Кто виноват?

Ответ: «Никто, потому что законы развития социума не зависят от сознания отдельного героя, а фактически уже созданное социумом коллективное бессознательное определяет через себя поступки людей, влияя их судьбу. Ошибочно можно полагать, что если человек проявляет какую-то свою, не понятную остальным людям изменчивость, то он и есть источник всех бед». Тот, кто угадал с изменчивостью на данный момент, тот  знает своё предназначение, занимает соответственное место в жизни и, разумеется, выглядит счастливым. Это вовсе не означает бессмысленность жизнедеятельности тех, кто не угадал с проявлением своей изменчивости.
      Можно всегда искать «стрелочника» или «крайнего», который виноват во всех наших бедах. В таком случае будет происходить у людей формирование рабской психологии, которая, конечно же, как возвышает над толпой вождя, так и делает его затем «козлом отпущения». Тогда в результате получим систему без обратной связи, не способную к саморегулированию, а значит и к изменению.
      Развитие природы методом проб и ошибок в конечном результате даёт ту картину изменчивости, которая отражает объективную закономерность с определённым распределением вероятностей.      
      Соответственно, не нужно впадать в крайности, крайности нужно отсекать, выбирая «золотую середину».  Это знают даже те, кто не знаком с законом нормального распределения случайных величин, изображаемого кривой Гаусса.
      Изменчивость, которую проявляют живые организмы, и от которой, в конце концов, зависит эволюция, подчиняется какой-то системе. Преимущество получит та изменчивость, которая соответствует закону саморегулирования с наличием обратной связи. Видимо, так зарождалось чувство справедливости, чувство собственного достоинства. Если эти законы объективны и действуют через разумных людей, то задача поиска их жизненной силы будет сводиться к анализу опыта, полученного при отборе.   
    
      Сформировано ли у человека «право сильнейшего», чтобы успешно реализовывать действие механизма естественного отбора? Как меняются во времени нравственные установки в социуме? Почему люди принимают в какой-то определённой ситуации либо одни, либо другие решения?
      Так или иначе, прямо или косвенно ответы на поставленные проблемы уже найдены, необходимо их лишь сформулировать.
 
      Пожалуй, лучше начать с импринтинга.
      Импринтинг (запечатление) – это психофизиологический механизм, в соответствии с которым впечатление или образ, воспринятые в критический период развития, прочно запечатляются в мозге, превращаясь в устойчивую поведенческую программу. Этологами и психологами импринтинг описан как у животных, так и у человека. Например, утка во время высиживания яиц издаёт характерное кряканье, а утята, находящиеся в яйце, запечатляются на этот звук. Когда утята вылупятся, они бегут на голос, где бы не находилась крякающая мать. Утята, выведенные в инкубаторе, не способны узнать зов утки и не следуют за ней в воду. 
      У человека этап запечатления длится с момента рождения до 6-7 месяцев. В это время и в последующие примерно два года психика ребёнка чрезвычайно чувствительна к нарушениям гармоничных отношений с матерью или с человеком, её замещающим.  Как было выяснено во многих наблюдениях за развитием детей и в специальных опытах на обезьянах, нарушение этой гармонии вызывает трудно обратимые или даже необратимые нарушения в психическом развитии ребёнка, сказывающиеся и во взрослом состоянии. Это могут быть психологические трудности в общении с другими людьми, «нелюдимость», повышенная агрессивность и так далее.
      Одним из негативных проявлений импринтинга является отставание в психическом развитии детей, лишённых полноценного общения и материнской любви. Это явление широко изучалось в странах Запада в детских сиротских приютах ещё после первой мировой войны: дети, которых только добросовестно кормят и перепелёнывают, но которые лишены именно индивидуальной эмоциональной теплоты, вырастают в людей асоциальных, не умеющих полноценно говорить, очень часто агрессивных.
      Ребёнок неосознанно запечатляет шаблоны поведения родителей – хорошие и дурные. Он не воспроизводит их немедленно, но будет воспроизводить, когда подрастёт. Он будет использовать речевые обороты, эмоциональные реакции, пищевые привычки, будет (или не будет) курить, пьянствовать, он позаимствует непроизвольно профессиональные навыки, формы проведения досуга, отношение к природе, к людям. Лишь где-то к двадцати годам он, может быть, сможет эти шаблоны критически переосмысливать. Но до времени становления ребёнка как личности любой человек ещё проходит этап подросткового максимализма.
      Невольно возникает вопрос, каким образом происходит механизм действия импринтинга? Через какие каналы? Сказать: «Через нервную систему» – это ничего не сказать, а продемонстрировать мышление финалиста. Тогда опять упираемся или в «биополе», или в «подсознание», или «энергоинформационные оболочки», или же в нашу «систему элементов», благодаря пониманию которой можно выразиться так: «Импринтинг (запечатление) на бессознательном уровне становится проводником приобретённых инстинктов у человека и у животного только потому, что коллективное бессознательное создаётся животным миром, чтобы затем управлять им».   
      
      Получается, что никакой человек никогда сам себе вовсе не принадлежит. Он не может лишиться духовного питания от «пуповины» того окружения, в котором обитает. Иначе он будет уже кем-то другим. И мы часто можем наблюдать тот неизгладимый отпечаток, который накладывает на людей их длительное пребывание в том или ином окружении: будь то военные, спортсмены, учёные, врачи или заключённые.
      А жить вне социума – значит не быть человеком.    
      В начале, в момент рождения и в младенческие годы ребёнок живёт благодаря врождённым инстинктам, и с помощью импринтинга приобретает новые инстинкты. Есть даже представление в изотерических учениях о том, что ребёнок до какого-то времени имеет одну ауру с матерью. Затем, в период становления ребёнка, связь его души с матерью ослабевает. И так же, как физиологическое питание от матери в утробе заменяется грудным вскармливанием и затем разнообразной внешней пищей, точно так же пищу для души ребёнок вначале получает через импринтинг, а затем учится добывать её самостоятельно. В начале жизни поведение ребёнка полностью подчинено генетически обусловленному врождённому темпераменту и привычкам, которые формируют родители. Затем в подростковом возрасте начинается своеобразная «ломка». Начиная ощущать себя человеком-личностью, подросток непроизвольно бунтует против сковывающих его душу стереотипов, внедрённых в его сознание окружением, которое добавило ему кроме врождённых инстинктов ещё и навязанные, приобретённые.
      Подростковая «болезнь» максимализма заканчивается по-разному, и иммунитет после неё остаётся. Этот иммунитет прививается с помощью коллективного программирования того окружения, которое как ранее, так и в дальнейшем оказывается властителем неокрепших душ.
      К сожалению, не все подростки безболезненно переходят во взрослость. Сегодня в России на 100 тыс. молодых людей в возрасте 15-19 лет приходится почти 20 случаев суицида, что превышает мировой показатель в 2,7 раза. Если к этим цифрам добавить количество потенциальных самоубийц-наркоманов, то картина перехода ребёнка с его преобладающими детскими инстинктами к состоянию «свободной» личности получается непростой.
      В сентябре 2009 г. в России на учете стояли 550 тысяч наркоманов (тех, кто обратился добровольно за помощью), а фактически их в России 2-2,5 млн. От общего числа наркоманов в России по статистике: 20% – это школьники, 60% – молодежь в возрасте 16—30 лет, 20% – люди более старшего возраста. Средний возраст приобщения к наркотикам в России составляет 15-17 лет. Как заявил в феврале 2010 г. заместитель директора ФСКН России Олег Сафонов, по данным ООН самое большое число наркозависимых в Иране и Афганистане, третьей в этом списке значится Россия.
      
      Критически переосмыслив к двадцати годам внедрённые в его подсознание стереотипы и выработав, якобы, своё собственное мировоззрение, человек вовсе не становится свободной личностью. Избавившись от каких-то одних (детских) комплексов, он тут же меняет их на другие. Человек всегда вынужден приспосабливаться к тем новым обстоятельствам, в которые он неумолимо попадает в любых мыслимых отношениях. В учёбе, на работе, в семье, в кругу друзей и знакомых, в транспорте, в магазине, в больнице, в госучреждениях, на курорте, в театре, на стадионе – везде человек остаётся рабом тех условностей, которые уже созданы в этих местах соответствующим окружением. Он играет роли, которые ему даёт среда обитания – режиссёр его поступков. Эти роли могут быть весьма разнообразными, порой и противоположными: учителя и ученика, начальника и подчинённого, заботливого отца и любовника, остроумного балагура и рассерженного слушателя, спортсмена и болельщика, покупателя и продавца, больного и лекаря, борца с коррупцией и коррупционера.
      Соответственно, философия марксизма-ленинизма легко обосновала тезис:  свобода человека – это осознанная необходимость. Естественно, материалисты, отрицающие духовную составляющую человеческого существа, другой постулат вывести не могли. Так же, как теологи и богословы утверждают, что всё в руках Божьих. А не пора ли соединить эти два мировоззрения? Ведь человек – это единое существо и рассматривать его нужно без акцентов первичности материи или сознания.
      
      Душа человека настолько одинока, что не хватает существующих средств для её самовыражения в специально созданном формате – искусстве –  создаются новые. В душе человека всегда будет интимный уголок, в который он не только не пускает посторонних, но порой и сам не хочет в него заглядывать. Часто можно обнаружить во многих семьях «скелеты в шкафу», о которых лучше не вспоминать. И будучи в состоянии одиночества духовного человек обязательно попадает в петлю зависимости от социума психологическую – через прямое общение с соплеменниками, через телевидение, через интернет. Поэтому, как только человек услышит призыв к свободе, он, не задумываясь, встаёт в ряды борцов за свободу.
      А какая нужна человеку свобода? Да и нужна ли она, если люди являются продуктом той несвободы, тех социальных отношений, в которых они существуют?
      Свобода от устоявшихся, но не устраивающих человека-личность стереотипов своего окружения.
      Тогда, чтобы реализовать эту свободу, ему необходимо проявить изменчивость, которую принято называть творчеством. Соответственно, это и есть этап в эволюции человека. Но изменчивость может оказаться со знаком минус, тогда через механизм естественного отбора слабые особи с такой изменчивостью будут отбракованы. (Один человек творит, другой – вытворяет). Каким образом отличить изменчивость со знаком плюс от изменчивости со знаком минус, верные идеи от неверных мы уже разобрали в предыдущих главах. Примером позитивных, направленных на выживание провозглашаемых свобод, конечно же, являются идеи, высказанные пророками. Их система ценностей проверена временем, но и становиться догмой она не может, потому что желающих проявить свою изменчивость, лить воду на мельницу эволюции искать не надо, они были, есть и будут. Спираль эволюции раскручивается независимо от субъективных действий кого-либо. Иначе люди никогда не стали бы людьми, а оставались животными.

      Теперь становится понятно, почему нет никакого большого или малого сообщества людей, в котором бы не возникало больших или малых конфликтов. Они возникают по причине, с одной стороны, полной зависимости человека от коллективного бессознательного, а с другой стороны – от врождённой склонности его к изменчивости. Это противоречие является движущей силой развития социума.
      Взаимодействие личности с социумом всегда порождает какое-то столкновение, вызванное изменчивостью личности и инертностью массы. Если Вы наблюдаете непонятную для Вас картину, когда над избитыми шутками какого-то заштатного юмориста, рассказывающего в сотый раз один и тот же анекдот, люди по-прежнему «умирают со смеху», удивляться не надо – изменчивость проявить не так-то просто. И ни в коем случае не нужно думать, что кто-то умнее или глупее. Просто все разные. Как раз тот, кто проявляет изменчивость с точки зрения остальных выглядит «умником», а если с обратной связью у него не важно, то и придурком, независимо от провозглашаемых идей. Более того, как раз идеи, разжигающие низменные чувства, быстрее овладеют массой, потому что они не требуют от толпы работы – работы души. Но по большому счёту только кропотливым творческим трудом можно добиться эволюционных подвижек в массовом сознании, перемены в котором проявятся через работу подсознания. А добровольные или взятые на заклание жертвы будут давать энергию коллективному бессознательному для генерации изменчивости вновь рождаемым особям, у которых есть шанс её проявить, то есть стать личностью. Вот такая раскладка.
      
      Естественно, мы приходим к умозаключению, что искать правых и виноватых в сложных процессах эволюционирующего социума вовсе не следует. Но следует отчётливо понимать сам процесс развития человечества, который качественно отличается от эволюции животного мира. Помимо изменений биологических у человека на первое место выходят изменения духовные. Они есть, они развиваются, многие этносы без их развития вымерли. Их зарождение мы с вами разглядели вместе с Конрадом Лоренцом в животной среде. Теперь нужно сделать акцент на способностях к развитию духовной изменчивости в сегодняшнем обществе. Как людям, не лишённым разума, нам пора понять тот тупик, в который мы с неизбежностью уткнёмся при «удовлетворении всё возрастающих потребностей» физиологических, и ту космическую бесконечность, которая открывается нам при развитии потребностей духовных.
      
      Понимание этих процессов делает очевидными простые нравственные и этические установки.
      
      Прощение. Нет таких проступков людей, которые заслуживают вечного проклятия. Винить нужно только ту природную изменчивость, которая через нас проверяет верные либо ошибочные варианты развития гармоничного мира. Понять и прощать нужно всё! Иначе агрессия, рождаемая при отрицании изменчивости, вернётся к нам бумерангом, потому что система должна приходить к устойчивому состоянию. Если мы не прощаем какого-то условного «негодяя», то на духовном уровне ведём с ним постоянную борьбу, растрачивая свою энергию и получая в результате опустошающее нас бессилие и неспособность к творчеству.
      
      Покаяние. Человеку очень трудно осознавать свою греховность, которую может разглядеть только пробуждённая совесть. Другими словами, те приобретённые человеком в своём окружении инстинкты, та несвобода, о которой только что говорилось, не позволяют ему взглянуть на себя со стороны. Со стороны – это значит с другой точки зрения, отличной от общепринятой в этой среде. И получается, что без института церкви не обойтись. К покаянию неизбежно приведёт изучение исторического опыта взлётов и падений отдельно взятых обществ.       
      
      Обида. Гармоничного человека обидеть не возможно.
      
      Алчность. Это следствие изменчивости животного, но никак не человека.
      
      Гордость. Чувство собственного достоинства.
      Чувство собственного достоинства – это золотая середина. Крайности – это гордость и заниженная самооценка, чувство неполноценности. Каждый человек должен обладать чувством собственного достоинства, так как гордость – это слишком завышенная оценка самого себя, а ущёрбность – заниженная самооценка. Кто умеет выбрать золотую середину, тот дольше живёт.
      
      Гордыня. Гордыня отличается от простой гордости тем, что ослепленный гордыней человек хвалится своими качествами перед Богом, забывая, что получил их от Него. Это самонадеянность человека, вера в то, что он все может сам и всего добивается самостоятельно, а не с помощью и по воле Бога. В гордыне человек не благодарит Бога за все то, что имеет (например слух, зрение, жизнь) и получает (например пропитание, кров, детей). 

      Судьба. Поведение каждого из нас в большей степени обусловлено врождёнными и приобретёнными инстинктами, а «разумность» наших поступков предопределена состоянием коллективного бессознательного той среды, в которой мы оказались. За исключением изменчивости. Хотите влиять на свою судьбу – проявляйте позитивную изменчивость, которая, как мы отмечали, называется творчеством. Элементы творчества можно увидеть в той деятельности, о которой скажут: «Сделано с душой». В случае постоянной связи нашего внутреннего Бога с единым Богом и судьба будет предсказуема.


Рецензии
«Импринтинг (запечатление) на бессознательном уровне становится проводником приобретённых инстинктов у человека и у животного только потому, что коллективное бессознательное создаётся животным миром, чтобы затем управлять им». ---- Нечего добавить! Этот импринтинг у взрослых можно "убрать" только психотерапией...
"Покаяние. Человеку очень трудно осознавать свою греховность, которую может разглядеть только пробуждённая совесть. Другими словами, те приобретённые человеком в своём окружении инстинкты, та несвобода, о которой только что говорилось, не позволяют ему взглянуть на себя со стороны." ---
Согласна полностью!
"И получается, что без института церкви не обойтись" ---
Не согласна, так как для достижения духовного роста церковь не нужна.
Последний абзац о творчестве - просто "прелесть"! Именно так!!!
Виктор, замечательная работа! Очень понятно о сложном!
Успехов Вам!
Елена
PS: у меня есть миниатюра с таким же названием :-) http://www.proza.ru/2010/08/14/114


Дама Из Потсдама   18.02.2016 01:29     Заявить о нарушении
Спасибо, Елена, за столь высокую оценку. Вашу миниатюру я, оказывается, уже читал. Могу очередной раз констатировать: Вы, поэты, через своё состояние души уже ЗНАЕТЕ то, к чему другие приходят через опыт, "сын ошибок трудных". Поэтому очень лестно получить рецензию-"психотерапию" от поэта. Духовный рост, как я понимаю, процесс непрерывный; когда его нет - жди печальных событий. "Для достижения духовного роста церковь не нужна" - согласен. Но так легко рассуждать, когда человек имеет или нащупал источник духовной пищи. В данном случае я пытался понять феномен шараханья нашей нации от поголовно верующих к атеизму и обратно к церкви. Более того, на земном шаре 80% людей считают свою жизнь связанной с Богом, хотя школьное преподавание вещает в основном научный материализм.
Ещё раз спасибо. До встречи. Виктор.

Виктор Попов 7   18.02.2016 07:22   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Виктор! Люди тянутся к Богу, а не к церкви.
В церковь идут "слабые", потому что им так проще. И поэтому они быстрее поддаются религиозному влиянию и контролю церкви. Это уже никакого отношения к самой Вере не имеет. А, например, у нас в Германии все католики должны платитъ церковные налоги. На этих миллионных налогах живёт весь Ватикан. Скажите мне, а какое отношение это имеет к Вере?
Постараюсь ещё объяснить разницу "в двух словах":
религия и Вера - это не одно и то же. Вера - она одна и абсолютна, равная для всего человечества.
Религия же условна и это - только видение Веры, её интерпретация людьми. Поэтому она субьективна и не может быть истинной.
Религия создана для управления массами, она догматична и фанатизм её постоянно приводит к войнам.
Лично я глубоко верю в Бога, потому что я - часть его, он живёт во мне, как и в каждом из нас.
И это пинимание пришло не сразу...
Но даже воспитанные атеистически понимают, что существует эта всеобъемлющая сила и она поможет, если попросить....
На эту тему из моего:

Прося о помощи, пойми,
что Бог и ты - едины.
24.03.2011 © JF
Господь даёт нам испытания,
чтоб рос наш уровень сознания.
18.09.2010 © JF

С глубоким Уважением,
Елена

Дама Из Потсдама   18.02.2016 15:38   Заявить о нарушении
Хочу ещё добавить:
"В данном случае я пытался понять феномен шараханья нашей нации от поголовно верующих к атеизму и обратно к церкви." ---
Атеизм был "нашей нации" навязан властью.
Народ никогда не переставал верить.
Потому что не верить неестественно...

Дама Из Потсдама   18.02.2016 15:50   Заявить о нарушении
Добрый день, Елена! Что касается церкви, согласен с Вами полностью. Без Веры человек жить не может - обсуждать тоже особо не чего. Но почему народу отводите роль вечно оболваненных? Католиков заставляют платить "налог на веру"? "Атеизм был нашей нации навязан властью"? Так этот же народ сам взял власть в руки! Не марсиане нами управляют, а законно избранные Меркель и Путин. Поэтому ту Веру, которая сформирована социумом, только её может эксплуатировать власть. Но творческому человеку власть не нужна, потому что он свободен - умеет получить духовную энергию из космоса, если хотите от Бога. Пушкин это понял давно: "И мало горя мне, свободно ли печать морочит олухов, иль чуткая цензура в журнальных замыслах стесняет балагура". Так что выбор есть всегда. А власть нужна как раз больше тем, кого она держит в узде. Только творчество может сделать нас свободными. Спасибо Вам ещё раз за соучастие в её генерации. Виктор.

Виктор Попов 7   18.02.2016 18:35   Заявить о нарушении
Добрый вечер, Виктор!
Я совершенно согласна с каждым Вашим словом!
Хочу только внести пояснения.
"Но почему народу отводите роль вечно оболваненных?" - Я народу такую роль вовсе не отвожу. Но факт остаётся фактом, что только 10 % людей независимы (это даже меньше, чем по закону Парето), живущие одновременно с (творят не толъко для себя) и вне социума (остаются индивидуальны), а 90% - не в состоянии так жить, им неохота брать ответственность на себя (поэтому они отдают себя в руки религии/церкви и государства, перекладывая ответственность на них), они не понимают и не хотят понимать, что могут бытъ свободными. Так было уже всегда и так естъ в данный момент.
Поэтому я их понимаю. У таких людей нет выхода до тех пор, пока они сами не придут к духовнисти и росту сознания.
"...творческому человеку власть не нужна, потому что он свободен - умеет получить духовную энергию из космоса, если хотите от Бога." --- Да, это так!!! Я это знаю и в это верю и поэтому очень рада нашей встрече на этом сайте и обмену мнений, которые практически по всем пунктам совпадают.
У меня даже сеть афоризм на затронутую нами тему:
"Только сам человек - мерило тому, что правильно, а что нет."
(15.08.2010 © JF)
Всего Вам самого Доброго!

Дама Из Потсдама   18.02.2016 21:13   Заявить о нарушении
Доброе утро, Елена! Ваша чудесная концепция не оставляет места для дальнейших дискуссий, что называется "расставлены все точки над i". При этом восхищён лаконизмом. В других местах я отводил по несколько страниц, чтоб понять соотношение личности и толпы. До новых встреч. Виктор.

Виктор Попов 7   19.02.2016 04:15   Заявить о нарушении