Людвиг ван Бетховен, Девятая симфония

Если даже у самого непросвещённого в классической музыке спросить знаком ли он c Девятой симфонией Бетховена, ответ наверняка будет утвердительным. Популярность этого произведения настолько велика, что его заключительная часть стала гимном Евросоюза, а в 2001 году оно было введено в Реестр Памяти мира ЮНЕСКО, как один из выдающихся памятников духовного наследия человечества. А вот ещё интересный факт: при создании первого компакт-диска его вмещающая способность была ориентирована на продолжительность именно 9-ой симфонии Бетховена.

Об истории создания

Симфония была заказана Бетховену Лондонским Филармоническим обществом (ЛФО). Письмо об этом было послано Фердинандом Рисом, одним из директоров ЛФО, учеником и другом композиторa. «Предложение о сочинении новой симфонии я принимаю с удовольствием, – писал Бетховен Рису 20 декабря 1822 года, подчеркнув при этом, что ему приятно работать для «первых музыкантов в Европе». Шесть месяцев спустя, в письме к эрцгерцогу Рудольфу от 1 июля 1828, мы узнаём, что работа над новым произведением полностью завладела композитором: «Я благодарю Его, который “выше звезд” (;ber den Sternen), за то, что я снова начинаю использовать мои глаза». Cлова «;ber den Sternen», очевидно, перекликаются со строкой «Uber Sternen muss er wohnen» из Оды «An die Freude» (К радости). «К концу июня, – вспоминал ближайший друг и секретарь Бетховенa Антон Шиндлер, – были закончены “Вариации на тему Диабелли”, после чего Бетховен с головой погрузился в работу над симфонией, и сразу же хорошее настроение, при котором он становился таким приятным и доступным, исчезло. Все визиты были прекращены, за исключением самых близких друзей».
Обещанный за симфонию гонорар составлял 50 фунтов стерлингов. В дополнительных условиях сообщалось, что симфония должна была быть написана к марту 1823 года, и что в течение полутора лет исключительные права на неё будут принадлежать ЛФО. Лишь по истечении указанного срока право распоряжаться исполнением симфонии переходило к автору.
Восьмую и Девятую симфонии отделяли одиннадцать лет, в течение которых Бетховен кропотливо нарабатывал фрагменты для нового крупного произведения. Идея положить на музыку Oду Шиллера «К радости» возникла ещё раньше. Написанная в 1785 году, Ода отражала доктрину Эпохи Просвещения, основополагающим принципом которой являлось достижение совершенной гармонии и социальной справедливости для всего человечества. Набросок первой части симфонии сохранился в записной книжке композитора за 1809 год, а эскиз Скерцо второй части был сделан за восемь лет до создания произведения. Последняя симфония Бетховена посвящена королю Пруссии Фридриху-Вильгельму III, герою национально-освободительной борьбы немецких княжеств против Наполеона.

Музыка

Первая часть. Аllegro
Новаторство Девятой симфонии Бетховена заключается прежде всего в грандиозности замысла, в необычности структурного построения, а также в сложности исполнения. Уже само начало было непохожим на написанное ранее. Например, Моцарт и Гайдн в своих симфониях использовали введения, которые без промедления вели к экспозиции главной темы. Собственно говоря, сам Бетховен тоже следовал этой модели в своих предыдущих симфониях. В Девятой главная тема рождается постепенно, из отдаленного, неоформленного гула. Одни сравнивают эти звуки с рождением Вселенной из хаоса, другие – с настраиванием оркестра перед концертом. Создаётся ощущение, что в этих вступительных тактах композитор сознательно избегал трёх основных элементов музыки – тональности, ритма и мелодии. Но вдруг появляются краткие, приглушенные скачки струнных, которые постепенно крепнут, собираясь в энергичную тему с пунктирным ритмом и продолжают звучать в унисон, определяя тональность симфонии – ре минор. Тема, не удержавшись на вершине, скатывается в бездну и оттуда вновь принимает своё развитие.

Вторая часть. Scherzo

Эта часть начинается очередной инновацией – использованием ударных инструментов не только в привычной роли ритмического аккомпанемента, но также как мелодическое соло. Другим крупным шагом вперёд было использование Бетховеном пауз в качестве музыкального элемента – из восьми тактов основной темы четыре не содержат звучания: концепция вполне подходящая для минимализма, современного метода композиции. В Скерцо трудно не обратить внимание на центральную мелодию Трио, в которой звучит мелодия, напоминающая русскую плясовую. Музыкальный критик А. Серов нашёл в ней схожесть с «Камаринской» М. В. Глинки. В. Ленц так описывает поведение своего друга во время первого исполнения  9-ой симфонии в Санкт-Петербурге: «Во время Скерцо Глинка, закрыв лицо руками, восклицал: “С этим ничто не может сравниться. О! Это невозможно!” Он плакал...»

Третья часть. Аdagio

Впервые в симфоническом жанре Бетховен использует проникновенное Адажио, в котором чередуются две неторопливые, просветленно-мажорные темы. Первая – мелодичная, которая в аккордах струнных инструментов со своеобразным отзывом духовых повторяется трижды и находит своё развитие в форме вариаций. А вторая – с мечтательной выразительной мелодией, напоминающей лирический вальс. В коду (последнюю вариацию первой темы) дважды резким контрастом врываются героические призывные фанфары. Но в целом музыка этой части настолько спокойна, чиста и благородна, что невольно понимаешь, что только великий мастер мог знать, как затронуть сердца и души слушателей.

Четвёртая часть. Presto

Вслед за мечтательным и размеренным Адажио вступают фанфары, барабаны и деревянные духовые инструменты в том числе контрафагот, звучащий на октаву ниже обычного фагота. Им вторят контрабасы и виолончели. Вслед за повторением темы у фанфар поочерёдно звучат темы вступительной части, затем мотивы Скерцо и Адажио. И, наконец, появляется новый мотив – его исполняют деревянные духовые. Разрастаясь до грандиозного ликующего звучания, инструментальный речитатив переходит солисту-басу. Припев подхватывает хор, продолжается варьирование темы, в которой принимают участие солисты, хор и оркестр.

Первое исполнение

Премьера Девятой симфонии состоялась 7 мая 1824 года в венском театре "У Каринтийских ворот". К сожалению, у музыкантов была возможность репетировать только два раза. Зал был полон. Бетховен, глухота которого к тому времени стала общей, не мог самостоятельно управлять оркестром. Он дирижировал вместе с Михаэлем Умплауфом. По высказыванию Антона Шиндлера, секретаря и первого биографа Бетховена, прием был «восторженнее, чем у Императора». Если для встречи Императорской семьи установленным правилом считалось аплодировать три раза, то автора 9-ой симфонии приветствовали пять раз. После пятого раза полиция была вынуждена призвать публику к тишине.
В завершение концерта произошёл инцидент, который вызвал слёзы у присутствующих в зале: когда симфония закончилась, Бетховен продолжал дирижировать, не подозревая о том, что публика уже начала аплодировать. Это продолжалось до тех пор, пока фрейлейн Унгер, которая исполняла партию альта, жестом не указала композитору повернуться к публике, чтобы тот увидел восторженную, переполненную эмоциями аудиторию.

(Использован материал из книги George Grove «Beethoven and his nine symphonies»)

Рекомендуемые записи:
Szell / Cleveland (1961, Sony), Toscanini /NBC (1952, BMG), Walter / Columbia (1959, Sony), Karajan / Berlin (1963, DG), Bernstein / NY (1964, Sony), Harnoncourt / Chamber Orchestra of Europe (1991, Teldec), Reiner / Chicago (1961, RCA), Abbado / Berlin (2000, DG), Klemperer / Philharmonia (1957, EMI), Celibidache / Munich (1989, EMI).

В музыкальной среде существует суеверие, что начиная с Бетховена, всякий композитор, написавший Девятую симфонию, умирает вскоре после этого. Считается, что впервые о так называемом «проклятии девятой симфонии» рассказал австрийский композитор Арнольд Шёнберг, приписав изобретение этого предрассудка Густаву Малеру. Согласно Шёнбергу, Малер имел в виду два прецедента: самого Бетховена, умершего во время работы над Десятой симфонией и Антона Брукнера, в конце жизни работающего над Девятой симфонией. Малер, по утверждению Шёнберга, увидел во всём этом мистическую закономерность и попытался обойти её, дав подзаголовок «симфония» своему произведению «Песнь о земле». После этого он завершил свою Девятую симфонию и умер во время работы над Десятой.
В дальнейшем в число композиторов, на которых распространилось данное «проклятие», стали включать Франца Шуберта и Антонина Дворжака. В настоящее время вспоминающие о «проклятии девятой симфонии» приводят целый ряд композиторов XX века, чьё симфоническое творчество остановилось на девятой симфонии. Наиболее значительные среди этих имён Ральф Воан Уильямс, Малькольм Арнольд, Курт Аттерберг и Альфред Шнитке. Александр Глазунов во второй половине 1900-х годов начал работу над своей Девятой симфонией, но отложил по завершении первой части и более к замыслу не возвращался, прожив после этого ещё два с половиной десятилетия.


Рецензии