Введение

  Аннотация.

      Книга рассчитана на специфический круг читателей, которые в своей деятельности проявляют элементы творчества (изменчивости по Дарвину). Для них автор открывает пути постижения загадочного мира людей. Книга будет полезна всем тем, кто интересуется проблемами общественных отношений, тем, кто управляет большими или малыми коллективами, тем, кто ищет ответы на извечные вопросы бытия, тем, кто хочет хоть как-то изменить свою жизнь.      
 
      
      Ощущаем ли мы ход времени?
      Безусловно. Но все –  по-разному.
      Каждый из нас в различный момент воспринимает течение времени по-своему: или не замечает его (это чаще всего), или вовсе не задумывается «о времени и о себе», или удивляется, спохватившись о прожитых днях.
      Наши отношения со временем можно уподобить лицезрению часов без секундной стрелки. Видеть ход времени мы не в силах, фиксировать его неумолимое движение приходится по необходимости, при этом благополучно забывать о прожитом мгновении.
      Тем не менее, мы твёрдо знаем, что время не возможно ни затормозить, ни остановить, ни вернуть назад. Эта уверенность обретена в результате беспрерывной работы нашей памяти. Но она, в отличие от компьютерной, ведёт себя очень странно. Некоторые файлы бывают беспричинно кем-то удалены, некоторые (то ли наши, то ли наших вероятных оппонентов) со временем искажаются до такой степени, что одни и те же объективные события становятся в памяти настолько субъективными, что установить истину бывает не возможно без документального подтверждения. Наша память больше напоминает угодливую служанку, чем папку с сохранёнными файлами. Если события, которые мы пережили когда-то, не вписываются в канву теперешнего видения, то происходили они, как бы, не с нами. И вспоминать о них совершенно нет необходимости. И покорная нам память постепенно стирает те подробности пережитого времени, которые не соответствуют перепрограммированному сознанию.
      Например, строительство коммунизма. До 1991 года (прошло-то 23 года) всё наше население было вовлечено в построение общества, целью которого было создание социума, в котором каждый мог получить «по потребности», реализуя свои способности. Многие достаточно учёные люди отдавали все свои способности, чтобы придавать идее научного коммунизма объективную неотвратимость. Сегодня их (нас в прошлом) будто и не было. Не хотят вспоминать о светлом будущем (именно, будущем!) даже сегодняшние коммунисты.
      Ау! Где вы? Где вы, преданные идее равенства, братства и счастья, мечтатели?
      А в ответ тишина…
      
      Но, речь не о них. Давайте, не слишком напрягая память, признаем сегодня победу коммунистического строя для зажиточной части населения, да и, пожалуй, для «среднего класса». Да-да, не удивляйтесь, мы сегодня живём в коммунизме!      
      Если человеку для полноценной жизни достаточно «хлеба и зрелищ», то чаяния «прогрессивного человечества» о коммунистическом рае, можно сказать, свершились.
      Партийный лозунг «каждому – по потребности» для многих сегодня стал реально претворён в жизнь! В отличие от социалистических в сегодняшних магазинах прилавки ломятся от изобилия товаров. Люди могут себе позволить купить если не всё, то очень многое. И стало очевидным, что материальные потребности человека не знают границ по простой причине: внутренняя неуёмность человеческой души вовсе не связана с обладанием каких-то побрякушек. Мираж счастья «в удовлетворении всё возрастающих материальных потребностей трудящихся» исчезает, как только мы приглядимся к тем «счастливчикам», которые обладают всевозможными роскошными предметами.
      «Качество жизни», безусловно, зависит от материальных благ, но гармония жизни богатых людей ставится под большое сомнение.  Развитое общество потребления, пресыщенное товарами и услугами, которые только можно изобрести, в своём движении потребительского бума  приходит к неизбежному тупику. Так что с «хлебом» всё более или менее проясняется – «не хлебом единым жив человек» был многие века, а теперь и подавно.
      Что же со «зрелищами»?
      Духовная пища после наступившей информационной революции, когда пользователи интернетом в буквальном смысле слова могут жить в виртуальном мире, настолько разнообразна, что превышает потребности любого цивилизованного человека!
      Достижения цифровой революции сделали человека счастливым?
      Получила ли душа человека райскую безмятежность?
      Что нам скажет наша память?
      Блага, которые получает каждое поколение, как правило, не замечаются этим поколением. Так же как здоровье человека: если оно в порядке, зачем о нём думать?
      Наша память не зафиксировала никаких качественных скачков ни в материальной сфере, ни тем более в духовной. Человеку всегда чего-то не хватает. Всегда он находится во власти желаний – осознанных или бессознательных, духовных или материальных. Изменчивость живых организмов, которую открыл Дарвин, никуда не исчезла и в наш век всех свершившихся мыслимых революций. Человек по своей сути ненасытен! Иначе развитие, а значит и жизнь, прекратится.   
      А всё-таки, что не даёт человеку получить духовную пищу в необходимом количестве при наличии существующих демократических свобод и обеспеченном доступе к любой информации? Ненасытность или неспособность?  Ведь выбор сегодня огромен! Ценить возможность этого выбора в первую очередь должны те люди, которые пережили другие времена.
      Ведь совсем недавно выражать свои взгляды, не соответствующие общепринятым, было достаточно опасно. «Единство партии и народа» обеспечивалось различными способами. Свободомыслие (фактически «изменчивость» по Дарвину)  при наличии информационной цензуры зажималось. Но объективный закон эволюции действует независимо хоть от церковной инквизиции, хоть от партийной. Нет способа отключить пытливость ума. Запреты, одурманивание, оболванивание или наивные заблуждения нужны эволюции для того, чтобы сильнейший обретал свою силу в процессе борьбы с рутиной. Затем время расставляет всех по местам, устраивая ещё одну ловушку для выявления сильнейшего – без обратной связи, без объективной памяти человек вновь наступает на одни и те же грабли, повторяя свои ошибки.       
      Поэтому полученные демократические права и свободы превратились для одних людей в новое беспрерывное потребление потока проблемных либо усыпляющих сознание раздражителей, другим людям оказалось достаточным оставаться в своём уже созданном мире иллюзий. Информационная революция и соответствующая свобода самовыражения отнюдь не привела к качественным подвижкам в массовом сознании и создании новой объединяющей системы ценностей социума – некой всеобщей гармонической идиллии.      
      При этом объяснить косность и консерватизм многих умов  ностальгией о прошлом, как чувством сожаления о прошедшей молодости, будет слишком поверхностно. Но вопрос не в этом. Вопрос в духовных ценностях и способах обладания ими. Спрашивается, если наше общество является достаточно открытым, так почему сегодня в нашем государстве не сложилась единая объединяющая социум идеология, как это мы наблюдали в годы построения коммунизма? Да что там идеология, на очень простые вещи у людей существуют противоположные взгляды.
      Вот пример.
      Проезжаем в черте города по объездной дороге. На обочинах вывален строительный, торговый и бытовой мусор: картина удручающая. С этим все согласны. А вот мнение о причинах такого безобразия – бескультурье или высокие цены местного мусороперерабатывающего завода – каждый, сидевший в машине, оставил при себе, не смотря на бурную дискуссию.


Рецензии
"но гармония жизни богатых людей ставится под большое сомнение"

эту идею многие ставят под сомнение. Тем не менее, сталкиваясь с этой публикой и довольно часто, я убедился, что это именно так. Достигнув полного материального изобилия, они вдруг ощущают себя в пустоте и начинают искать какое-то занятие, оправдывающее их существование именно в духовно-интеллектуальном смысле.
Отсюда, слава Богу, филантропия, политические амбиции (не слава Богу), и прочие, иногда довольно смешные вещи. Собирание коллекций - не худшее среди этих вещей.
А уж их личная жизнь! Тут уж никакие деньги не спасают.

Михаил Гольдентул   28.07.2016 20:40     Заявить о нарушении
Спасибо, Михаил. Польщён вниманием.

Виктор Попов 7   29.07.2016 03:48   Заявить о нарушении