Юлька

                Юлька
Юлька была резвым ребенком. И ночью и днем не давала покоя всей семье. Большая семья Юли насчитывала семь человек. С каждой стороны по деду и бабушке. Мама и папа Юльки жили в соседних домах, когда им исполнилось по двадцать лет, они быстро решили пожениться. Как этот брак вообще состоялся – до сих пор никто понять не может. С детства они видели друг друга каждый день, учились в одном классе и даже сидели за одной партой. Но никто и представить не мог, что эти люди начнут встречаться. Когда стало известно, что их отношения быстро развиваются, все вокруг восклицали: «Все это очень странно, куда они так спешат?» Причин для удивления было хоть отбавляй. Родители мамы и папы Юльки были соседями, но ругались постоянно. То новый забор, возведенный соседом слева, не устраивает соседа справа. То собака соседа справа слишком агрессивно себя ведет, когда видит соседа слева. Так и выросли дети в каждой семье на «дрожжах» скандала и неприязни (надо отметить, исключительно взаимной). А тут свадьба! Зачем? Почему? Все родственники говорили, что у жениха и невесты нет ничего общего. Даже их родители друг друга не любят и постоянно ругаются. Но молодые стояли на своем. Свадьбе быть! Матери и отцы с обеих сторон пытались переубедить своих детей. После долгих разговоров матери лишь рукой махнули, так и не поняв, для чего их детям этот брак. Сами молодые молчали, неохотно отвечали на вопросы родственников, глядя друг на друга, словно сами не понимали, зачем им это нужно. Родня выдвигала одну версию за другой, но так и не нашла причин для свадьбы. Вспомнили молнию, которая на днях завалила столб на соседней улице, пытаясь притянуть ее к разгадке ребуса. После очередной встречи у забора соседи разошлись по домам, так и не найдя ответов на свои вопросы, они осознали, что время идет и молодые в ЗАГСе пишут заявление. Оставался месяц, вечером бабушки и дедушки Юльки, вздыхая, ожидали молодых у забора с одной лишь целью – услышать, не передумали ли они жениться. Родители Юльки переглянулись и сказали, что все хорошо и свадьба будет через месяц.
Свадьбу сыграли во дворе слева. Столы накрыли в огороде. Пили за молодых и желали всего наилучшего. Пару раз разгоряченные спиртными напитками родственники пытались поднять вопрос о несоответствии этой пары. Но все морщились в ответ на эти призывы и говорили, что хватит искать причины этой свадьбы, поздно уже. «Судьба, наверное, такая», – сказал дед Юльки, облокотившись на забор соседа, а теперь еще и родственника. Молодые продолжали молчать о причинах свадьбы, прерываясь на поцелуи при криках «Горько!». Во время торжества одни гадали, как новобрачные могли решить пожениться, если даже целоваться толком не умеют, а другие давали советы о том, как быстрее родить ребенка. Дед с левой стороны, уже порядочно поддатый, сказал, что после рождения ребенка он будет на заборе ставить засечки: «Будем видеть, как растет кровинушка наша». Дед справа его поддержал: «Надо будет покрасить забор». На свадьбе решили, что дом для молодых поставят в глубине сада.
– Половину забора снесем и поставим дом, а с левой стороны у молодых будут расти яблоки, – сказала бабушка с левой стороны.
– А с правой стороны будут расти груши, – добавила бабушка справа.
К моменту, когда Юлькину маму повезли в роддом, дом был уже построен. Детская комната отделана и готова к приезду ребенка.
Когда Юльку привезли, все вышли на улицу встречать ее. «Какая хорошая девочка», – воскликнули дедушки, посмотрев на забор, который к тому времени был уже двойным. В свое время один из дедов Юльки начал ставить новый забор, на что второй дед заметил: «Получается, что забор у него, а у нас задняя его часть». Поэтому он возвел свой забор, чтобы у него была лицевая сторона. Когда Юлька подросла и начала ползать по огороду, все стали спорить, на чьей территории Юлька сделает свои первые шаги. Когда маленькая еще внучка резвилась в огороде одних, другие вздыхали и бубнили себе под нос. Бывало, что Юлька целыми неделями ползала у дома одних, получая конфеты и другие сладости, только бы не уползала. Когда родители пытались перетащить ребенка в другой огород, она начинала орать так сильно, что спорить с ней было бесполезно.
Юлька начала ходить ровно в год, словно спешила ко всему прикоснуться и изучить все поближе. Именно в этот день она и набила себе первую в жизни шишку на лбу. Делая свои первые шаги, она ударилась о забор и так завопила, что все испугались. Орала Юлька долго. Долго не могли понять причину ее плача. Успокоилась Юлька только после принятия решения о том, что в заборе должна появиться калитка. Сооружали ее вместе. У одних была выпивка, у других – закуска. Юлька спала в коляске на крыльце своего дома, как раз посередине. Периодически она просыпалась, смотрела, не готова ли еще калитка, и тут же засыпала, не обращая никакого внимания на стук топора и визг дрели. Когда решали вопрос, куда должна открываться калитка, каждая сторона начала доказывать свою правоту. Строительство калитки остановилась. Только Юлька, проснувшись, все решила своим нечеловеческим криком. Калитку сделали двухсторонней, открывающейся в обе стороны.
Шло время, но Юлька так и не произносила первые слова. Все понимала, все видела и слышала, но отказывалась говорить. Соседские дети, ребятня в детском саду и на улице болтали без умолку, только Юлька молчала. Какие только врачи ни смотрели Юльку – все было напрасно. К бабкам и дедкам – народным целителям ходили постоянно, но никто из врачей не мог вылечить Юлькино молчание. На семейном совете сделали вывод, что, наверное, есть причина, из-за которой она не хочет говорить. Решили, что надо слушать ночью. Может, ночью она бубнит себе под нос какие-нибудь слова. Вечером под дверью в комнату, где засыпала Юлька, ждали все члены семьи. Через сорок минут они зашли к ней и принялись прислушиваться, надев на всякий случай очки. Еще минут через сорок Юлька стала переворачиваться и еле уловимым шепотом произнесла: «Забор». Как в эту ночь ни прислушивались родственники, больше не дождались от Юльки ни слова. Утром вся родня Юльки, проводив ее в детский сад, собралась у забора.
– Помните, когда мы делали калитку, она орала как резаная, лишь бы мы начали строить калитку?
– Помним! – сказали все хором.
– Так вот, наверное, надо забор сносить!
– Как сносить? Мы этот забор лет тридцать строили, а тут сносить. Он у нас двойной и двухметровый. Мы хоть и родственники, но забор он и есть забор. Я не хочу вас видеть постоянно.
– А зачем дырку в заборе просверлил?
– Это чтобы видеть Юльку, пока она у вас.
– Вы помните, после чего он стал именно таким? – спросил один из дедов Юльки.
Родители Юльки стояли и смотрели на семейный совет, явственно ощущая нелюбовь одной семьи к другой. Конечно, Юлька их всех сблизила, но не настолько, чтобы сносить забор. С другими соседями заборы были маленькие. С одними – так вообще кусты малины и все. Зато забор между родственниками был высокий и всегда выкрашен свежей краской. Вся улица посмеивалась над ними. Сосед, живущий напротив, сказал:
– Вы посмотрите, у вас даже те стороны домов, которые глядят друг на друга, выглядят лучше. У вас дети женаты. У вас вон внучка – чудо, а не девочка, а вы продолжаете относиться друг к другу с подозрением. Сносите этот забор навсегда.
После трехчасовых споров и дебатов было принято решение забор укоротить. К приходу Юльки из детского сада забор стал ниже на сорок сантиметров. Войдя во двор, Юлька увидела всех родственников, которые стояли в опилках и ждали реакции внучки. Пройдя вдоль забора и потрогав его руками, Юлька произнесла: «Здравствуйте», – и удалилась к себе в дом. Вся родня была довольна, внучка сказала первые слова. Все радостно расходились по своим домам.
Юльку воспитывали как могли. Бабушки и дедушки постоянно объясняли ей, как и почему все так устроено в этом мире. Юлька продолжала задавать кучу вопросов. Бабушка заметила, что если так пойдет и дальше, то скоро и рассказывать будет нечего. На семейном совете у забора, который к тому времени стал ниже, решали, как поступить. Один из дедов сказал:
– Надо от тактики переходить к практике. Вот какой смысл ей рассказывать постоянно о природе? Сколько я ей ни объясняю про рыбалку и водоемы, она не понимает, о чем я ей говорю. Вот надо взять ее с собой и все показать. На лодочке, с веслами прокатимся. Вечером с ребятами посидим у костра. Все берут своих внуков, а я один прихожу.
– То мальчики, а у нас девочка. Хватит нам одного матерщинника в семье, – вмешалась бабушка.
Но на рыбалку все же Юльку отпустили. Правда, дед с другой стороны, знатный грибник, заметил, что в следующий раз внучка с ним в лес по грибы пойдет. Когда дедушка с Юлькой приехали с рыбалки, она была на седьмом небе. Бегала то по одному двору, то по другому, рассказывая всем, как надо ловить большую рыбу и что такое подсак. Когда одна из бабушек усомнилась в том, что самую большую рыбу поймала именно внучка, Юлька, посмотрев на нее, сказала. «Ну что ты, Фома неверующая, мотыля тебе в рот». После такого заявления Юлькина карьера рыбака закончилась, так толком и не начавшись.
Дедушка Юльки с другой стороны был главой клуба по сбору грибов. Все грибники в городе знали его как самого большого знатока грибного дела. Все ему звонили и приходили за советом. Каждый выходной клуб любителей сбора грибов собирался у края леса и, прослушав лекцию, шел в лес. В ближайшее воскресенье у леса собрались все члены клуба. Юлька стояла и смотрела на грибников и их сборы. Дедушка сломал палку, дал ей маленькое лукошко и велел держаться рядом. Грибники успокаивали главу общества: «Да не переживайте, нас человек пятьдесят, что мы за маленькой девочкой не усмотрим?» На что дедушка заметил, что они плохо ее знают... Все разошлись по лесу. Юлька шла возле деда и тех грибников, которые были рядом. Когда кто-нибудь находил грибы, он кричал на весь лес: «Юлька!» Она бежала туда, и ей наглядно показывали, что такое лисички и маслята. «Вот смотри, – говорил один из грибников, – это маслята. Этот гриб очень скользкий, потрогай его руками». Но раздался новый призыв, и Юлька убежала к очередному грибнику. В лукошке Юльке появилось много разных грибов, она любовалась ими и нюхала своим маленьким носиком. Пробежал колючий еж. Подул слабый ветерок. Прилетела птичка. Пронесся заяц, зашумели деревья. Проползла змея, и каркнула ворона. Юлька так увлеклась новыми звуками и ощущениями, что даже и не услышала, как все кричали: «Юлька! Юлька!!» Крик грибников не был услышан. Юлька заблудилась в лесу, сама еще не понимая этого, она продолжала бегать за бабочкой. Юльку нашли минут через сорок мирно спящей под деревом. Лукошко стояло рядом и было доверху набито разными травами и молодыми одуванчиками. Все общество грибников улыбалось и радовалось тому, что Юлька нашлась. Женщины снимали с Юльки муравьев, которые ее изрядно покусали. Вечером, когда дедушка с Юлькой вернулись домой, им навстречу вышли все родственники. Любопытно было посмотреть на то количество грибов, которые принесла домой Юлька. Дело в том, что грибники, чувствуя вину, отдали ей все свои грибы. Пакеты с грибами и корзинки с ведрами были поставлены в огороде. Юлька улыбалась, глядя на всех. А дед-грибник оправдывался за укусы муравьев на теле ребенка. Бабушка сказала, что больше в лес ни ногой. Дед-рыбак стоял, прислонившись к забору, и ухмылялся, глядя на деда-грибника.
В воскресный день все перекапывали и удобряли свои огороды. Юлька мешала то одному деду, который плел рыбацкую сеть, то другому, который развешивал грибы на просушку. Задавая кучу вопросов, внучка не просто слушала объяснения деда, но и пыталась плести сеть сама. Запутавшись в сетке, она пошла к другому деду сушить грибы. Через некоторое время она встала у забора и пристально посмотрела на него. Приблизившись к забору вплотную, Юлька уткнулась в него лбом и стояла так очень долго. Все обратили внимание на этот поступок внучки. Сначала одна бабушка подошла к ней с расспросами, затем вторая. Юлька стояла и молчала, не отвечая на вопросы родственников. Время приближалось к полудню, солнышко припекало все сильнее. Все пошли обедать, а она продолжала стоять и глядеть на забор, не издавая ни звука. Все переглянулись и пообещали внучке укоротить забор еще малость. После обеда соседи вернулись в огород и увидели, что Юлька продолжает стоять. Дед с левой стороны вздохнул и пошел за пилой, дед с правой стороны отправился за топором. Всю оставшуюся часть дня родственники посвятили укорачиванию забора. Юлька сидела во дворе и училась читать.
– Давай, внучка, порадуй нас своими возможностями. Вот научишься читать не по слогам, а нормально – купим тебе книги или компьютер, – предложила бабушка.
К слову «компьютер» Юлька проявила интерес и стала усердно учиться читать вслух, чтобы слышали все члены семьи. Бабушка заметила, что компьютер – вещь спорная, насмотрится там всякой гадости и будет потом задавать вопросы разные. Вечером у забора собрались все члены семьи, чтобы оценить свою работу. Юлька была довольна, сказала всем теплые слова и ушла читать в дом.
В жаркий, но все же приятный день все хлопотали по огородам, а Юлька резвилась в саду под деревьями. Периодически каждый из родственников поворачивался в сторону Юльки, поглядев на нее, успокаивался и продолжал делать свое дело. Минут через сорок все вдруг увидели, что Юлька тащит восьмилитровый бидон с водой. Перенося воду на короткое расстояние, она устала, но продолжала двигаться к своей цели. Родня наблюдала, чем там занимается Юлька. Отец сказал, что там под деревьями появился муравейник. «Может, она решила залить муравьев водой?» – догадался дед. Все встрепенулись. «Как быть?» – встревожилась мама Юльки. «Пойдем к ней, все будем разбираться, а то натворит чего-нибудь». Подойдя к Юльке, все стали наблюдать, что она там делает. Дедушка спросил: «Не жалко ли тебе, Юлька, муравьев?» Внучка встрепенулась. Словно не понимая, что есть плохо, а что есть хорошо. В глазах родственников она искала ответ. Дедушка, присев рядом с Юлькой, взялся объяснить ей все происходящее.
– Вот смотри на них, как они себя ведут. Понимаешь, в каждой муравьиной семье у каждого свои обязанности. Кто-то рожает детей. Кто-то добывает еду, а кто-то разведает, где взять еду.
– Разведка? – спросила Юлька.
– Да, есть в семье муравьев разведчики. Именно они сначала находят еду, и только затем вся муравьиная семья начинает переносить еду к себе в муравейник, – ответил дедушка.
Юлька посмотрела на всех и задала следующий вопрос:
– Получается, что сейчас они ползут в сарай за едой?
– Да! – сказали все хором.
– Значит, если я сейчас пойду, найду еду и уберу ее оттуда, они перестанут туда ползать?
– Ну конечно, – заверил дедушка, – только разведчики начнут искать новую еду.
– А я возьму и принесу им еду прямо к муравейнику, – сказала Юлька и убежала в сарай.
Через минуту из сарая послышались звуки от падающих ведер и банок. Бабушки встрепенулись, но дедушка запретил им вмешиваться:
– Пусть сама разберется.
Минут через десять Юлька выскочила из сарая с конфетой в руках.
– Вот! – кричала она. – Нашла!
– Интересно, кто ее туда положил? – спросила бабушка.
– Я! – ответила Юлька. – Я ее потеряла, когда игралась в сарае, – Юлька показала лежащую у нее на ладони конфету всю в муравьях. Положив конфету поближе к муравейнику, она принялась расспрашивать дедушек. Посадив внучку рядом с собою, дедушки принялись рассказывать ей про муравьев. Дедушка-рыбак отметил, что муравьи – существа маленькие и почти безобидные. Конечно, они могут залезть в дом или даже в машину. Но лезут они туда не просто так. Лезут они за едой. А значит, надо соблюдать чистоту в доме и во всех строениях. Дедушка-грибник сказал, что надо жить в гармонии с природой и всеми существами.
– Вот представь себе, внучка. Вон там, за лесом, куда мы ходили с тобой за грибами, жили бы большие-пребольшие люди-великаны, как небоскребы. Сидели бы они себе за лесом и игрались в свои игры. А один из них сказал бы: «А давай людей поливать водою». Взяли бы они большие тазики и ведра, набрали в них из моря воду и вылили на нас много воды. Было бы приятно тебе такое?
– Нет, – сказала Юлька.
– Вот и муравьям это неприятно. Давай впредь ты со всеми вопросами, которые будут тебе интересны, будешь подходить к нам.
Так муравьиная семья осталась жить в саду Юльки. Через несколько месяцев выпал первый снег и засыпал муравейник вместе с садом.
Приближался Новый год, уже пятый в жизни Юльки. Снежную бабу ей лепили всей семьей. Дедушка сказал:
– Вот пятая снежная баба в твоей жизни. Весной тебе исполнится шесть лет, и ты пойдешь в школу. В школе есть учителя, которые будут тебя учить всем наукам.
Елку поставили большую. Гирлянды и серпантин мигали разными цветами, придавая новогоднее настроение. Юлька любила сидеть у елки и разговаривать с Дедом Морозом. Письмо Дедушке Морозу она впервые писала сама, что радовало родных. Вечером все с нетерпением ждали, когда уснет Юлька. Мама залезла под елку и достала письмо с желанием своей дочери. Все удалились подальше от Юлькиной комнаты и принялись читать.
– Ну не томи, прочти, что она там написала, – взмолился дед Юльки.
Развернув письмо, мама прочла, что Юлька хочет в подарок на Новый год, и повернула листок ко всем родственникам. Все подпрыгнули, увидев его содержание.
– Я думал, она захочет компьютер, как все дети, – сказал папа.
– Она нас с ума сведет, – заметил дедушка.
Бабушка добавила, что ждала братика или сестричку, а тут такое.
– А я ей сегодня чуть не купила говорящую куклу, – промолвила мама. Дед с другой стороны растерянно проронил:
– Где же мы 31 декабря это найдем? Все уже закрылись.
На что бабушка уверенно заявила:
– Найдете! А если не найдете, она нам такой праздник устроит!
Спорить не стали, разошлись по своим домам. Утром дедушки Юльки отправились по магазинам и строительным базам. По дороге на строительный рынок решили обсудить, как быть с забором. Вскоре нашли то, что искали. Изрядно повеселив продавцов письмом, в котором были детской рукой нарисованы топор и пила, дедушки решали, на какое расстояние нужно спилить забор. В результате подарки были завернуты в красивую бумагу и положены по елку. Вечером за праздничным столом собралась вся семья. Провожали старый год, встречали новый. Слушали руководителей страны и праздничный концерт. Когда старый год был отправлен восвояси, а новый только наступил, Юлька присела между дедами. Это было ее требование, чтобы они сидели вместе. Спорить с Юлькой дедушки не решались. Все знали, чем это может закончиться, и садились рядом в новогоднюю ночь. Юлька втискивалась между дедами и смотрела на них своими голубыми глазами. То ли детское шампанское ударило Юльке в голову, то ли почему-то еще, но она захотела спать раньше обычного и удалилась в свою комнату, прихватив с собой подарки. Причину такого поведения Юльки все оценили только рано утром. Праздник продолжался без нее. Дедушки и бабушки советовались, когда будут укорачивать забор. Было решено заняться этим в конце праздников, числа так восьмого или девятого. Посидев и посмотрев концерт, гости начали расходиться по домам. К рассвету все легли спать. Прекрасный сон после новогодней ночи радовал всех членов семьи, они спали с улыбками на лицах.
Спали родственники Юльки недолго. Часика так через три все проснулись от грохота, который доносился с улицы. Лай собаки усиливал тревожное чувство. Все выбежали на улицу, по пути натягивая на себя одежду. Увиденная родственниками картина заставила всех ахнуть. Юлька, надев новую шубу, крушила топором забор. Когда все подошли к ней, она сказала:
– Вы все меня знаете, я не отступлю!
– Конец новогоднему сну, – махнул рукой дедушка и пошел в сарай за большим топором.
Отправив Юльку в дом с обещаниями забор снести, соседи, вздыхая, принялись за работу. Через некоторое время Юлька вышла на крыльцо посмотреть на результаты. Увиденное ее порадовало, и она осталась довольна. Лишь заметила, что теперь весной надо объединить бетонные дорожки, а то как Юлька будет ходить в гости. Видя веселую Юльку, все пошли спать с чувством исполненного долга.
Весна пришла поздняя. Щебень закупили и свалили у двора, цемент сложили в сарае, доски под опалубку приготовили. Всю зиму Юлька грызла всех новыми дорожками. Чтобы успокоить внучку, стройматериалы запасли заранее. С наступлением первых теплых деньков родственники принялись заливать бетонные дорожки. Дедушки бегали с рулетками, бабушки слушали Юльку в саду. Показывая на деревья, внучка объясняла, что деревья можно прививать: «Вот, бабушки, и прививайте яблоню и грушу». Бабушки ахнули, но спорить не стали. Не успел бетон застыть, а соседи – отдохнуть, как Юлька сделала новое заявление. Дедушки сидели и поочередно гладили собаку, которая ласкалась то к одному, то к другому. Юлька, собрав всех, выпалила: «В том углу мы построим сушилку для грибов, а там – сарай для навоза». Родственники поинтересовались, для чего сарай.
– Дедушка ходит на рыбалку и постоянно покупает червей! Будем выращивать своих червей, – сказала как отрезала Юлька и пошла отдыхать в дом.
Вскоре Юлька носилась по новым дорожкам от одного дома к другому. Небольшой домик грибника возводили всей семьей. Сарай для червей был выстроен быстро. Теперь соленых грибов в доме было в изобилии. Червей тоже больше не покупали. Все рыбаки теперь знали, где и днем и ночью можно взять живых червей.
1 сентября Юлька пошла в школу. Находилась она недалеко от дома. Нужно было лишь пройти за блошиный рынок. Юлька училась хорошо. Читать она уже умела, писать тоже. Одно только расстраивала Юльку – не было книг. Любила она книги про старину. Однажды, проходя мимо рынка, она увидела знакомого своего деда, который торговал старыми книгами. Он, как и дед, был заядлым рыбаком. Юлька предложила ему выгодный обмен. Старичок малость замешкался, но потом согласился. Юлька, собираясь в школу, набирала у деда коробку червей. Шла она в школу через рынок. Меняла старые книги на наживку и только потом бежала на уроки. После школы Юлька с нетерпением бежала домой, чтобы читать книги. Читала она с огромным вниманием и задавала окружающим кучу вопросов. Особенно ей нравились книги и статьи про древнюю страну Гиперборею и проживавшие в ней народы. Однажды, вернувшись из школы, Юлька сразу направилась к деду, который хлопотал в саду. Юлька присела рядом с ним и спросила:
– Дед, скажи, в чем смысл жизни?
– Ну, Юлька, ты вопросы задаешь не по годам. Как бы тебе объяснить, чтобы ты поняла, – дедушка, присев рядом с внучкой, начал отвечать: – Понимаешь, в каждом человеке живет чудо. А чудо так устроено, что оно должно развиваться. Чудо в тебе должно становиться чудеснее, а для этого должно быть чудесное развитие.
– И во мне, – крикнула Юлька, – живет чудо?!
– И в тебе тоже, а как же! В каждом. Вот как нашли тебя в капусте, вон там в огороде...
Юлька рассмеялась:
– Дедушка, ну какая капуста? Я давно выросла и уже знаю, как дети появляются на свет. Знаю, как их надо зачинать, знаю, как надо рожать. Все есть в детских передачах и в интернете. Дедушка, современным детям рассказывают, как они появляются на свет. Мне только непонятно, почему на свет появляются мальчики и девочки. Почему, дедушка? Почему я девочкой родилась?
– А что в школе говорят?
– Знаешь, дедушка мне все больше кажется, что в школе только про роды и знают. Ну и что мама и папа сначала лежат в постели...
– Давай, моя хорошая, лучше пойдем и посмотрим футбол, а почему ты родилась девочкой, я тебе потом расскажу.
– Ура! – кричала Юлька. – Футбол! – любила она с одним дедом смотреть футбол, а с другим – хоккей. Когда играла сборная, внучка залезала между ними и болела за команду. Бывало так и засыпала на руках дедушки. Несли Юльку спать на руках укутанной в фанатский шарф и в бантах сборной по футболу.
Поклевка была уверенная. Огромную рыбу поймал и вытягивал на лодку дед Юльки. «Как люблю я этот момент!» – говорил он коллегам по рыбалке. Все давали ему советы. Кто словом поддерживал, а кто делом, переживая за Юлькиного деда. Борьба с рыбой продолжалась минут сорок. «Хороший трофей», – сказали рыбаки, увидев только голову огромного сома. Сам дедушка уже изрядно подустал, но успокаивал себя тем, что вот в этом и есть вся прелесть рыбалки. Вытянуть хороший трофей – это потрясающее ощущение. Когда голова огромного сома появилась из воды, размеры рыбины еще больше взбудоражили опытного рыбака. Подул легкий ветерок, оставляя на воде рябь. Проголодавшиеся чайки кружили в воздухе, выписывая замысловатые фигуры. Перебирая в голове слабые места своей снасти, дедушка усилил напор. Изрядно уставший сом сопротивлялся уже не так активно. «Лишь бы выдержала леска», – бубнил себе под нос дедушка Юльки. Когда через час сом перестал сопротивляться, он решил потихоньку переложить его в лодку. Когда рыбак схватил сома за огромную голову, тот повел себя более чем странно. Рыба повернула голову в сторону деда, расправив свои огромные усы, сом пристально посмотрел на рыбака круглыми и почему-то голубыми глазами и сказал человеческим голосом: «Дедушка, почему я родилась девочкой? Ну дедушка! Проснись! Почему я родилась девочкой, а кто-то – мальчиком?» Открыв глаза, старый рыбак лишь вздохнул.
– Юлька! Ну что же ты? – придя в себя, дедушка взял внучку подмышки и понес на улицу. – Закаляться! – крикнул дед и вылил на себя ведро холодной воды.
Несколько капель попали на Юльку, давая ей понять, как холодно сейчас дедушке. Когда водные процедуры закончились, дедушка сказал:
– Пошли чистить зубы.
Дедушка и Юлька чистили зубы, улыбаясь друг другу. После утренней процедуры они пошли в сад посмотреть, как там себя чувствуют привитые бабушками деревья. Усадив внучку за стол, дедушка принялся объяснять Юльке полезность манной каши по утрам. Съев всю кашу, она продолжала смотреть на дедушку в ожидании рассказа.
В саду, устроившись поудобнее, дедушка посадил Юльку напротив себя. Посмотрев на Юльку, он сказал:
– Садись, рассказ будет длинный. Вопрос твой не такой уж и легкий, внучка. Вот, знаешь, жил такой народ в древности на Севере, там, где сейчас много снега.
– Гиперборея?! – крикнула Юлька.
– Понимаешь, внучка, это все равно, что сейчас сказать «европейцы», а в Европе есть и немцы, и англичане, и русские. Не перебивай, если сможешь. Так вот. Был такой народ. Мудрый народ. Народ, который существовал очень долго. Шли тысячелетия, а они все жили и жили. Все остальные люди приходили к ним учиться. Получали знания и уходили основывать новые города и страны. Проходило время, и города эти исчезали, а на их месте появлялись новые. И только этот народ жил и жил, наверное, жил бы и до сих пор, если бы не потоп. Так вот, Юлька. Помимо всего остального, этот народ умел отлично делать три вещи: собирать, хранить и применять знания. Собирать знания – это значит учиться. Иметь большие школы и университеты. Изучать и исследовать планету и живых существ, обитающих на нашей круглой планете. Учиться тому, что из поколения в поколение на протяжении тысячелетий накопили предки. Применять знания – это значит делать их доступными каждому. Все достижения народа являются достоянием всех. Каждый имеет возможность воспользоваться знаниями всего народа. Доступность для всех – вот что самое важное, никаких элит. Вот у этого народа скопился и применялся огромный объем знаний. Знали они ответы на многие вопросы. Знали они про землю и небо. Знали, как устроен человек и душа.
Юлька встрепенулась и спросила дедушку:
– Чудо?
– Да, моя прелесть, чудо. Которое есть в каждом человеке. Знали они, как можно прожить жизнь так, чтобы душа жила и развивалась. Среди большого количества знаний было у них и знание о том, почему на свет появляются мальчики и девочки. Вот почему сейчас никто из ученых не знает ответа на этот вопрос? Потому что рассматривают материальный мир. Исходят из того, что в человеке есть только тело. Но тело – это в каком-то смысле машина. Душа – сила, которая заставляет эту машину жить. Живет, Юлька, она, а тело – это временно. Но тело надо беречь, иначе машина сломается. Ну, ближе к теме. Отвлекся я. Ответ на вопрос о том, кто родится – мальчик или девочка, кроется как раз в душе. Вот когда мужчина и женщина ложатся в постель, между ними происходит контакт. Впрочем, ты уже об этом знаешь. Вот после зачатия и закрепляется за телом душа. Конкретная душа. Конкретная живая душа. Вот поэтому церковь и запрещает аборты. Ребенок еще не родился, но при этом зародыш уже живой. В него вошла душа. И вот когда решается, кто родится, то разгадка как раз в самой душе. Есть в душе некоторые энергии. Она из нее и состоит. Если на момент зачатия ребенка в душе будет убыток этой энергии, то родится девочка. Если избыток – мальчик. Это не плохо и не хорошо. Просто на этот момент существования души у нее убыток или достаток.
Юлька слушала деда, широко раскрыв глаза, словно заново узнавала своего дедушку.
– Этот момент изменчив. В этой жизни ты девочка, а в следующей, может быть, будешь мальчиком. Вот так и происходит рождение детей. Родилась девочкой – живи как девочка. Но самое главное, моя хорошая, это не то, девочка ты или мальчик. Девочка в течение жизни должна наполнить себя этими энергиями.
– А где взять, дедушка?
– У мальчиков. Ибо у них она в избытке. Самый хилый мальчик имеет то, что не имеет ни одна девочка. Поэтому мужчина и женщина сильно связаны между собою. Когда мужчина и женщина лежат в постели, их души в это время обмениваются потоками энергии. Если бы в этот момент было видно не тело, а душа, мы бы наблюдали великолепный танец. Души переплетаются и сияют прекрасными цветами, и в этот момент играет самая прекрасная музыка. Когда вырастишь, стремись, чтобы в твоей жизни было больше друзей именно мужчин. Даже просто общение с мужчиной дает именно эти потоки энергии.
– А постель, дедушка?
– В постель только с мужем, внучка! Коллеги по работе, друзья, иди туда, где много мальчиков, а не девочек. Нет у девочек того, что надо девочкам.
– Дедушка, а как же лесбиянки и геи?
– Ты и это знаешь? Сейчас, дедушка, все это знают.
– А это, Юлька, холостая любовь. Все представители сексуальных меньшинств – это инвалиды. Жизнь их похожа на ад. Хотя на поверхности все вроде нормально. Просто они не чувствуют, что душа в это время проживает всего лишь десятую часть от того, что могла бы. В каком-то смысле, Юлька, у души в этот момент на ноге гиря привязана. Очень сложно в таких условиях духовно воспарить. Очень сложно расти. И, скорее всего, они сами себя наказывают. Когда все растут, они стоят на месте. Так, внучка, запомни, что это плохо. Неспроста всегда таких людей считали душевнобольными. Сядь ко мне на колени, внучка. Посидим и пойдем встречать нашего грибника. Поможем ему разобрать и почистить грибы. Понимаешь, внучка, многое тебе хочется рассказать, но мала ты еще. Вот подрастешь, и мы по мере взросления будем беседовать с тобою.
– Дедушка, мне еще надо будет разобраться со всем этим.
– Именно так, Юлька!
– А вот скажи, дедушка, в нашем классе есть мальчик, он не как я православный.
– А кто же он?
– Он, дедушка, католик. Чем мы отличается от католиков?
Дедушка сидел и улыбался, глядя на Юльку.
– Какая ты у нас любознательная. А про различия между нами я тебе расскажу позже. Тем более что они огромны. Сейчас вон дед пришел с грибами.
Юлька продолжала задавать кучу вопросов своим близким. Так и росла на «дрожжах» знаний и любви. А скоро мама и папа порадовали всех новостью, что ждут малыша. Юлька ликовала, рассказывая, что у нее скоро родится братик. Большая и дружная семья Юльки зажила еще прекраснее.
Наступила прекрасная теплая весна. Юлька прибежала домой из школы, крича на весь двор: «Поход! Поход!» Все выбежали из домов посмотреть на внучку.
– Чего так раскричалась? – спросил дедушка.
– Деда, понимаешь, мы всем классом идем в поход! На природу, на целый день. Купаться и загорать, играть в футбол и волейбол. Жечь костер и жарить мясо. Я так рада, – протараторила Юлька, глядя на своих близких. – Дедушка, мне сказали, чтобы я приготовилась к тому, что дети могут найти грибы. Что делать, дедушка?
Дедушка подумав, сказал:
– Так, никаких грибов. Отравитесь еще. Всем надо будет запретить грибы. Я дам тебе книжку с картинками. Будешь смотреть и рассказывать всем, какие грибы можно срезать, а какие лучше не трогать.
Принялись собирать Юльку в поход. Рано утром она ушла, всех расцеловав. Семья Юльки целый день занималась семейными хлопотами. Кто-то стирал, дедушка готовил снасти для рыбалки. Каждый член большой семьи, делая свое дело, ждал возвращения Юльки из похода. Калитка отворилась с шумом, но без скрипа. Юлька вошла во двор с пакетом грибов. Обняв родных, она принялась рассказывать, как провела время.
– Дедушка, мальчишки ловили карасей и сазанов. Правда, ничего не поймали. Бабушка, учительница просила передать, что у тебя очень вкусные соления, – повернувшись к другому деду, Юлька сказала: – Дедушка, вот грибы. Я у всех отобрала. Сама все собрала и тебе принесла. Бабушка, я вся чумазая, пошли купаться.
Юлька пошла купаться, предварительно погладив маму по животику со словами: «Здравствуй, братик». Накупавшись, Юлька отправилась спать, загадочно посмотрев на дедушек. Дедушки переглянулись и сказали в один голос: «Жди завтра поутру кучу вопросов».
Дедушки оказались правы. Ранним утром дед проснулся от криков Юльки, которая залезла на него верхом:
– Дед, ну вставай, пошли грибы перебирать. У меня к тебе есть вопрос.
Завершив утренние процедуры, они отправились к сараю. Присев и прижавшись к сараю, дедушка посмотрел на Юльку с улыбкой на лице.
– Ну, спрашивай, внучка.
– Дедушка, понимаешь, когда мы были на природе в походе, там один мальчик боялся плавать. Все дети купались на отмели, а он стоял в стороне и не шел в воду. Я подошла к нему и спросила, почему он не купается. Он ответил, что боится. В детстве он тонул и теперь очень боится купаться. Я подошла к учителю, а он сказал, что это личный опыт и что впредь его заставить плавать будет тяжело. Дедушка, вот скажи мне, как это – личный опыт? Как ему можно помочь?
– Садись, Юлька поудобнее, разговор наш будет длинным.
Юлька присела напротив дедушки и принялась слушать.
– Вот помнишь, как ты научилась плавать?
– Да, помню. Ты водил меня к озеру, потом дедушка брал меня на рыбалку, и там мы плавали. Папа водил в бассейн.
– Вот так ты, внучка, и научилась плавать. Взрослые медленно вводили тебя в воду, постепенно приучая, чтобы не было страха от воды. Вот ты и выросла у нас без страхов. Взрослые для этого и существуют, чтобы научить маленьких детей. Когда механизм воспитания ломается, может вырасти калека со страхами и предрассудками. Вот пошли они к водоему без взрослых и принялись резвиться в воде. Мальчик этот тонул и получил негативный опыт. Впредь он так и будет бояться воды всю жизнь.
– Дедушка, пойми, ты мне рассказал, как надо взрослеть, а как быть с этим мальчиком? Как можно исправить человеку свой плохой опыт?
– Для начала нужно многое понять. Вот как объяснили мне, когда я был молодым. У тебя хорошая фантазия, садись и представляй. Вот родился человек. Маленький совсем человек. Родился и при рождении попал в комнату, состоящую из миллионов окон. Кругом сплошные окна. Рядами от пола до самого верха одни окна. Представила, внучка?
– Да, только зачем человек получает эту комнату?
– Пойми, это не совсем комната, это возможности. Комнату возможностей получает каждый человек при рождении. Нет никаких преград. Не имеют значения, к примеру, цвет кожи или разрез глаз. Все это пустое, как комната, в которую все попадают при рождении. Представила?
– Да! – крикнула Юлька.
– Вот и хорошо, – сказал дедушка, держа в руках поганку. – Вот, внучка, посмотри, гриб. Он вроде гриб, но можно отравиться. Так и личный опыт в жизни человека. Так вот, внучка, попадая в эту комнату при рождении, каждый ребенок начинает жить.
– Дедушка, ну почему ты так тянешь?
– Просто я хочу, чтобы ты успела представить себе такую ситуацию.
– Дедушка, ну я же у тебя с хорошей фантазией, – улыбнулась Юлька. – Я все уже представила. Большая круглая комната, в которой миллионы окон. Что дальше, дедушка?
Дедушка сидел и умилялся, глядя на Юльку. Утренняя напряженность, с которой он начинал свой рассказ, улетучилась.
– Каждое окно – это опыт в том или ином вопросе. Вот стоишь ты, внучка, в своей комнате и смотришь на окна. Вдруг тебе говорят, что вся семья идет купаться. Тебя несут в воду. Ты плаваешь в озере вместе с дедушкой или папой, получаешь первые впечатления, связанные с купанием. В комнате есть окно под названием «купаться». Первый раз в жизни ты получаешь этот опыт. Открываешь окно «купаться» и купаешься. По возвращении в свою комнату ты на это окно вешаешь занавеску.
– Какую занавеску, дедушка?
– Цветную. Какой опыт ты получила! Вот тебе понравилась плавать и находиться в воде?
– Да!
– Какую занавеску ты повесишь на окне, которое называется «купаться?»
– Светлую! – крикнула Юлька.
– Правильно, – сказал дедушка, – вот стоишь ты в своей комнате и смотришь на окна. У тебя уже открыто много окон. На каждом висит занавеска – первый раз в жизни замерзла, проголодалась, поела, увидела сон, поцеловалась.
Юлька смеялась над дедом:
– Ну что ты, дедушка, мне еще только восемь лет, какой целоваться. Маленькая я еще, маленькая. Но зато теперь я знаю, что такое окно есть.
Дедушка улыбался.
– Каждый опыт имеет привязку к конкретному окну.
– Дедушка, мне кажется, я поняла! – крикнула Юлька и принялась ерзать на стуле.
Дедушка посмотрел на нее и сказал:
– Иди, в туалет сходи, а то придется занавески стирать. По возвращении Юлька спросила:
– Дедушка, я подумала, и мне кажется сейчас, что у одного опыт хороший, а у другого – плохой.
– Верно, именно так и происходит. Вот твой одноклассник получил свой опыт. Приоткрыв окно под названием «купаться», он плавал и тонул. Его, конечно, спасли, но когда он вернулся к себе в комнату, то на окне под название «купаться» появилась занавеска темного цвета. Вот именно об этом и говорил учитель, объясняя тебе страх мальчика перед водой.
– Дедушка, послушай меня, получается, что комната есть у каждого человека?
– Да, у каждого, даже если он об этом не знает. У многих людей открыты миллионы этих окон. Целые пласты. Вот, например, ученый, он изучает науки и практики, у него открыто много окон под названием «наука». Есть люди «черные», у них большинство занавесок темного цвета. Есть люди «светлые», у них занавески в светлых тонах.
– Дедушка, ты мне не ответил на один из вопросов, или я не поняла. Как исправить ситуацию, как изменить цвет этой темной занавески?
– Очень медленно, – сказал дедушка, – действовать надо осторожно, а то станет его занавеска еще темнее. Будете идти из школы – предложи ему пройтись мимо озера. Через некоторое время предложи пройтись без обуви. Еще погодя зайдите по колено в воду, и вот только затем можно попробовать искупаться на мелкой воде. Вот, внучка, примерно так и можно исправить ситуацию. Главное – не сделать хуже. Думай, внучка, думай перед тем, как будешь помогать кому-либо.
– Дедушка, спасибо тебе за объяснения. Я теперь знаю, как ему помочь. Как я поняла, можно всю жизнь менять свой опыт и, соответственно, цвет этих занавесок.
– Нет, – сказал дедушка.
– Как нет?!
– Вот так, нет!
– Но, дедушка, объясни, почему нет?
– Вот рассказывал тебе учитель про семь раз отмерь, один раз отрежь?
– Да, еще в первом классе.
– Как она объяснила значение этих слов?
– Так и объяснила, что, перед тем как сделать что-либо в жизни, надо хорошенько все обдумать.
– Правильно объяснил, – одобрил дедушка, – но эти слова имеют и другое значение.
– Какое? – вскочила Юлька. – Ну, дедушка, какое еще значение?
– А вот какое! После семикратного прохождения через ту или иную ситуацию в жизни отрезается. Это теперь уже наш опыт, из которого мы и состоим. Вот после этого исправить будет очень сложно. Это становится частью нас и уходит в нашу кровь. Потом детям нашим, внукам. Вот поэтому, Юлька, мне не нравятся некоторые ваши учебники. Словно врагом писанные.
– Ну, дед, и утро сегодня...
– Какое утро? Уже обед скоро, проговорили мы с тобой до обеда.
Дедушка привстал, поднял Юльку и понес мыть руки и готовиться обедать. Намылив внучке руки, дедушка продолжил мысль:
– Вот поэтому в жизни важен проводник. Важны те люди, с которыми ты получаешь свой первый опыт, делаешь первые шаги, открываешь первые окна. Кто тебя научит плавать – тренер с опытом или пацан со двора, после чего можно нахлебаться воды или утонуть.
Сегодня решили обедать всей большой семьей. Усевшись с родными, Юлька смотрела на всех и улыбалась. А вскоре в семье родился мальчик. Юлька любила гулять с ним по двору и присматривать, чтобы его первые шаги в жизни были приятными и светлыми.


Юльке Галкиной
посвящаю!
Волгоград, 2016 год. Отпуск. Январь.


Рецензии
Очень жизненный рассказ, побольше таких!
С уважением, Ольга.

Ольга Суслова   15.05.2016 03:58     Заявить о нарушении
Спасибо Ольга, за теплые слова!

Моисеев Владимир   15.05.2016 22:27   Заявить о нарушении