И до сих пор мне снится море...

Не секрет, что с годами, становясь старше, мы всё чаще и чаще возвращаемся в своих мыслях в годы далёкой юности, когда были веселы и беззаботны, многого хотели, а главное – многое могли. Вспоминаем, чего мы добились в этой жизни или, наоборот, чего так и не смогли…

Так получилось, что, прослужив на Северном флоте в составе экипажа большого противолодочного корабля «Адмирал Юмашев» 2,5 года срочной службы, я напрочь забыл о своём корабле, лишь только сошёл по трапу, сыграв, как говорят на Флоте ДМБ. Нет, поначалу, конечно же, сразу после схода, были и военно-морские праздники, были и встречи сослуживцев. Но все эти встречи были однотипными, с принятием на грудь определенной доли алкоголя, разговорями, кто круче.... А потому очень быстро стали не интересны.
В трудах и заботах пролетела большая часть жизни - около 20 лет. Наступил 2004 год. И вот как-то с очередной удачной зарплаты я купил своим детям компьютер. Не знаю, сколько бы ещё они играли у меня в «танчики» и крутили «тетрис», пока однажды я не подключил Интернет и не начал изучать Сеть. Открыл в браузере Rambler и призадумался. Чего бы такого интересного спросить у поисковой системы?
В тот день у меня гостил родственник Игорь Раков - моряк Черноморского флота, служивший в 1980-1983 годах на большом разведывательном корабле «Кавказ».
- А набери-ка ты название своего корабля, - сказал мне Игорь, и я с удовольствием впечатал эти два звучных слова - «Адмирал Юмашев».
Компьютер поморгал немного, подумал и выдал мне несколько страниц мелким шрифтом с названиями улиц, фамилиями прославленных лётчиков, российских журналистов, страниц о самом адмирале, чьё имя гордо носил наш корабль с 1975 года, когда он под заводским номером 730 был заложен на Ленинградском заводе имени Жданова, но данные о самом корабле практически отсутствовали. Самое главное, я не смог ничего найти о людях, которые на нём служили.
Тогда сайт «Одноклассники» ещё, наверное, только снился своему основателю. Стало как-то даже немного обидно. Вот те на:  служили-служили - и ничего. Игорь уже давно ушёл домой, а я всё сидел и сидел, перебирая разные поисковые системы, меняя тексты запросов, но ничего путного так и не нашёл.
Однажды, в очередном поиске, я увидел в Сети текст письма, выложенного каким-то морячком, с просьбой откликнуться всех, кто служил на моём корабле. Я написал. А через несколько дней Игорь, а это был машинист-турбинист Игорь Викторович Савельчев (1984-1987 годы, БЧ-5), ответил.
Сколько у меня было радости! Игорь пришёл на корабль, когда я уже почти готовился к сходу с него, и хоть мы практически и не были знакомы, может, где-то и пересекались - в столовой команды или на построении экипажа на вертолётной площадке, но это был моряк с моего «Юмашева». Мы начали переписываться.
Игорь был программистом, к тому времени неплохо знал языки программирования и предложил мне в память о нашей службе сделать сайт.  Я от этого был далёк и всё, что я мог, так это взять на себя поиск сослуживцев и материалов для сайта, как сейчас говорят, начал нарабатывать контент.
Фотографий со службы у меня было очень много, благо в своё время, до службы, увлекался фотоделом, осваивал проявители, закрепители и на корабле в полной мере использовал все навыки, полученные на «гражданке». Два дня сидел, сканировал, ползая по полу. Альбом был большой, и класть его на планшет сканера, да к тому же ещё и ворочать, было неудобно, но я быстро освоился. Снял крышку сканера, положил альбом на пол (до сих пор хочется сказать «на палубу»), сканер положил сверху, и пошло дело.
Осваивать программы для сканирования, обработки фотографий приходилось быстро. Так родился наш первый сайт о БПК «Адмирал Юмашев»: http://admiral-umashev.narod.ru/main.htm
Через некоторое время стало понятно, что мы заходим в тупик. Все фотографии уже были на сайте, начали раскрутку, а люди так почти и не находились. Стали двигаться дальше, взяли на себя ещё 9 кораблей нашего проекта 1134А, вот тогда дело и сдвинулось с мёртвой точки.
В фильме «Ёлки» выдвигается интересная мысль - «Теория шести рукопожатий» - мол, все мы знакомы друг с другом через шесть своих знакомых. Это, наверное, так и есть. Специфика военно-морской службы такова, что очень редко, когда офицер, приходя на корабль лейтенантом, уходит с этого же корабля в запас. Я знаю таких людей единицы.
Всем пришлось, да и сейчас приходится служить в составе разных экипажей разных кораблей.  Да и на флот попадают из учебных заведений, где в течение 5 лет молодые курсанты познают службу, и прежде чем стать лейтенантами, уже знают друг друга как облупленных. А ну-ка, поживите 5 лет под одной крышей!
Так что с каждым найденным офицером, мичманом, матросом расширялся и наш круг найденных сослуживцев, а заодно и объёмы полученной информации.
Настал момент, и мы выросли из наших флотских штанишек. Сайт, где мы обосновались, был бесплатным, а это накладывало на себя определённые ограничения по объёму, по скорости обработки данных и прочее.
Пришлось «переезжать» на платный ресурс. Нас он устроил. Там мы сейчас и обитаем. Деньги, необходимые на оплату дискового пространства, или собираем всем миром, пустив по кругу бескозырку, или зарабатываем своей активностью. Каждый размещённый интересный материал привлекает читателей, увеличивает посещения, а это в свою очередь увеличивает и бесплатное дисковое пространство.
Сейчас, если зайти сюда: http://kresta-ii.ucoz.ru, то вы наверняка узнаете и найдёте много интересного для себя о том, что касается кораблей проекта 1134А. К ним относились БПК «Кронштадт», «Адмирал Нахимов», «Адмирал Исаков», «Адмирал Исаченков», «Адмирал Макаров», «Маршал Тимошенко», «Адмирал Юмашев», «Василий Чапаев», «Адмирал Октябрьский», «Маршал Ворошилов» (в последующем носил имя «Хабаровск»). Итого: 7 кораблей Северного и 3 корабля Тихоокеанского флота.
Спросите, почему сайт именно об этих кораблях, об этом проекте? Да всё очень просто: потому, что мы на них служили.
За эти двеннадцать, так быстро пролетевших лет, нашли более 3.500 человек, чья служба не прошла мимо кораблей нашего проекта. Нашлись многие командиры кораблей, старшие офицеры, командиры боевых частей и командиры групп, мичманы и срочники. Потихоньку белые страницы истории наших кораблей заполняются.
Нужно ли это? Думаю, что да. И каждый год убеждаюсь в этом неоднократно, получая слова благодарности за очередного найденного друга молодости. Пока работали над сайтами, за эти годы было написано много книг о наших кораблях, и везде помогала информация, наработанная нами за это время.
Сергей Николаевич Машенский написал замечательную книгу о кораблях, проекта 1134Б и вертолётах, базировавшихся на этих кораблях, и их экипажах. Поистине хорошая книга. Называется она «Великолепная семёрка. Крылья «Беркутов».
Потом Андрей Борисович Аверин подхватил писательскую эстафету и написал о наших, 1134А проекта, кораблях. Называется она «Адмиралы и маршалы». Все наши корабли носили имена адмиралов или известных Маршалов бывшего Советского Союза. И только БПК «Василий Чапаев» и «Кронштадт» выпали из этого списка.
Потом уже появился сайт о кораблях серии 1134, а это «Адмирал Зозуля», «Вице-адмирал Дрозд», «Севастополь» и «Владивосток».  Два корабля с Северного и два  с Тихоокеанского флотов. Узнать всё  об этих кораблях можно, посетив страничку: http://drozd-cruiser.ucoz.ru. База сослуживцев по этим кораблям не ведётся.
И самым последним возник сайт о БПК проектов 1134Б и 1134БФ, а это большие противолодочные корабли «Николаев», «Керчь», «Азов», «Очаков», «Таллин», «Ташкент» и  «Петропавловск».
Найти информацию о них можно, зайдя на сайт: http://kara-1134b.ucoz.ru. По базе сослуживцев дела обстоят точно так же. Она не ведётся. Собираются только фото - и видеоматериалы по кораблям этого проекта, а также любая информация по их истории.
Итого на данный момент охвачен 21 корабль из нашей знаменитой 1134-й серии. Жаль, что из них на плаву остался всего лишь один БПК проекта 1134Б «Керчь». За годы после распада СССР практически все корабли, которые с честью несли службу по защите наших рубежей, были уничтожены. Но надеюсь, что придут времена, и слава нашего Военно-морского флота вновь возродится.


Рецензии