дочь.

-Ну чего ты разоралась , я к детям пришла . Иринка с Витькой  в школе что ли?  Чё ты меня всё пилишь и пилишь , спасенья нет от тебя . Надоело уже всё ,  - накинулась Лариса на мать.
- Оставь детей в покое , они и так страдают от твоего пьянства . Дура ты , Лариска , отвернутся ведь дети от тебя . Они уже большие , всё понимают . Близняшкам в этом году по пятнадцать исполнится , стыдно им перед ребятами в школе . Неужели ты не понимаешь ?- кричала вслед уходящей дочери мать .

Лариса дошла до школы и поднялась на второй этаж в кабинет директора . Секретарь , увидев её , страшно испугалась и  не зная , как поступить , выскочила в коридор . В соседнем кабинете  шёл урок , но несмотря на это , секретарь буквально ворвалась в туда. Вместе с Натальей Сергеевной , учительницей математики , они попытались уговорить Ларису уйти из школы . Ни на какие уговоры  та не поддавалась , требуя , чтобы ей дали возможность встретиться с детьми .

Наталья Сергеевна , видя , что ситуация грозит  перерасти в скандал , пообещала Ларисе  привести детей в кабинет директора . Не дожидаясь , когда  Наталья Сергеевна  приведёт детей , она резко открыла дверь кабинета  и резко спросила :

-Мои дети здесь?
- Нет , они на уроке литературы  этажом ниже.
 Сорвавшись с места , как необъезженная лошадка  , Лариса сбежала по ступенькам и ворвалась в кабинет литературы . Иринка , увидев мать , тут же встала и побежала к ней .

- Мама , уходи отсюда , прошу тебя , - кричала Иринка и весь класс замер от неожиданности .
- Доченька ,  идём со мной , я куплю тебе много новых вещей . Я помню , что вы с Витькой хотели  велосипед.

-Не надо нам ничего от тебя . Ненавижу тебя , уходи отсюда .
Иринка расплакалась , учительница пыталась её успокоить , но девочка продолжала рыдать. Наталья Сергеевна  громко закричала :

-Да уходите же вы отсюда . Пожалейте своих детей . Если вы сейчас немедленно не уйдёте , я вызову милицию.
Витя растерянно смотрел на мать , боясь пошевелиться . Потом он  обхватил  голову обеими  руками и сидел так до тех пор, пока мать не вышла из кабинета .

                Лариса  молча подчинилась , медленно вышла из класса и побрела домой . В комнате стояла  початая  бутылка водки . Жадно ухватив её , она налила себе  полный стакан и залпом выпила .

 Приятное тепло  разлилось по телу , хмель сразу ударил в голову и  женщина , даже не закусывая , быстро допила оставшуюся водку . Она сразу почувствовала себя лучше : ломота в теле прошла , головная боль утихла и для неё наступило то состояние эйфории , которое притупляет сознание , толкая на необдуманные поступки .

Лариса  подошла к окну , медленно открыла его и выглянула . Во дворе на скамейке , как обычно , сидели старушки  и мирно беседовали . Среди них она увидела тётю Тоню , помахала ей рукой и села на подоконник , свесив ноги вниз .

- Вам всем так давно хотелось , чтобы я сдохла и не мозолила вам глаза . Эй , соседи , радуйтесь . Скоро успокоитесь , не буду вас всех доставать , - прокричала  Лариса резким голосом . Соседки от неожиданности вздрогнули  и как по команде  посмотрели вверх. Тётя Тоня взволнованно   крикнула :
-Лариска , дура , ты чего делаешь ?  Не смей ! Уходи в комнату , так и до греха недолго ! 

Соседки  решили , что нужно срочно позвать мать Ларисы . Им казалось , что только она сможет успокоить разбушевавшуюся дочь . Но Лариса и не думала  о том , чтобы свести счёты с жизнью . Просто ей захотелось немного покуражиться  и посмотреть , что же будут делать  соседки внизу . Через некоторое время появилась мать  с близняшками  и прокричала во весь голос :
- Ну чего ты цирк здесь устроила ? Людей собрала . И не стыдно тебе ? Зайди в комнату , мы сейчас поднимемся к тебе .

- Незачем ко мне подниматься . я сейчас сама спущусь вниз . Всё , расходитесь , концерт окончен , - громко произнесла  Лариса  и стала медленно передвигаться по  подоконнику , чтобы пытаться слезть с него  на пол в комнате . Но в этот момент , зацепившись  ногой за выступ  ,  она не смогла удержать равновесие и рухнула вниз с третьего этажа , даже не успев почувствовать  весь ужас случившегося .

В травмопункте  городской больницы  врач оказал  первую помощь , но посоветовал  везти  больную в областную больницу. Всё время , пока Ларисе оказывали первую помощь и снимали болевой синдром , она бормотала что-то , но  находившиеся рядом медработники так и не поняли , что хотела сказать больная . Через некоторое время в областной больнице  врачи  успешно провели  операцию , собрав молодую женщину буквально по частям . Многочисленные переломы рук и ног , травма головы , повреждение внутренних органов .

Надежда на то , что после таких  травм Лариса сможет самостоятельно ходить , была  ничтожно малой . Оставалось только ждать и надеяться , что молодой организм справится с перенесёнными травмами . На второй день после операции она пришла в себя и попросила пить . Мать , всё время находившаяся  рядом  с  дочерью , устало произнесла :
- Отпилась ты , доченька , вот и доигралась . Может быть теперь одумаешься  и бросишь пить .
- Мам , дай воды , в горле пересохло , - слабым голосом попросила Лариса. 
Мать налила из графина воды , напоила дочь и молча с грустью смотрела на неё , боясь оторвать  полный  любви и нежности взгляд .

Ни на минуту не оставляя  Ларису одну , мать безотрывно сидела возле неё третьи сутки , выходя лишь на некоторое время из палаты . Потом её сменила Иринка и  ей удалось хоть немного поспать. Но сон пожилой , уставшей женщины был беспокойным и она часто вздрагивала , словно боясь  чего-то. Состояние Ларисы между тем оставалось тяжёлым . Больная то впадала в беспамятство , то очнувшись , лежала молча с открытыми глазами , не замечая никого вокруг .

Шёл третий день , как ей сделали  операцию . К вечеру состояние её ухудшилось , она попросила мать вызвать  детей  . Через полчаса  они уже сидели у кровати матери.
- Я знаю , я плохая мать  и дочь я тоже никакая . Знаю , что принесла вам много страданий , измучила вас совсем . Я очень , очень люблю вас. Всё будет хорошо , я поправлюсь  и заживём все вместе . Только жизнь у нас будет  совсем другая , я вам обещаю.
 
- Мамочка моя дорогая , ты хорошая . Мы любим тебя , ты ведь знаешь. Ты у нас самая –самая лучшая , - целуя мать , говорила Иринка.
Витя сидел  рядом  и молча смотрел  на мать.
- А теперь идите , я очень устала . Мне ещё надо с бабушкой поговорить , - слабым голосом сказала Лариса и проводила детей грустным взглядом .

- Мама , подойди поближе . Хочу кое-что тебе сказать.
Мать пододвинула  стул и села поближе к дочери. Молча взглянув на неё , мать разрыдалась.

- Не надо плакать , мама. Успокойся . Видимо , такой срок мне отмерян . От судьбы не уйдёшь , только  горькая какая-то она у меня получилась , судьба моя , несчастливая . А умирать мне совсем не страшно , потому что знаю – не будет меня  вы хоть спокойно жить будете . Нет , не так я хотела прожить свою жизнь , совсем не так . Вы уж не держите зла на меня.
 
Лариса на минуту замолчала , потом продолжила :
-  Мама , я все эти годы откладывала деньги , счёт у меня в банке.
Дома в моей комнате , в шкафу деньги . Ну ты знаешь , где . Это на расходы . Деньги , что на счёте в банке , потом распределишь , как сама посчитаешь нужным . Детям на обучение , на одежду и на всякое другое . Береги детей , на тебя вся надежда .

- Доченька , не  думай о плохом  . Всё будет хорошо. Ты поправишься , перестанешь пить , может быть , ещё и замуж выйдешь. Ради детей , пожалуйста , не покидай нас , - вытирая слёзы платком , плача навзрыд , говорила мать.

- Мама , не плачь. Успокойся . Позови лучше батюшку , исповедаться бы мне  , чувствую , не жилец я .
В следующую минуту она захрипела , тяжело вздохнула и осталась лежать неподвижно с закрытыми глазами. Больничную тишину  разорвал исступленный крик матери , на который сбежались врачи и медсёстры .
 
- Доченька , не уходи , прошу тебя . Не оставляй нас ,- кричала женщина , не обращая внимания  на медиков , которые собрались в палате .
Дежурный врач  подошёл к кровати  Ларисы , проверил пульс и резко сказал :
- В реанимацию , срочно ! Она без сознания !

Мать  Ларисы не сразу поняла смысл  сказанного дежурным врачом . Только тогда , когда медсестра крикнула ей , что дочь её жива , женщина успокоилась и перестала кричать.
…Ещё долгих четыре месяца Лариса провела в больнице , но потом дела её пошли на поправку . Ясным сентябрьским днём  она вернулась домой . Задумчиво глядя из окна своей комнаты  на желтеющие  на деревьях листья , с нежностью взглянув на мать , Лариса  произнесла :
- Мам , смотри , а за окном ведь бабье лето. Моё бабье лето.

Мать с любовью посмотрела на дочь  и радостно сказала :
- Будет , доченька , в твоей  жизни  ещё не одно бабье лето , и зима , и лето –всё будет в твоей жизни . И весна , и новая любовь обязательно будут в твоей жизни. И жить теперь ты будешь долго-долго…

Москва , ноябрь 2010 г.


Рецензии
Какое же это горе семье, когда кто-то из них пьёт! Тем более, когда пьёт дочь.
Спасибо Вам за небезразличие к судьбам людей и злободневную тему.
Счастья, здоровья и всех благ Вам!
С теплом души.
Евгения

Евгения Козачок   16.03.2016 17:32     Заявить о нарушении