Периодическая система элементов

Предыдущие рассуждения позволили умозрительно создать систему элементов, своего рода матрицу, позволяющую понять возникновение изменчивости, возникновение новых инстинктов, действие Парламента Инстинктов, взаимодействие внутреннего духовного мира человека и коллективного бессознательного. Соответственно, можно экстраполировать эти мысли на любые фрагменты энергетического обмена  бессознательного каждого человека с коллективным бессознательным, например, раскрыть загадку возникновения творчества. Сразу скажем, что творчество – это та же изменчивость, над происхождением которой мы размышляли ранее.   Задача этой главы – заполнить недостающие пробелы в клетках нашей матрицы, объединив все элементы в систему.   
      Наука движется семимильными шагами и то, что вчера было очевидным или общепринятым, сегодня в кругах специалистов-учёных может вызывать снисходительную улыбку. Что сегодня следует подразумевать под терминами: «атом» – неделимый, «электрическое поле», «электрический ток», «магнитное поле», «электромагнитное поле», «биополе»? Только общепринятые термины, за которыми совершенно не разглядеть фактическую сущность процессов и явлений
      В те времена, когда была мода на «поля», полагалось бы научному сообществу термином «поле» наделить и человека. Скажем, «мозговое поле» или «биополе». Принципиально не нравились материалистам религиозные толкования и соответствующие им термины «душа» и «Бог», и поэтому наука легко и безапелляционно подхватила фрейдовские «подсознание», «бессознательное» и в дальнейшем «коллективное бессознательное». Хотя по логике развития науки и существовавшей моде напрашивались термины «духовное поле», «биополе». Тогда популярнее и доступнее можно было бы объяснять проявление интуиции, творчества, гипноза, провидения, паранормальных способностей.
      Почему материалисты, не объяснив феномена религиозного воздействия на людей, не замечая достижений религии в становлении социума, начали гнуть свою линию, сейчас можно объяснить довольно просто. По той же причине, по которой служители культа сжигали на кострах инакомыслящих. Сущность человека просто так поменяться не может, в какую бы одежду он не рядился – религиозную или материалистическую. В непрекращающейся борьбе за власть, соответственно за выживание (естественный отбор), научная истина уходит на второй план, на первом плане оказывается действие врождённых инстинктов и становление приобретённых.
      С другой стороны, когда наука открывает новую истину и вклинивается своими достижениями в существующий Парламент Инстинктов, тогда в коллективном бессознательном социума появляется другая строка, и наше восприятие новой истины становится приобретённым инстинктом. Глубина и суть многих теорий до конца понятна лишь узким специалистам, большинство людей довольствуются «финалистическим мышлением» и больше верят соответствующими представлениями об окружающем мире, чем их понимают. 
      Отрицая религиозную догму, материалисты занялись тем же самым, что давно освоили служители культа: стали создавать свою материалистическую доктрину вначале на отрицании, затем на выстраивании хрупких конструкций с «финалистическим» обозначением своего видения уже сложившихся в обществе понятий. Спрашивается, зачем моему уму постигать какое-то «подсознание» или «бессознательное», когда достаточно понятно религией и культурой моего социума уже была раскрыта духовная сущность человека?
      Отвечу зачем. Затем, что в той социальной среде, где внедряется это «подсознание» будет сформировано своё, другое, отличное общепринятому, «коллективное бессознательное». Появится свой «бог», без которого развитие и, соответственно, существование группировки, основанной на социальных связях, не возможно. Изменчивость какой-то особи приводит к изменчивости всей популяции. И эта изменчивость будет гарантом развития, а значит и жизни. И нет никакой трагедии в том, что одни догмы с неизбежностью меняются на другие. Любая, даже самая революционная теория рано или поздно обретает форму «финалистического» мышления. Никуда не денешься от произвольного нарастания энтропии, противопоставить ей можно только энергию, которую ещё надо уметь откуда-то получить.
      Одним из примеров ошибочности существования в нашем социуме деления людей на материалистов и идеалистов, на верующих и неверующих является достаточно распространённая притча.
      
      После того, как Бог создал мир, он создал человека. И сразу забеспокоился. Собрав всех своих дивов, он излил им свои опасения: «Наверное, я допустил ошибку, сотворив человека. Он не даст мне жить в покое. Каждую минуту я буду видеть его у своих ног, у дверей собственных храмов с жалобами на то или иное. Что мне делать? Где мне спрятаться, чтобы он не мешал мне?»
      Ему сделали множество предложений. Один посоветовал спрятаться на вершине Эвереста. Другой предложил спрятаться на дне океана. Некоторые советовали спрятаться на Луне или далёких звёздах. На всё это Бог сказал: «Вы не знаете, но человек очень скоро создаст самые совершенные устройства, чтобы достичь любых звёзд, океанов и гор. Все эти места уязвимы». И тогда один старый див прошептал ему на ухо: « Спрячься внутри человека, в нём самом, потому что он никогда не станет искать там». Бог послушался его совета и спрятался в сердце человека.
      Замечательная притча, она даёт пищу для размышления. Её содержание пробуждает  сразу несколько вопросов:
• зачем Богу прятаться?
• зачем человеку искать Бога?
• зачем нужен Бог?
      
      Не подвергается сомнению историческая истина о том, что основой цивилизации являются родовые отношения и религия. Семья и род, построенные целиком на подчинении старейшим, обеспечивали защиту индивида от голода и от врагов, создавали условия для изменчивости и отбора. Еще не научившись толком говорить, люди создали довольно сложную технологию производства охры из железной руды и возводили деревянные леса – и всё для того, чтобы расписывать охрой стены пещер. Они стремились понять, почему восходит солнце, гремит гром и сверкает молния, почему умирают люди. В своей изменчивости они генерировали по крупицам признаки разума – способности к зачаткам абстрактного мышления. Отбор выбирал особей с доминированием духовной сферы наряду с физической силой. Мышление могло появиться только с параллельно развивающейся эмоционально-духовной сферой. При уровне знаний первобытного человека, его гипотезы непротиворечивой модели мира соотносятся по своей гениальности с сегодняшними представлениями физиков о «тёмной материи» или бозоне Хиггса. Накопленный интеллектуально-духовный багаж первобытных существ просто обязан был материализоваться в те религиозные представления, которые открывали путь к дальнейшему превращению австралопитека в человека. Соответственно, гипотеза о божественном происхождении человека будет абсолютно справедлива, если наука способна сегодня понять и признать «коллективное бессознательное», создаваемое социумом. А термины – дело вкуса. Когда-то названная термином «атом» (неделимый) частица на самом деле имеет совершенно иное устройство, отличное от изначально ей приписываемого, точно так же пришла пора и «божествам» дать иное наполнение.      
      В науке известно периодическое существование  множества заблуждений. Самое главное и до сих пор существующее заблуждение, которое не даёт нам продвинуться в изучении самих себя, это разделение мира на материальный (истинный?) и идеалистический (ложный?). Примитивное толкование понятия материальности мира, изложенное диалектическим материализмом, как «объективной реальности, данной нам в ощущении» давно не выдерживает даже поверхностной критики.
      Наши органы чувств воспринимают вовсе не тот мир, который существует объективно, а тот который мы способны воспринимать на данном уровне развития науки. Поэтому всегда есть область непознанного, но это не значит идеалистического, иллюзорного.
      Человек способен слышать звук в пределах от 16 Гц до 20 кГц, ультразвук и инфразвук человеку не доступны для восприятия, но человек уверен в наличии  этих спектров.  Глазами человек видит только световой диапазон электромагнитных волн, хотя все другие диапазоны подвластны восприятию человека с помощью изобретённых приборов. Органы обоняния, осязания и вкуса у многих животных на несколько порядков развиты лучше, чем у человека. Но все эти факты вовсе не аргументы для вульгарного материалиста, который возводит восприятие так называемого материального мира фактически в абстракцию.
      Все остальные чувства (объективной реальности!) наука относит к гипотетическим, экстрасенсорным: интуиция, ясновидение, телепатия. Количество магов, колдунов и различных предсказателей не уменьшается со времён зарождения зачатков религии, не смотря на стремительное развитие всех отраслей науки. Нам необходимо всё-таки констатировать эту «объективную реальность» как и реальность существования религии с первого шага человека, как разумного существа. А наука этого сделать не желает, потому что сегодня не имеет соответствующего инструментария, чтобы сказать «да» или «нет». Но отрицание – не есть лучший способ познания.   
      Потому-то многие загадки, которые лежат на поверхности и требуют внятных объяснений, веками остаются лишь в обозначениях этих явлений.   
      Возьмём гипноз, воздействие которого известно более 3 тысяч лет. Он применялся жрецами Древнего Египта, Индии, Тибета, целителями Востока, позднее его использовали в своей практике врачеватели Древней Греции и Рима.
      Давний спор научных школ в изучении этого феномена закончился победой Нансийской школы гипноза, чей подход заключался в том, что гипноз есть внушение. По их представлениям, все проявления гипноза сводятся к внушению и оказанию воздействия на воображение человека. «Уберите воображение пациента и авторитет гипнотизёра, и у вас ничего не получится» – так говорили в Нанси. Бернгейм, основатель института, считал, что стадии гипноза, которые наблюдал Шарко (парижская школа), обусловлены внушением, исходящим от гипнотизирующего, а не патологической природой самого гипноза. Вот такие поверхностные сведения мы можем, как не специалисты, почерпнуть из популярных источников.      
      «Почему» и «зачем» работает гипноз? Способ передачи, механику воздействия этого внушения от гипнотизёра к гипнотизируемому объяснить только описанием ритуала гипноза – это ничего не объяснить, а продемонстрировать «финалистическое» мышление. Если бы мне сказали, что гипнотизёр своим мощным «биополем» воздействует на слабое «биополе» гипнотизируемого, при этом добиваясь эффекта, то такое объяснение уже «тянет», как минимум, на объяснение школьникам природы электрического тока – направленное движение электронов. Говорить о воздействии каких-то «полей» на какие-то объекты – почему бы нет, если затем мы сумеем обуздать эти «поля». А ещё лучше измерить или как-то посчитать их в каких-то единицах. Тогда выходим на чистую науку без всякой эзотерики.
      Кстати, а чем наука принципиально отличается от религии?
      Наука обязана провести сбор объективных знаний, их систематизацию, обновление и критический анализ, на этой базе осуществить синтез новых знаний, установить причинно-следственные связи и, самое главное, прогнозировать явления, которые подтвердятся фактами.
      Религия – организованное поклонение высшим силам. Религия не только представляет собой веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам: она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам.      
      Откуда сегодня в современный век научно-технических революций, нано технологий, прорывов в области генетики у людей всего мира остаётся стойкое поклонение высшим силам? Значит, эти силы есть. Наука просто не хочет их видеть, ограничиваясь даже в  обозначении объективных процессов штампами-названиями: гипноз – это внушение, интуиция – это интуиция, творчество – это творчество, провидение – это провидение.
      Как зарождаются эти «высшие силы», которые дают людям неординарные способности? Может быть, первые разумные существа так же имели вначале какие-то свои неординарные способности, которые затем превратились с помощью отбора в доминирующие признаки во всей стае?
      Вот типичное мнение о проблемах в исследовании возникновения разума из статьи М. Миндиашвилли:               
      «В 1871 г. Чарльз Дарвин в своей книге “Происхождение человека” доказывал, что различие между разумом человека и животных имеет количественный, а не качественный характер. Ученые уже давно придерживаются такого взгляда, указывая в последние годы на генетические исследования, показавшие, что геномы человека и шимпанзе сходны на 99%. Но если нашего общего генетического наследства достаточно для того, чтобы объяснить происхождение разума человека, то почему тогда не шимпанзе пишет эту статью, и не он поет на сцене вместе с Rolling Stones, и не он готовит суфле? Накапливается все больше доказательств того, что вопреки теории Дарвина о наличии лишь количественных различий между людьми и другими видами, наш интеллект отделен от интеллекта других животных огромной пропастью. И это при том, что наши мыслительные способности возникли во всей полноте практически ниоткуда. Да, исследователи обнаружили некоторые кирпичики человеческих когнитивных способностей у других видов. Однако эти кирпичики – всего лишь очертания фундамента, над которым высится небоскреб человеческого разума. Происхождение наших когнитивных способностей в эволюции остается непонятным. Тем не менее, новые эксперименты вносят некоторую ясность…»
      
      Ясность для нас с вами появилась в предыдущей главе, когда рассматривались ступени становления человека из животного. Напомним их.
      Изменчивость возникает только в социальной группе во время отношений её индивидов. Образно выражаясь, она как бы «висит в воздухе».  И она обусловлена накоплением по крупицам признаков изменчивости сначала в коллективном бессознательном этой группы. Взяв из этого коллективного бессознательного накопленный признак изменчивости и материализовав его, новая, появившаяся особь, обладая конкурентным преимуществом, через механизм агрессии установит со временем этот признак изменчивости во всей стае. И только так появляются новые качества у вида, и параллельно эти же качества формируются в коллективном бессознательном этого вида. Одно не возможно без другого! И совершенно правы первосвященники: Бог создал человека! Только с одной оговоркой, создавался-то этот Бог параллельно с самим человеком! Человек многие тысячелетия проделывал громадную работу с помощью изменчивости и отбора совместно со своим коллективным бессознательным (названным на каком-то этапе Богом) прежде, чем стать человеком. А у сегодняшней обезьяны есть своё коллективное бессознательное, и, в принципе, никакого отношения к человеческому коллективному бессознательному оно не имеет, поэтому пусть геномы человека и обезьяны будут совпадать даже на 99,9%, обезьяна останется обезьяной. И на современном этапе развития, добившись социальной организации на много порядков превосходящей организацию любых других животных существ, человек просто по умолчанию не допускает у них на своей подконтрольной территории такую организацию действия изменчивости и отбора, которая хотя бы отдалённо напоминала приближенную к социальной организации человека. Потому-то в рядах сторонников и противников теории эволюции нет вразумительного понимания происходящих процессов этой эволюции. Именно потому, что мы не знаем роли самого человека на влияние своей эволюции и эволюции остального животного мира. А эта роль как раз заключается в создании человеком самим для себя бессознательно неведомых богов, которые потом неведомо нами и управляют.
      Мысль о том, что через коллективное бессознательное люди создают себе тех или иных богов, лежит на поверхности. Это легко можно себе представить, окинув мысленным взором историю возникновения религий, когда по мере развития каждой человеческой группировки десятки богов и богинь древних народов были заменены монотеистическими представлениями об управляющей всеми жизненными процессами божественной силе.  Реализация того духовного единообразия, которое формировалось в каждой социальной группировке, неизбежно приводила различные этносы к предсказуемому сообществу. Принятое единобожие большинства современных религий позволяет сделать вывод о неотвратимости создания единого коллективного бессознательного при развитии духовных начал у каждого народа. Как раз монотеизм каждой народности и разнообразие мировых религий доказывает прямую связь выработанного коллективного бессознательного любой группировки с теми или иными установившимися божествами в этих группах. Опыт жизни в атеистическом социализме так же всех нас убеждает в неотвратимости создания соответствующего коллективного бессознательного, без которого существование социума невозможно. И результат падения системы социализма не следует считать случайным. Духовный кризис коммунистических идей привёл сначала к сравнительно быстрым переменам в коллективном бессознательном общества, а затем уже к демонтажу мировой системы социализма.
      Почему в современном мире набирает силу радикальный исламизм, и воинственность мусульман даёт себя знать серией вооружённых конфликтов и революций? Почему этой тенденции не наблюдалось, скажем, в XIX веке? Ответ легко найти с помощью «системы элементов». Он простой – пришло время. Время, когда коллективное бессознательное мусульман, и их религия достигли пика своей самоидентификации. Если христиане достигли этого пика в период крестовых походов в XI-XV веках, то мусульмане, спустя те же 14 веков от зарождения своей самости (ислам возник в VII веке), созрели к проявлению права на свою исключительность. Точно так же, как агрессия крестовых походов христиан была направлена против мусульман, направлена на обращение в христианство язычников,  на подавление еретических и антиклерикальных течений в Европе, так же сегодняшний воинствующий исламизм устроил непримиримую борьбу за свои, уже прочно сложившиеся, религиозные фанатические идеалы с теми же безбожниками (вернее сказать, с другими). Объединяет, как не странно, эти тенденции к уничтожению чужеродного народа под религиозными знамёнами ещё и то, что пророки Христос и Мухаммед в своих учениях призывали людей к смирению. И в этом нет никакого парадокса. Заповедь «не убий» является в религиях краеугольной, но для её воплощения социуму предстоит пройти долгий путь. Этот путь можно себе представить как бесконечное, невообразимо медленное, и в тоже время очевидное, превращение животного в духовое существо.      
      И проявление в социуме инстинкта самосохранения какой-либо общественной группировки выражается в конечном итоге в виде войн и революций. Тогда коллективное бессознательное этой группировки становится не управляемым старыми нравственными законами, а генерирует кажущуюся беспричинной агрессию её особей.
     Эпоха средневекового мракобесия неотвратимо следует за крестовым походами, так же неотвратимо затем следует наступление эпохи Возрождения. И всё это – вехи в становлении коллективного бессознательного, которое всегда динамично формируется, проявляя обратную связь с состоянием социума.               
      Когда учёные в доказательство эволюции приводят наблюдаемое явление атавизма у людей (проявление у особи признаков, свойственных отдалённым предкам, но отсутствующих у ближайших), то надо думать, что это явление можно разглядеть не только в физиологии человеческого организма, но и в его духовно-нравственной сфере.
      Эволюция человека отличается от эволюции животного тем, чем человек отличается от животного – прежде всего своей духовностью. Разумность человека можно оспорить, потому что по многим критериям «разумности» мы поступаем весьма неразумно. И этому есть объяснение – нет в нас соответствующе сформированного бессознательного. Но процесс идёт!   

      Теперь можно вернуться и к гипнозу.
      Прежде чем гипнотизёр подвергнет свой объект сеансу внушения, он должен быть очень уверенным в себе, твёрдо верить в то, что он способен передать другому. Однако у большинства людей индивидуальное бессознательное, их внутренний Бог или не консолидированы достаточно тесно с едиными Богом, или не являются достаточно самостоятельными и независимыми. Мы подвержены беспричинному страху, мы волнуемся по всяким пустякам, мы переживаем несуществующие проблемы.
      Представим себе двух людей с одинаковыми умственными способностями. Первый человек является душой компании, интересным рассказчиком, самоуверенным, раскованным, знающим себе цену холериком. Второй, наоборот, – молчалив, замкнут, робок, стеснителен, при малейшем к нему внимании краснеет –  явный меланхолик. Зачем в социуме имеются такие разные по темпераменту личности? Зачем природа позаботилась о таком разнообразии? Как этологи, мы уже знаем, что изменчивость – это гарантия развития, и отбор уже выявил достаточно сильных особей. Но, зачем именно такие образовались врождённые типы темперамента? Ни психологи, ни физиологи что-то не делятся своими соображениями на этот счёт, предпочитая описывать следствие, а не причину.  Тогда давайте уж обратимся к нашей «системе элементов».
      Меланхолик очень слабо чувствует свою связь с коллективным бессознательным, более того он вообще не чувствует себя единым целым с ним. Отсюда его неуверенность. Ему кажется, что он не достаточно хорош для того, чтобы быть хозяином в той жизни, которую он наблюдает, не считая себя полноправным её участником. Все его действия будут направлены на восстановление этой связи своего бессознательного с родиной своей души. Тип нервной системы меланхолика психологи считают слабым.
      Черты характера холерика тоже позволяют сделать вывод о слабой его связи со своим коллективным бессознательным. Но в отличие от меланхолика об этом он никогда не заботится, потому что он создал себе такое своё собственное бессознательное, которое позволяет ему достаточно уверенно существовать в данное время и в данном месте. Но холерик подвержен нервным срывам, так как у него нет устойчивой связи с коллективным бессознательным. Тип нервной системы холерика будет считаться сильным, но неуравновешенным.
      Сангвиники и флегматики, обладая сильным и уравновешенным типом характера, более всех приближены к своему коллективному бессознательному, поэтому они быстрее находят своё место в жизни, легко сходятся с людьми и находятся, как правило, в хорошем настроении.
      Говорят, что темперамент и тип характера поддаётся коррекции максимум на 25%. Возможно, что так оно и есть. Но если вы узнали причину вашей меланхолии в том, что природа отказала вам в возможности знать свою сопричастность к вашему Богу (а ведь вы являетесь его частицей!), и вы напрямик влияете своими действиями и поведением на состояние этого вашего Бога, то шансы излечиться от «беспричинной» меланхолии у вас резко поднимутся. Предупреждён – уже вооружён. Чем же мы с вами теперь стали вооружены? Мы и раньше знали, что многие наши поступки основаны на врождённых и приобретённых инстинктах. Теперь же мы знаем механизм их становления. Новый инстинкт может внедриться только через изменчивость моего бессознательного, которое связано с коллективным бессознательным. Если мне в жизни мешает робость и застенчивость, то поменять их на уверенность и раскованность поможет кропотливая работа по созданию соответствующего приобретённого инстинкта. И его создание возможно только через социум! Поэтому тренинг необходимо осуществлять либо работая в коллективе, либо используя всевозможные формы медитации: аутотренинг, молитвы, сеансы гипноза. Тогда происходит обмен энергии твоего бессознательного с энергией коллективного бессознательного.    
      Действие коллективного бессознательного на отдельно взятого человека разберём, на примере возникновения дурных привычек. В России курят почти 40% населения, причём 7,3 миллиона человек начинают курить в возрасте моложе 15 лет. Поэтому естественно сделать вывод, что зависимость от табака (приобретённый инстинкт) вырабатывается вследствие того коллективного бессознательного, которое закрепилось в соответствующем обществе, несмотря на официальные меры, применяемые государством в борьбе с курением. Если в глазах подростков курящий человек ассоциируется с деловитостью, с самостоятельностью и взрослостью, то чтобы не говорили о вреде курения педагоги, врачи и родители, ребёнок будет обречён на попадание в разряд курильщиков. Его туда загнали с помощью коллективного бессознательного того окружения, в котором он обитает. Если в обществе создан образ курильщика, как неудачника и асоциального типа, то количество курильщиков в этой группировке будет незначительным.
      Вывод: многие привычки закладываются, что называется, «с молоком матери». А утверждение о том, что преступниками рождаются, а не становятся можно считать справедливым лишь с такой оговоркой: врождённые инстинкты каждого из нас подвержены коррекции, но для этого требуется очень большое влияние коллективного бессознательного, которое через приобретённый инстинкт вытеснит врождённую предрасположенность. Если же работает поговорка «яблоко от яблони не далеко падает», то в этом случае семейное воспитание «яблони» превалирует над другими способами воздействия на бессознательное «яблока». Генетически обусловленные привычки, соответственно, черты характера и врождённые инстинкты подвержены изменениям согласно уже описанному действию механизма изменчивости.      
      
      Помогут нам ещё более утвердиться в этом постулате, как вы думаете, кто? Ну, конечно, гипнотизёры! Ведь они могут даже лечить такие расстройства, как заикание и энурез, освобождают от таких зависимостей, как курение, алкоголизм, наркомания; они лечат всевозможные фобии.
      Кого выберем в гипнотизёры? Только не меланхолика. Да и с холерика не будет толку. Ведь гипноз – это внушение, а как ты что-то можешь внушить, если сам не имеешь твёрдой платформы. Гипнотизёр прежде всего уверен в себе, составляет единое целое с коллективным бессознательным, передаёт тонкую энергию коллективного бессознательного гипнотизируемому. Профессиональный гипнотизёр может и усыпить, и рассмешить, и заставить плясать, и проделать акробатические номера. Как это ему удаётся? Да точно так же, как нам с вами удаются наши сеансы. Ведь мы тоже постоянно гипнотизируем своих партнёров. На первом месте у нас любовный гипноз, которым владеют все или буквально все. На втором месте гипноз организатора: если вам удалось убедить группу товарищей следовать вашей идее, то, безусловно, вы владеете этим видом внушения.
      Скажите, что это вовсе не то, что состояние гипноза – это состояние «транса», гипнотического сна,  о котором человек впоследствии и вспомнить не может?
      Ну, почему же? Ведь время действия гипноза хоть у нас с вами, хоть у профессионального гипнотизёра одно и то же: это время сеанса. Способ воздействия один: слова, жесты, взгляды. Результат тоже одинаковый: сиюминутное действие, проходящее с течением времени.
      Получается, что отличие нашего с вами внушения от внушения профессиональных гипнотизёров только одно. Мы не умеем погружать человека в гипнотическое состояние. Хотя детей, а порой и взрослых, усыпить не составляет труда, но этот сон вовсе не гипнотический, ваши команды никто при этом выполнять не будет. Может гипнотическое воздействие на человека можно разгадать вместе с загадкой обыкновенного сна?
      А что мы знаем о собственном ежедневном пребывании в гостях у Бога Морфея? Почему человек вообще не может жить без сна? И не только человек, большинство животных не могут жить без сна. На сегодняшний день наука не может дать ответа на эти вопросы. Может быть, нам удастся приблизиться к получению ответов с помощью «системы элементов»?
      Давайте, сначала определим характерные признаки физиологии сна. Сон нам нужен затем, чтобы:
• обеспечить отдых организма;
• способствовать переработке и хранению информации;
• приспособить организма к изменению освещённости. Циклическая повторяемость сна обеспечивает жизнь организму в целом, без сна человек погибнет быстрее, чем без пищи;
• восстановить иммунитет путём активации Т-лимфоцитов, борющихся с простудными и вирусными заболеваниями;
• повысить уровень анаболических процессов и снизить катаболизм. Химические процессы, направленные на образование клеток и тканей будут активнее, чем обратные процессы обмена веществ – распад различных соединений;
• произвести вегетативные изменения. Происходит усиление секреции гормонов надпочечников, усиление мозгового кровотока, изменение частоты сердечных сокращений, подъёмы и падения артериального давления, изменения дыхания.
      
      Все эти выписки из популярных источников не способны нам дать объяснений секретов Бога Морфея. Почему и зачем во сне происходят эти изменения, сегодняшние научные знания не могут поведать. Сделаем попытку проникнуть в эти секреты с помощью единственно доступного нам метода – логических рассуждений. 
      Часто бывает, что человек бессонную ночь может провести лёжа в кровати, расслабляясь, погружаясь в дремоту, пытаясь заснуть, и, абсолютно не выспавшись, на утро чувствует себя разбитым. Почему не работали вышеперечисленные признаки физиологии сна? Спрашивается, какой орган не дал человеку полностью погрузиться в сон? Конечно, нервная система – регулятор всего и вся. И все загадки сна связаны с загадками нервной системы.
      Другой вопрос. Если функция сна для жизни человека важнее, чем потребление пищи, то какой именно орган, прежде всего, страдает от отсутствия сна? Нервная система. Чего же ей не хватило, чтобы выполнить свою загадочную функцию?
      Организм человека представляет собой энергетически сбалансированную систему. Потребляя пищу и удаляя отходы жизнедеятельности, наш организм обеспечивает непрерывный процесс  циркуляции жизненной энергии. Прекращение любого из этих двух взаимосвязанных энергетических действий грозит организму наступлением смерти.
      Без сна смерть наступает ещё быстрее, чем без пищи. Значит, во сне происходят процессы энергетической подпитки или отвода продуктов распада деятельности нервной системы. Но ведь нервная система – это всё те же самые клетки организма, достаточно изученные, которые в своей совокупности образуют центральную нервную систему и периферическую. И жизнедеятельность этих клеток происходит так же, как всяких других, за исключением банального представления о том, что «нервные клетки не восстанавливаются»? (На самом деле нервные клетки восстанавливаются, хотя и медленно). Но ведь без сна человек умрёт вовсе не от того, что много нервных клеток не восстановилось, без сна у человека наступают галлюцинации, нарушения моторики, психические расстройства. А нервные клетки при этом имеют необходимое физиологическое питание! Эти рассуждения привели нас в материалистический тупик. Мы пришли к выводу, что без сна человек обязательно умрёт, хотя все клетки его организма будут функционировать, получая достаточное энергетическое питание.
      З. Фрейд нашёл выход из подобных материалистических нестыковок, придумав «подсознание» и «бессознательное», с которыми возможны какие угодно умозрительные психофизиологические и философские манипуляции. Главное достижение его изобретения в том, что становятся ненужными потусторонние божественные силы. Но при этом не учтена одна деталь, можно сказать, мелочь – никакими приборами, никакими органами чувств невозможно ни измерить, ни воспринять эти материалистические понятия – «подсознание» и «бессознательное». Эту «мелочь» материалисты простили Фрейду. В итоге, по существу, внедрение понятия «подсознания» оказалось «финалистическим мышлением» и манипулированием терминами: вместо «души» – «подсознание», вместо Бога – «коллективное бессознательное».
      Возможно, что Аристотель был ближе к пониманию духовной сути человека, чем Фрейд, сказав: «Сон – это полпути, пройденные к смерти». Так же, как и в бытовом представлении у людей смерть обозначена вечным сном, а душе отводится бессмертие.
      Если смотреть на проблемы сна через призму «системы элементов», то картина получается следующая.
      Душа (подсознание) человека получает какую-то энергию, без которой, как мы уже выяснили, человек жить не может. Энергия  имеется там, где её когда-то накопили. Если становление человека произошло вместе с его коллективным бессознательным, то энергию это коллективное бессознательное нам и даёт – энергию подсознания, энергию души. Благодаря этой энергии происходит совершение работы, при этом всегда образуются отходы, которые необходимо отвести (уменьшить энтропию). И получается, что во время сна человек подключается  к своему коллективному бессознательному, чтобы отвести энтропию, потому что этот процесс даже важнее чем процесс подпитки энергией. Поэтому этот процесс и есть «полпути, пройденные к смерти», а не весь путь, который заканчивается у Бога. Именно в состоянии сна возможен этот отвод «продуктов», переработанных душой, отвод энтропии души. А пополнять свои души энергией мы умеем сами в состоянии бодрствования: через творчество, через любовь, через восприятие прекрасного, через роскошь человеческого общения. И так же, как человек может продержаться без приёма физиологической пищи значительно дольше, чем без освобождения от физиологических отходов работы организма, так же питание духовной энергией человека уходит на второй план, а на первый выходит потребность освободиться от отходов работы души (необходимость регулярной релаксации души во время сна).
      Аргументы в пользу этой концепции не сложные – это реакции организма: как человеку становится невтерпёж от избытка отходов жизнедеятельности, так же спонтанно человек может уснуть хоть на посту, хоть за рулём, хоть за чтением этих строк, пересилить свою накопленную энтропию души он не в силах. Так же и неминуемое наступление смерти надо представлять как победу энтропии души над её энергией, чтобы ещё раз согласится с Аристотелем.
      Сон – это процесс подключения души человека к своему Богу с целью очищения души от избытка накопившихся в ней «шлаков». У нас не существует такого термина, которым можно было обозначить суть процесса освобождения души от избытка энтропии (это и не шлаки, и не отходы, и не энтропия). Но этот процесс очищения души постоянно идёт, без него жизнь человека невозможна.
      Доказательства этого умозаключения таковы. Представим самих себя после какого-либо стресса, когда мы чувствуем себя опустошёнными, и смертельно(!) уставшими. Зададимся вопросом: «Какой орган у нас так устал, и от какой такой работы?». Ответ один: «Нервная система, от перенапряжения». Но, повторимся, она представляет из себя набор клеток. Что, они так здорово разрушились? Пусть это так, но в течение восьмичасового сна (именно сна, а не просто отдыха) усталость как рукой сняло, оказалось «утро вечера мудренее», а нервные клетки как были нервными клетками, так ими и остались. Релаксация нервных клеток соответствовала релаксации всех других, например клеток мускулов, которые не особенно-то и напрягались. Но после полноценного сна человек становится как заново рождённым, и объяснить этот эффект химическими процессами в клетках нервной системы не получится.      
      Следующее доказательство.
      Почему маленькие дети в нашем представлении похожи на ангелов?
      Они не успели накопить никаких душевных «шлаков», которым материалисты даже не нашли места в придуманной ими работе «бессознательного». Но если этим «бессознательным» совершается какая-то работа, при этом расходуется энергия, то по известным законам, как не бывает вечных двигателей, так и невозможно придумать устройство с безотходными процессами и стопроцентным КПД. Также невозможна вечная молодость: какой бы эликсир молодости не предлагался, организм человека начинает стареть с первой минуты начала жизни. Поэтому процесс старения нужно себе представлять как накопление отходов во время работы души.  Мы помним слова поэта Н. Заболотского, «душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь». Днём она получает запас энергии и совершает работу, ночью, во время сна идёт очищение от накопившихся «отходов производства». Если в течение бодрствования интенсивно работала нервная система и, соответственно, душа замирала, трепетала, испытывала боль, то в течение сна нам будут сниться кошмары и страхи вследствие интенсивной очистки души. Так как процесс очищения души, как и всё остальное в природе, не может идти без накопления энтропии, то старение нашего организма необратимо.
      
      Есть желание опять возвращаться к гипнозу?
      Или он уже действует?
      Ваши веки тяжелеют, правая рука расслаблена, приятная усталость растекается по всему телу?
      Или наступает реакция отторжения? (Как и во многих других случаях, во всём необходимо знать меру).
      Тогда нужно брать паузу.

      Пауза.

      Ежедневное погружение в сон помогает нам самим освободиться от «шлаков» работы души. Погружение в лечебный сеанс гипноза освобождает пациента уже при участии посредника от специфических «зажимов», образовавшихся в душе (в бессознательном) больного вследствие нарушения связи этой души с её Богом (коллективным бессознательным). Было время, когда с наших экранов телевизоров не сходили целители Кашпировский и Чумак. Почему сегодня эта «мода» прошла, и они стали не востребованы массовым сознанием? Да потому, что время их популярности было связано с разрушением коллективного бессознательного, созданного коммунистами; общество оказалось в духовном вакууме, и  их психотерапевтическая деятельность оказалась многим нужна как способ ухватится за любую соломинку, чтобы выжить. Сейчас появились хоть какие-то ориентиры (стихийные или выстраданные – это другой вопрос) для индивидуального бессознательного, и формирование коллективного бессознательного происходит уже без участия чудес с направлением кому-то и куда-то «заряженных» энергий.    
      Народные целители также достигают освобождения пациента от болезни одним способом – восстанавливают контакт «бессознательного» больного, обратившегося к ним с верой в исцеление, с тем «коллективным бессознательным», связь с которым оказалась нарушенной. Понятно, что никакого чуда при этом не происходит, а происходит процесс, обратный процессу возникновения заболевания. При этом помогает и омовение заговорённой водой, и молитва, и всевозможные снадобья. Эффект плацебо, когда вера пациента в пустышку помогает излечиться 40% больных, тоже объясняется восстановлением связи души больного с её Богом через веру.      
 
      Неслабый аргумент в пользу концепции «системы элементов» можно привести, вникнув в суть учений китайских мудрецов, по которым живёт не один миллиард человек.
      Жизненная сила «Ци».
      «Ци» – одна из основных категорий китайской философии, фундаментальная для китайской культуры, в том числе для традиционной китайской медицины. «Ци» выражает идею фундаментальной субстанции, которая лежит в основе устроения Вселенной, где всё существует благодаря её видоизменениям и движению. Принято выделять три смысловых уровня понятия — космологический («ци» как универсальная субстанция вселенной), антропологический («ци» как наполнитель человеческого тела, связанный с кровообращением) и психологический («ци» как психический центр или «сердце» — синь, находящийся под влиянием воли и регулирующий чувство). Общим для всей китайской философии является рассмотрение «ци» как бескачественного первовещества («Великого начала»), соответствовавшего первой фазе развития вселенной. Дифференциация этого первовещества происходила в форме инь и ян, а также пяти элементов (у син). Категория «ци» имеет аналоги в 49 культурах мира, но не имеет аналогов в западной философской традиции. Противоположным понятием является «Ли».
      Может быть «Ли» это и есть «шлаки и отходы», образующиеся при работе духовных начал? Восточные философы в своём понимании природы вещей были как минимум более концептуальными, чем их западные коллеги с их «бессознательным».   
      Если «Ци» истолковывается как идеальное, духовное, не материальное начало, то «Ли» – основа материального мира.
      В современном толковании распространено немало учений и практик, в которых «энергия ци» представляется как материальный объект, некий вид «жизненной энергии» или «силы», которым можно манипулировать. Такой подход критикуется современной западной, а также и китайской философией и наукой. Сегодняшняя наука отрицает существование вида энергии, который можно было бы отождествить с «ци». Некоторые авторы характеризуют псевдонаучными и псевдомедицинскими такие учения и практики, как цигун и акупунктура, фундаментом которых являются манипуляции с «энергией ци».
      Из 7 миллиардов жителей земного шара по «псевдонаучным» учениям живёт как минимум каждый пятый человек (китайская нация составляет 1 354 790 тыс. чел.). Если к ним прибавить индусов и жителей Юго-Восточной Азии, так или иначе использующих «восточную мудрость», занимающихся практикой медитаций, то получится очень интересная картина. Вооружённый последними современными достижениями в области медицины, генетики, психологии, той же этологии европейский этнос, судя по уменьшению своей численности, склонен к вымиранию, а этносы, использующие «псевдонаучные» знания, усердно размножаясь, вскоре методом замещения заполонят собой весь земной шар. И в такой сложившейся ситуации вовсе нет никакого парадокса. Если «высокоразвитая» западная цивилизация, отрицая религиозное духовное наследие предков, совершила помимо технических революций ещё и нравственную, когда результатом отвоёванных «свобод» стали и сексуальная распущенность, и однополые браки, и клонирование, а во главу системы ценностей человека поставлено материальное потребление, то такая цивилизация неумолимо будет двигаться к закату. Жизненную силу «Ци» мы не признаём, считая её псевдонаучной, другую не придумали, поэтому не беспочвенно  будут возникать в нашем коллективном сознательном периодические мысли о конце света. Откуда им, этим мыслям, взяться? Конечно, из нашего коллективного бессознательного, о котором мало кто думает из европейцев с американцами. Но бездуховность каждой особи множится на их количество, и из такого умноженного бессознательного будут рождаться всё новые «сюрпризы», подобные СПИДу (чуме двадцатого века), которого, теперь понятно почему, не было в предыдущие века. Становится так же ясно, почему и зачем свирепствует эта болезнь именно в том социуме, где духовная составляющая обесценивается. Там, где обесценены моральные нормы и торжествуют демократические свободы при отсутствии всяких этических тормозов, там проложен верный курс этноса к вымиранию. А зачем существовать социуму без целей и высшего смысла, пусть даже иллюзорных?
      На сегодняшний день восточные народы относятся к своему духовному наследию с большим уважением, чем европеоиды.
      Даже при приведённом поверхностном сравнении концепции европейцев с их «подсознанием», «коллективном бессознательным» и учением китайцев с их энергией «Ци» понятен более взвешенный подход восточных народов к пониманию картин бытия.
      
      Великие философские идеи лежат в основе йоги. Йога – это поиски Бога посредством медитации, обета молчания, религиозного служения или мантр, то есть повторения священных слов на санскрите. В йоге считается, что причиной человеческих невзгод является всего лишь ошибочное понимание того, кто мы такие. Мы страдаем, так как считаем себя отдельной личностью, которая смертна и живёт наедине со своими страхами и обидами. Мы ошибочно полагаем, что наше ограниченное человеческое эго и есть вся наша сущность. Мы не осознаём нашу более глубокую, божественную природу. И не понимаем, что где-то внутри каждого из нас живёт высшее Я, вечно пребывающее в покое. Эта высшая сущность и есть наша истинная природа, универсальная и божественная. И пока мы не осознаем эту истину, будем прибывать в отчаянии – так говорит йога.   
      Универсальные духовные практики индусов дают такой непоколебимый базис, который становится основой психического укрепления и у других народов. По оценкам правительства США практикой медитаций занимаются до 10% взрослого населения их страны. Да, кстати (а может и не кстати), о другом  «базисе». Марксистское учение основу развития социума видит в  развитии производительных сил (базис), а духовное состояние общества (надстройка) будет уже определяться уровнем развития этого базиса. Как миллионы людей, в том числе и ваш покорный слуга, могли легко поверить научности этого тезиса? Ведь развитие – это изменчивость, а как «железяка» (базис) сама по себе может претерпевать эту изменчивость? Сама по себе она претерпевает перемены только в одну сторону – в сторону обесценивания и разрушения, демонстрируя закон нарастания энтропии. Но давайте лучше вернёмся к медитации.
      Медитация.
      Есть множество трактовок этого термина, как и многообразие практик медитаций. С точки зрения открывшейся нам «системы элементов», медитация – это приём или способ подключения индивидуального бессознательного человека к его коллективному бессознательному, или особое психическое состояние, возникающее при соединении души человека с её Богом. В широких народных кругах медитацией принято считать духовно-религиозные практики индусов, как важной составляющей йоги. Однако имеются описания буддийской, индуистской, христианской, исламской, даосской традиций медитации. В основе многих религий непременно лежит эта практика. Объектом концентрации медитирующего служат ощущения внутри организма, внутренние образы, реже эмоции и предметы.  Конечно же, вера должна быть истовой, иначе она превращается в свою противоположность – лицемерие. Во время коллективной молитвы происходит невольное обращение верующих в состояние своеобразного гипнотического транса-просветления.
      Медитативные практики могут использоваться для целей психотерапии и психотренинга. Широкое разнообразие практик медитации позволяет усмотреть в них и состояние внутреннего сосредоточения, и изменённое состояние сознания, и разновидность углублённого размышления.
      Если человек находится в состоянии эмоционального подъёма или сосредоточен в творческом поиске, то чем это не медитация, затрагивающая глубинные струны души. Недаром люди искусства называют свои театры храмами с намоленными стенами. Состояние зрителей, растроганных «до глубины души» артистическим представлением, тоже ведь можно отнести к медитативному, особенно если это действо происходит коллективно.      
      Почему человечество не может жить без медитативных действий? В том-то и весь фокус, что люди об этом не задумываются вовсе. Хорошо, когда подобные действия выполняются «на автомате» и становятся своего рода приобретённым инстинктом. Но если нет таких практик, то картина становится печальной и для пациента, и для его окружения. 

      Вернёмся к жизни  русского этноса.   

      Нам нет необходимости жить по канонам восточной мудрости, жизнь народов востока так же полна трагедий и, скорее всего, в ближайшем будущем они будут повторять какой-то пройденный нами путь. Как сегодня повторяют его страны исламского мира с их волной революций. Нам необходимо делать выводы из своего полученного опыта. А опыт нам диктует необходимость обновления и создания такой системы ценностей, такого коллективного бессознательного, которые были бы направлены на развитие и жизнь нашего этноса.
      Уместно ещё раз акцентировать такой факт. Уничтожение людей друг другом на нашей планете никогда не прекращалось, поэтому все мы, наверное, невольно участвуем, во всеохватывающем процессе естественного отбора. И самое интересное заключается в том, что мы сами делаем свой выбор: можем уподобиться стае крыс, можем повторить судьбу динозавров или повторить судьбу древних высокоразвитых, но исчезнувших цивилизаций. Наша карма не является слепым орудием высших сил. Сегодня мы должны понимать, что эти высшие силы мы сами формируем через механизмы изменчивости и отбора, которые выберут более сильный вид. И полученный опыт, «сын ошибок трудных», должен указывать нам путь движения.

      Кто мешает следовать этим путём?
      Подобно тому, как Вера, Надежда и Любовь влекут нас к жизни и развитию, противоположные силы (прежде всего гордыня, а также прочие греховные разновидности) ведут нас к смерти и разрушению. Так что ничего нового. Единство и борьба противоположностей.
      Новое можно сказать при ответе на вопрос, почему очень часто в нашей жизни события развиваются по известной схеме – хотели как лучше, а получилось как всегда.
      А может как раз это и есть главное доказательство нашего происхождения от обезьяны? Врождённые инстинкты мы никак не можем поменять на приобретённые. Великий Парламент Инстинктов должен действовать достаточное количество миллионов лет, чтобы все наши спонтанные действия стали действительно «разумными».
      И когда в предыдущих главах подробно разбирался механизм возникновения новых, приобретённых инстинктов, то достаточно ясно было указано значение особей, проявляющих изменчивость. Изменчивость проявляют единицы! Но берётся она из коллективного бессознательного, которое формируется только в результате полученного опыта. Если выводы из переосмысленного опыта социумом сделаны в направлении созидания, то на бессознательном уровне в обществе появляется генерация нового, возникают творческие идеи и соответствующие схемы развития и движения, общество готово к позитивным переменам. Если выводы коллективного разума направлены на разрушение (в какой стране мы живём, нами управляет партия жуликов и воров), то получим результат со знаком минус. Тогда бесполезно ставить задачи по росту экономики. Общество, ориентированное на разрушение, закладывает в своё коллективное бессознательное агрессию и получает соответствующую изменчивость в поведении её членов, готовых к битвам.
      
      Ситуацию с мировым финансовым кризисом также легко объяснить состоянием того коллективного бессознательного, которое образовано обществом потребления. Откуда взяться созидательной, творческой инициативе, новациям и инвестициям в развитие, если наступило пресыщение материальными благами и качеством материальной жизни тех, кто определяет развитие экономики? Поэт И. Бунин давно предупредил о потенциальной опасности возникновения такого состояния в социуме:
               
                Раскрыв глаза, гляжу на яркий свет
                И слышу сердца ровное биенье,
                И этих строк размеренное пенье,
                И мыслимую музыку планет.
                Все ритм и бег. Бесцельное стремленье!
                Но страшен миг, когда стремленья нет.
      
      Одним уж и стремится некуда, другие влачат голодное существование. Это мы уже проходили. Революционная ситуация. Она порождает своих героев. И не нужно спрашивать Дарвина, откуда берётся изменчивость особей, и кто заводит пружину механизма развития. Потенциальная энергия выживания одних противостоит накопленной энтропии других, свершается работа – битва, революция, война, разрушение. Если Вселенная произошла от взрыва, то представить себе генерацию всего нового, как обязательную борьбу противоположностей, не так уж трудно.
     Но человеку современной формации уже надоело быть пушечным мясом в извечных битвах сильных мира сего. Хочется всё-таки не наступать на одни те же грабли. А как распознать злого гения? И откуда он берётся? Ведь сколько невинно убиенных пали жертвами заблуждений. Заблуждений, которые будущий властитель умов  очень даже уверенно, проявляя в действии работу механизма изменчивости, выдаёт за единственно верные и прогрессивные начинания. Изменчивость, которую олицетворяет злой гений, возникает в результате той гордыни, которая закрепилась в своё время с помощью инстинкта выживания в человеческой натуре.
      Сейчас частенько рассказывают о судьбе диссидентов последней волны, боровшихся с коммунистическим режимом за свободу. Свободу получили. И все они, диссиденты, ужаснулись тем переменам, которые принесла эта свобода. Почему произошёл такой конфуз? Как правило, в поиске ответа на этот вопрос новые борцы за социальные перемены останавливаются на обличении «стрелочников», виновными оказываются исполнители. Как выразился наш «борец с коррупцией», «лидеры обманули и кинули», оказались «лицемерами и рвачами». И с этим многие согласны, но нигде я не слышал согласия диссидентов (инакомыслящих), что другого сценария быть не могло. А это легко доказать с помощью «системы элементов», когда становится ясным зависимость всех событий, происходящих в обществе, от того коллективного бессознательного, которое доминирует в том или ином социуме.
      
      Доказательства закономерности последних происходящих событий развивались на наших глазах, требуется лишь их анализ. Рассмотрим повнимательнее процесс перехода общества от социалистической экономики к рыночной. 
      Годами копилось в народе недовольство той системой уравниловки, которую установили коммунисты эпохи развитого социализма. Эта система противоречила известному свободно устанавливающемуся иерархическому способу устройства социально организованных видов. Вот совсем маленький перечень необоснованных ограничений для разумной жизни, установленных тогдашней властью: землю для садового участка больше шести соток не выделяли; дачный домик не должен быть больше установленных размеров 3х5 метров; на садово-дачном участке запрещалось иметь бани; зарплата рабочего высокого разряда была выше, чем у мастера; уголовно наказуемой была спекуляция, которая сегодня считается коммерцией и определяет динамику рыночной экономики. Если в обществе существовала вот такая извращённая (с точки зрения здравого смысла –  квинтэссенции обретённого опыта) система ценностей, то с помощью революционных преобразований (именно революционных) можно получить только систему ценностей, извращённую в другую сторону. Та агрессия, которая годами копилась у особей с врождённой изменчивостью к социалистическим порядкам, вылилась в «демократические преобразования» со звериными порядками демонстрации «сильнейшего». В результате получилась картина восхождения «сильнейшего» к власти, а вовсе не торжество здравого смысла. Пенсионеры более полугода не получали пенсий, финансовых пирамид было не счесть, мошенничество и воровство являлось основой первичного накопления капитала, процветал открытый рэкет. Уже набила оскомину сентенция о том, что коррупция является необходимым атрибутом всех развивающихся рыночных экономик. Но никто не сказал, по какому такому закону именно так всё должно происходить. По закону, который следует из нашей «системы элементов», истоки коррупции следует видеть в той системе ценностей, которая устанавливается в обществе, строящем рыночную модель развития. Чём оказалась на практике та свобода, полученная нашими демократами, которых общество в дальнейшем стало именовать «дерьмократами»? Их свободные действия «сильнейшего» в стае были свободными от заботы о слабых. Свобода от социальных обязательств, свобода без обратной связи с обществом, которое позволило им эту свободу, всегда рано или поздно приведёт к отрезвлению опьянённых этой свободой. Через подковёрную борьбу самих «сильнейших» между собой, через бунт «слабейших», через пролитую кровь, через насилие и неизбежные жертвы этого насилия в социуме в любом случае установится то равновесие, которое позволит системе развиваться. И цель этого процесса одна – выживание этноса в целом, но никак не процветание отдельных особей.  И чем быстрее в социуме произойдёт формирование коллективного бессознательного, объединяющего большую часть населения, тем быстрее саморегулирующие механизмы восстановят новый уровень отношений между его членами. Роль диссидентов, властителей умов, политических лидеров в этом процессе неимоверно главенствующая. А результат их деяний с точки зрения исторической миссии можно оценить двумя критериями: качеством получившихся преобразований и количеством пролитой при этом крови.
      Диссиденты, которые расшатали устои социализма, качеством полученных перемен сами оказались не довольны, не говоря уж об остальной массе народа. Они сыграли роль разрушителей. По другому быть и не могло, ведь питательной средой их бессознательного была свойственная в большей степени нашему русскому этносу гордыня, которую пора бы уже понять и умом. И аршином её когда-нибудь кто-то измерит. Это произойдёт тогда, когда этологи, социологи или генетики смогут приблизиться к научной оценке коллективного бессознательного.
      Но сначала нужно понять сам процесс. Процесс достаточно простой.
      Процесс саморегулирования социума с помощью религии (идеологии) и соответствующих богов (властителей душ) понятен. Демократическое саморегулирование и роль государственного аппарата в становлении социума тоже понятна. Тогда что мешает нам понять их тесную взаимосвязь? Когда большевики взяли власть в свои руки, они очень чётко понимали необходимость создания нового коллективного бессознательного, создав свою религию и назвав её коммунизмом.      
      Главный урок, который мы должны извлечь из пережитого опыта, заключается  в осознании социальных процессов, происходящих на наших глазах, и происходивших в недавнем прошлом. Повторюсь в который раз: без понимания и объяснения тех событий, которые происходят на земном шаре, призывать народ к какой-то борьбе за права и свободы – значит неизбежно разжигать в людях низменные чувства и никак не влиять на формирование системы ценностей и коллективного бессознательного. В итоге  закладывать в коллективное бессознательное агрессию и разрушение. Не случайно все смутьяны имели трагическую судьбу. И сетовать при этом нужно не на исполнителей, вершивших им приговор, а на коллективное бессознательное общества, против которого герои-одиночки бессильны. У каждого «героя» всегда есть выбор: либо быть разрушителем существующих устоев, либо «сеять разумное, доброе, вечное». Или идти революционным путём, или – эволюционным. 
      Но нужно учитывать время, в которое происходит реализация инстинктов разрушителей и созидателей. Когда-то реализация внутренней агрессии каждой особи через её максимальные физические проявления могла нанести только какой-то урон другой особи, и, в конечном итоге, играла позитивную эволюционную роль. Сейчас, когда простым нажатием кнопки можно уничтожить тысячи человек, внутренняя агрессия каких-то особей может привести к самоуничтожению популяции. Поэтому время  социальных революций, думается, прошло, по крайней мере, для нашего русского этноса. Исчерпан лимит. Следующего взрыва мы можем не пережить. А для выживания нас и наших потомков нужна только одна эволюция – нравственная.
      Должна ли она произойти? И если должна, то почему она должна произойти именно у нас?
      Только наш этнос пережил опыт шараханья от поголовно верующих до поголовно атеистов и затем мучительный возврат к какой-то сегодняшней вере. Такой опыт уникален. Разве может понять наши терзания буддист или мусульманин. Путь к Вере и путь создания своего Бога у каждого этноса свой. Конечно, наша вера должна оставаться христианским православием. Понятно, что «коллективным бессознательным» никого никуда и никогда не объединить. А без объединяющей идеологии (нового приобретённого инстинкта) никакому этносу в современном мире с его изменчивостью, агрессией и отбором не выжить.   
      Смысл нравственного обновления должен быть именно эволюционным. Никаких перестроек, никаких модернизаций, никаких ускорений. Гордыни у нас в избытке.
      Помочь нам может только покаяние.
• Теологи от церкви должны признать какие-то догмы устаревшими, понять свою прямую ответственность за разрушение веры и развивать Новые Заветы с учётом прожитого опыта.
• Материалистические догмы коммунистов требуют признания обществом их научной несостоятельности. Жить в надежде на построение коммунистического рая с возможностью потребления «по потребности» – вредная  утопическая иллюзия. Как раз человечеству есть необходимость обуздания неуёмных материальных потребностей и развития духовных. Прекрасные идеалы равенства, братства и счастья всех людей необходимо реализовывать с учётом заложенного природой механизма изменчивости и потенциального от рождения неравенства индивидов. Терпимость к иерархической структуре социума одних должна быть всегда сбалансирована с ограничением страстности к власти других. Рациональная установка на социальную справедливость должна учитывать всемирный опыт социального устройства других народов.
• Властители умов должны хорошо представлять свою роль – либо созидателей, либо разрушителей. Третьего не дано. Внутренняя цензура каждого индивида, проявляющего изменчивость и, соответственно, творческие способности к гипнотическому воздействию на умы, должна быть направлена на создание позитивного образа мышления. Почаще обращаться к библейской заповеди «Богу – богово, кесарю – кесарево» сегодняшним просветителям необходимо для переосмысления своей роли четвёртой власти в управлении социумом. И нужно не забывать об ответственности этой своей власти.    
• Политические деятели, руководители больших и малых сообществ должны понимать свою роль в становлении саморегулируемого социума тоже как преходящую. Единственным источником власти любого общества должен быть народ, потому что он является источником коллективного бессознательного. К осознанию этого этапа становления общества мы пришли пока что только в теории. Правящей элите первой необходимо внедрение этой истины в своё подсознание. И давно пора всем нам преодолеть привычку жить по понятиям, а не по законам.
• Мы с вами, являясь винтиками некого сложного механизма, на сознательном и бессознательном уровне должны ощущать свою связь с этим механизмом. Понимать своё значение в его работе, так же, как и прямую зависимость своей судьбы от исправности этого механизма. Почему-то гражданская позиция современного россиянина ассоциируется с критикой и обличительством нерадивой власти, желанием даже в позитивных переменах всегда найти изъяны. Эволюция нашего сознания будет заключаться в том, что неразрывная связь нашего коллективного бессознательного с судьбой каждого из нас на практике должна приводить к приоритетам общественных ценностей над личными, что пытались реализовать коммунисты. Но при этом они не учли заложенную природой иерархичность особей в социуме, а так же мутационную сущность человека и перманентную склонность его к переменам. Полученный нашим этносом опыт, переосмысленный новыми поколениями, обязательно должен привести к дальнейшей свободе развития общества, которую следует понимать и не как «осознанную необходимость», и не как «свободу воли человека», а как свободу созидания духовной среды, без которой нет развития.         
      
      Должны признать, должны понимать, должны хорошо представлять, должны ощущать – что за партийные тезисы? Очередная идеологическая утопия?  В живой природе никто никому ничего не должен!            
      Разве может работать объективный закон Естественного Отбора по  принципу каких-то призрачных и не выполняемых  кем-то обязательств?
      Почему и зачем не выполняются людьми, казалось бы, простые правила? И эти правила не выполняют разумные существа!
      Так вот эта наша разумность обусловлена той нашей духовной средой (надоело уже упоминать коллективное бессознательное), которую мы имеем в каждое конкретное время. Нужно знать, что эта духовная среда бессознательна! Она развивается вне зависимости от количества извилин в мозге человека!
      Только так мы можем объяснить, зачем люди убивают друг друга. Только так мы можем объяснить не мотивированную агрессивность человека. Только так мы можем объяснить многие необъяснимые события.   
 
      Фантастическим развитием общества будет его приближение к всеобщему заветному райскому благоденствию. Отменить в социуме изменчивость, конкуренцию, отбор – это всё равно, что отменить закон всемирного тяготения. Поэтому всегда нужно прагматично взвешивать свои шансы на выживание. 


Рецензии
Спасибо за обилие интересных мыслей!)) Есть кое-что, с чем не согласна, но это нормально. Поражает то, что мы двигались с Вами по одним и тем же тропам, пытаясь добыть "философский камень". Не верите? А посмотрите у меня небольшую новеллу "В старом парке". Забавно? Или в наше время естественно? Думаю...))
С уважением, Надежда

Николай Львов 4   26.01.2016 15:45     Заявить о нарушении
Пожалуй стоит сказать о том, главном, с чем не могу согласиться! Современная наука многолика и нельзя утверждать, что она далека от изучения мира тонкого. Чтобы не отсылать Вас к разным довольно объемным трудам, взгляните на маленькие две миниатюрки ( хотя не люблю, когда в своих рецензиях авторы рекламируют свои странички)) "Матрица. Теперь серьезно. ч.1" и "... ч.2". А ведь там речь об исследованиях начала 90-х!

Николай Львов 4   26.01.2016 15:54   Заявить о нарушении
Добрый Надежда, мой компас земной. Согласен с Вашими репликами о науке, иначе как можно пробиться через нагромождения математических моделей "Дорожной пыли". Разумеется, я посмотрю все статьи по Вашей рекомендации - для того и служит этот портал, чтобы обмениваться "духовной пылью". Что касается "философского камня", то мой камень ещё впереди. Свою четвертую книжку, в которой он мне открылся, я опубликую дней через десять после редакционной правки. В 2011 году в книжке "Как жить дальше" сам себе я задал десяток вопросов, на которые по сей день ищу ответы. В прочтении у Вас последняя из опубликованных. Неопубликованная называется "Почему мы болеем" - в своём стиле. Зачем умничать, если не извлекать из мыслей практическую пользу? В данный момент не могу понять математических (?!) магов "Дорожной пыли". Подбросил хоть бы одного гуманитарного. Баба Глаша и та знакома с "проблемой флаттера". Готовлю вопросы. Ответ-то уже есть - чем больше вопросов и аксиом тем инвариантнее математические модели. Сам я считаю, что нет такой сложной модели, которую нельзя объяснить простым языком. Давайте объединять усилия!

Виктор Попов 7   26.01.2016 17:02   Заявить о нарушении
Объединять усилия необходимо!!!

Николай Львов 4   27.01.2016 14:49   Заявить о нарушении