Почему я не стал Генералом! - 2 глава - 7

 Глава  7
 
Был   ничем  не оправдываемый    случай,   когда  я  застрелил  большую  собаку, только  за  то , что  она  забежала  в  наш  двор.
Отрывая  головы голубям и воробьям  зажав  между  пальцев  и резким  встряхиванием,  это  было,  жестко к  этому  не  было никакой  необходимости,  это  был  прямо  садизм,  и как  это  все  уживалось в  одном человеке.   
Но   чем  я  становился  взрослее,  тем реже  и реже  происходили  такие  случаи,  такие   безобразные   поступки. 
Они  мною  прекратились  совсем,  когда  мне  стало  16  лет. Нет,  я    не  был   жесток,  по  своему   характеру,  мне   жалко   было  их,  и одновременно  я  стыдился,  своей  жалости. 
Я  хотел  быть  мужчиной,  как  понимал  тогда  и   кажется  мне,  что  мои  сверстники - мальчишки  все  прошли  через  этот  подобный  мне  путь.

Пришла  осень, снова  начался  учебный  год,   последний  год  моей  учебы  в  школе,  так  как  7  класс  был  выпускным  классом.
В  те  годы  не  было  еще  десятилетки,  они  организовались в  1932  году  и кто  хотел после  окончания  семилетки  учиться  дальше,  тот  мог поступать в  техникум  или  рабфак, но  обязательно при  этом  должен  работать  на  производстве. Это  было что  то наподобие   нынешних   вечерних  школ,  в  рабфаках  учились  три года и каждый  рабфак   принадлежал  к  какому  либо   высшему  учебному  заведению. 
Мед. рабфак  к  Мединституту;  Пед. рабфак – Пединституту и  т. д. Оканчивая   рабфак и  сдав  в  нем экзамены  в  тот  институт к  которому  он приписан, принимались  без  экзаменов, а  если  надумал  в  другой,  нужно  вновь сдавать в  нем экзамены.
В  любой  институт   можно  было  поступить  и   по  окончании  двух  курсов  любого  техникума,  так  как  это равнялось  9  классам   образования.
Но  редко  кому  удавалось  получить  из техникума  такой   документ, так  как  очень  неохотно  отпускали  студентов  после  второго  курса,  только  при  особых  обстоятельствах. 
Кроме     этого  по  окончанию  семи  классов  можно  было просто   поступить  на  работу  в  любое  предприятие и даже   контору, учеником  брали туда  с    14  лет  или  поступить  в  школу Ф.З.О. (фабрично- заводское  обучение).
Таковы  были   возможности   учебы  и работы  в  наше  время, в годы  нашей  юности. 
В самом начале  учебного  года со  мной  опять  случился  «невероятный  случай».      
Утро,   еще  не  прозвучал  звонок  извещавший, о начале  первого урока, а я   сижу  за  партой  и  оттачиваю  карандаш (был  у  меня  ножичек  в  форме  бутылочки  с  1,5  см  лезвием).
В  это время меня  начинает  донимать мой  сосед  по парте Миша Балашов,  толкал  он  меня  толкал,  мешая  затачивать карандаш,  я не  выдержал,  выругался,  и к нему,    он  побежал, я за  ним и  когда  догнал  его, с  горяча,  забыл  что у  меня в  руках   ножик  ткнул  им его в спину, в  лопатку.
Раздался  крик Мишкин  и тут  только  я  увидел  как  на  его  рубашки  образовалось   кровавое  пятно.  Я  сразу  даже  остолбенел  от  этого, а  у  самого  в  одной  руке  нож  в  другой  карандаш. 
С  этим  Мишей  мы  дружили,  не мог  я  никогда  обидеть,  бывал я  у  него  дома и жили  они  бедно, очень  бедно, детей  в  семье  было  много, носить  нечего с  мануфактурой  в   те  годы,  да и с  обовью  было  в  стране  очень  и  очень  плохо.
Когда  я  однажды  рассказал    маме  о  его  жизни  и  семье, она  собрала   всю  обувь  нашу,  которую  можно  было  починить, а  также,  которая  уж  была  мала, сказала:
 - На  отнеси  все  им,  кому-нибудь,   будут  в  пору,  а порванные  починят,  носить  еще  долго  можно.      
Мишка  заплакал и застонал,  а  я  стоял  и  не мог  понять, как  же  все   это так  получилось?   
В классе  поднялся   переполох, кто – то побежал  в  учительскую  за  помощью, кто –то снимал  с Мишке  рубашку,   ранение  оказалось  не  глубоки,   но  длинной  три , четыре  сантиметра, прорезана  только  кожа, но факт есть  факт  удар ножом  в  спину.
Что  это  все  произошло  совершенно  случайно, никто не  хотел  в  это  верить. 
Прибежала  одна  из  учителей, я уже  и не  помню  какая. Меня  немедленно  выгнали  из  класса,  я  вышел все  еще  толком  не  соображая,  как  это  все  получилось и как же так  произошло?
 
Иду  по  лестнице, вниз  со  второго  этажа,  в это  время  ко  мне подбежал  наш  одноклассник  Африкан Ерофеевский  (здоровый такой  крепыш парень) и  хотел  меня  ударить, наступая   на  меня  и  приговаривая:
 - Ты  зачем  Мишку порезал ,а ?   Вот  я  тебе  сейчас  дам…!.            
 Вижу  сзади  еще  двоих,   отрезают  мне  дорогу,  чтобы  отлупить кстати с  Африканом  и его  друзьями  я  всегда  враждовал, а  Мишка  мой  был  приятель,  а  не  их, это  был  им повод  свести  со  мной  счеты.
Я  уже  тебе  говорил, что  у  нас  дома  было  всякое  оружие,  так  вот  я  на  этот  раз  в  кармане  имел  папин браунингЭ, бельгийский.
Я  видя,  что  окружен,  выхватываю  из  кармана  пистолет  и  говорю:
 - А ну  подходи, кому  жить  надоело?
Они  не  ожидав  такого, отпрыгнули  от  меня. Не знаю,   выстрелил  бы  я  или  нет? 
Возможно для  их  страха  и  пальнул  бы  в  пол, во  всяком случаи  в  них  стрелять  у  меня  намерений  не  было. 
В  этот  момент  кто  то сбоку, невидимый  мною,  схватил меня  за  кисть и выдернул  из  моих  рук  пистолет.
Это   оказался  взрослый  молодой  мужчина  лет  25.  Курсант  каких то курсов, занимавшийся  на третьем  этаже  нашей  школы, полит курсов,  кажется , назывались. 
Он  случайно  оказался  свидетелем  готовившейся  и не состоявшейся  драки  и  очень  быстро  прореагировал  на  все  это.
Мои  враги  разбежались, браунинг  был у  меня  отобран,  а  я сам  быстро  в  раздевалку  и  ушел  из  школы….
Только успел наспех   сказать  своим  друзьям  где  я  буду.  Домой , конечно  не  пошел так  как  знал  что  хорошего  мне там ничего  не   ждет!   
Вновь  я   на  Папином  бугре,  где   жду  своих  друзей  после   занятий  в   школе.
 
Спустя  четырех  часов они  все  явились  как  один,  да  еще  пошамкать  мне  принесли,  зная  что  я голоден , целый  день  сижу  их  жду.
Вот  опять пошли  обсуждения, как  мне  дальше быть, я  говорил, что  теперь  то  уж   мне надо  действительно  уходить  из  дома, но ты   и остальные  ребята  стали  говорить:
 - Ерунда!  Ничего  особенного  не  произошло,  подумаешь  царапину  сделал,  так  мы  же  бывает больше их  иногда  получаем,  а  браунинг  отдадут  его  уже  сдали   в Н.К.В.Д., мы  разведали ,  -  ответил   Сашка  Лужников. 
- Ты   пойми тебе  нужно  вернуться  домой, надо заканчивать семь  классов, а  там  другое  дело, можно  будет  тогда  решать.
Откровенно  говоря,  мне  и  самому  не  хотелось  никуда  убегать  и ехать,  но было  страшно  папиного  гнева,  я  то  знал  его  хорошо. 
Поломавшись  для  приличия,  но  уже   приняв   решения, я согласился  с ними,  что    надо  идти  домой, надо  доучиться.
-  Я согласен  с  вами, -  ответил  я. ….

Время   около  восьми  вечера, я пришел  к  дому  сел  на  лавочку  у  ворот  и  сижу,  тут меня  увидела   сестра  Нина и  побежала  в  дом.
Вышла  мама , сказала:
 - Иди  домой, что  здесь  сидишь?»  И я понурив  голову  пошел  за  ней.
На  этот  раз,  мне  не  было  порки, не  было  и  ругани  от   папы.  Он   только,  как  то грустно  глядел  на  меня  и говорил:
 - Ну  в  кого   ты  такой?  Не стыдно  тебе  меня  унижать?  Вот  люди  то  говорят  у  меня  сын  разбойник, отъявленный  хулиган!  Неужели  это  так , а?
 И тому   подобное,  и  так  далее.  Я   дал  ему  твердое  обещание,  что больше  этого  не  повторится, но  учти  сказал  он:
 -  Если  ты  и  дальше   так  будешь  вести  себя, я  отправлю  тебя в  колонию  дефективных  детей! (были такие  колонии  в  наше  время  и они  описаны  в  ряде  книг, я читал  эти  книги  и  кое  что  знал  о  них). 
На    следующий  день,  я   как  обычно   пошел  в  школу.
Меня  до  уроков  не  допустили, сказали   завтра  будет  педсовет,  вот   на  него  и  придешь  с  родителями.    
На  педсовет  я  пришел  с мамой, папа  как   всегда  был  занят  работой.
Сидим, начался  и  мой  вопрос. Выступала директор  школы  Будницкая,  она не  была  учителем  и  преподавателем,  она  была  директором.
Членом ВКП(б)  занимавшим  этот  пост, она  никогда  ранее  не  занималась  воспитанием  детей, а только  руководила,  как   номенклатурный  работник.
 
Тут  я  немного  коснусь   прошлого.  Летом   этого  же  года  в  городе  проходила  последняя  чистка   членов  партии.
Были  такие  чистки  рядов ВКП(б)  на  которые  члены  партии  отчитывались  за  всю  свою  деятельность  по  работе  и  в  быту. 
Начиная  с  рассказа  автобиографии,  при  чем  чистки  были  открытые,  происходила  в  клубах,  каждый  мог  туда  прийти  и  слушать,  а  также  задавать  вопросы  устно  или  в  письменном  виде.
Так  вот  на  одной  из  чисток  муж  Будницкой,  был исключен  из  партии за   злоупотребление   властью и  аморальном   поведении, а    председателем  комиссии по  чистки  был  мой  папа. Я  позднее коснусь  этих  чисток подробнее. 
Директор  Будницкая  выступила  за  исключение меня  из  школы  за  хулиганство, конечно тут сыграла роль    исключение  ее мужа  из  ВКП(б). 
Так  настаивал  мой  папа,  а он  был  в  это  время Секретарем Тобольского Окружкома  партии и  начальником  Иртышского пароходства  одновременно.
После  небольшого  выступления  вопрос  обо  мне был  поставлен  на  голосование  и  результат  за  исключение   проголосовало 13 человек   во  главе  с  Будницкой, а   против  12  человек.
 
Голос   директора  решил  исход  голосования.  И  так  я  исключен из школы….
Но  мое  исключение  было   только  на  один  день,  следующий  день  папа  сказал:
 -  Иди  завтра  в   школу  к  директору,  она  скажет как и  что .Там дашь  обещание,  что больше  такого никогда  не  будет. 
В  большую  перемену  было  общее собрание   школьников и учителей  в зале,  где проходили  уроки  пения. 
Вот  я  стою  на  сцене   гляжу  в  зал  на  мальчишек  и  девчонок,  меня  все  знают  и я их  всех знаю…
Даю  честное  слово,  что буду  нормально  учиться  и  не нарушать дисциплину, а  из за  кулис  голос Аркашки Бальчугова , тихонько  мне подсказывает:
- И  прошу  дать  мне  общественную  нагрузку. Я ему    тоже  шепотом:
- Уйди   зануда!..
Этот  шепот  был  слышен  в  первых  рядах, но голосом  директора  был  замят:
 -  Ну  как  дети оставим Сергея Долгирева  в  школе?   
Раздается  дружный  хор  голосов оставим , оставим…….

Инцидент  окончен, а браунинг  был   возвращен  папе   в  тот  же  день,  когда  его  у  меня  отобрали.
Я  снова  ученик  седьмого  класса  и по  прежнему  сижу  с  Мишкой  за   одной  партой, оправдываюсь  перед  ним,  сочувствую  ему.
А  он  отнекивается, да  говорит ерунда, я не  обижаюсь, я  знаю, что ты  не нарочно,  случайно, я  сам  виноват, тебя  толкал,  но  не  думал , что  так  выйдет  все  уже  почти  зажило.
Мы опять   друзья и  не  питаем   злости к друг   другу………..

Продолжение следует - http://www.proza.ru/2016/01/27/1856


Рецензии