Проповедь об одной ошибке критиков марксизма

Один итальянский ученый опротестовал положение Маркса о том, что рабочие создают любую ценность. Он утверждает,  что природные ресурсы в той же мере создают ценность. Представим себе общество, в котором есть только три ценности: еда, труд, книги. Рабочие участвуют в создании книг и выращивании еды, книги не участвуют в создании других ценностей,  но еда необходима,  также, как рабочая сила. Или другой пример: после обеда у человека есть силы для определенной работы, равной работе наемного рабочего, нанятого за те же деньги. Математически ресурсы и труд равны. Ошибка здесь в том, что современные ресурсы, в частности растения и животные были изменены человеком, то есть труд имеет приоритет в создании ценности. Еда же только воспроизводит силы человека, не развивая его так, как он развивает биоресурсы: с помощью генной инженерии и селекции. Таким образом, роль ресурсов не равна роли труда в создании ценности.

А как иудаизм относиться к марксизму?
Безусловно, в Торе присутствуют многие идеи, связанные с социальной справедливостью, как, например,  возврат земли к прежнему владельцу каждый седьмой год, десятина для нужд бедных, обязательная благотворительность- цэдака и т.п. Так же очевидно,  что многие коммунистические партии делали ошибки, допумкали перегибы и прочее, такие как борьба с религией, которая, по Марксу, сама должна отмереть в коммунистическом обществе, запрет многопартийности и так далее. Итак, марксизм - это экономическая теория, которая в чем-то права,  в чем-то-  нет. Например, всеобщее изобилие при коммунизме - очень спорное предположение, ведь оно подготовляется капитализмом и периодом социализма, а затем тратиться по известному принципу: каждому по потребностям. Остается и проблема выбора: все свободные ресурсы пустить на предотвращение рака или СПИДа, к примеру.
Иудаизм имеет свои разработанные законы распределения благ в обществе, свои теории экономики, но, безусловно,  может пользоваться и научными разработками марксистов для достижения возможно наиболее справедливого устройства экономики.
Один из последних лауреатов Нобелевской премии-религиозный еврей из Израиля, исследовавший теорию игр в Устной Торе и современной науке. Иудаизму присущ такой подход, наука-это очень важно.
Конец проповеди.


Рецензии