Война ангелов

Мир ангелов тесно переплетен с тем, который мы созерцаем и ощущаем в своем повседневном опыте.

Данный труд – попытка взглянуть на ангелов лишь под определенным углом, как на сферу образов и форм служения, способов реализации метафизической цели, - и, исходя из этой точки обзора, окинуть взором историю и аспекты окружающего мира, чтобы понять, какую роль в них играют и будут играть легкокрылые вестники небес.

     Ангел как субъект.

Ангел – (греч. ;;;;;;;, ангелос — «вестник, посланец») божественный посланник, возвещающий в своих делах волю свыше.

Наши представления даже об облике ангелов зачастую искажены деятелями искусств, веками спекулировавшими фигурами небожителей. Исходя из сформировавших образов – ангелы походят на сентиментальных существ, нередко выглядящих младенцами или изнеженными юношами. В то время как утвержденная Церковью внешность – это грозный крылатый мужчина, а в видениях пророков, чаще всего, их обличье и вовсе с трудом поддается описанию, столь мало в нем антропоморфных черт. В любом случае, ангелы имеют духовную, бесплотную природу, и любое описание их внешности относительно.

Важнее вопрос о пламенной сущности посланцев - задаче врученной им Всевышним. Существо ангелов неразрывно связано с трансцендентной обязанностью, за которую они лично ответственны перед Творцом. С ней они сходят в дольний мир.

Изначальный опыт встречи с ангелами, засвидетельствованный  в Ветхом и Новом заветах, демонстрирует нам страшных и потрясающих существ, вызывающих, прежде всего священный трепет. Мало кто из пророков, столкнувшись с ангелом, был способен устоять на ногах (Дан.8:17 – “И он подошел к тому месту, где я стоял, и когда он пришел, я ужаснулся и пал на лице мое”; Тов.12:16; Иез.2:1). Не даром посланник неземных миров обыкновенно начинает говорить со слов “Не бойся”.

Ангел – самостоятельный дух с аспектами бытия радикально отличными от человеческих, но также верно будет обозначить как ангела форму служения. Небесный архетип, но не только лишь фактор психики, а глубинную возможность людской сопричастности высшим формам служения. Заметим, что человеческое отношение к ангельскому измерению мира, может быть как осознаваемым, так и нет. Оно существует даже при формальном отрицании со стороны человека своей веры в духов, ввиду неотчуждаемого сопряжения человеческого существа с изначальными образами.

Подобное восприятие отнюдь не отрицает реальности ангельских личностей, возможности их созерцания, а напротив – подчеркивает ее. Для человека религиозной парадигмы вообще не существует зазора между ангелом как объектом и как субъектом.

Приведем некоторые примеры мест Писания, где ангел – это должность, а не природа. Так ангелами именуются пророки (Числ.20:16,  Ис.33:7), священники (Мал.2:7), Предтеча Спасителя (Мф.11:10, Лк.7:27) и ученики его (Лк.7:24), апостолы (Лк.9:52), и даже явления стихии (Пс.77:49 – “Послал на них пламень гнева Своего, и негодование, и ярость и бедствие, посольство злых ангелов”) и др.

В апокрифах (к примеру, книге Еноха) упоминаются случаи, когда человек становится ангелом не только по обязанностям, но и по природе. Как пророк Илия, ставший Сандальфоном, или Енох, преображенный Богом в Метатрона.

Но и без апокрифического материала, можно понять, что человеческая душа имеет грани подобия с ангельским служением, и может быть к нему непосредственно сопричастна. Не случайно же во многих книгах Писания, и особенно в посланиях апостолов, люди сопоставляются с благими или падшими духами – в совершаемых благодеяниях или грехах.

Так ученик апостолов Стефан, был подобен ангелу, представ перед синедрионом. Не в тварной природе, а в достигнутой благодати. (“И все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела.” - Деян.6:15). Святитель Григорий Палама утверждал, что нетварный божественный свет, преобразил Стефана, сделав его подражателем ангелов.

Тем не менее, кроме ангелов, есть и демоны, такие же по природе, но абсолютно отличные в вопросе отношения к возложенной на них свыше миссии.

     Высшие ангелы.

Обыкновенно ангелов разделяют на девять чинов, по схеме разработанной Дионисием Ареопагитом или аналогичной. Все же, в контексте данного труда, нас интересует, в первую очередь, не вертикальные различия ангельских уровней, а принципы, явленные в личностях семерых главных серафимов.

Архангел Михаил (“подобный Богу”) – предводитель небесного воинства, повергнувший Дьявола и легионы падших духов в начале времен, и обязанный вновь сразить его в конце. Цель архистратига сражаться с князем тьмы, как в непосредственной схватке, так и защищая людей от клеветы обвинителя, а также отстаивая души от его посягательств. Михаил являет принцип неприятия зла и борьбу со всеми формами его проявления.

Архангел Гавриил (“крепость Божия”) живет тем, что несет благую весть людям, как принес он откровение Захарии (отцу Иоанна Предтечи) и Марии (матери Спасителя). Кроме того, Гавриил возвещает смысл видений пророку Захарии и Даниилу, то есть наставляет в верном понимании посланий Всевышнего, а еще оберегает тех, кому благовествует божественные тайны. (Дан.3:28; Дан.6:22)

Архангел Рафаил (“врачевание Божие”), о котором повествует книга Товита – целитель и экзорцист. Он помогает юноше Товии вылечить своего отца и будущую жену Сарру, а также служит ему верным проводником, защищая от опасностей на протяжении их совместного странствия.

Менее известен архангел Уриил (“огонь Божий”), упоминаемый в 3-ей книге Ездры – отвечает на сложные вопросы о зле и справедливости, и служит светилом для тех, кто в молитве вопрошает к Богу.

Селафиил (“молитва Божия”) вдохновляет людей на молитву, а через Варахиила (“благословение Божие”) людям ниспосылается благодеяния свыше. Иегудиил (“хвала Божия”) укрепляет трудящихся ради славы Всевышнего и ходатайствует об их небесной награде.

Не стоит думать, что один из серафимов выражает собой лишь единственный принцип, на самом деле все перечисленные задачи и обязательства свойственны каждому из них.

Подводя итог попытаемся охватить некоторый спектр ангельских заданий – они оберегают людей, заступаются за них, наставляют, сообщают божественные послания, служат проводниками и целителями, поражают нечестивых, связывают падших духов и т.д. Их жизнь соединена с метафизической задачей, через которую они единственно и могут быть – гореть ее пламенем как столб огня, очищая мир и возвещая нездешнее благо.

Однако падшие ангелы, как и высшие, существуют целью. В чем же состоит их принципиальное различие, если не выставлять моральных оценок?

     Падшие ангелы.

Первым из падших ангелов был Денница, склонивший на свою сторону еще треть ангельского воинства. Ни в чем не обделенный, этот один из самых высоких небожителей счел, что не нуждается в Боге и каком либо вышестоящем принципе – он решил сам выдумать себе цель, тем самым поставив себя равным или высшим по отношению Творцу. Вот как сказано о нем в книге пророка Исайи (Ис.14:12-15) – “Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своём: «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему»”. Схожее упоминание присутствует и у пророка Иезекииля (Иез.28:13-19).

Падение Денницы связано в первую очередь с его гордыней и самомнением, толкнувшими его на измену Создателю и, как следствие, самому себе. Второстепенное его прегрешение – это зависть к Богу и человеку. Но не каждый из ангелов, по всей видимости, исходил только лишь из мотивов высокомерия и зависти. Можно сделать предположение, что, к примеру, демон распутства и гнева – Асмодей, отошел от ангельских обязательств под влиянием вожделения.

Другой известный падший ангел, последовавший за Денницей – Велиар. Его основная стезя – ложь и обман. Он лукавый мастер, более всех преуспевший в том чтобы выдавать себя за светлого ангела, вводя людей в заблуждения. Велиару свойственен эстетизм - ложная, лишенная высших смыслов  красота, - инструментами которой он гримирует свою демоническую работу.

Еще одна группа падших ангелов – бывшие стражи, поставленные Богом для того чтобы наблюдать и оберегать людей. Они упомянуты в книге Бытия и в послание апостола Иуды, как “…ангелы не сохранившие своего достоинства…” (Иуд.1:6).

Чтобы узнать о них подробности и выделить конкретные типажи необходимо обратиться к апокрифу – первой книге Еноха. В ней записана история стражей, соблазнившихся человеческими женщинами и покинувшими свой пост, чтобы вступить с прекрасными дочерьми человеческими в близкую связь. Начальствующим над падшими стражами был Семйаза, а особо среди них отличился Азазель, научивший мужчин войне, а женщин использованию драгоценностей, косметики и искусству обмана. Действия стражей породили великие бедствия в мире людей, и Бог послал четырех высших архангелов (Михаила, Гавриила, Рафаила и Уриила), чтобы обрубить им крылья и навеки сковать в темной толще земли.

Описанные ангелы (стражи) пали потому что покинули свой пост, подчинившись похоти и личным желаниям.

Рассмотрев эти примеры злых духов, сделаем вывод, что ангел получает статус падшего, когда в угоду собственным желаниям и целям, отбрасывает служение высшим ориентирам. При этом, вполне вероятно, сочиненная им ложная цель искренне полагается им самим как истина, и он самозабвенно убеждает в ней себя и пытается сообщить ее людям. Падший, действует в соответствие со своей ангельской природой – всем своим естеством устремляется к цели, но ориентация этого движения теряется в метафизических тупиках…

     Ангелы и демоны.

Ангел или демон, может скрываться за лицом любого встречного субъекта или даже явления. Не говоря уже о том, что подражателями добрых или злых духов являемся мы сами. И если высшие и падшие ангелы сами по себе, уже разделились на два противоположных стана, задав полярные первообразные, то человеческая душа, пока не отделилась от тела, может устремляться как к трансцендентному Престолу, так и к бренной земле – восходить к небесным высям или скатываться вниз. Возможно, в этом один из смыслов ангельской лествицы, которую узрел во сне патриарх Иаков (Быт.28:12).

Но тогда встает важный вопрос – как отличить ангела от демона? Как обрести тот дар “различения духов” (1 Кор.12:10) о котором говорил апостол Павел? Ведь по его словам и «сатана принимает вид Ангела света» (2 Кор. 11:14) .

Первое что стоит отметить – ангел через себя реализует высшее благо, а не творит то, что вздумается. Говоря словами архангела Рафаила – «Ибо я пришел не по своему произволению, а по воле Бога нашего» (Тов.12:18).

Второе – служащий Богу ангел не ищет почестей, не требует похвалы или поклонения со стороны людей. Ему достаточно того, что своими деяниями он совершает должное – приумножает не свою, а Божью славу (Тов.12:18, Откр.19:10). Демон же тщеславен, и никогда не откажется от преклонения со стороны людей. Ведь, как и в начале времен, он одержим желанием в своем несовершенстве занимать место Совершенного.

Наконец, вспомним слова Иисуса: “истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому” (Ин.1:51), из которых следует, что ангелы всегда связаны в своем полете с Искупителем рода человеческого, приближаясь или удаляясь от Него. В то время как демоны, осознанно или нет, силятся обособиться от небесных горизонтов и сотворить идола из индивидуального бытия.

     Ангелы смерти.

Особая категория ангелов, включающая как добрых, так и злых духов – это вестники смерти. Ангел смерти, как правило, проявляется себя в двух ипостасях – проводника души и безжалостного истребителя.

Первое качество запечатлено в послании апостола Иуды, брата Иакова, где архангел Михаил и Сатана спорят о душе Моисея. По сути, Дьявол пытается выступить в роли ангела смерти, но Михаил воспрещает ему это (Иуд.1:9), защищая душу от нечестивых посягательств, он сам становится для Моисея проводником во внеземное бытие. Из этого допустимо сделать вывод, что для людей верных Царю Небесному, ангелом смерти будет Михаил (хотя может быть и кто либо другой из Высших), в случае же если Ангелу Господню будет нечего возразить обвинителю рода человеческого - спутником на тот свет для души станет Дьявол или, быть может, другой из падших.

Однако ангелы зачастую выступают и как непосредственные губители человека, о чем свидетельствуют многие моменты в священных текстах. Ангел умертвляет ассирийское войско, осаждающее Иерусалим, в одну ночь (4 Цар.19:35). Но потом ангел кары обрушивается и на сам Иерусалим, по вине царя Давида (1 Пар.21). Ангел Господень поражает царя Ирода (Деян.20:23), а падший ангел истязает праведного Иова. В Откровение Иоанна Богослова многие небесные вестники выступают в роли беспощадных истребителей людского рода.

Обратим внимание, что мало где указывается, какой конкретно ангел низвергает кару (за исключением, разве что, книги Иова и Апокалипсиса), и во многих случаях неясно даже светлый или падший дух принимает на себя функции палача. Есть и такие фигуры, которые, как бы ужасны они не были в делах своих, вряд ли относятся к тем или другим. Вероятно, они лишь выполняют то, что обязано быть исполненным. К таким относится Авадон/Аполлион (“губитель”) – ангел бездны и царь саранчи, насылающий страшных чудовищ на нечестивцев (тем не менее, никому не приносящий смерти) или ангел Полынь, обращающий часть вод в яд.

Представление о том, что ангелы способны нести смерть, конфликтует с распространенным в наше время мнением о том, что их единственная функция – помощь и поддержка. На самом деле, как уже говорилось, статус ангела определяется его верностью и готовностью исполнить должное, что в призме человеческого восприятия может казаться как “добрым”, так и “злым”.

     Война ангелов.

Более менее определившись с основными действующими лицами ангельского конфликта, попытаемся выстроить цельную картину войны, в которую вовлечен весь космос.

Ангелы и демоны от начала времен противостоят друг другу. Одни осознают смысл и цель в Истоке всех вещей, или же так или иначе к нему причастны, другие уверены, что смысл и цель не обязаны иметь связи с божественным Истоком, по сути, отрицая объективность всего внеиндивидуального. В этом месте лежит причина их разногласия, разделяющая вестников на два противоборствующих лагеря.

Эта война длится от начала времен, ничуть не утихая в те эпохи, в которые ангельским или демоническим созданиям придается лишь художественное значение. Через перспективу столкновения духов можно воспринять внутренний и окружающий мир, общественные тенденции или историю – как былую, так и грядущую. Люди вовлечены в ангельскую войну самым непосредственным образом, так как поля сражений проходят через их душевное, социальное, политическое и пр. бытие, вне зависимости от степени понимания этого.

Здесь нет возможности описать это восприятие в полном объеме проявлений и событий, лишь выделить некоторую структуру, принципы, наметить отдельные черты и критерии для живого восприятия ангельских миров, которое немного затруднительно для человека современного.

Хотелось бы записать последние заметки, которые возможно дадут дополнительные ключи для понимания.

Кроме личной коллизии между ангелами, их разлад проявляется и на уровне народов (Втор.32:8). У этнархов (так называют ангелов государств и народов) своя битва (Дан.10:13, Деян.16:9). Они могут принадлежать как к высшим архангелам, так и к падшим небожителям. По сути, на геополитику и историю войн можно смотреть через ту же призму конфликта духов, не ограничиваясь, конечно же, таким ракурсом.

В качестве еще одного важного момента, выделим особую категорию ангелов, о которых мало упомянуто в Писании, но которые в той или иной мере должны в этой войне участвовать, в особенности в ее заключительных эпизодах. Это ангелы - дознаватели, те которые возлагают на себя сложную работу оценки ангельского поведения, а также осуществляют наказание заблудших духов. Ведь Бог “в Ангелах Своих усматривает недостатки” (Иов.4:18), и приверженность добру не означает безупречности в помыслах и поступках.

Типажом такого рода ангела, вероятно можно считать Рагуила (упомянут в англ. переводе Апокалипсиса и в апокрифической книге Еноха). Даже если не считать апокрифы чем то хоть малость достоверным, само существование таких памятников говорит о глубинном подозрение в реальности такого рода сущностей.

Наконец последний, но центральный аспект военных действий, который нужно отметить – позиции людей и ангелов в этой войне.

     Ангелы и люди.

Человек слаб, отягощен немощной плотью и ненасытной душой, но именно человека создал Бог по образу и подобию, и именно людскую природу принял на Себя. Ведь сколь бы величественны не были ангелы “не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?” (Евр.1:14)

А что отличает человека от ангела, если не рассматривать природу творений? Они схожи тем, что оба обладают разумом и свободной волей. И человек в той или иной мере отождествляется с ангелом, выстраивая свои отношения с целями и задачами жизни. Но если для ангела существуют только лишь принимаемые или не принимаемые императивы, то для человека, есть перспектива богоподобия, а значит и уподобления Творцу. Он обладает способностью творить (не из ничего, разумеется, а из умопостигаемых божественных смыслов).

И потому именно человек есть место пересечения людского, божественного и ангельского (сын Божий по благодати, человек по природе, ангел по роду служения), как Бог будучи Христом собрал в себе эти две природы и одно служение.

Значит верно, будет сказать, что в войне ангелов, в том числе и люди будут пребывать среди ангельских ратей, и люди будут поражать ангельскими мечами людей, и наконец, и люди, по словам апостола Павла, будут судить ангелов (1 Кор 6:3).

***

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий.» (1 Кор.13:1)


Рецензии