Глава из книги Благодать священства

Интернет

Священники давно стали активными пользователями, завсегдатаями, «гражданами» виртуального информационного царства.

И это совершенно оправдано. Батюшки – «ловцы человеков» (главное, самим не уловиться на отравленную блесну) – везде, где присутствуют бессмертные души, должны быть и они, будь то Северный полюс или Южный, воздух или земля, вплоть до «компьютерного зазеркалья»...

Ни для кого не секрет, что в интернете сегодня находится семь десятых всего человечества. В безбрежных информационных сетях зреет решение многих вопросов, в том числе и геополитической значимости. Едва ли не вся молодёжь нырнула в эти глубокие воды и не спешит возвращаться на поверхность. И церковные структуры в наши дни уже не обходятся без собственных сайтов и порталов. Эпоха интернета стала особым временем, когда практически не утаишь в мешке приватности никакого новостного шила. И тайное, и явное выкладывается на всеобщее обозрение. Твои сокровенные размышления (хорошо, непостыдные мыслишки) становятся предметом всенародного обсуждения. Информационный невод вбирает в себя доброе и дурное, ожидая либо всеобщего электрического коллапса, либо пришествия Господня и Страшного Суда, что друг другу не противоречит...

Я сейчас не буду говорить ни о положительных сторонах интернет общения, ни о его издержках, о которых и без меня все наслышаны... Мои заметки – о другом. Всё чаще и чаще приходит на мысль, что человеческая душа, с её бездонной глубиной и Богу ведомыми способностями, остаётся самым совершенным творением, в сравнении с которым головокружительные успехи Билла Гейтса и последние усовершенствованные модели айфонов и айпадов – лишь «жалкий лепет оправданья» и набор ржавых формочек в песочнице перезревшей цивилизации эпохи постмодернизма.

Вот почему нам, пастырям, успешно совершающим свою просветительскую миссию «в фейсбуках и ютубах», нельзя забывать о своём духовном первородстве и отказываться от него (предстояния Живому Богу) ради чечевичной похлёбки виртуального общения и накопления разнородных сведений. Священник – это не освящённая водокачка, скачивающая и перекачивающая из «интернет-жил» водянистую информацию, нуждающуюся в очистке и перегонке. Иерей – это не мальчик по (компьютерному) вызову для обслуживания капризов и суетных запросов публики, лукаво прячущейся за фосфоресцирующим плоским экраном. Как и в любом общении, и в этом формате пастырю должно хранить своё достоинство, являть выдержанность суждений и компетентность оценок, не позволяя вырываться наружу ничему «личному», страстному, пропитанному нечистым духом «миродержца».

Но вернёмся к разговору о душе пастыря и о его вечном призвании – общении с Богом лицом к лицу, предстоянии пред славой Божества в молитвенном ходатайстве за народ. Наше сердце – дивный орган богозрения! Никому никогда не измерить число «пикселей» духовного ока, устремлённого к вечности. Не поддаётся учёту количество мегабайтов памяти человеческой и объём информации, хранимой в сердечной «флешке». Приступит человек, и сердце глубоко, – по слову Псалмопевца Давида . Всей жизни мало, чтобы исследовать сокрытые в душе лабиринты и анфилады, тем паче очистить её от окалины греха, убедившись в силе евангельских слов: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят .

Вспомним, дорогие читатели, преподобного Сергия Радонежского, который без помощи дисплея созерцал на молитве ход Куликовской битвы и  молился за каждого павшего русского богатыря. Не забудем и «убогого Серафима», как величал себя светильник Саровской пустыни, денно-нощно возжигавший свечи перед келейной иконой и знавший (по падению свечи), кто из духовных его чад подвергся напасти и не устоял пред лицом погибельного искушения. Удивимся тому, как последний старец Троицко-Сергиевой Лавры  (после её закрытия в безбожные годы), приложив к уху монашеские чётки «вызывал на связь» своего «собинного друга» –  митрополита Трифона (Туркестанова) – и тот услышал (!) «звонок» и тотчас приехал проститься с умирающим старцем... Обратив взор в глубину веков, увидим преподобную Марию Египетскую, молящуюся на «возду;сех» словами Давидовых псалмов и библейских пророков, книги которых она никогда не держала в своих руках, но изучала их через просвещение от Духа Божия... Ей же Господь открывал все бытовые детали из жизни далёкой мужской обители, откуда прибыл к ангелу пустыни смиренный пресвитер Зосима, написавший житие преподобной.

Таким же даром Бог почтил нашего современника, схиархимандрита Виталия (Сидоренко), ученика Глинских старцев, кавказского подвижника, последние годы жизни проведшего в советском Тбилиси в послушании у замечательного православного аскета, святителя Зиновия (Мажуги). Господь открывал отцу Виталию малейшие подробности из жизни его московских духовных чад, как будто они непрестанно беседовали по скайпу.

Остаётся только безмолвствовать и удивляться жизнеописанию недавно причисленного к лику святых афонского старца Порфирия Кавсокаливита, обладавшего исключительным даром ведения, как будто он находился в центре космических исследований, напичканном радарами и излучателями последнего поколения...

А потому, братия, не будем предпочитать интернет-радение, притупляющее физическое и духовное зрение, общению с живой природой, когда душа воспоминает о сокровенной сердечной молитве Создателю, соединённой с печалованием о всём сущем.

Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит.


Рецензии