Предсказания и предсказатели

24 марта 1603 года в Richmond Palace две фрейлины тихо шли по коридору и думали. Говорят, Королева почти уже не с нами. Они приоткрыли дверь в покои Великой Елизаветы и увидели сидящую на подушках еле живую старуху в растрепанном парике. Она по-прежнему была в окружении свиты, изрядно поредевшая, всем видом своим она, однако, выдавала прежний блеск.
- Голова кружится, - пожаловалась Королева.
- Ее величеству все хуже! – тихо произнес кто-то молодому человеку в углу.
Елизавета, услышав его, встрепенулась:
- Не волнуйтесь, доктор Ди предсказал, что я умру близ Йорка, а мы в Ричмонде!
Довольный кавалер кивнул. Елизавета меж тем начала снимать с пальцев кольца. Это всех немного обрадовало, потому, как лекари настоятельно рекомендовали уложить Королеву в постель.
- Наш дедушка обожал такие вещи, - продолжила Елизавета. - Он как-то даже завел себе в пророки некого пучеглазого мальчика. Чтобы проверить ребенка Король спрятал алмаз и пригласил к себе мальчика:
Не бойся,  мальчик, - сказал Король бледному от ужаса ребенку, - я слышал, что ты знаешь о вещах недоступных уму и узрел то, что человеку не доводилось видеть прежде…
Что и говорить, мальчик смотрел на него с выражением исключительной глупости на лице.
- Так вот, - не сдавался дедушка Хенри, - я тут потерял один очень ценный камень. - Ты поможешь мне его найти?
Мальчик ответил отрицательно, чем вызвал гнев стражников, но Король пожелал узнать почему:
- Ты не знаешь где он? – спросил Король.
- Тот, кто спрятал камень, в состоянии его и найти! – сказал мальчик.
Ответ этот произвел исключительно впечатление на дедушку:
- Отведите мальчика в апартаменты для Королевских гостей! – приказал он.
Однако, услышав это, ребенок, который и в самом деле был очень глуп, впадал в истерику.
- Нет! Нет! – кричал он. – Я не хочу умереть такой страшной смертью.
Стражник объяснил, что тот боится умереть во дворце от голода. Король лишь рассмеялся:
- Не бойся! – вновь сказал он, - я приставлю к тебе человека, который будет следить за тем, чтобы тебя регулярно кормили и поили на Королевской кухне.
Мальчик так всем понравился, что его решили держать в шкафу, чтоб тот не сбежал. В итоге там естественно забыли. Ну, тем дело и кончилось. А ведь он предсказывал!..
Вот и нашего отца предсказание не подвело. Одна йоркширская ведьма напророчила вторжение его войск в Нормандию: так пришлось ее послушаться! А то люди ведь смеяться будут. Но с ведьмами на всякий случай решили разделаться. И правильно… Он издал закон  объявлявший колдовство уголовным преступлением, но во времена нашего покойного брата был принят билль, отменивший его. И вы знаете – люди так обнаглели, что начали предрекать, все, что им в голову взбредет. Некий Алан тут же предсказал Королю скорую смерть, ссылаясь на то что его занятия – это теперь разрешенные законом науки. Этого шалуна приговорили к годичному заключению в Тауэре, но он был освобожден благодаря связям... Так всегда избегают наказания порочные люди.
- А что же предсказание? – спросил вдруг, тихо сидевший до этого, кавалер.
- Хах! – рассмеялась Елизавета. – Иначе стала бы я Королевой?.. вам на радость. Предсказания иногда сбываются.  Хотя, моя предшественница не слишком доверялась подобному. Когда она только достигла высшей власти, к ней пришел некий предсказатель. Она же предпочла поступить с ним в своем стиле: испанским манером. «Ох, уж мне эти шарлатаны! – говорила она. – Знали бы они будущее, не приходили бы ко мне». Впрочем, это не потому, конечно, что она не верила в пророчества, просто не любила тех, кто знает больше чем она!
Это и сложно для понимания, но временами предсказания довольно научны. Так, когда я была еще девочкой, мне случилось заболеть «оспою» (как все тут же заметили). Однако один ученый медик сказал: «это оспа ветряная, а в доказательство я предсказываю настоящую через двадцать лет, когда венец коснется это царственной главы». К несчастью, когда я стала Королевой, этого беднягу уже повесили, но «оспа» не заставила себя ждать…
Старина Френсис так и вовсе был обязан удачному прорицанию жизнью! Если бы пророчество не сбылось, и Великая Армада не потонула – весело бы ему было! Да и предсказания порой довольно логичны: меня назвали в честь бабушки, Елизаветы Йоркской. Так что нет ничего удивительного, если я уму близ Йорка.
В этот момент вошла фрейлина с новым врачом Королевы.
- Я вас не знаю! – встревожилась Елизавета. – Кто вы?
Медик с глубоким поклоном ответствовал:
- Меня зовут Йорк, Ваше Величество.
Не успели слуги вытолкать эскулапа за двери, как все с испугом заметили, что Королева Елизавета испустила дух. Только что они стали свидетелями последнего проблеска ясности ума в ее стареющем теле. До последнего она цеплялась за жизнь, хотя это было ей все сложнее.
Кто-то начал спешно креститься, кто-то заплакал. Пораженный случившимся кавалер спросил:
- Значит ли это, что Джон Ди истинный пророк?
- Сейчас вышло, что так, – ответил некто. – Но, как известно, многие вещи не случились бы, не будь они предсказаны!

26.01.2016


Рецензии