Машенька и Медведев. Глава 8-я. В Петербурге. Лито
Улицы изменились мало. Вот люди, пожалуй, да. Когда каждый день, в одно и то же время ходишь по одним и тем же улицам, окружающая толпа начинает прорастать лицами, которые становятся вдруг частью твоего мира. С некоторыми из них начинаешь даже раскланиваться. А сейчас вокруг Литочки были чужие, незнакомые лица. «Все правильно», - подумала она. «Все течет, все изменяется. Что же, здравствуй, племя младое, незнакомое».
Профессор Серов, свободный в этот день от занятий со студентами, ждал ее на кафедре. Накануне она звонила ему из Орешкино, и он любезно согласился встретиться со своей, некогда самой способной ученицей.
Глядя на профессора Серова, можно было подумать, что время остановилось для него, когда ему исполнилось 70. « Самый прекрасный возраст, как для ученого, так и для политика», - говорил он. « Только сейчас начинаешь хоть что-то понимать и в искусстве, и в людях, в женщинах, кстати, тоже». С тех пор он совершенно не изменился, был бодр, остроумен, да и кавалером был отменным.
-Здравствуйте, Литочка, - чуть нараспев, приветствовал он свою гостью.- Скажите, пожалуйста, что в Орешкино закрыли Вашу богадельню, и Вы решили вернуться к старому учителю?
-Здравствуйте, профессор! Нет, не закрыли, более того, сейчас я являюсь как бы полномочным представителем этой самой, как Вы выразились, богадельни. И у меня к Вам уйма вопросов.
-И у меня для Вас есть пара слов, как сказали бы наши одесские друзья. Но, о личном потом. Давайте сначала посмотрим портрет и письмо.
Литочка распаковала портрет неизвестной девушки, положила рядом письмо управляющего князя Тихвинского:
-Вот, смотрите.
Профессор внимательно осмотрел картину, прочитал письмо, посмотрел надпись на обратной стороне.
-Никто не будет тебя любить, так как я, - прочитал он. Это Катулл, Литочка. Довольно вольный перевод, но однозначно - Катулл. Amata nobis quantum amabitur nulla. Странно, что Вы не заметили этого. По-моему, у Бунина есть рассказ, где упоминается эта фраза. Далее - и я, совершенно согласен с Вами, написать такое мог только человек, для которого мир был уже за чертой. Это поступок, это его прощальное письмо, завещание, да что угодно.
-А сам портрет? Что Вы скажете о нем?
-А скажу то, что мы просто обязаны узнать, кто был его автором. Такие мастера не должны оставаться без имени. И знаете, я думаю, что это не так уж и трудно будет сделать. Архивы Императорской Академии прекрасно сохранились и достаточно хорошо изучены. Пожалуй, я даже знаю, к кому Вам следует обратиться. И непременно сейчас же позвоню. Меня же интересует девушка на портрете. Я попробую покопаться в литературе и найти что-нибудь об этой особе.
-Вы думаете, она тоже была воспитанницей князя?
-Может быть. Воспитанницей, актрисой, родственницей, может дочерью, а может и женой. Сейчас мы еще ничего не знаем. То, что Тихвинские содержали театр, в котором играли крепостные, факт общеизвестный. Но я знаю, что среди этих князей были исключительно порядочные люди: собиратели, коллекционеры, ученые, ну, и военные, само собой. О каких-либо изуверствах, я, по крайней мере, не слышал. Своего «Тупейного художника» Лесков, однозначно, взял не из нашей истории. Да и на картине изображена вовсе не жертва трагических обстоятельств. Нет, скорее всего, наша героиня из тех, кого называют « la femme fatale».
-Мне тоже кажется, что самая трагическая фигура в этой истории – сам автор, - сказала Литочка.
-Вот именно, автор. Давайте поступим следующим образом. Вы идете в архив, а я поработаю с портретом и кое-какими документами. А вечером соединим наши изыскания. В семь часов вечера я жду Вас у себя, дома. Надеюсь, Вы не откажитесь от моего гостеприимства? Да, и старуха моя будет рада Вас видеть. Договорились?
-Договорились.
Свидетельство о публикации №216012601852