Билет на балет

               
                / ГИМН БИЛЕТУ И КАРТЕ/
               Всё гениальное-просто!
               В этом ещё раз убеждаешься, когда знакомишься со стихотворением Р.Лисиц «Билет на балет» .В двух словах «билет на балет» изложен исторический спор физиков и лириков. И не случайно, что данное стихотворение стало очень популярной песней, музыку к которой написал её исполнитель, композитор Игорь Корнелюк.
                Вот как один из поклонников этой песни философски рассуждает о её содержании. Как и в остальных песнях Корнелюка, в этой, несмотря на простоту  и кажущуюся абсурдность и нелепость художественных образов, даже примитивность, в глубине скрыт глубокий философский подтекст.

               Лирический герой песни так же,как и героиня советской кинокомедии "Зайчик",весь в искусстве и,естественно, оторван от грубой материальной действительности.Он полностью погружён в мир искусства, в мир грёз. Он живёт одной только тягой и страстью к высоким вершинам духовной жизни и совершенства, но не может удовлетворить свои эстетические потребности из – за мелких и, как ему кажется, ненужных мелких житейских и бытовых проблем, которые атакуют его с завидным  упорством, постоянством и настойчивостью, оборачиваясь, в конечном итоге для него, сущим кошмаром и даже адом.

                И один из таких повседневных жизненных кошмаров, разумеется, трамвай, как непреодолимое препятствие на пути к высокому искусству - балету.К Большому театру.Трамвай,как трамва!Травма!Травмай!
                Вот как звучит это в тексте песни:
                - Предъявите билет!
                Что я мог сказать в ответ:
                - Вот билет на балет.
                На трамвай билета нет.
                И так с незадачливым пассажиром  происходит каждый раз, когда он, с большим трудом купив билет на балет, едет на трамвае на встречу с высоким искусством. Следовательно, он – безбилетный пассажир, безбилетник, а проще говоря,- заяц. И должен теперь по закону об административных нарушениях оплатить не только стоимость проезда на трамвае, но и ещё штраф за безбилетный проезд. Тяга к высокому искусству не освобождает зрителя Большого театра и поклонника Терпсихоры от власти «тьмы низких истин» в виде, как ему представляется, презренного и жалкого билета на какой-то трамвай.

                Какой всё-таки совершенно удивительный и универсальный государственный документ – билет! И удостоверение личности, и оплата за услуги, и членство в организации. И какой живучий во все времена, без которого человечество до сих пор никак не может обойтись. И даже не торопится с ним расстаться. И в каких только видах и формах билет не выступает. Без него не может состояться ни одно серьёзное мероприятие, поскольку вход на которое может быть только по пригласительным билетам. Иногда просто по билетам. Именно билет даёт и подтверждает право беспрепятственного прохода на спектакль в театр, на кинофильм в кинотеатр, на эстрадный концерт, на представление в цирк, на публичную лекцию. Да и мало ли ещё куда! Билет обязателен на автобус, на поезд, на самолёт, на теплоход. И даже в баню вас не пропустят без билета. И в библиотеку.
                А уж сколько неприятностей и огорчений многим доставлял и ещё будет приносить экзаменационный билет! Тот, кто хоть один раз в жизни подходил к столу с экзаменационными билетами, помнит, как замирало от неожиданных предчувствий сердце. Этот факт студенческой жизни ярко и образно запечатлел в новелле «Наваждение» режиссёр фильма «Операция Ы» Леонид Гайдай. Но прежде, чем вытащить счастливый экзаменационный билет, его  хозяин должен стать правообладателем студенческого билета. Правда, если ему до этого времени не успеют вручить военный билет, чтобы исполнить перед страной свой почётный воинский долг.Но он мог получить и белый билет.
                Страшнее всего было получить волчий билет.
                А вот в зелёном лесу никто про "волчий билет" и не вспомнит,зато ты должен обязательно предъявить свой лесорубочный билет,в том числе и на новогоднюю ёлку.   
                А какие широкие перспективы и горизонты раскрывал перед советским человеком партийный билет! С ним смело можно было открывать все двери и штурмовать самые высокие вершины гражданской и политической жизни. И не было в жизни советского человека более страшной угрозы, чем «положить партбилет на стол».Не все выдерживали подобное страшное испытание. Особенно те, кто занимали очень высокие посты. Партийный билет сформировал в Советском Союзе нерушимый блок коммунистов и беспартийных, с которым страна выступала на выборах всех уровней, особенно в Верховный Совет СССР.
                Но,с другой стороны,партийный билет и обязывал находиться на передовой линии огня с большим риском для своей жизни.Такая единственная жизненная привилегия была только у человека с партийным билетом.Именно об этом советский военный фильм "В бой идут одни "старики". 
                В 1936 году И.А.Пырьев даже снял художественный фильм под таким названием "Партийный билет",повествующий о трудных временах повседневной охоты на вредителей и врагов советского народа.Страны Великой Октябрьской социалистической революции.Социальной революции.Социума...
                Кстати,существовала мера уголовной ответственности за то,что человек намеренно скрывал своё истинное социальное положение/происхождение/ при вступлении в ВКП/б/ или ВЛКСМ.

                Партийному билету обязательно предшествовал комсомольский билет, без наличия которого о партийных должностях, тем более очень высоких, можно было забыть. Тесные взаимодействия партии  и комсомола образно показал перестроечный фильм «ЧП районного масштаба».Естественно, нельзя забывать о значении и важности в Советском Союзе профсоюзного билета. Кто внимательно читал М.М.Зощенко, тот наверняка обращал на это внимание. Человек труда в добрые советские времена был на первом плане. И поэтому фильм Н.Губенко «Из жизни отдыхающих» не был характерным для советского трудового образа жизни. Как и не был типичным для советского кино фильм Ю. Райзмана «Частная жизнь». Основу трудовой советской жизни составляли трудоголики, представляющие тот или иной профессиональный союз. Возглавлял их ВЦСПС. Для тех, кто не жил в Советском Союзе, расшифровываю:Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов. У творческих союзов, почему-то, такого центрального руководящего и направляющего органа не было, хотя соответствующие билеты в наличии имелись. И даже при наличии билетов творческие союзы не сыграли той решающей политической роли, которую ждали от интеллигентов в гражданском обществе.

                Сколько художественных произведений посвящено билету. На билетную тему не гнушались выступать даже классики Например, рассказ А.П.Чехова «Выигрышный билет».Автор прямо предупреждает читателей, как опасно быть обладателем выигрышного билета, ибо воображение при этом  может разыграться до такого болезненного состояния, что человек теряет всякую разумную связь с действительностью. Тут недалеко и до безумного, безумного, безумного мира…А какие нравственные и социально-политические коллизии стоят за выигрышным билетом в фильме Л.Гайдая «Спортлото 82».Казалось бы, цивилизованные люди, а в погоне за выигрышным билетом издают даже звериный рык и готовы разорвать другу друга в клочья. Вот такие дикие и бурные африканские страсти способен вызвать выигрышный билет.
                Художественный фильм Э.Рязанова «Зигзаг удачи» тоже о выигрышном билете. Кто бы мог представить себе хоть на минуту, что этот жалкий и ничтожный клочек бумажки содержит в себе какое-то магическое воздействие и способен очень легко и быстро расколоть на два враждующих и непримиримых лагеря врагов дружный трудовой  советский коллектив. Всколыхнуть неуправляемую и неукротимую бурю диких животных страстей у тех, кто только что гордо именовали себя разумными людьми и клятвенно утверждали, что именно они созданы по образу и подобию бога. И что они не имеют никакого отношения к обезьянам, от которых  якобы произошли, по Дарвину.

                Оскароносный фильм В.Меньшова «Москва слезам не верит»,как это кому-то ни покажется странным, тоже о выигрышном билете, тоже на билетную тему. Более того, он даже формирует и формулирует целую философскую теорию на этот счёт. Помните, что говорит одна из трёх главных героинь Людмила: «Жизнь – это большая лотерея». Надо только вытащить счастливый, выигрышный билет. И таким выигрышным билетом  для Людмилы становится …любовь! Да, любовь, как форма диагноза и приманки в охоте за выгодным и престижным женихом. Цель оправдывает средства её достижения. И Людмила не стесняет себя ни в каких средствах. В её крови просыпается чувство азартного игрока. Игромана. И она, подбив на авантюру свою подругу Катю, добивается поставленной цели. Получает такой желаемый и долгожданный выигрышный билет, но он не приносит ей ожидаемого счастья. Наоборот, она остаётся, как и та хорошо известная героиня из сказки Пушкина, у разбитого корыта. А всё потому, что не хлебом единым жив человек. Об этом ещё предупреждал читателей в своей народной поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасов.
                В пьесе «На каждого мудреца довольно простоты» А.Н.Островского появляется герой по фамилии Глумов. Фамилия очень понравилась русскому сатирику М.Е.Салтыкову – Щедрину, и он не раз использовал её в своих произведениях. С появлением героя с такой символической фамилией можно говорить о социальном явлении не только в жизни российского народа, но и в целом в жизни человечества. И название данному явлению – глумовщина. И основной признак данного отрицательного социального явления связан с игроманией, с духом азартного игрока, с достоевщиной. И не случайно, потому что фамилия Глумова происходит от старинного русского слова глум - игра. Так что, когда человек глумится, означает не что иное как игру, шутовство, дурачество,скоморошничество, балаган, цирк в переносном смысле данного слова. Вся наша жизнь - игра!Игра в большую лотерею!Конкурентная борьба за выигрышный билет.За первое свято место,которое пусто не бывает.
                Так что известный американский фильм «Этот безумный, безумный, безумный мир» - о глумовщине. О глуповщине. Этой острой и злободневной теме посвящён и фильм Э.Рязанова «Необыкновенные приключения итальянцев в России».
                Вот как сам режиссёр трактует свое художественное произведение.
                «Стенли Крамер в своём «Безумном, безумном, безумном мире»   вскрыл омерзительную сущность людей. Деньги делают из человека скотину, животное, которое не останавливается ни перед чем, утверждал Крамер. Его фильм был злым, резким, сатиричным.               
                Наша картина по своему сценарному ходу походила на «Безумный, безумный, безумный мир». Так же, как  у Крамера, группа людей отправлялась за сокровищем. Они тоже оказались конкурентами, врагами строили друг другу козни. И тем не менее наш фильм отличается от крамеровского в первую очередь принципиально иной авторской позицией. Нам хотелось показать людей добрых, симпатичных, милых. В каждом участнике этой истории я старался найти искренние, тёплые, гуманные чёрточки. Несмотря на  конкуренцию, погони, драки, преследования, зритель должен ощущать, что все «зверства» как бы не всерьёз».

                Сокровища, за поисками которых отправляются герои как крамеровского, так и рязановского фильмов, по существу, те же выигрышные билеты для глумовцев, для глумовщины, для «джельтменов удачи», для «солдат удачи». Та же игромания. Тот же неукротимый и неугасимый азарт игрока. Тот же «зигзаг удачи». Тот же дух приключений, романтизма, авантюризма и безумия. Те же непрекращающиеся «крысиные бега».Вечная билетная тема. И билет на балет, а не на трамвай. Не на траВмай. История, как и художественная литература, ничему не учит глумовцев. И не научит. Это показывает история с финансовыми пирамидами Мавроди. Глумовцы по –прежнему тупо видят весь смысл своей жизни только в азартной погоне за выигрышным билетом. Но, как говорится в одном очень известном фильме на ту же билетную тему, Раз на раз не приходится. Словом, и на старуху бывает проруха.

                Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» напрямую имеет отношение к билетной теме. Главная его героиня Соня Мармеладова тоже хотела бы купить билет на балет, но в результате объективно сложившихся исторических обстоятельств капиталистического общества она вынуждена была жить не по своей доброй воле, а по «жёлтому билету».Он заменял Соне гражданский паспорт. Одно время дополнением к «жёлтому билету» была обязательная для всех проституток профессиональная спецодежда. Под страхом тюремного заключения они должны были носить специальное жёлтое платье. Таким образом, жёлтый цвет стал символом данной профессии. А «жёлтым билетом» жрицы любви именовали медицинское свидетельство проститутки.
                И если литературный образ Раскольникова раскрывал мужскую линию бунтаря - одиночки, то литературный образ Сони Мармеладовой был совсем противоположный, антипод Раскольникову и осуществлял собой женскую линию смирения… Послушания и покорности. Словом, символом жертвенной социальной кротости. Сродни толстовству. Эта линия женского поведения очень хорошо прослеживается в индийском фильме «Богатые и бедные».

                В противовес этому, как антипод, существует классический образ Эстер из американского фильма «Алая буква».И если Соня Мармеладова смиренно жила по «жёлтому билету», то строптивая Эстер из-за своей половой неудовлетворённости и невоздержанности вынуждена была публично по жизни носить  на груди общественное клеймо позора в виде «Алой буквы».

                И в завершение о самых главных билетах. Их ещё именуют государственными казначейскими билетами и банковскими билетами. Словом, о бумажных денежных знаках. Помните, как в истерике кричала хозяйка частного приюта на юге из фильма А.Суриковой «Будьте моим мужем» : «Не нужны мне ни дорожные знаки, ни денежные знаки!» У великого комбинатора Остапа Бендера, тоже подвизавшегося на берегу Чёрного моря, на этот счёт было совсем противоположное мнение.
                Потеряв перед самым носом выигрышный билет в виде сокровищ, которые были спрятаны в одном из 12 старинных стульев, он не отчаялся. А решил переквалифицироваться из детей лейтенанта Шмидта, говоря современным языком, в коллектора. И тут же начал «выбивать» долги перед государством с миллионера Корейко, но, естественно, не в  государственный, а в свой собственный карман. Таким образом, Остап Бендер попытался неофициально оспорить  монопольное право государства на владение государственными казначейскими билетами и банковскими билетами. И тем самым вступил с государством, как частник, в непримиримую конкурентную борьбу. Но он ещё не знал, что значит играть с государством в азартные игры. Можешь остаться не только без бумажных денежных билетов, но и вообще без государства и без гражданства.И даже без... штанов,да простят мою поэтическую вольность чопорные английские дамы!
                У сильного всегда бессильный виноват…
                Нынешние потомки Остапа Бендера далеко превзошли своего учителя. И всё потому, что вовремя переквалифицировались, перестроились в перестроечные горбачёвские времена и пристроились… олигархами.

               P.S.Фраза "билет на балет"из водевиля В.А.Соллогуба "Беда от нежного сердца"


Рецензии
Прекрасно, Василий. Высокий класс, как говорил Остап Бендер. Очень подробно, обстоятельно, вместе с тем иронично, и тонко. Вот только Мельпомена Вас подкачала. Она является покровительницей трагедии, поэтому лирический герой песни Корнелюка скорее всего поклоняется Терпсихоре - музе покровительствующей танцам. В остальном - всё здорово! Спасибо, что пригласили. С уважением, Алексей.

Алексей Городилов   09.03.2016 14:30     Заявить о нарушении
Спасибо.Исправил.

Василий Насонов   09.03.2016 17:17   Заявить о нарушении