Система ценностей

Часто можно наблюдать такую картину: какие-то понятия одному человеку кажутся само собой разумеющимися, другому же оказываются не доступными и не достижимыми для его рассудка. Скорее не рассудка, а его внутренней культуры.   
      Может быть, успешно работает «система оболванивания» рабочего класса и крестьянства, которой нас пугали в недалёком прошлом коммунисты? Да, вроде, нет. Не встречал уж слишком «оболваненных». Ведь на вопрос, зачем вы смотрите по телевизору всякую чушь, отвечают вполне разумно: «Это способ расслабиться». Тогда дипломатично  можно полагать, что у каждого человека своя система ценностей.
      Но раз мы объедены общей группировкой, государством, социумом нам просто необходима единая система ценностей.
      И она видимо есть, но какая? Та, которую проповедуют средства массовой информации, имеющие высокие рейтинги? Вряд ли, потому что сегодня они в основном развлекают. К тому же проверенные временем нравственные установки  часто остаются на задворках, а торжествуют «революционные» идеологические «находки»: будь то фашизм, то коммунизм, то радикальный исламизм.
      Несмотря на идеологические шараханья, безусловно, мы наблюдаем прогресс становления системы ценностей того или иного общества. Когда-то считалось в порядке вещей захватывать чужие государства, сегодня мировым сообществом признано безусловным право на суверенитет  больших и малых народов, а в демократических государствах правам человека отдаётся предпочтение перед его обязанностями.
      Что касается нас, россиян, то принципиальное отличие нашей сегодняшней жизни от жизни в Советском Союзе, заключается в наличии частной собственности вместо экспериментальной, в недалёком прошлом общенародной, многие обладатели которой могут поведать о её обладании.
      Проблемы раздвоения сознания или утери нравственного стержня нашего думающего человека легко можно объяснить сменой общественной формации. Мы поменяли форму собственности, а идеологию пытаемся сохранить старую. Об этом свидетельствует и процент коммунистов в Думе (20%), и процент неголосующего населения (40%), и неспособность интеллектуальной элиты внятно объяснить расслоение общества на классы в бывшем когда-то общенародным государстве.
      Как глоток свежего воздуха всем нам нужно воспринимать телепередачи, дискуссии, статьи и произведения, посвященные вечным темам бытия и созидания «системы ценностей». Только открытым способом выражения идей, переосмысления ошибок и анализом полученного опыта мы можем выверить своё направление в движении и развитии (значит и в выживании) нашего этноса. И если за последние годы убыль населения страны, в которой мы живём, ежегодно составляла один миллион, то вопрос выживаемости нас с вами вовсе не праздный.
      Вопрос извечный: быть или не быть!
      Кого-то он волнует, кого-то нет. Но касается он всех. И вопрос выживания этноса напрямую связан с его «системой ценностей», духовной идеологией социума.
      Вот почему:
• один народ сорок лет блуждал по пустыне в поисках своей земли, потом стал считать себя «богоизбранным»;
• другой народ семьдесят лет пытался создать коммунистический рай на отдельно взятой территории;
• третий народ провозгласил себя самой «полноценной» нацией, уничтожая            «неполноценных»;
• четвёртый народ поражает способностью генерировать из своей среды шахидов, активных экстремистов-фанатиков, бессмертных «камикадзе»;
• пятый народ считает внедрение «демократических» ценностей другим народам с помощью современного оружия вполне приемлемой морально-этической нормой.
      С точки зрения теории эволюции, перечисленные процессы – это что?
      Естественный отбор, обеспечивающий выживание сильнейшего?
      Оставим этот вопрос для других глав. На приведенных примерах важно понять, что люди, одержимые идеей, способны на любые свершения.
      Поэтому каждый народ, каждая нация, если она хочет отстоять свою самость, кроме армии, должна иметь объединяющую «систему ценностей». Даже наоборот – сначала «систему ценностей», а затем уже её защиту.
      Всё, о чём говорилось выше, является прописными истинами, но без этого предисловия не обойтись. Человечество всегда имело и имеет базовые ценности, которые помогали людям жить и процветать. Как мы понимаем, «система ценностей» меняется во времени и пространстве (территории). Следовательно, выживает тот, кто лучше приспосабливается не только к климатическим изменениям, но и к социальным, которые зависят от принятой идеологии. 
      Самое же главное в выживании и приспособлении будет понимание и оценка исторического опыта «твоего этноса» (хороший термин). И будет очень прекрасно, если с критерием оценки наших деяний мы не ошибёмся.
      Почему же мы, русской народ, в этом движении или заблудились, или движемся в потёмках на ощупь?
      Соседи-китайцы как 500 лет до новой эры обрели систему ценностей в учении Конфуция, так до сих пор ею пользуются, не отрицая коммунистические взгляды.
      Или индусы – им не нужен никакой плюрализм или толерантность, они у них в крови (в современном понимании –  в генах). Индусы на летних Олимпийских играх в Лондоне не завоевали ни одной золотой медали, и это при населении в 1,2 млрд. человек. Объяснить бедностью или отсталостью страны такой парадокс не получится. Эфиопия при населении в 15 раз меньшим и доходом на душу населения в два раза меньшим, чем в Индии, получила на той же олимпиаде 3 золотых, одну серебряную и 3 бронзовых медали. КНДР с населением ещё меньшим (24,4 млн. человек) завоевала(!) четыре золотых и две бронзовых медали, уступая Индии же в доходах. Индия занимает 118 место в мире в рейтинге по паритету покупательской способности на душу населения, КНДР – 197-е.
      К оценке спортивных побед у советских коммунистов, например, был свой подход. Они видели прямую зависимость между спортивными результатами и уровнем прогресса общественного строя. И сегодня некоторые государства воспринимают поражения своих сборных в игровых видах спорта как национальную трагедию, а в случае победы устраивают карнавалы. Такая «система ценностей», видимо, способствует сплочению нации.
      Что же можно сказать в защиту спортивных «достижений» индусов, которые, думается, в такой защите не нуждаются? Что-то можно об этом сказать только после внимательного анализа «системы ценностей» в самом профессиональном спорте.
      Если критически подойти к сегодняшним проблемам индустрии спорта, то тому состязанию, которое изначально задумывал Кубертен, возродивший Олимпийские игры, уже нет места. Зачастую профессиональный спорт с его перегрузками калечит здоровье спортсменов, насквозь пронизан коммерцией и допингом. Он больше напоминает срежессированное шоу, чем состязание, в котором важна и честная победа, и участие. В спорте, как в зеркале жизни, отражается система ценностей общества потребления, к которому большинство из нас невольно стремится.
      Кроме индусов. Получается, что у индусов другие ценности.
      Базовые ценности у народов разные.
      И второе. Прежде чем анализировать ту или иную систему ценностей какого-либо социума, нужно не забывать о той эпохе, в которой происходили события, и соответственно ей рассматривать критерии оценки ценностей. Ведь было время, когда убить врага считалось высшей доблестью, сейчас мораль нам диктует: «не убий» и «возлюби ближнего, как самого себя».
      Но убийства на земле происходят постоянно.
      Может просто железная хватка Естественного Отбора спряталась под маской добродетели? То бишь, как побеждал сильнейший, так он и побеждает. Если это так, то давайте посмотрим, кто является этим «сильнейшим». Стоп, не будем отвлекаться, обязательно поищем ответ, но позже.
      Сейчас мы хотим найти критерии оценки для самой системы ценностей. Если в сегодняшнем мире люди продолжают усиленно уничтожать друг друга, то критерий действий его героев может быть один: система создаваемых социумом ценностей должна быть направлена на выживание соответствующего этноса!
      Вывод. При выработке обществом «системы ценностей» следует учитывать, что они меняется во времени, однако их смысл всегда должен быть ориентирован на выживание нации.
      
      Каждую идею нужно хотя бы умозрительно апробировать на практике. Разберём на примере, к чему приводит противоречие между уже сложившейся системой ценностей в обществе и способом внедрения прогрессивных идеалов.
      Злободневная тема. Коррупция.
      Рассмотрим гражданскую позицию одного рьяного борца с сегодняшними коррупционерами.
      Пока идут его рассуждения о недостатках существующей системы, всё выглядит убедительным, логичным, смелым и справедливым. На первый взгляд так и хочется если не примкнуть в его ряды, то хотя бы мысленно пожать руку этому борцу.
      Ещё бы.
      «Я горячий сторонник презумпции невиновности. Но я не собираюсь называть белое чёрным, чёрное зелёненьким в крапинку. Если человек жулик и вор, я называю его жуликом и вором в юридическом смысле. Когда я говорю: «Единая Россия» – партия жуликов и воров, я говорю в политическом и юридическом смысле». «Про каждого человека, которого мы называем  вором, у нас есть доказательства, что он вор. Я берусь в состязательном судебном процессе в отношении каждого из этих людей доказать, что он жулик и вор», –  такова оценка существующей власти.
      Когда речь заходит о борьбе самого государства с коррупцией, то отповедь существующему режиму не менее сурова: «Никакая это не антикоррупционная компания. Отчасти здесь есть стремление перехватить повестку. Потому что население просто вопит от коррупции. Все эти громкие дела не приведут к каким-то конкретным результатам, поскольку коррупция – важнейшая политическая опора этой власти». «Система бульдогов под ковром не может работать без того, чтобы один бульдог всё-таки не сожрал другого. Вот они друг друга постоянно и сжирают».
      Вполне убедительно звучат слова об ошибках предыдущего лидера – Ельцина. «Люди для достижения своих целей, достижения свободы бьются десятилетиями… Вот советский народ, когда Союз развалился, избрал Ельцина, на которого возлагались большие надежды, я и сам был ярым ельцинистом. Но он оказался отвратительным лицемерным  алкоголиком, и в итоге обменял то, что было достигнуто, во что люди верили и чего добивались на безопасность своих жуликов-родственников Тани, Вали и всех остальных… У нас сейчас продолжение исторического процесса, который оттуда начался. Мы боремся за свободу, на каком-то этапе лидеры обманули и кинули, это обернулось тем грандиозным периодом коррумпированной реакции. Сейчас идёт какая-то новая её волна. Мы должны быть спокойными и упрямыми в борьбе за свою свободу, а другого варианта нет, никакого волшебного ключика нет, нет другой страны, не будет другого будущего, не будет других нас».
      Наконец, осторожный вопрос о неотвратимости становления режима сталинизма при так обрисованной беспомощности последних лидеров в наведении должного порядка, вызывает уже безапелляционный и неаргументированный оптимизм нашего антикоррупционера: «Никакого 37-го, это какие-то крайности и преувеличения. Нашей стране нужен закон и порядок. Обеспечение законности и борьба с коррупцией означает борьбу с конкретными коррупционерами. Ротенберги, Ковальчуки должны оказаться на скамье подсудимых, в отношении этих людей есть факты, их вина рано или поздно будет доказана честным судом».
      А как сделать, чтобы суды и вся правоохранительная система стала честной и объективной?
      Вопрос вопросов!
      Прямого ответа на этот вопрос, конечно же, мы не найдём, потому что никто такого вопроса не задавал. Но этот вопрос «висит в воздухе»!
      Косвенные ответы можно найти в высказываниях нашего героя.
      «Шутка в том, что так называемые правоохранительные органы, прокуратура, Следственный комитет, суды настолько подконтрольны, что сейчас пропускают любую ерунду, любую чушь готовы признать преступлением» – это комментарий борца с коррупцией в ответ на преследование его самого.
      Теперь следует чёткий план по наведению порядка в правоохранительной системе: «Должны быть проведены люстрации. Это крупнейшая ошибка Ельцина, который сначала пытался бороться с привилегиями и номенклатурой, но когда взял власть, эта же номенклатура стала работать на него. Это не только Ельцина ошибка, наши олигархи 90-х нанимали на работу всяких там Филиппов Бобковых (начальник 5-го управления КГБ) и хвалились тем, что у них в службах безопасности работают люди, занимавшиеся преследованием диссидентов. Это показывает, что людям не нужны были свобода, равноправие и демократические ценности. Они просто лицемеры и рвачи. Конечно, не нужно было сажать всю КПСС. У меня отец был членом партии, военный не мог туда не вступить. Но те омерзительные люди, которые занимались деятельностью по очевидной фабрикации дел, по закрыванию невиновных в тюрьмах, по самой отъявленной пропаганде должны быть отстранены от должности. Вся вот эта сволочь телевизионная в советские времена гнала пропаганду, потом их оставили на всех их местах и дали возможность за деньги гнать заказуху Березовскому и Гусинскому, а сейчас точно так же гонят эту пропаганду для Путина».
      Такая вот высказана «революционная» система ценностей.
      И она легко найдёт преданных последователей. Можно не сомневаться. Потому что это мы уже проходили. И не раз. Опыт есть. Вот только ничему он нас не учит. Последнее столетие русская нация только люстрацией и занимается. И всё никак не найдёт себе хорошего царя. Говорить-то все умеют, кому верить?
      Где ж взять честных управленцев?
      Люстрация – это вид политической цензуры, практика, состоящая в законодательном ограничении прав некоторых категорий лиц на занятие государственных должностей. Видеть в этом панацею и лекарство для взращивания управленцев нового типа, честных судов и некоррумпированных чиновников очень наивно, вредно и губительно для будущего. Попробуем это доказать.
      Давайте вспомним недавнее прошлое.
      Социалистическая революция.
      Кем ты был до 1917 года? Пролетарское происхождение давало индульгенцию от всех грехов:  прошлых и будущих. В конечном итоге управленцы нового типа организовали и красный террор, и бесконечные чистки, и тотальное уничтожение населения.
      Обратный, капиталистический переворот.
      Время Ельцина начиналось с борьбы с привилегиями. А закончилось тем, что та партийная номенклатура, у которой были эти привилегии, выглядела нашкодившими мальчишками в сравнении с новой, выращенной на «демократической» волне бесстыдной  силой. Результат оказался тем же – огромные потери населения нашего этноса.
      Из приведённых примеров следует, что ни люстрацией, ни сменой политических формаций этические и нравственные проблемы не решаются, а происходит только уничтожение и вымирание русскоговорящих людей. Какая в таком случае управляет нашим общественным сознанием система ценностей?
      Направленная на разрушение, а не на созидание.
      Каждый хоть немного политически «подкованный» гражданин знает беды своей отчизны. Ещё Александр Иванович Карамзин, отвечая на вопрос государя Александра I о положении в стране, лаконично ответил: «Воруют». Это было более двухсот лет назад. Принципиально ничего не изменилось. Поэтому, прежде чем выписывать лихие антикоррупционные рецепты в виде люстраций, сначала необходимо понять истоки вороватости нашей нации.
      Если ты берёшься отследить «продолжение исторического процесса», необходимо ответить на вопрос «почему?». Почему мы одно и то же зло не можем победить веками? Неужели вся беда в дорогах и дураках? Тогда нужно вырабатывать противоборствующую этим бедам систему ценностей. Если проблема нашей нации в вороватости, то вначале нужно исследовать её причины, а уж потом выдавать рецепты. Со времён Карамзина поменялось несколько исторических формаций: на смену феодализма пришёл капитализм, его сменил экспериментальный социализм, затем пришёл вновь капитализм. А бессмертное «воруют» осталось.
      В эпоху сталинизма, когда давали тюремные сроки по закону «о колосках» (за сбор голодными людьми себе пропитания с колхозных полей), побороть воровство и коррупцию тоже не удалось, хотя она, видимо, была значительно меньше.
      В бюллетене «Население и общество» за декабрь 2007 года   российский демограф, руководитель Центра демографии и экологии человека РАН Анатолий Вишневский приводит данные о применении закона «О социалистической собственности…».  Только в РСФСР по нему было осуждено в 1932-1939 годах 183 тысячи человек, в том числе в 1933 – 103,4 тысячи, значится в статье. Из данных А.Вишневского следует, что если в 1933 году по статье о «колосках» было осуждено 103 тысячи человек, в последующие годы преследованию по ней подвергалось в среднем 11 тысяч человек в год. Для сравнения. В современной России, согласно справке МВД «Состояние преступности в Российской Федерации за январь-ноябрь 2005 года», за 11 месяцев зарегистрировано 619 тысяч случаев хищений, в том числе 3537 на железнодорожном, воздушном и водном транспорте. При том, что сейчас закон «о колосках» у нас не действует. 
      Не обошла стороной коррупция и органы НКГБ-МГБ. В первые годы Советской власти она чаще всего выражалась в злоупотреблении служебным положением при конфискациях и арестах, более похожем на грабеж, и во взяточничестве. Отчасти это было связано с бедственным положением сотрудников. Начальник Прибайкальского облотдела Госполитохраны ДВР И. И. Клиндер в ноябре 1921 г. жаловался в инстанции, сообщая о нуждах голодных сотрудников, которым не платили жалованья и не давали пайка. Чекисты ходили обедать по знакомым, а Дальбюро ЦК РКП(б) «совершенно не старалось» удовлетворять их нужды и вынуждало чекистов самим находить средства, толкая тем самым на преступления. В те же дни начальник Забайкальского облотдела Госполитохраны Ю. М. Букау писал директору ГУ ГПО, министру внутренних дел ДВР и Дальбюро ЦК РКП(б) об отчаянном материальном положении работников, которые, не получая жалованья, «поголовно голодают и не имеют обмундирования».
      В последующем коррупция в органах госбезопасности приобрела более разнообразные формы, затронув и её верхушку. В основе этого витка коррупции лежало личное обогащение. Например, во второй половине 30-годов в Тбилиси был даже открыт спецмагазин для реализации конфискованных при аресте у «врагов народа» вещей, которые приобретали за бесценок сами работники внутренних органов.
      В военные годы начальник отдела УНКГБ по Кировской области Ф. С. Лихачев, выселяя в 1944 г. население Чечено-Ингушетии и Кабардино-Балкарии, за присвоение вещей был арестован на 15 суток и уволен из «органов».
      В середине и в конце 1940-х годов основные факты коррупции среди сотрудников НКВД были связаны с «трофейным имуществом» конфискованным на территориях Европы и Маньчжурии, освобожденных в результате второй мировой войны.
      Начальник Управления контрразведки ВМФ СССР в 1943-1946 гг. генерал-лейтенант П. А. Гладков был снят за незаконное расходование крупных государственных средств, присвоение автомобилей, нормируемых продуктов и промтоваров. Также он передал три автомашины в личную собственность своим замам – генералам Карандашеву, Лебедеву и Духовичу, организовал закупку в комиссионных магазинах и у частных лиц имущества для сотрудников управления контрразведки ВМФ на 2 млн. 35 тыс. руб. В 1947 г. Гладков отделался административным взысканием. Начальник КРО УМГБ по Читинской области З. С. Протасенко в июне 1951 г. был исключен обкомом из партии за незаконный расход госсредств: работники КРО пьянствовали и растратили около 9000 руб., предназначенных для оплаты агентуры. Начальник отделения Транспортного отдела МГБ ст. Ашхабад А. Г. Кочетков в июле 1946 г. был исключен из партии и осужден на три года условно за присвоение госсредств: составил 10 ложных расписок от имени сексотов и получил по ним 2900 руб. Начальник Дубровинского РО УНКГБ-УМГБ по Тюменской области А. Д. Королев в апреле 1948 г. обкомом партии был снят с должности за присвоение госсредств (подделывал денежные документы, присвоив 7343 руб.) и как не справившийся с работой, а несколько месяцев спустя оказался под судом военного трибунала.
      Были случаи, когда чекисты брали деньги за содействие в прекращении следственных дел. В 1950 г. по заявлению своего подчиненного был арестован взяточник-кадровик Кузнецов. «При проверке указанного заявления установлено, что Кузнецов, работая в органах МГБ и используя служебное положение, систематически брал взятки. В 1948 г. за взятку в сумме 12 тыс. рублей Кузнецов оставил осужденного Гринберга отбывать наказание в Московской области вместо высылки его в отдаленные районы страны. В 1947 г. получил 4800 руб. с Богомоловой, пообещав перевести осужденного её мужа из тюрьмы в лагерь, а затем досрочно освободить его…». Начальник отдела «А» УМГБ по Кемеровской области А. А. Царев в апреле 1952 г. обкомом ВКП(б) был исключен из партии за получение взятки под обещание помочь избавиться от наказания.
      Особо выделяется период проведения конфискационной денежной реформы в 1947 году, на которой нагрела руки большая группа чекистов. Обладая информацией о грядущем обмене старых купюр на новые, они с помощью третьих лиц внесли сбережения, желая их сохранить, в сберкассы. Так среди прочих поступили начальник УМГБ по Свердловской области Т. М. Борщев, начальник Молотовского (Пермского) УМГБ генерал-майор И. И. Зачепа, начальник Управления охраны МГБ Южно-Сахалинской железной дороги и госморпароходства А. И. Воробин. Подполковник госбезопасности Г. Крайнов, обеспечивающий безопасность советского атомного проекта, на должности представителя Совмина СССР в лаборатории N 1 Харьковского физико-технического института АН УССР занимался спекуляцией автомобилями, а в период денежной реформы «поместил на текущий счет… института под видом государственных средств свои личные деньги в сумме 25 тыс. рублей, а впоследствии взял обратно без переоценки их стоимости». Он также занимался спекуляцией автомобилями. После снятия с должности Крайнов получил работу в управлении МГБ Ульяновской области.
      Перечень примеров показывает, что на воровство людей толкает или инстинкт питания (голод), или желание справедливости (быть не хуже других), или алчность (быть лучше других).
      Поголовное воровство и коррупция процветали в эпоху развитого социализма. Учитывая нищету населения социалистического государства, по сегодняшним меркам такое заявление выглядит одиозным. Но свидетельства академиков РАН нам уже не нужны, достаточно собственной памяти. Тотальный дефицит товаров народного потребления сформировал в обществе успешно работающую систему «блата» и «нужных людей». Сколь-нибудь значимые товары можно было приобрести только с «чёрного хода», выстраивалась система выручки «ты мне – я тебе». При этом деньги часто не имели никакого веса, действовала своеобразная этическая установка: благодарность за дефицитную услугу предполагалась осуществлять другой дефицитной услугой, в крайнем случае –  коньяком или водкой. Всем, кто что-то строил (гараж, дачу) можно было легко подобрать статью из уголовного кодекса. Ведь в магазинах не было практически никаких строительных товаров и даже инструмента, но можно было «выписать» товар на производстве и цена его была отнюдь не рыночной. Тот, кто имел доступ к дефициту, или просто «сидел» на каком-то товаре, мог беспрепятственно обратить его в свою собственность, зная, что этот дефицит в конечном итоге будет списан. Причём воровством это и не считалось, так же как система распределения «по блату» не приравнивалась к коррупционной. Выстраивалась соответствующая такой практике и этическая система ценностей: «быть у воды и не напиться», «на работе ты не гость унеси хотя бы гвоздь».
      С формулировкой «несуны» было связано официальное осуждение воровства.  Конечно, были и разоблачения, и процессы, и посадки. И это были скорее исключения, чем правила. Судили или совсем уж обнаглевших, или попавших под рейд, или одиозных личностей. Члена КПСС можно было отдать под суд только после вынесения партийной организацией решения по «его вопросу» (своеобразная «депутатская неприкосновенность»). Можно найти высказывание Л.И. Брежнева, в котором он, вспоминая свою молодость, был весьма снисходителен к проблеме воровства.
      Приведу два конкретных случая из той жизни.
      В рабочем посёлке, где все друг друга знают, произошла распространённая в те времена кража колёс и дефицитных частей с частного автомобиля. Злоумышленник был пойман. Так его отец пришёл к пострадавшим с «пол-литрой» (бутылка водки в просторечии) и извинениями: «Сколь раз ему говорил: что ты лезешь к рабочим людям? Что, государственного тебе мало!». Вот так он осудил непутёвого сына.
     Или, например, разговорились «за жизнь» с одним товарищем. Когда он узнал, что у меня нет ни дачи, ни машины и даже гараж я не строю, потому что не позволяют средства, он  только развёл руками. Выяснилось, что у него есть мотоцикл «Урал» с коляской, гараж строить он заканчивает и собирается брать «Запорожец», дачный домик поставил, осталась отделка. Зарплата у меня была повыше, чем у него, а возраста мы были примерно одинакового. Поэтому мне оставалось только восхититься его оборотистостью и деловитостью. На что он скромно возразил, что уже не тот: «Вот, когда я шоферил, то поставил себе зарок – ни дня без «халтуры» (неофициального, незаконного приработка, по существу воровства). А если день выдавался без «навара», то хотя бы выверну лампочку в коридоре гаража». Выяснилось, что сейчас не шоферит, потому что он лишён водительских прав за пьянку. Теперь надежда на жену, она работает на лесоторговой базе.   
      В общем, как всегда, русский народ привык жить не по законам, а по понятиям.
      В сегодняшнем обществе, очнувшемся после «шоковой терапии» 90-х годов, многим лихорадочным умам не даёт покоя вопрос: «А чем я хуже?». Если в управляющей элите оказались сплошь и рядом миллионеры и миллиардеры, ставшие ими в одночасье, то никаким страхом перед посадками и арестами у многих граждан уже не остановить коррупционный «зуд» во имя «попранной справедливости». Ведь образ жизни «нового русского» героя, отождествлён или с «непосильным трудом», связанным с  близостью к кормушке, или с мошенничеством. Более того, с телеэкранов не сходит романтика криминальных приключений этих героев!
      
      Уверен, что основная масса трудящихся, конечно же, законопослушна, потому что даже в лихие времена невыплаты по полу года зарплат и пенсий, никто в народе не бузил, не грабил и  не воровал! Этим занимались «герои», потерявшие страх, либо из верхней части иерархической пирамиды, либо из нижней – люмпены. Так они ж и перестреляли друг друга. Тогда в этих группировках процветал рэкет в чистом виде. Сейчас наблюдаем революционные отголоски. А в то время, когда фактическая вертикаль власти – КПСС, КГБ, милиция – не действовала, жизнь ведь шла своим чередом: работники трудились, хотя не получали зарплату; пенсионеры продолжали роптать, не обеспеченные прожиточным минимумом; молодёжь веселилась и верила в светлое будущее. Важно отметить тот момент, что народ, получив глоток свободы, надеялся на обновлённую справедливость и ждал перемен к лучшему. Никто не бросился «грабить награбленное» или хватать свою часть от общего пирога. Понятия о добре и зле, о морали и порядке уже были у людей составной частью инстинктов. 
      
      Жить по понятиям – это не худший вариант развития жизни в саморегулируемом обществе, потому что понятия добра и зла есть у каждой категории людей, даже у преступивших закон. Худший вариант вот в чём. Пока мы успеваем привыкнуть к одним понятиям, властители умов обществу навязывают другие, не всегда здравые! Поговорка в народе «закон – что дышло: куда повернёшь, туда и вышло» как раз свидетельствует о народной мудрости, которая всегда выше понятий правителей. Так вот, народной мудрости у русского этноса всегда было предостаточно, об этом свидетельствует то терпение, которое всегда отличало нашу нацию. Если же посмотреть на природную склонность нашего народа жить по понятиям, то можно здесь найти и положительное качество – это врождённая способность к выживанию через саморегулирование. В переломные моменты истории, во времена войн оно проявляет себя в полной мере – поработить наших предков было не возможно. Тогда всё дело в правящей элите? В тех властителях умов, которые создают в обществе систему ценностей?
    
      Исторические примеры показывают невозможность добиться коллективного просветления и «освобождения своею собственной рукой», как пелось в пролетарской песне, тем более с помощью царя или героя. Потому что освободиться от гордыни очень непросто. Причём здесь гордыня? Давайте вспомним, что гордыня – это не склонность к хвастовству или позёрству, а восприятие собственного «Я» центром психической системы. Это ощущение внутреннего превосходства над другими или, наоборот, принижение себя. Это, прежде всего, результат непонимания своего места в жизни. Так получается, что наш этнос никак не может избавиться от этой болезни, потому что не делает выводов из исторического опыта. И если в правящей элите сформирована гордыня с ощущением внутреннего превосходства, то это возможно только при рабской психологии остальной массы людей. И наоборот. Одного не бывает без другого.
      Как то слышал остроумную реплику шведского мыслителя, благодарившего русских за их победу над шведами под Полтавой. Выучив этот урок, шведский народ больше не принимал участие в военных авантюрах, а сосредоточился на внутренних проблемах развития своего этноса. Сейчас шведский социализм приводится в пример конструктивного капиталистического развития.
      Такой же урок из поражения во второй мировой войне извлёк народ Японии. Стремительное послевоенное развитие страны восходящего солнца можно объяснить только сплочённостью нации, стоящей перед угрозой национального краха после ядерных бомбовых ударов.
      Южная Корея.  Благодаря высоким экономическим показателям в 1960-е – 1990-е годы в экономической литературе Республику Корея, наряду с Сингапуром, Гонконгом и Тайванем, называли азиатским тигром. И если сразу после Корейской войны между Севером и Югом  роль в восстановлении Южной Кореи играли кредиты США, когда рост валового национального продукта был 5,2%, то после 1962 года три последующих десятилетия рост в 8% можно объяснить только единением всех людей вокруг своих лидеров.
      Эта же национальная черта, видимо, позволяет выживать и Северной Корее.  Согласно Конституции КНДР, власть в стране принадлежит рабочим, крестьянам, трудовой интеллигенции, всему народу. КНДР по оценке ЦРУ за 2011 год, занимает 197 место в мире из 228 по уровню ВВП по паритету покупательной способности на душу населения. Причиной экономической неразвитости считаются политика чучхе и чрезмерная милитаризация страны. Северная Корея испытывает хроническую нехватку продовольствия, что регулярно приводит к массовому голоду в стране. Экономика КНДР является одной из самых централизованных и закрытых в мире. Поскольку с начала 60-х годов КНДР не публикует никакой экономической статистики, то все данные о её экономике являются внешними экспертными оценками, и поэтому не являются стопроцентно достоверными.
      Можно лишь констатировать, что доминирующая система ценностей в каждой Корее очень разная, и она даёт разные результаты. Что в Северной Корее, что в Южной, политическое равновесие внутри каждой страны является достаточно стабильным, прирост населения примерно одинаков. А вот если ВВП на душу населения в Северной Корее 1800 долларов, то в Южной Корее – 20000.  Такие разные уроки извлечены одним и тем же народом после междоусобной кровавой бойни 1950-1953 годов, в которой участвовало более миллиона человек с каждой из сторон.
      А не являемся ли мы «страной невыученных уроков»? Если не можем создать себе приемлемую для всех, объединяющую систему ценностей.    
      Ранее упомянутого героя борьбы с коррупцией просто жалко. И ведь он сам говорит, что в отношении уголовных дел против него, ожидает обвинительные приговоры. Его борьба с коррупцией вовсе не устранит причин её породивших. Это всё равно, что бороться с алкоголизмом путём уничтожения спирта, водки и вина. Эта борьба за свободу (!?), судя по высказываниям борца, напоминает борьбу «народовольцев» против царизма за освобождение народа. Но мы ведь знаем, что когда идеи «народовольцев», развитые Лениным, воплотились в жизнь  «другим путём», то по конечным результатам уже становиться жалко тот народ, ради «свободы» которого затевалась борьба.
      Кого ж будем жалеть?
      Ответ на этот вопрос нам могут подсказать классики, чьё творчество проверено временем. 
      М. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» через сеанс чёрной магии Воланда показал, что человеческое нутро, духовную сущность, изменить никакими революциями невозможно! Такие же мысли можно найти ещё у многих поэтов и писателей, не говоря уж о самом факте тысячелетнего существования всевозможных религиозных догм. Это первый урок, невыученный революционерами, подтверждённый практикой – критерием истины.
      Другой урок, при желании, мы можем найти и извлечь из того же романа.
      Иешуа называет своего палача «добрым человеком» и утверждает, что «злых людей нет на свете»,  а есть «несчастливые люди», которых изуродовали, и они стали жестоки и черствы. Далее следуют мысль, что «всякая власть является насилием над людьми» и что «настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти». Возникает философско-исторический вопрос: а так ли это в реальной жизни? Палачей, злых гениев, фюреров всевозможных мастей, истребляющих свой и чужой народ, естественно трудно назвать счастливыми людьми. Но кто-то же должен делать такую работу, если развитие социума возможно через борьбу добра и зла, через преодоление противоречий, через действие закона Естественного Отбора. Наша нация первая должна извлечь какой-то урок из опыта, полученного в борьбе за светлое будущее и жизни в этом светлом времени в советские времена. А из отечественного опыта революционной борьбы можно сделать вывод, что у нас почему-то постоянно получается результат, противоположный изначально задуманному борцами.
      Может оттого, что у нашего этноса излишняя природная склонность к агрессии? Изменчивость вида весьма своеобразно проявляется во всей живой природе, но если она не проявляется, то вид будет обречён на вымирание.      
    
     По тематике этой главы, лучше вернуться к загадочным индусам, которые усердно размножаются, верят в реинкарнацию, довольствуются малым, не стремятся «выпрыгнуть из штанов» в спортивных занятиях. Как вы думаете, какую строчку они занимают в статистическом списке по количеству тюремных заключённых на 100 тысяч жителей? Правильно, одну из последних. Лидируют в списке Соединённые Штаты Америки, у них 730 человек на каждые 100 тысяч населения отбывают наказание; Россия – 486, Ямайка – 163, Эфиопия – 136, Италия – 108, Франция – 102, Южная Корея – 92, Германия – 83, Швеция– 70, Япония – 54, Индия – 30.   
      Интересные цифры для раскрытия вопроса о склонности нации к агрессии можно взять из статьи В. Лунеева «Тюремное население СССР». Два пика увеличения этого населения нашей страны в 1938-1942 (до 2 тыс. заключённых на 100 тыс. жителей) и в 1948-1953 (выше 2,7 тыс.) можно как-то объяснить сталинскими репрессиями. Но как объяснить возврат к цифре 2 тыс. заключённых на 100 тыс. жителей в нашей стране в 1984-1986 году?
      Проанализировав криминальную и тюремную статистику различных стран за различный период времени, можно согласиться с мнением некоторых специалистов, что количество заключённых в той или иной стране никак не связано с теми причинами, которые «лежат на поверхности». А именно – уровень преступности, особенности законодательства и правовой системы, уровень жизни населения, размер страны и т. п. «Тюремный список» с перечнем стран по количеству заключённых служит подтверждением такого вывода.
      Например, США и Канада. Это две соседние страны, большинство жителей которых говорит на одном языке. Страны со схожей культурой и историей, одинаковыми экономическими системами. Однако по относительному количеству заключённых Канада и США расходятся почти в 6 раз.
      Что касается преодоления тюремного синдрома, то интересен опыт Финляндии. В 1918 году относительное количество заключённых было вдвое большим, чем в других скандинавских странах. Долгое время этот показатель оставался на уровне 200. А с 1965 по 1990 годы наблюдается снижение показателя до 49. Что пережил народ за это время? Борьбу за независимость, невероятно жестокую гражданскую войну, длительный раскол в обществе, который сохранялся вплоть до восстановления единства страны, явившегося результатом двух войн против СССР. Финляндия была приучена к такому уровню наказаний и страданий, которые выходили далеко за обычные скандинавские стандарты.
      Хотим мы этого или не хотим, но из цифр «Тюремного списка» следует, что агрессия в людях послевоенного поколения стран, принимавших активное участие во второй Мировой войне,  осталась самой высокой в США и у нас. Что это, триумф победителей? Англия, страна антигитлеровской коалиции, даёт цифру 154, каким-то образом регулирует свой уровень преступности. В нашей стране, испытавшей в послевоенное время и очередной пик репрессий, и обратную капиталистическую революцию, унесшую во время «шоковой терапии» немало жизней как здравствовавших, так и потенциальных, желание арестов и посадок в обществе только нарастает. И конкурс на имеющееся количество посадочных мест не уменьшается.
      Почему? Кто виноват? Что делать?
      Только в такой последовательности можно ставить вопросы. И только получив ответ на первый вопрос, можно задавать следующий.
      Почему наше общество не может сосредоточиться на созидательной деятельности и совершить такой же прорыв в своём развитии, который мы видим в последние годы в других странах?
      Потому что в обществе нет объединяющей системы ценностей.
      Кто в этом виноват?
      Тот, кто являлся и является властителем душ и умов.
      Если в этих умах разброд и шатание, сильная личность быстро внедрит свою систему ценностей, которой будут вынуждены подчиниться все.
      Ежели те люди, которые когда-то вольно или невольно восклицали: «Так жить нельзя» своими действиями демонтировали сложившуюся систему ценностей и добились какого-то результата, то они должны нести ответственность за полученный результат. Однако гордыня многих «властителей умов» даёт предсказуемый результат их проповедей: перекладывание ответственности на исполнителей, чьё коварство затем становится очередной темой для последующих разоблачений.

      Когда в известных исторических событиях 1934 года о вызволении из ледового плена челюскинцев вспоминают о том, что вся страна с замиранием сердца следила за их спасением, то искренне веришь в героизм и спасателей и спасённых, веришь в единство нации.
      Недавно достаточно успешно была организована помощь жителям Хабаровска от наводнения. Корреспондент, комментировавший  принимаемые властью меры, участие волонтёров в спасательных работах, дал слово депутату Госдумы от Хабаровска, чтобы услышать его оценку событий. Оценка была очень категорична. Депутат высказал мнение, что данная власть, вообще, мало на что способная, и сейчас не на высоте. Гражданин, видимо, забыл, что он тоже представляет одну из ветвей власти, и вместо того, чтобы как-то сплотиться во время пришедшей беды, фактически вылил ушат помоев на свою голову. Если мне, как избирателю, стало стыдно за такого депутата, который обуян «оппозиционным зудом», то немало последователей он уже собрал под свои знамёна. Иначе не сидел бы в Госдуме.       
      
      Вечных диссидентов, революционеров и разрушителей вовсе не нужно ссылать в Сибирь, как это было принято ранее, их нужно отправлять в Индию, хотя бы умозрительно. В поисках Шамбалы есть много не проторённых  путей.
      Если у человека появилось желание «валить отсюда», потому что «в какой стране мы живём!», то настроение ему уже не надо портить. Ведь его сознательное желание сформировано в социуме, который был создан именно такими личностями. Интеллектуальный потенциал, не говоря уж о заранее подготовленных материальных благах, будущий эмигрант нашёл не в абстрактном космосе, а реальном обществе, из которого он вышел. Психология лиц, собравшихся «валить отсюда», равносильна позиции людей, не уважающих своих предков. Каждый человек вправе формировать свою карму или активными действиями, или пассивным бездействием. Настроение «валить отсюда» разрушительно само по себе и отнюдь не добавляет энергии для коллективного бессознательного нас всех, кому есть дело до системы ценностей общества, в котором жить нам и нашим внукам.      
      И что же нам всем, остающимся жить в своей Родине, делать дальше?
      Чем будем гордиться, кроме военных побед?
      Всем.
      В том числе и диссидентами, и эмигрантами, и военными поражениями, и всей нашей многострадальной историей. Этот наш бесценный исторический опыт рано или поздно позволит обрести как раз ту систему ценностей, которая обеспечит жизнь нашим потомкам и в условиях глобализации, и в условиях нехватки природных ресурсов, и в условиях бездуховности, грозящей, в первую очередь, обществу потребления.
      Гармоничный человек не задаётся вопросом, чем ему следует гордиться и каких своих недостатков стыдиться. Он принимает себя таким, каким он есть – в этом смысл избавления от гордыни и комплексов неполноценности.
      Так же и нация. Не может здравомыслящая нация одновременно гордится героическими страницами своей истории и перелистывать, не замечать или же переписывать якобы неблаговидные страницы. Искреннее покаяние и прощение для каждого из нас будет заключаться в осознании на физиологическом уровне своей полноценности и духовной свободы. Человек не может жить без права на ошибку, поэтому он обязан через покаяние и прощение очиститься на духовном уровне сначала сам, потом простить «злых людей» (которых, как мы помним, нет, ведь они на самом деле «несчастливые люди»).
      Не следует думать, что такой подход будет какой-то идеализированной утопией. Это очень реальный и практичный подход! Даже по логике нашего уважаемого «борца с коррупцией», по его фразе о том, что «система бульдогов под ковром не может работать без того, чтобы один бульдог всё-таки не сожрал другого», можно констатировать: любая гордыня разрушительна. Не следует ввязываться в борьбу бульдогов, пожирающих друг друга.
      Поэтому, сделав осознанный или неосознанный жизненный выбор в пользу созидания или разрушения, мы с вами становимся в ряды или заводчиков пружины часового механизма Эволюции, или чистильщиков пыли и отходов, которые выделяются при его работе. Выбор за нами. Если провести параллели этого выбора в масштабе всего этноса или нации, то этот выбор означает: либо  готовность нашего общества стать питательной средой для развития мировой цивилизации, либо – ассенизаторами истории, способными к битвам и войнам. Потому что любая система для её жизнеобеспечения требует и питания энергией и отвода энтропии. Понятно, что можно быть и теми, и другими одновременно. Разница будет только в том, что второй вариант предполагает жертвы и потери населения.
      Вот простые критерии для создания системы ценностей.
      
      Высказанные мысли никогда не будут руководством к действию до тех пор, пока человек на собственной шкуре не прочувствует их достоверность. Так же, как ребёнок: сколько ему не говори «Горячо, упадёшь, нельзя», он поймёт всякую опасность только на личном опыте. Наша нация имеет уникальный и бесценный опыт строительства коммунизма. Наши предки освоили территорию, не пригодную для проживания, но имеющую несметные богатства. Площадь одной нашей республики «Саха» больше, чем площадь всей Западной Европы. По некоторым оценкам в России сосредоточено 40% мировых природных ресурсов, но создаём мы лишь 3% мирового продукта.  В скором времени на нашей планете питьевая вода станет таким же энергетическим богатством, как нефть. Каковы в действительности наши богатства мы ещё и сами не знаем, подобно тому, как в ближайшем прошлом не знали о значении сланцевого газа. А вот США прекрасно знают своего стратегического конкурента: при всей их риторике о «перезагрузке отношений», разместить свои ракеты они почему-то стремятся ближе к нашим границам. 
      Было такое время, когда мы хотели «догнать и перегнать Соединённые Штаты Америки». По валовым показателям производства некоторой продукции это было сделано. Но в бессмысленной гонке общества к потреблению материальных благ, есть такой же тупик, как в гонке вооружений. Поэтому нам, как самодостаточной нации, сегодня нужно успокоиться и с достоинством, основанном на историческом опыте, понять своё предназначение. Параллель можно найти в спорте, как модели жизни. Если борьба основана на допинге за метры, секунды и килограммы, насквозь пронизана коммерцией и калечит жизнь спортсменов, давайте скажем: «Нам такой спорт не нужен», и займёмся физкультурой для укрепления своего здоровья. А Америку пусть догоняет Китай.
      В США выделено четыре климатических зоны. На побережье Тихого океана климат умеренный субтропический со среднегодовой температурой воздуха +200С; на Атлантическом побережье континентально-морской со среднегодовой температурой воздуха + 120С; в центральной части страны с температурой +80 С, соответственно, климат назван континентальным; а на Аляске климат отнесён к арктическому со среднегодовой температурой воздуха – 50С. А какая среднегодовая температура воздуха на территории России? Далее следует продолжительная барабанная дробь и оглашается цифра – 5,50С. В Норвегии, самой северной стране в мире, среднегодовая температура воздуха составляет +5,30С. (Иногда можно пользоваться и показателями «средней температурой по больнице»). Такой вот показатель выживаемости этносов в суровых условиях, и этим наша нация может гордиться, если всё-таки хочется чем-то гордиться.


Рецензии