Крест Артура Конан - Дойля

Крестом писателя на всю жизнь, той тяжестью, которую он вынужден был нести стал его герой - сыщик с Бейкер - стрит, придуманный им случайно. И, как оказалось, очень вовремя, ибо сыщик кормил всю его жизнь. В этом и состоит парадокс: в принципе, рассказы и повести про сыщика - это некий маскульт, у Конан - Дойля есть произведения рангом повыше. Например, его фантастика, или его рассказы про наполеоновскую эпоху, его пиратский цикл. Кстати, все это очень классные вещи, написанные на высочайшем уровне. Особенно, пиратский цикл. В нем автор достигает высот Стивенсона. Но кто помнит капитана Шарки? Кто помнит бригадира Жерара? Да и профессора Челенджера, если и вспоминают, то редко. совсем забылись исторические романы. А Шерлок Холмс живее всех живых. Он обрел собственную жизнь, независимо от авторского замысла. Собственно, в замысле том было стремление уничтожить героя. Но читатели не простили этого автору. Герой оказался выше авторской воли.
В чем причина подобного успеха?
Первая, и главная. Шерлок - первый супермен. Причем, дело происходило задолго до комиксовой эпохи. Он идеален, у него только одна слабость - морфий. Но слабость эта была простительна в ту эпоху. Конечно, это не живой персонаж. Живыми стали патер Браун или Эркюль Пуара с мисс Марпл. Он - комиксовый, ходульный персонаж. Суть таких персонажей - не жить, а совершать подвиги. Каждый рассказ - это событие, описание подвига героя. Каждый раз он выходит победителем. Причем, каждый рассказ - это детальна обработанная схема. В начале идет легкая разминка, затем появляется потерпевший, затем идет расследование, и в самом конце, Шерлок выкладывает Ватсону, соответственно, читателям всю подноготную всей истории. Повести чуть более обширнее, но в целом, укладываются в ту же схему. Сами рассказы заполнены речью героев, речь от автора очень кратка. И сами рассказы напоминают по прямой речи героев маленькие пьесы. Это бульварная проза, суть которой проста: развлечь читателей. Отсюда, и авторская фантазия в осуществлении преступных замыслов. Как и в бульварной литературе, здесь появляются бульварные злодеи. Главный из которых Мориарти, в фамилии которого заключено слово смерти. Это такой книжный злодей. Зло он творит просто потому что творит зло. Он - злодей. Такая у него функция. И никаких особых авторских мотивирок не нужно. Как и для героя. У них такая функция быть героем. Кстати, Мориарти появляется всего в одном рассказе Конан - Дойля. Всего лишь в одном. Зато какую роль он занял в мифологии.  Другой тип злодея - это злодей, который борется за наследство. Причем, он в борьбе использует оригинальные средства. Например, животных. собаку или змею. Тут следуют фантастические допущения, ибо и собака не может бегать с мордой, измазанной фосфором, и светит в темноте. Ни змея, не может ползать по стенам.  И вообще, рассказы по сути своей фантастичны. Но Шерлок ловко делает выводы и это всегда нравится читателям. Причем, до психологических изысков он не доходит. Это более позднее открытие. Все его расследование касается только следственно - причинных связей. Иногда все это выглядит смешно. По сути, Шерлок не сыщик, а, скорее, криминалист, ибо оперативной работой он не занимается. Вся его оперативная работа сведена к маскараду. Наконец, третий вид злодея - это великосветский злодей, злодей -аристократ. Иногда ему нужно опорочить честь дамы, иногда вызвать светский, или международный скандал. Четвертый вид злодея, более поздний, это шпион. Как правило, германский, ибо Германия слыла главным врагом Британской империи.
Хронология рассказов велика. По сути, это жизнеописание на протяжении сорока лет. Итак, публика любит героев, а критикам остается только анализировать причины этой любви или ненависти.


Рецензии
_Агата Миллер гордилась тем, что она-ремесленник
_даже это не противоречит мысли, что Конан-Дойл использовал некий конструктор
_в таком случае, это должно быть известно
_я не удивлюсь, если в амплуа его героев использовались стандартные английские мотивы
_я знакома с некоторым видом реально существующей шоу-тайны для создания наиболее правильного образа Бэббеджа и Лавлейс
_и то, что автор текста не знаком с современными легендами о Конан-Дойле, вполне объяснимо
_они просто ещё находятся в стадии разработки
_у самого же Конан-Дойла должна была бы присутствовать шокирующая деталь,
например, гиперболизированная английская обстановка, поражающая обывателя, и обязательно в связи в главным героем
_что же касается фантастических допущений, то статья грешит только отсутствием правильной интерпретации от имени знающего англичанина
_я бы могла предложить такого человека, но Уэллс, при всём моём желании, не сможет подтвердить или опревергнуть ни одной гипотезы, касающейся английской литературы
_с уважением

Алла Спыну 3   26.01.2016 19:01     Заявить о нарушении
_Фраунгоферовы линии попали в мои руки, конечно, только уже в виде перевода
_мне подумалось, кого ещё, кроме Уэллса, я забыла
_забавный такой Армагеддон от плеяды талантливых Авторов
_а Маракотова Бездна и уничтожение тётушкино1й мебели - это уже из нашей современности
_кстати, у Уэллса, заветная дверь - это скорее проявление агрессивности,
как говорится, героическая слеза, предвестница генеральной драки...
_фактов очень мало, вот беда

Алла Спыну 3   26.01.2016 19:18   Заявить о нарушении