Слово и звук

       Каждый автор пишет по-своему,основываясь только на своих личных понятиях творчества.Давайте рассмотрим творчество более или менее известных,исходя из моего понятия "творчества",понятия  звука.
       Что для меня любое литературное произведение?Совокупность слов,составленных в определённом порядке и несущих определённую логическую нагрузку.
       Определённый порядок."Словосочетание" - не математика,и здесь "А+В" практически всегда не равно "В+А".("Казнить нельзя помиловать" - совсем другое).Когда составляешь предложение - оно должно быть созвучно абзацу,а абзац - главе,а глава - общему звучанию произведения.Чуть раньше я говорил про "бывших" журналистов,вдруг начавших писать.Нет - люди с большим жизненным опытом всегда найдут о чём рассказать,но в абсолютном большинстве их стиль безнадёжно испорчен "газетным форматом" - желанием "сэкономить пространство" написанного.Газеты и журналы - это не творчество,а средство передачи информации - сжатой "до одного атома".Диккенс - наиболее известный пример,но его творчество я знаю только в переводе и вполне возможно,что каждый переводчик по возможности "смягчал" его тексты.
       А фразы,если можно так выразиться,должны звучать "музыкально",гармонично.Человеческий мозг сам по себе гармоничен и поэтому,когда вы слышите какое-то музыкальное произведение,не важно - попсовую песню или симфонию,после определённой ноты вы ждёте следующую "определённую" ноту;так устроен мозг.
       Вот это и есть "определённый порядок",гармония слов.Вы хотите усилить впечатление - пожалуйста,слова должны быть со "звонкими" согласными;расслабление - с "глухими".Гласные тоже имеют значение - разницу между,скажем,"о" и "а" определите сами,просто сопоставив слова с одним лишь "о" и "а":звучание разное.
       Соотношение собственно текста и диалогов тоже важно:текст читатель "думает",а диалоги "слушает".Чего вы хотите достичь?Думайте сами - хотите дать читателю "передышку","запускайте" диалог.Но не переусердствуйте.
       Логическая нагрузка,"святая святых" любого произведения.Общепринято,что кульминация должна быть в конце,но так ли уж это необходимо?Почему нельзя разбить одну "большую кульминацию" на несколько меньших,возрастающих по мере написания?Принцип волн - "девятый вал" всегда в конце.
       А теперь о собственно творчестве.Лев Толстой - "логик",пренебрегающий "звуком":его предложения просты и незамысловаты.Да - он достигает общей гармонии,но гораздо большими усилиями,чем требуется.Для меня он - Великий,но был бы ещё "выше",если бы вместо "прямых","отрезков" и "лучей" его фраз были ещё и "синусоиды" причастий и деепричастий.
       Достоевский - мастер причастий и деепричастий,когда одним словом запускается не только "понятие",но и "действие".Конечно,частенько он этим грешит,"упивается" собственной силой - но сила есть.
       Поэтому,на мой взгляд,Гармония - где-то посередине.Прежде всего вы должны понять - для кого именно вы пишете?Для массового читателя нельзя,массовый - он "никакой".Кто ваша аудитория?
       Конечно,можно писать "для себя",как я пишу - но я тоже "подгоняю" тексты под определённое восприятие,под определённого читателя.Массовый читатель мне не нужен - это оскорбление.
      


Рецензии