Ветер по имени Фим

Возвращаются все, кроме лучших друзей…

Владимир Высоцкий



Николай познакомился с ветром уже давно – так ему казалось. Для Николеньки, как называли его мама и бабушка, вообще, всё, что происходило в прошлом году, это было давно. Наверное, это правильно. Есть люди, которые даже о событиях десятилетней давности говорят, что это было совсем недавно. Впрочем, так считают только те, для кого десять лет совсем уже и не срок. Например, бабушка Николеньки перешагнула рубеж девятого десятилетия. Ну, сами подумайте, что для неё такое – десять лет. Ей можно так выражаться. А, например, тот же Николенька скажи такое в двенадцать лет, будет выглядеть нелепо и смешно.
- Николенька! – донеслось со двора. – Время! Обед! – это была бабушка.
- Сейчас иду! - крикнул он в ответ и, обращаясь к друзьям, спросил: - После обеда выйдете на улицу?
- Не знаю, - пожала плечами девочка Зина. – Мои собирались к кому-то в гости ехать.
- А ты с ними? – спросил Николай.
- Ну, да! – улыбнулась девочка. – Кто ж меня одну дома оставит?
- Я вообще на обед не пойду, - сказал Тимофей, - буду ждать родителей.
- Голодный, что ли, будешь гулять? – удивлённо спросил Николай и предложил: - Тим, а пойдём ко мне, у нас поешь.
- Не! – замотал головой Тимка. – Нельзя. Отец узнает, мне влетит.
- За что? – Николай вытянул лицо. – Мы же соседи…
- Ну и что? Папа строго-настрого запретил у кого-то есть. Буду потом неделю дома сидеть.
- Ну, а ты есть-то хочешь? – поинтересовалась Зина.
- Нет, - ответил Тимофей. Пока не хочу. Буду ждать родителей.
В створе калитки появилась грузная Людмила Алексеевна и, погрозив пальцем, сказала:
- Николенька, ну, что это такое? Все собрались и ждут только тебя.
Внук, проходя мимо бабушки, стиснув зубы, процедил:
- Ба, сколько можно тебе говорить, не называй меня при друзьях Николенькой, да и без друзей больше не называй. Какой я тебе «Николенька»? – Николай скривил лицо и ещё несколько раз противным, гнусавым голосом произнёс: «Николенька-Николенька-Николенька…». Тьфу! Как это звучит мерзко!
- Бог с тобой, Нико… Коля, что ты такое говоришь? Между прочим, Тургенев, по-моему… да… а нет, вспомнила, Толстой, точно – Толстой даже рассказ написал, и там тоже есть мальчик Николенька.
- Вот пусть он у Толстого и будет, - внук грозно посмотрел в глаза Людмиле Алексеевне, - а меня больше так не называй. В конце концов, я прошу тебя. Неужели так трудно пойти мне навстречу. Когда ты меня о чём-то просишь, я же соглашаюсь, помогаю, не упрямлюсь…
- Ну, хорошо-хорошо, Нико… Николай. Я больше не буду. Не обижайся на меня, внучек. Прости ради бога. Честное слово, вырвалось. Случайно…
- Ладно, забыли, - махнул рукой внук. – Я по-быстрому, меня Тимка ждёт.
За столом сидели родители и младшая сестра, ей недавно исполнилось четыре года, и она считает себя взрослой.
- Колян, - именно так называла Катя старшего брата. По правде говоря, Николай сам её этому и научил. – Мы тут уже с голоду помираем!
- Что-то по тебе не скажешь! – усмехнулся Николай. – Щёки, как у хомяка.
- Мама! Мама! А Колян обзывается! – закричала Катя.
Мама неодобрительно покачала головой и сказала:
- Николай, ты это нарочно? Хочешь нам всем обед испортить?
- Прости, ма! – улыбнулся сын и, подойдя к сестре, обнял её: - Прости, Кать, я пошутил.
- Ладно, прощаю, - снисходительно ответила Катерина.
- И куда ты садишься? – отозвался отец. – А руки кто за тебя будет мыть? Пушкин. Что ли?
У отца была смешная привычка – во все дела вмешивать Александра Сергеевича. Чуть что, а кто это будет делать, Пушкин, что ли? Иными словами, Александр Сергеевич должен был заправлять за Николаем постель, мыть в спальне полы, в холодное время надевать шапку, ставить в гараж велосипед… Знал бы поэт, сколько на него возложено обязанностей, написал бы ещё один роман в стихах: например, «Николай Звягинцев».
После обеда Кате объявили «тихий час», а Николай уже был освобождён от такой «повинности». Основательно подкрепившись, юноша вышел на улицу. К его большому огорчению, Тимка куда-то исчез, наверное, ушёл на озеро. Каникулы только начались, пора проведать своего старого друга. Недолго думая, Николай отправился в лес к ветру Фиме. Между прочим, имя Фима ветер получил от Николая.
Впервые ветер заговорил с парнем прошлым летом. Николай забрёл в берёзовую рощу, там было прохладно и тенисто, мальчик сел на землю, опёрся спиной о дерево и закрыл глаза. Вокруг щебетали птицы, поскрипывали стволы деревьев, шумела листва, а солнце, словно балуясь, время от времени бросалось солнечными зайчиками и заставляло мальчишку уклоняться от них. И вдруг…
-Фим-фим! – кто-то сказал совсем рядом.
Николай вскочил, повертел головой по сторонам, заглянул за дерево, но никого не обнаружил.
«Странно! – подумал Николай. – Кто бы это мог быть? Может, птица какая новая завелась? Сколько сюда прихожу, никогда такого странного щебетания не слышал…».
- Фима-фима! – послышалось вновь.
- Эй, ты кто? – крикнул куда-то вверх Николай. – Что за Фима?
В ответ – тишина. Николай прислушался. Вдруг среди леса прозвучало протяжное «фифифифима-а-а-а-а»!
- Фима, ты кто? – повторил мальчик, и вдруг кто-то ответил:
- Ветер! Ветер я!
- Давай знакомиться, - предложил парень. - Я Николай. А тебя как зовут?
- У нас, у ветров нет имен! – прошуршал невидимый собеседник.
- Как это нет? – возразил Николай. – Быть такого не может. Нам в школе рассказывали, что ветры бывают разные. Ну, там всякие бризы, бури, штормы, ураганы, тайфуны и так далее. А ты кто?
- Это мои старшие братья, - прошептал ветер, - и это не имена их, а названия. Хотя особо сильным ветрам люди придумывают имена, в основном почему-то женские. Но это где-то далеко-далеко, это наши родственники, они сюда не прилетают, мне дедушка рассказывал о них.
- Как интересно! – воскликнул Николай. – У ветров тоже есть папы, дедушки, мамы, бабушки?
- Конечно, - сказал ветер и где-то там, наверху, свистнул.
- Слушай, ветер, а ты не будешь возражать, если я буду называть тебя Фимой? Хочешь быть моим другом? – спросил Николай.
- А разве могут человек и ветер быть друзьями? – прошуршал ветер.
- Я думаю, могут, - ответил Николай.
- Тогда дружим, - согласился ветер.
- Ты так и не ответил, - мальчик воздел руки вверх, - тебе имя Фим нравится.
- Красивое имя, - шепнул ветер и, взъерошив мальчику волосы, добавил: – Мне нравится.
- Отлично! – радостно произнёс Николай. – Считай, мы и познакомились: я Николай, ты Фим.
Мальчик ещё долго в тот день бродил по лесу, они разговаривали с Фимой, затем вместе пели песни, на лужайке поднимали вверх зонтики от одуванчиков, а ветер их разносил в разные стороны, за лесом погоняли большие шары «перекати-поле», образованные из высохших растений.
Вечером мальчик спросил у отца:
- Пап, а человек может дружить с ветром?
Оказалось, человек и ветер дружат уже тысячи лет.
- Человек всегда дружил с ветром, - неожиданно ответил отец. - Даже когда ещё наши предки были дикарями. Ветер всегда помогал человеку.
- Как? – удивился сын. – Расскажи, пожалуйста.
- Например, на охоте, - сказал отец. – Человек, охотясь на дикого зверя, всегда заходил с ветреной стороны, то есть навстречу ветру.
- Но ведь против ветра неудобно идти! – сказал мальчик.
- Правильно! – подтвердил отец. – Зато зверь не услышит запах охотника. Понимаешь?
- Понял-понял, - закивал Николай. – А ещё? Ещё как помогал?
- Конечно, человек, не сразу сообразил, как использовать силу ветра, но постепенно научился многому. В далёкие времена, люди поставили на корабли паруса, ещё до нашей эры в Китае запускали воздушных змеев. Сейчас они в магазине продаются, а мы в детстве с пацанами сами их изготавливали…
- И они поднимались в небо? – Николай от удивления раскрыл рот. – Самодельные?
- Конечно! – улыбнулся отец. – А для чего же мы их изготавливали? Для красоты, что ли?
- Пап, научи меня делать змеев! – воскликнул Николай.
- Да что с ним возиться? – усмехнулся отец. – Поедем завтра в магазин, да купим…
- Нет-нет-нет! – запротестовал сын. – Так неинтересно! Давай сами соорудим.
- И охота тебе с ним возиться? Целый день убьём! – попытался отец отговорить сына.
- Ну и что? Хочешь, я тебе секрет открою? – загадочно спросил мальчик.
- Валяй! – кивнул папа.
- Только ни-ко-му! Договорились?
- Рыба! – отец ладонью закрыл рот. – В смысле молчу, как рыба.
- У меня в лесу друг появился!
Папа аж крякнул от неожиданности.
- Ну-ка, ну-ка, подробнее! – насторожился отец. – Что за друг? Где он живёт?
Мальчик, увидев, как напрягся отец, громко рассмеялся.
- Да он не человек, папа!
- А кто? – вздохнул отец с облегчением.
- Это ветер. Обыкновенный ветер, а зовут его Фим.
Отец откашлялся в кулак, поцеловал сына в лоб и тихо сказал:
- Сынок, у меня к тебе просьба: ты тоже больше об этом никому не говори! Хорошо? Даже своим друзьям. Ты, кстати, никому ещё о своём друге не рассказывал?
- Нет! – замотал головой парень.
- Вот и отлично! – похвалил отец сына. – Пусть это будет нашей тайной.
- А у тебя нет среди друзей ветра? – спросил Николай.
- Пока не встречал, - ответил отец. – А ты как со своим-то познакомился?
- Гулял по роще, а он мне на ухо говорит: «Фим-фим»! Ну, я сначала думал, птица какая. Он снова: «Фим-фим». Я спросил: «Ты кто?».
- А он что? – настороженно спросил родитель.
- Ну что? – усмехнулся Николай. – Говорит: «Ветер я».
- И что дальше? – испуганно спросил отец, исподлобья наблюдая за сыном.
- Дальше мы познакомились, - сказал Николай, - мы договорились, что его будут звать Фим, и что мы будем дружить.
- Ясно, - тяжело вздохнул отец, - ты знаешь, Колюнь, я что-то сегодня устал, ты не возражаешь, я пойду уже отдыхать. Готовься, в выходной день соорудим с тобой «воздушного змея». Ты пока подумай, как мы его назовём.
Мальчик обнял папу и прошептал:
- Спасибо, я попрошу Фиму, чтобы он нашего змея поднял высоко-высоко.
- Отлично! – сказал отец и отправился к себе в спальню.
Ночью Николаю снился океан и бушующий ветер. Он то завывал, то гудел, то рычал, словно медведь. Николай стоял на берегу и дышал полной грудью. Ветер хватал большие клочки тёмно-серых облаков и расшвыривал их по сторонам. Потом собирал облака в охапку и сооружал из них разные фигуры. Вот большая лошадиная голова, следом из рук ветра-гиганта выплыл большой корабль, а вот воздушный замок. Красотища!
На следующий день Николай рассказывал своему новому другу, что они с отцом в выходные дни решили изготовить воздушного змея и придут на поле его запускать.
- Фим, ты же нам поможешь запустить его высоко-высоко? - спросил мальчик.
- Ф-ф-ф-ф! – Ответил ветер и добавил: - Помогу! Только вы правильно его сделайте.
- Мой папа ещё в детстве запускал воздушных змеев. Мы решили с ним не покупать, а сами соорудить.
- Это хорош-ш-ш-о! – шепнул ветер. – Я тоже люблю запускать воздушных змеев. Мой папа учил меня в детстве правильно держать их в воздухе. Это тоже нужно уметь делать правильно! Чуть ошибся, и змей уходит в штопор.
- Слушай, Фим, а где сейчас твой папа? – неожиданно спросил мальчик. – Может, его познакомить с моим папой?
- Не получится, - зашуршал ветер, - у нас взрослые ветры не живут вместе с родителями, мы лишь изредка встречаемся…
- Так ты здесь совсем один? – спросил мальчик.
- Ну, почему один? – фыркнул Фим. – Теперь у меня есть ты, мой друг Николай.
- А до этого был один?
- Да, - угрюмо прогудел ветер.
- А ты никуда не улетишь? Будешь здесь всегда?
- Улеч-ч-ч-чу, Николай. Улечу на Север. А сюда прилетит другой ветер.
- Я буду скучать, - с грустью произнёс мальчик.
- Я тоже, - ответил ветер.
В субботу, изготовив воздушного змея, отец и сын отправились проводить лётные испытания. Радость и шум вокруг мероприятия были такие, что на поле сбежались едва ли не все пацаны и девчонки, проживающие в посёлке. Но что самое удивительное, на следующий день Фим поднимал в воздух уже пять воздушных змеев – идея для местных пацанов оказалась очень заразительной. Правда, самодельным был только змей Николая, чем парень несказанно гордился. Накануне вечером, после первых испытаний, они с отцом нарисовали на своём летательном аппарате ярко-красную звезду, а под ней написали название «корабля» - «Звезда».
- А что, - сказал Николай, – звучит!
Так получилось, что за лето «Звезда» несколько раз ремонтировалась. Николай стал опытным пилотом, он теперь мог соорудить воздушного змея с закрытыми глазами. В конце августа Николай попрощался с Фимой – они договорились встретиться летом следующего года.

* * *

И вот тот день сегодня наступил.
- Фим-Фим! – войдя в лес, громко крикнул Николай. – Отзовись!
Лес молчал, деревья не шевелились. Лишь кто-то шуршал в траве.
- Фи-и-и-м! – ещё громче повторил юноша.
Но и на этот раз ответа не последовало.
«Наверное, улетел на Север, - подумал Николай и тяжело вздохнул: – Даже не попрощались…»
Вечером сын рассказал отцу грустную новость. Папа погладил сына по голове и сказал:
- Не грусти, сынок, он ещё вернётся. Ветры – они ведь вольны летать там, где им захочется. Так что вы обязательно ещё с ним встретитесь. Друзья всегда когда-то встречаются.


Рецензии