Что такое счастье

Я всегда приезжаю на вокзал задолго до отправления моего поезда. Во-первых, чтобы спокойно и без суеты купить билет; во-вторых, чтобы в оставшееся время, неторопливо прогуливаясь по ближайшим к вокзалу улицам, улочкам и переулкам, настроиться на дорогу. Ведь пешком ходить полезно, а особенно перед дальней дорогой.

К тому же я люблю ходить пешком и использую для этого любую возможность. Поэтому всегда стараюсь ездить налегке, чтобы не мешали вещи. А если уж никак невозможно ехать без дорожных сумок, то стараюсь поскорее сдать их на хранение и весело пойти, куда глаза глядят.

Обычно я иду в сторону от вокзала по какой-нибудь улице. Внимательно рассматриваю все, что попадается по пути. Потом, когда времени остается только на возвращение плюс десять-пятнадцать минут про запас, разворачиваюсь, перехожу на другую сторону этой же улицы и иду обратно.

Меня радует неторопливая мирная жизнь людей. Радует, что можно спокойно ходить по улицам. Меня занимает все: и магазины, которые попадаются по пути, и встречные прохожие, и жилые дома, и растущие вдоль улицы деревья, и птицы на деревьях, и перекрестки, и названия пересекающихся улиц на перекрестках, и памятные доски на домах, и вывески на учреждениях, и названия остановок, и попадающиеся парки, скверы, детские площадки; и все-все-все. Я даже захожу во дворы домов, чтобы посмотреть: а что там?

Раньше по этой улице проезжал, может быть, не один раз. Но когда едешь, ты оторван от земли. И ничего не успеваешь ни заметить, ни услышать, ни почувствовать. Когда же идешь пешком, чувствуешь себя уже первооткрывателем и путешественником. Да, конечно, ты всю жизнь прожил где-то рядом. Не один раз проезжал мимо. Но только сейчас, впервые ты идешь здесь пешком. Идешь не спеша, осматриваешь то, чего никогда не увидишь из окна автобуса.

И даже если ничего занимательного не увидишь, все равно приятно, растворившись в многолюдной городской толпе, остаться наедине с собой, собраться с мыслями и поразмышлять о чем-нибудь. Например, о «счастье». Попыток объяснить, что такое «счастье», было много. Одной попыткой больше, одной меньше; попытаюсь и я.

Слово «счастье» пришло к нам из праславянского языка. Означало оно тогда «часть» от чего-то целого. И «счастливым» считался, по-видимому, тот, кто после охоты, боя или какого-нибудь другого праславянского мероприятия оставался с частью добычи. Чем больше была часть, тем счастливее считался праславянин.

Для многих из нас все так и осталось: чем больше имеешь, тем, кажется, и счастливее. Однако, всем известно, что очень часто богатые люди - несчастны. Часть-то им досталась - на полстраны хватило бы, а счастья – нет.

Вот такое оно - «счастье»... Но вернемся к нашей прогулке.

Итак, я иду пешком и чувствую себя путешественником. Но в еще большей мере чувствуешь себя им, попав в незнакомый город. Я обычно первым делом покупаю карту этого города. И потом часами с упоением брожу по неизведанному городу, время от времени проверяя по карте, правильно ли я иду.

Вот сейчас должна быть река и мост через нее. Так и есть. А вдоль реки набережная и речная пристань.

Теплый летний день только начинается, поэтому на набережной почти нет отдыхающих. Только несколько подростков делают зарядку. Руководит ими пожилой тренер. Вот они закончили разминку и, сбежав по лестнице с набережной к реке, с шумом и визгом кинулись в воду.

Под красочными навесами, установленными вдоль набережной, продавцы расставляют свой товар. Возле шашлычной за столиком сидит смуглый красавец в белом поварском халате. Он пьет кофе вприкуску с сигаретой и лениво смотрит на нежное утреннее солнце. Рядом в мангале догорают дрова. Сладкий дымок от них стелется по всей набережной.

От реки пахнет большой водой вперемешку с бензином. Потому что рядом с пристанью стоянка частных моторных лодок. Владельцы лодок заправляют двигатели топливом и пробуют заводить их. Почихав какое-то время, двигатели сердито заводятся, и лодки постепенно разъезжаются.

На высоком холме над рекой возвышается старинный православный храм. Там идет служба. Я не зря пошел сегодня с утра именно в этом направлении. Перекрестившись, я вхожу в храм и стою там уже до конца.

Служба заканчивается. При подходе к Кресту прошу священника благословить меня в дорогу. Ведь сегодня вечером я уезжаю домой.

Старенький батюшка принимает меня за местного жителя, благословляет в дорогу и желает благополучно вернуться обратно. Я не пускаюсь в объяснения. Может быть, я действительно когда-нибудь еще раз приеду в этот город.

Я целую Крест, затем - благословившую меня руку священника.

Да, пешие прогулки для меня всегда были радостью. Но понял я, что это еще и счастье - самостоятельно, без посторонней помощи передвигаться – после того как попал в больницу. Когда в течение длительного времени каждое движение причиняло боль. Больно было даже лежать.

И чувствуя тогда себя совершенно беспомощным и от этого несчастным, я мечтал лишь об одном: чтобы все прошло, и можно было бы, как и прежде без посторонней помощи одеться, выйти и неторопливо пойти по улицам любимого города.

И когда, Слава Богу, я, наконец, выздоровел и в первый раз после болезни смог самостоятельно выйти на прогулку; я понял, что это и есть настоящее счастье.


Рецензии