Почём опиум для народа?
Учитывая, что автор этих строк был много лет в числе последних из всех вышеперечисленных и знаком с вопросом, что называется, «изнутри», то смелость браться за раскрытие столь глобальной темы пусть не кажется читателю безрассудной наглостью. Тем более, что наше поколение воспитывали на идеалах – «Кто, если не ты», (роман Ю. Герта) – и посеянные зёрна когда-то должны давать всходы.
Так вот, ответ уже готов. Ответ на вопрос заголовка главы. Цена внедрения идеологии марксизма-ленинизма – миллионы убиенных людей. Вообще-то она осталась такой же, как и при победе любой другой религии. А чем масштабнее проект, тем больше жертв. Но, если к другим идеологиям (например, христианству), так или иначе, приходит покаяние, и число убиенных не особенно растёт, то, думается, коммунистам до этого ещё далеко: классовая борьба в условиях глобализации себя ещё проявит.
Только не будем ставить знак равенства между религией марксизма-ленинизма и традиционными религиями. Разница здесь большая. Вы знаете, чем охотник-любитель отличается от рыбака-любителя? Принципиальная разница. Охотник – это классический убийца, стреляет в невинную жертву. Рыбак, закинув удочку, даёт жертве выбор – можешь плыть мимо наживки. Такая же схема действия классических коммунистов-большевиков и сегодняшних служителей церкви. Марксизм-ленинизм предполагает в теории насилие и построение рая на земле через классовую борьбу. Кто так просто отдаст власть? А если сегодняшние коммунисты признают Бога и предпочитают парламентские формы борьбы, то это уже не коммунисты, а бизнесмены, использующие раскрученный бренд. Если это не так, тогда где ваше покаяние, товарищи по одноимённой партии? Или дайте почитать ваши философские труды!
Готовность оказать вам посильную помощь в этом проявляю последующими рассуждениями.
Философия построения рая на земле (коммунизма) состоит из трёх разделов: диалектический материализм, исторический материализм и научный коммунизм.
Диалектический материализм зиждется на двух китах, спрятанных в названии: материализма и диалектики. Против диалектики (развития) не попрёшь – любая застывшая догма (система) обречена нарастанием энтропии на смерть. А вот с материализмом нужно разбираться.
Материализм – краеугольный камень марксизма! Зачем он (материализм) понадобился Марксу? Движущей силой истории Маркс считал «материальное производство» («базис»), Энгельс его дополняет, что именно «труд сделал человека».
Откуда такой посыл? И почему он многих вдохновил? В бытовом понимании жизни любому человеку понятно, что без пищи и удовлетворения естественных потребностей индивиду не выжить. Материальное на первом месте, духовное на втором. Однозначно. И раздумывать не о чем. А вот размышлять, как раз, есть о чём. Если материальное на первом месте, то человек ничем не отличается от животного? Конечно, он и произошёл от обезьяны в результате эволюции. Но не будем ставить за такой ответ пятёрку, которую мы когда-то стремились заслужить. Не будем вспоминать известную сентенцию о том, что как нет доказательств существования Бога, так нет доказательств его отсутствия. Давайте спросим себя: может ли современный человек быть человеком вне социума, вне общества? Может. Таким человеком, каково окружение. Если окружение – африканское племя, человек сродни первобытному, если животный мир, то сродни Маугли. Без общения с соплеменниками, без информации, без творческого созидания человека трудно представить человеком. А почему современному индивиду придумано наказание - тюрьма, а не 80 ударов плетью? Рассуждая таким образом, легко прийти к выводу, что духовная составляющая в жизни личности не менее важна, чем материальная. А зачем их противопоставлять? Ведь человек – единое целое. Кому нужно разделить людей на материалистов и идеалистов? И на этот вопрос ответ есть – ловцам неприкаянных душ. Вначале это были только религиозные умы, потом подключились материалисты-атеисты.
Что скажет практика – критерий истины? Коммунистический эксперимент провалился. А может быть, только первый тайм был неудачным? Мировая экономика постоянно испытывает трудности, войны не прекращаются, наркомания, СПИД – список проблем бесконечен, и рай на земле не виден даже теоретически. Напротив, почему-то больше разговоров об апокалипсисе. Популярность же коммунистов в народе не уменьшается. Что ждать от «призрака коммунизма»? Второго тайма или матча-реванша?
Известен тезис Маркса: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». Легко проследить посыл – нужны не те теории, которые объясняли мир, а те, которые помогают его изменить, то есть воздействующие на сознание, манипулирующие, мобилизующие. Его земляк, Геббельс, пошёл ещё дальше, его слова о чудовищной лжи, в которую охотно верят, мы уже приводили. Если хочешь изменить мир, все средства хороши. Вот вам и научно обоснованные идеи, и истекающие из них лозунги. И как результат: «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно» – эта классика жанра миллионам последователей не казалась во времена «развитого социализма» чушью.
Когда за основу научных теорий принимаются не объективные законы мироустройства, а желание переустроить «несовершенный мир», то срабатывает принцип: если нельзя, но сильно хочется, то можно. Соответственно, отдалённый результат такого подхода нетрудно предугадать.
Материализм возник в пику идеализму, и если сегодня учёного-физика спросить: «Что есть материя?», однозначного ответа мы не получим.
Например, учёный В.Гейзенберг в книге «Философские проблемы атомной физики» утверждает, что новые физические теории привели к созданию совершенно «нового способа мышления», неизбежным следствием которого является отказ от признания объективности пространства и времени, отказ от принципа причинности. Гейзенберг ставит вопрос: должен ли ученый раз и навсегда отказаться от мысли об объективности событий во времени и пространстве, или же этот отказ можно рассматривать как некий «переходящий кризис», от которого наука в дальнейшем избавится? На этот вопрос он отвечает с полной решительностью: такой отказ должен быть окончательным; никогда и никакие эксперименты уже не вернут науку на путь признания объективности явлений, пространства и времени. Стремление понимать явления природы как объективные он сравнивает с донаучными попытками людей, считавших Землю плоским диском ограниченного размера, найти «край мира». Как нет «края мира», так и нет объективных явлений, не зависящих от наблюдателя! «Надежда, что новые эксперименты наведут нас на след объективных событий во времени и пространстве, была бы не более основательной, - пишет Гейзенберг, - чем надежда обнаружить «край мира» где-нибудь в районах Антарктики». Так, например, по Гейзенбергу, атомы, изучаемые современной физикой, нельзя рассматривать как реальные объекты, находящиеся в пространстве и времени. Гейзенберг утверждает, что, по существу, они являются не материальными частицами, а только символами, введение которых придает законам природы особенно простую форму. «Атомное учение современной физики, таким образом, существенно отличается от античной атомистики тем, что оно не допускает больше какой-либо интерпретации в духе наивного материалистического мировоззрения».
Характеризуя точку зрения классической физики, стоящей на позиции признания объективности, данной нам в ощущении, Гейзенберг связывает это признание объективной реальности с обязательным утверждением, что время и пространство друг от друга не зависимы, неизменны, с физическими объектами не связаны. Материализм, говорит он, обязательно должен признавать неизменность пространства и времени, их независимость друг от друга и от материальных объектов. Но современная физика показала взаимосвязь пространства и времени, раскрыла связь свойств пространства с распределением материи, зависимость пространственных и временных свойств тел от их движения. Следовательно, заключает Гейзенберг, материализм опровергнут.
Другой аргумент, используемый Гейзенбергом для отрицания объективной реальности, состоит в следующем. Материализм, по его мнению, обязательно связан с признанием того, что мельчайшие частицы материи являются уменьшенными копиями обычных макроскопических тел и непременно должны двигаться по законам механики Ньютона. Между тем, современная физика доказала, что микрообъекты обладают сложной корпускулярно-волновой природой и подчиняются особым, неизвестным ранее, квантовым законам. Значит, заключает Гейзенберг, материализм потерпел крах, микрообъекты не являются объективной реальностью!
Понятно, что сторонники материализма развенчают взгляды Гейзенберга, как вульгарно-упрощенное понимание материализма и отстоят материалистическую догму. Соединить же взгляды современных учёных-материалистов и учёных-идеалистов мешает, и мы это уже знаем, спонтанное стремление тех и других к поглощению душевной энергии индивидов, как у артистов стремление к вниманию зрителей.
Но вернёмся к марксизму. Почему движущей силой истории должно быть «материальное производство»? И лежат ли в основе всех социальных изменений экономические интересы, а не идеи и прочие духовные ценности. Здесь марксизм исходит из посыла, что развитие производительных сил («базис») невозможно ни остановить, ни затормозить. А производственные отношения («надстройка») будут меняться в соответствие с развитием производительных сил. Это соответствие возражений не вызывает. А вот почему «базис» первичен, не понятно. Что, у человекообразной обезьяны орудия труда появлялись сами по себе? Вне мозговой деятельности первобытного человека? Ведь неандертальцу сначала нужно было представить каменный топор, а потом уже его соорудить. И сегодня любому развитию производительных сил предшествует проектная проработка. Так что здесь не стыковка, осознанная или нет. Но идея превосходства материи над сознанием очень нужна была Марксу, заряженному на изменение мира, а не на его понимание. Ведь дальше всё идёт «по маслу». Сугубо материальные интересы социальных групп приводят к конфликту между господствующим и другими классами, общество изначально не стабильно и только благодаря этому внутреннему противоречию живёт и развивается. Всё это заканчивается революциями, сменой экономических формаций, высшей из которых является коммунизм. Человечество диалектически развивается по спирали, и оно должно прийти к тому, с чего начинало: к отсутствию частной собственности на средства производства, как в первобытном обществе, но уже на новом уровне, обусловленном высокой степенью развития производительных сил. Это будет коммунистической формацией. Вот здесь у марксизма опять тупик: как же дальше жить в коммунизме без пружины развития – конфликта производительных сил и производственных отношений.
Так что марксистская теория, при пытливом рассмотрении, имеет изъяны ещё и внутри учения (логическая противоречивость).
Ещё один изъян легко найти в теории отчуждения труда. Философия марксизма считает человека в состоянии отчуждения, и основной акцент делается на его освобождении. Вот здесь можно и поподробнее, потому что каждый может примерить эти идеи на себя. Очень важные идеи для понимания человеческой сущности! Почти дословно, с сокращениями перепишем Маркса из «Экономико-философских рукописей 1884 года».
«Отчуждение труда заключается в том, что труд является для рабочего чем-то внешним, не принадлежащим его сущности; в том, что он в своём труде не утверждает себя, а отрицает, чувствует себя не счастливым, а несчастным, не развивает свободно свою физическую и духовную энергию, а изнуряет свою физическую природу и разрушат свои духовные силы. Рабочий только вне труда чувствует себя самим собой, а в процессе труда он чувствует себя оторванным от самого себя. У себя он тогда, когда он не работает; а когда он работает, он уже не у себя. В силу этого его труд не добровольный, а вынужденный; это – принудительный труд. Это не удовлетворение потребностей в труде, а только средство для удовлетворения других потребностей. Отчуждённость труда ясно сказывается в том, что, как только прекращается физическое или иное принуждение к труду, от труда бегут, как от чумы. Внешний труд, труд, в процессе которого человек себя отчуждает, есть принесение себя в жертву, самоистязание. И, наконец, внешний характер труда появляется для рабочего в том, что этот труд принадлежит не ему, а другому и сам он в процессе труда принадлежит не себе, а другому. В результате получается такое положение, что человек (рабочий) чувствует себя свободно действующим только при выполнении своих животных функций – при еде, питье, в половом акте, в лучшем случае ещё расположись у себя в жилище, украшая себя и т. д. – а в своих человеческих функциях он чувствует себя лишь животным. То, что присуще животному, становится уделом человека, а человеческое превращается в то, что присуще животному?»
Вы согласны с такой философией? Вы, лично, являясь каждый день тружеником, где бы то ни было (на работе, на даче, в квартире), чувствуете отчуждение труда?
Лично я чувствую отчуждение труда, но никак это не связываю с тем, что он добровольный или принудительный. Есть другой критерий: творческий труд... или нет! Можно и землю копать, применяя элементы творчества. Труд вне творчества изнашивает, творческий труд окрыляет! Если Вы вкладываете в работу частичку своей души, это и есть творческий труд, и только он приносит удовлетворение Вашей душе! Творческий труд расходует физическую энергию и приумножает душевную. Любая работа, сделанная «с душой» очень отличается от работы, выполненной с отчуждением труда. Логично рассудить, что добровольный труд может быстрее стать творческим, чем принудительный. Но и принудительный – бывает творческим. Возьмите труд первых создателей космических кораблей, работавших в «шарашках», или труд художников и учёных, когда человеку сам процесс творческого труда приносит больше удовлетворения, чем признание заслуг. Для того, чтобы у человека сформировалась естественная потребность к труду, нужна изначально духовная потребность к нему. Отчуждение труда у человека зависит от его состояния души в большей степени, чем от принуждения к нему.
По Марксу получается, что только работодатель может испытывать потребность к труду, только его труд можно считать свободным. Всем остальным он отводит роль животных. Что ж, и эту мысль человечество постигло задолго до родителя «Капитала». Ранее упомянутое конфуцианство среди «мелких людишек» выделяет ещё и людей-привычек, живущих повседневной животной жизнью. Но их проблема не в том, что они вынуждены заниматься принудительным трудом, а в том, что они не способны постичь «жень»! Духовная составляющая всё-таки первична! Индуизм до сих пор разделяет людей на касты – высшие и низшие. Не Бог, а сам человек, его поступки в предыдущем рождении определяют касту того человека, в которую переселяется его душа. Миллионы мыслящих людей согласны с тем, что люди не могут быть одинаковыми.
Но только не марксисты!
Мы с вами, вернее, многие из нас, испытали в своей судьбе преимущества бесклассового общества и возможности человека в становлении гармонично развитой личности. Вот здесь как раз вспомнишь формулировку «бытие определяет сознание», чтобы оценить итоги коммунистического эксперимента. У каждого человека будет своя оценка. Но есть одно «но».
Разговорились на политические темы с одним уважаемым человеком, недавно отметившим восьмидесятилетие. Спрашиваю: «Вот ты пережил режимы правления Сталина, Хрущёва, Брежнева, Горбачёва, Ельцина, Путина. Скажи, какому режиму отдаёшь предпочтение?» Ответ был, почти не задумываясь: «Сталина». Я был обескуражен, немного зная его биографию. В тридцатые годы его отца расстреляли, мать посадили в тюрьму. Он, будучи ребёнком, провёл с матерью в тюрьме полтора года, и это время он помнит!
О преимуществах социалистического способа производства столько написано, столько учёных отрабатывали свой хлеб (будем надеяться без отчуждения труда), столько на планете Земля наделано шороху, и неужели всё зря? Ну, ладно, у нас, у русских, всегда «особый путь», но ведь ещё четырнадцать стран соц лагеря не смогли осуществить заветную мечту и пройти «верным путём» Маркса-Энгельса-Ленина к конечной цели. Кто-то и сегодня озабочен идеями марксистов.
Чтобы двигаться вперёд, нужно давать правильную оценку прожитому.
У Вас, уважаемый читатель, есть собственная оценка итогов деятельности нашей Родины по внедрению коммунизма на планете?
Мудрая оценка, так мне кажется, будет такова: 70 процентов побед и 30 процентов ошибок.
Свидетельство о публикации №216012601427
Вы почему-то уделяете основное внимание сопутствующим деталям ... за горой фактов не видите солнца ... глубже нужно быть ... простите ...
Мне всегда жаль людей заблудших ... это должно быть дано свыше, чтобы понять истину ...
Все мои ответы в моих постах ... если не поленитесь ... докопаетесь ...
Владислав Попов 2 19.11.2016 12:13 Заявить о нарушении
Я Вам - "гору фактов" и логику, Вы мне - "солнце", "справедливость", "заблудших людей".
Виктор Попов 7 19.11.2016 12:29 Заявить о нарушении
Владислав Попов 2 19.11.2016 15:58 Заявить о нарушении
Владислав Попов 2 19.11.2016 17:07 Заявить о нарушении
Ещё раз. Вы материалист, практика - критерий истины!
Где Вы видели устройство общества (да и природы) без власти, без иерархии, без собственности?
Только на острове "Утопия"! Мечтать не вредно, когда это просто мечты.
Если они приводят к миллионам невинно убиенных, то пора задуматься, ПОЧЕМУ, почему ни один эксперимент с обобществлением собственности не удался.
Потому что он противоречит природе.
Давайте спросим волка, почему он "несправедливо" пожирает зайца.
В моей четвёртой книге гл.6,7 приведены опыты зарубежных учёных на крысах и мышах, подтверждающие гибель стай без борьбы, без иерархии - "мышиный рай" не способен выжить.
Виктор Попов 7 19.11.2016 17:51 Заявить о нарушении