Имею ли я право бросить камень?
А когда задаю себе вопрос имею ли я право «бросить камень», порицая такое положение, то прямого ответа не нахожу. Даже в таком ясном вопросе оказывается бывает неоднозначный ответ. Природа моего сомнения относится не к случаем личного обогащения за счёт воровства, не дачи взятки для незаконного решения какого-либо вопроса, а для дела общественного, полезного. И как тут быть?
Вот такой пример из моего собственного опыта. В лаборатории, где я работал, придумали как усовершенствовать вычислительную машину «Проминь», первую универсальную советскую вычислительную машину для народного хозяйства. Это был 1964 или 1965 год. Усовершенствование позволяло в несколько раз повысить производительность машины и серьёзно расширить её технические возможности для решения математических задач. Однако для этого надо было приобрести ряд деталей, которые нельзя было купить на заводе, изготавливающем эти машины, так как таких деталей не хватало и для планового выпуска машин. Об этом нам сообщили и отказали в покупке. Что делать? Примириться с особенностями планового социалистического хозяйствования или искать выход.
В те годы существовала такая распространённая профессия «толкач». Это были специалисты-снабженцы, которые ездили на предприятия и добивались получения дефицитной продукции сверх выделенных лимитов или в более ранние сроки, чем предполагалось по плану. Конечно за это приходилось расплачиваться либо бартером, либо личными услугами, либо универсальным платёжным средством – водкой. Как назвать такой «законный» вид деятельности? Воровство или взяточничество?
Посовещавшись между собой, сотрудники лаборатории решили с ведома руководства поработать толкачами и отправились на завод, выпускавший «Проминь». Долгое хождение по кабинетам не помогло решить задачу. Тогда в дело пошёл универсальный продукт за счёт личных средств толкачей. В сборочном цехе, где использовались нужные нам детали, легко пошли навстречу, снабдив нас тут же дефицитным товаром. Но как вынести детали с завода? На это был ответ: «Это уже ваше дело!»
А вынос продукции с завода – дело уголовное. Если попался, то наказание обеспечено, но можно и откупиться. Объяснение, что стащил не для себя, может и не спасти. А там суд, тюрьма...
Однако выхода у нас не было: нужный товар есть и вынести его надо. Мы же советские люди. Вынесли, засунов в штаны детали. И как вы думаете: « Мы воры?» Или управители дисбалансом планового хозяйства? У меня есть предположение, что описанная схема работы толкачей-воров, была полезным делом, уменьшая негативный результат социалистического хозяйствования. Иначе распад социалистической экономики случился бы раньше.
Возвращаясь к описанному выше «воровству», могу сказать, что наше усовершенствование машины « Проминь» было принята заводом изготовителем для серийных машин, естественно ничего не заплатив авторам.
Однако воровство приняло в стране такие масштабы, что польза от «полезного» воровства стала ничтожной, и система развалилась, хотя и не только по этой причине. На практике был реализован лозунг, висящий виртуально на каждой проходной советских предприятий с внутренней стороны проходных: « Ты хозяин, а не гость, уноси последний гвоздь».
Свидетельство о публикации №216012601719