Выпускные экзамены

                Заканчивается месяц май 1975 года, в школе последний звонок, торжественная линейка  на площади перед  школой, классы выстроились по периметру, звучали наставительные и поздравительные речи от приглашённых  на линейку местных руководителей и наших замечательных учителей.

             День, как и положено ему быть к такому торжественному мероприятию, оказался солнечным и даже слегка жарким, что соответствовало хорошему настроению учеников школы.

            Наши два выпускных 10 класса были особенно взволнованы, учёба в школе позади, а впереди начинается взрослая жизнь, осталось только сдать экзамены и получить аттестат о среднем образовании.

             Об одном тогда не догадывались, просто перехлёстывали эмоции, что заканчивается самая замечательная пора юношества, когда у тебя максимум свободы и минимум ответственности.

          Несколько нас ребят стояли позади класса и томительно ждали окончания линейки, толкались, смеялись, не осознавая того, что вскоре жизнь нас разбросает по всей огромной стране.

              Торжественная линейка закончилась, ученики разошлись по классам, ну а мы, выпускники, уже считали себя самостоятельными личностями, которым оставалось готовиться к экзаменам и посещать консультации.

            Моя подготовка к экзаменам совпала с заготовкой сена на зиму для домашней скотины, прополкой и чеканкой  виноградника, но мне вполне хватало времени и полистать учебники.

            Единственное чего мне хотелось, так это на тройки сдать литературу и русский язык, по остальным предметам была полнейшая уверенность, что могу сдать экзамены и очень даже хорошо.

                Интересовался, как готовиться к экзаменам одноклассник Серёга, к своему товарищу ходил на вторую улицу, у него всё было организованно по высшему классу, в огороде под тенью деревьев стояла раскладушка, а рядом стопка книг.

               Товарищ лежал на раскладушке, листал учебники, готовился к экзаменам, младшая сестра приносила поесть.

               У меня всё было организовано намного проще.

          С утра выезд в поле, где косил траву с родителями, до наступления жары, затем возвращение домой, где в самое жаркое время готовился к предстоящему экзамену.

              Время мчалось неудержимо.

              И вот он торжественный момент, рассаживаемся за столами, вскрывается конверт с заданиями в присутствии комиссии с представителями из района, на доске пишутся варианты заданий, в моей голове твориться суета, нервное напряжения извилин, мысли мечутся по вариантам, и я не могу сообразить, по какой теме писать сочинение.

             Казалось вот вариант, более простой, но немного поразмыслив, понимаю, более нескольких предложений написать не могу.

           Бросаю взгляд по классу, такое ощущение, что все пишут по темам и довольно уверенно, начинаю нервничать,  грызу ручку, отставать от всех не хотелось, хотя времени отпущено предостаточно.

             Метнулся от одной темы к другой, совершенно запутался в данной ситуации, главное не сделать большое количество ошибок в сочинении, а для этого нужно писать, как можно проще.

               Пришлось взяться писать сочинение на свободную тему, здесь можно было включить фантазию и написать за отведённых четыре часа по странице в час, растягивая слова по строчке.

            Трудно мне далось сочинение, которое нужно было писать, придерживаясь определённых рамок и взглядов, в чём я тогда испытывал дефицит.

           Худо - бедно, но сочинение было написано и сдано, впереди несколько дней на подготовку к экзамену по алгебре, здесь как я считал,  будет проще, с математикой я дружил ещё со времён арифметики, всё зависело от предстоящего задания.

            Задание оказалось замысловатым, но не очень сложным, вначале всё было решено на черновике, а затем переписано начисто, свою работу я просмотрел и решил сдать досрочно, уловил удивлённые лица одноклассников, которые были сильны по данному предмету.

             Мне порекомендовали ещё раз проверить свою работу, с разных сторон послышалось:
                -  А как это решил?
                - А здесь как?

          Ну и самый простой запрос за спиной:
                - Дай списать.

               Но всех желающих быстро осадили:
                - Что там за шум?
                - Пишем самостоятельно и никому не мешаем!

                - Всё проверил?
                - Тогда неси и сдавай.

             Я поднялся и понёс свою работу,  проходя, похвастал перед учениками, по шелестел листками в руке, положил на стол, посмотрел от доски на думающих учеников, подмигнул тем, кто с завистью смотрел на меня и вышел из класса, до чего же легко дышалось, как прекрасно я чувствовал себя.

         Вышел из дверей, уселся на крыльце и стал ожидать, кто выйдет следующий.

            За время к подготовке к экзаменам  произошло одно  небольшое приключение, когда с матушкой ехали грузить сено в бричку, чтобы помочь отцу, и уже подъезжая к месту, на коляске мотоцикла ломается ось, выточенная из пальца соединяющего гусеничные траки, но об этом имеется отдельный рассказ.

                Экзамен по геометрии – это, как оказалось, был особый экзамен для меня, вошли с Серёгой одни из первых, тянем билеты, я без всякой подготовки иду к доске, пищу и черчу, и словно из пулемёта отвечаю на все вопросы билета.

         Меня заподозрили в большом везении, выучил один билет, который и вытянул.

             Стали меня гонять по всем параграфам  геометрии, было задано много вопросов, аксиом и теорем, на которые я тут же отвечал.

            Любовь Андреевна ставит пятёрку, хотя за всё время учёбы у меня стояла тройка, ответил без ошибок, получай заслуженную оценку.

              Я от неожиданно полученной пятёрки получаю большое удовольствие, появляется кураж сдавать  также остальные экзамены.

           Химия, немного подготовки, отвечаю всё по билету, плюс на дополнительные вопросы, ожидаю пятёрку, но мне ставиться четвёрка, не нужно  было, как  оказывается, лениться весь год.

            Ладно, и четвёрка  хорошая оценка, главное вот это чувство, зашёл в приподнятом настроении, без всякого напряжения, взял билет, подготовился и ответил.

            Иностранный язык, беру билет, готовлюсь, отвечаю, ну здесь уж точно пятёрка, но мне объясняют:
                - В районе не поймут, всё время тройки и вдруг пятёрка на экзамене, выше четвёрки поставить не могу.

         Да я ничего против и не имею, никогда за оценками не гонялся, четвёрка, значит четвёрка, мне больше нравиться моё состояние эйфории, полное спокойствие, когда видишь, что всё вокруг в полном напряжении и боязни экзамена, трясутся от неизвестности, а мне доставляет удовольствие быть в первых рядах, идущих на экзамен.

             Отщёлкал я экзамены, словно горсть семечек сгрыз, впереди только получение аттестата и выпускной вечер, на который у меня были большие виды, но в мои грандиозные планы вмешались небесные силы, посмеявшись надо мной и смешав все мои карты.

25 янв 2015 г.


Рецензии